Необычный синтез осетинского романа и эстетической реальности нартского эпоса, его сюжета, системы образов и характеров и т. д. дает качественный эффект. Прежде всего значительно раздвигает грани и возможности реалистического принципа обобщения и, как результат, появляется новый жанровый тип романа – философский роман. Качественно философское романное мышление отличается более углубленным духовно-нравственным освоением социального и национального мира, в т. ч. и человеческой реальности.
В статье рассматриваются генезис, жанровая структура, художественные особенности
осетинского философского романа. Осетинский философский роман генетически восходит к нартскому эпосу. Его жанровая структура формируется на сюжетике нартского эпоса. При этом он активно использует и систему образов, поэтику эпических сказаний. Героями его становятся нартские персонажи. В статье проаназирована роль пространственно-временных координат этнонационального бытия, формирующих жанровую структуру осетинского философского романа и романного типа героев. Также раскрыто своеобразие художественной трактовки философским романом духовно-нравственной сути бытия этноса–народа–нации.