ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (2022)

В статье представлены результаты эмпирического исследования, связанного с оценкой состояния учебной мотивации и профессионального самоопределения учащихся 9–11-х классов школ Иркутской области. Исследование было выполнено в ноябре–декабре 2020 года в рамках подготовки диссертационной работы, посвященной изучению эффективности профессиональной ориентации старшеклассников как средства формирования учебной мотивации.

Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной эффективности существующих средств формирования учебной мотивации в старших классах школ Иркутской области. В частности, собранные данные указывают на тот факт, что около 72% учащихся-старшеклассников профориентацией не охвачены. При этом большая часть указанной школьной аудитории проявляет заинтересованность в подобных формах содействия осознанному выбору будущей сферы профессиональной деятельности, особенно в индивидуализированном формате, учитывающем, в том числе, построение личного карьерного плана.

Интересно, что у старшеклассников, которые были задействованы в проектах профориентационной направленности, фиксируется больший потенциал в плане учебной мотивации (среди них в большей степени представлены средний и высокий мотивационный уровни и в меньшей — сниженный и низкий). У таких старшеклассников более выражены познавательные и внешние учебные мотивы.

В целом итоги исследования позволяют говорить о том, что использование в школах Иркутской области комплекса мер, ориентированных на профориентацию старшеклассников в индивидуальных формах, способно ощутимо повысить их учебную мотивацию.

Издание: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (33), Том 9 (2022)
Автор(ы): Яценко Олег Валерьевич
Сохранить в закладках