В статье рассмотрены варианты репрезентации концептов татарского языка на материале татарской и башкирской литератур Республики Башкортостан с позиции когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Здесь кратко представлены основные подходы в толковании таких понятий, как «концепт», «художественная картина мира», «индивидуальная языковая картина мира» и др.
Художественное осмысление национально-языковой картины мира осуществляется писателями и поэтами, так как они способны создавать новые художественные миры и тем самым расширять коннотационное поле того и ли иного концепта. Для анализа данного процесса в статье использованы произведения татарских и башкирских писателей: М. Кабирова, Г. Гиззатуллиной, Г. Гильманова, М. Вафина, М. Закирова. Авторы делятся опытом интерпретации таких значимых концептов татарской культуры, как «кеше» («человек»), «җан» («душа»), «кабык» («лубок»), «шагыйрь» («поэт»), «моң» («мелодия» / «грусть»), «юл» («дорога» / «путь»), обладающих лингвистической и лингвокультурной значимостью. На основе проведенного исследования обосновывается ценность концептуального анализа с целью определения соотношения универсального, национального, индивидуального компонентов концепта в произведении или в творчестве того или иного автора. Показано, что анализ текста или текстов писателя со стороны созданных им концептосфер позволяет глубже вглядываться в художественное полотно, отражающее его мир. В статье отмечается, что проблема анализа концептуальной картины текста на материале татарской литературы остается актуальной и перспективной.
В статье рассматривается концепция социального идеала Конфуция и влияние составленных конфуцианских ценностей на формирование поведения личности человека в Древнем Китае. Затрагивается также исторический аспект возникновения конфуцианства как этико-социально-политического учения.
Целью данной работы является изучение социального идеала по конфуцианству и его влияния на культуру поведения древнекитайского общества. В статье применяются методы исторического анализа, хронологический метод, идеографический метод.
Научная значимость заключается в обогащении теории по теме «Учение Конфуция о «благородном человеке» и его роль в социальном и воспитательном начале древнекитайского общества».
Практическая значимость состоит в том, что данные сведения могут быть использованы в процессе преподавания 1-2 курсов исторических факультетов с целью отслеживания зарубежных исторических процессов, их анализа и изучения влияния на общее развитие мира на разных этапах