Внедрение искусственного интеллекта (далее - ИИ) в уголовное судопроизводство поднимает проблемы, с которыми правовая наука еще не сталкивалась, и порождает множество вопросов, ответы на которые не столь однозначны. Целью исследования являются выявление и оценка потенциальных рисков, пределов допустимости использования ИИ при постановлении приговора, возможности влияния ИИ на улучшение качества принимаемых судом решений. В статье рассмотрены проблемы, которые возникли в некоторых странах при применении автоматизированных систем в суде. В частности, проблема «непрозрачности» ИИ - одна из наиболее неразрешимых в настоящее время, вызывающая значительные потенциальные риски использования ИИ в уголовном судопроизводстве и, по этой причине, препятствующая его применению. Зависимость ИИ от заказчика и разработчика также является потенциально опасным обстоятельством его использования при отправлении правосудия. Рассмотрены отдельные факторы положительного воздействия ИИ на качество решений суда. Сделан вывод о возможности влияния ИИ на улучшение качества принимаемых судом решений при условии ограничения пределов допустимости его использования при постановлении приговора. Вспомогательные системы с использованием ИИ, в том числе, предлагаемые отечественными авторами, могут решить проблемы дефицита времени судьи и высвободить его когнитивные ресурсы. Полная замена судьи - человека ИИ - опасна. Она может привести к дегуманизации правосудия. Легитимизация ИИ в уголовном судопроизводстве должна осуществляться государством, поскольку уголовный процесс имеет государственную природу.
В статье рассматриваются ключевые этапы развития прокуратуры Российской Федерации начиная с Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г. и принятия Конституции РФ и заканчивая изменениями конституционного статуса прокуратуры в свете поправок, внесенных в Основной закон в 2014 и 2020 гг. Также анализируется роль прокуратуры в правовой системе государства. Рассмотрены основные тенденции и выявлены некоторые проблемы в формулировании законодательного статуса прокуратуры. Особое внимание уделяется анализу действующей редакции ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», из которой исключено указание на полномочие прокурора выступать от имени Российской Федерации. Рассматриваются вероятные причины и возможные последствия данного законодательного решения, его несогласованность с нормами процессуального законодательства, в частности с регламентирующими статус и полномочия прокурора в уголовном и гражданском судопроизводствах.