ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В КАЧЕСТВЕ ИНВЕСТИЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (2024)

Введение: в работе изучены проблемы правового регулирования использования цифровых финансовых активов в качестве инвестиций. Возникающие проблемы, по мнению авторов, в первую очередь связаны с правовыми средствами, заложенными в механизме правового регулирования возникающих правоотношений, а также со значительной спецификой отношений, возникающих в интернете и других информационно-коммуникационных сетях.

Цель: целью работы стало выявление специфических особенностей указанных отношений, связанных с невозможностью географического определения места нахождения субъекта отношений и вследствие этого определения национального права, подлежащего применению, в отношении инвестирования цифровых финансовых активов.

Методы: специфика правовых отношений, возникающих в информационно-коммуникационной сети между инвесторами цифровых финансовых активов и иными субъектами, обусловила использование особых методов исследования. Среди общенаучных средств, наряду с анализом, синтезом, дедукцией и индукцией, применялся эмпирический метод правового моделирования. Использовались и конкретно-научные методы: догматический (формально-логический) и формально-юридический, а также методы правового прогнозирования, юридической аналогии и технико-юридический.

Результаты: в работе обоснован сложный состав правоотношений, сторонами которых являются как «юридические», так и «технические» субъекты. Показана взаимосвязь действий субъектов, вызывающих правовые последствия. Предлагается классифицировать субъекты правоотношений, возникающих в виртуальной сети в процессе инвестирования цифровых финансовых активов, на основные - чьи действия порождают юридические последствия, и вспомогательные (дополнительные) - чьи действия обеспечивают возможность возникновения юридических последствий. Утверждается, что на процесс возникновения правоотношений влияют действия всех субъектов, как основных, так и вспомогательных. Важной проблемой взаимодействия в виртуальной сети в процессе инвестирования цифровых финансовых активов имеет процесс идентификации и аутентификации субъектов. Такая сложность напрямую связана с определением государственной принадлежности субъекта правоотношения, а также национального права, подлежащего применению. Указывается, что в Российской Федерации этот вопрос практически решен с созданием Единой системы идентификации и аутентификации. Однако в международных и межнациональных отношениях он еще требует проработки. Анализируются несколько путей решения проблемы единого правового регулирования отношений, связанных с инвестированием цифровых финансовых активов. Выделяются четыре основные модели, существующие в настоящее время. В первую очередь речь идет о сближении национального права различных государств. Указывается на минусы такого подхода. Вторая модель связана с созданием единого международного регулирования. Приводятся аргументы «за» и «против». Рассматривается проблема создания полицентричного или децентрализованного права. Третья модель связана с использованием в регулировании отношений технических норм наряду с юридическими. Четвертый подход обосновывает наличие двух уровней регулирования, внешнего и внутреннего.

Выводы: предлагается пятая модель правового регулирования отношений по инвестированию цифровых финансовых активов, характеризующаяся правовым регулированием отдельных объектов цифровой коммуникации, сочетанием внешнего государственного регулирования с саморегулированием, а также возможностью создания информационной платформы собственного правового регулирования внутри системы (внутрисистемного регулирования или платформенного права). Проанализирована проблема существования внутреннего локального регулирования правоотношений инвестирования цифровых финансовых активов. Делается вывод о формировании локального платформенного права. Обосновывается полицентричность создаваемого надплатформенного права. Решена проблема запрета встречного предоставления цифрового финансового актива. Предлагается заменить указанный запрет на запрет использования цифрового финансового актива как средства платежа.

Издание: ПРАВОВАЯ ПАРАДИГМА
Выпуск: Т. 23 № 1 (2024)
Автор(ы): Матыцин Денис Евгеньевич, ИНШАКОВА АГНЕССА ОЛЕГОВНА
Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (2024)

Актуальность исследования: в статье анализируется актуальность, содержание и исследовательские результаты главной темы текущего выпуска журнала «Legal Concept = Правовая парадигма» под названием «Инвестиционная и финансовая активность в цифровой предпринимательской среде: задачи правового обеспечения». Необходимость модернизации правового регулирования предпринимательской деятельности обусловлена цифровизацией экономических отношений, базирующихся на цифровых технологиях и формирующихся новых видах предпринимательской деятельности, осуществляемой с применением интернет-платформ. Актуальность проведенного комплексного исследования обусловлена значимостью рассмотренных в главной теме номера вопросов, посвященных национальной политике в сфере правового регулирования инвестиционной и финансовой активности как значимой части предпринимательской деятельности, которая является важнейшим инструментом обеспечения инклюзивного роста и устойчивого экономического развития, сокращения бедности и создания рабочих мест. Научная новизна: обоснована значимость решения ряда ключевых задач национальной инвестиционной политики, направленных на обеспечение концепции устойчивого развития, а также инклюзивного роста. В ходе анализа научных статей главной темы номера выявлены выводы и рекомендации, которые могут быть использованы в законотворческой деятельности. Они направлены на расширение и повышение интенсивности инвестиционного оборота, развитие теоретических положений об инвестиционных отношениях в информационном пространстве, что обеспечивает решение крупной научной проблемы мирового уровня, имеющей большое социально-экономическое и хозяйственное значение. Методологической основой исследования является системный эволюционный подход в сочетании со структурно-функциональным, временным и пространственным, сравнительным и документальным, статистическим и эконометрическим анализом, а также законодательным моделированием. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, среди которых диалектический, индуктивный, дедуктивный, аналитический, прогностический, и частнонаучные методы, такие как формально-юридический, метод юридического толкования, сравнительно-правовой метод и т. д. Результаты исследования: в перечне ключевых задач национальной инвестиционной политики, направленных на обеспечение концепции устойчивого развития, выделены: 1) поддержка и стимулирование отдельных секторов экономики (налоговые льготы, субсидии или другие меры, направленные на привлечение инвестиций и стимулирование роста в определенных отраслях); 2) обеспечение сбалансированного развития отраслей экономики и экспортного производства; 3) достижение конкурентоспособности отечественной продукции; 4) реализация экологических программ, таких как развитие здравоохранения, охрана окружающей среды; 5) обеспечение обороноспособности и безопасности государства путем содействия развитию критической инфраструктуры, такой как транспортные и коммуникационные сети, и инвестирования в исследования и разработки новых технологий. В качестве ключевых задач инвестиционной политики в контексте инклюзивного роста исследованы приоритеты и механизмы реализации социальных программ, среди которых: 1) развитие образования, жилищно-коммунального хозяйства; 2) регулирование занятости населения.
Выводы: обосновано, что инвестиционная политика имеет своей целью решение ряда стратегических задач государства, а потому должна быть тесно увязана с общей стратегией развития страны, регулярно обновляться и отражать изменения в инвестиционной среде. В целом такие задачи в контексте настоящего исследования автор классифицирует на две группы: во-первых, задачи, подлежащие решению в рамках концепции устойчивого развития; во-вторых, направленные на обеспечение инклюзивного роста. Проведен анализ иерархии нормативно-правовых актов в инвестиционной сфере. Обосновано, что система отечественного инвестиционного законодательства нуждается в существенном пересмотре в части объединения разрозненных правовых норм в единый логически выстроенный на основе общих целей и принципов комплекс нормативных предписаний. Реализация этой меры, по мнению авторов, послужит ключом к достижению целей инвестиционной политики, а в конечном итоге - содействию инклюзивному росту и устойчивому экономическому развитию. Проанализированы научные результаты, представленные в статьях, составивших рубрику «Главная тема номера». Сделан вывод о том, что сформулированные в ключевой рубрике журнала предложения и рекомендации охватывают законотворческую деятельность по совершенствованию и регулированию цифровой предпринимательской деятельности в области инвестирования и оборота современных финансовых инструментов. Определены конкретные научно обоснованные положения для целей дополнения ряда федеральных законов РФ. Выявлены содержательные выводы и рекомендации, которые могут быть использованы в последующем как для расширения и повышения интенсивности инвестиционного оборота, так и для развития теоретических положений об инвестиционных отношениях в информационном пространстве.


Издание: ПРАВОВАЯ ПАРАДИГМА
Выпуск: Т. 23 № 1 (2024)
Автор(ы): ИНШАКОВА АГНЕССА ОЛЕГОВНА
Сохранить в закладках