Введение. Тенденция к повышению роли самостоятельной учебной деятельности обучающихся актуализировало поиск и внедрение эффективных условий их педагогической поддержки в процессе использования педагогом активных и интерактивных методов обучения.
Теоретический анализ исследований позволил заключить, что педагогическую поддержку необходимо рассматривать как создание педагогом определенных условий для самостоятельной работы обучающихся с целью формирования у них стимулов к самоопределению посредством выбора ими индивидуальных и(или) групповых образовательных траекторий.
Эмпирический анализ. Для проверки предположения о том, что активные и интерактивные методы обучения обладают значительным потенциалом для педагогического обеспечения процесса самоопределения обучающихся, было проведено исследование, в котором участвовали студенты двух групп I курса СГМУ им. В. И. Разумовского (N = 20), в рамках преподавания учебной теоретической дисциплины.
Заключение. Исследование позволило сделать вывод о том, что эффективными условиями педагогической поддержки являются: доверительное диалогическое взаимодействие педагогов и обучающихся, педагогическое консультирование обучающихся по их запросу, организация работы над групповым проектом с использованием активных и интерактивных методов группового учебного взаимодействия; предоставление возможности разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках работы над групповым проектом.
Введение. В 2001 г. в России появилась Концепция художественного образования. Для понимания реальной ситуации общего образования в предметной области «Искусство» необходим анализ государственных документов и педагогической практики на предмет их соответствия.
Теоретический анализ. Исторически сложившаяся система художественного образования в России имеет сложную многоступенчатую структуру. Особое место в ней занимает направление подготовки педагогических кадров в предметной области «Искусство» для общеобразовательных школ.
Эмпирический анализ. Сопоставление современной ситуации подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Музыка») и проблем, обозначенных в Концепции преподавания учебного предмета «Искусство», приводит к пониманию зависимости решения части проблем от набора компетенций молодых специалистов, идущих работать в общеобразовательные организации. Сегодня существует объективное противоречие между традиционными формами и методами обучения искусству и отношением к нему молодого поколения, выросшего в условиях цифровой среды. Следовательно, подготовка кадров для преподавания искусства в школе, опирающаяся исключительно на традиции, мало эффективна.
Заключение. Необходима разработка новой концепции профессиональной подготовки педагогов для предметной области «Искусство», учитывающей реалии современности.
Введение. Цифровая трансформация науки и образования является стратегическим направлением государственной политики Российской Федерации, которая способствует качественным изменениям во всех сферах жизни, в том числе в научной и образовательной деятельности, поддерживает идею постоянного саморазвития и совершенствования навыков и умений. Цель цифровой трансформации заключается в стремлении достичь высокого уровня цифровой грамотности в высшей школе. Цифровая трансформация направлена на решение многих вопросов, в частности повышение уровня цифровых компетенций сотрудников и обучающихся образовательных организаций в режиме работы с новым форматом обучения. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть генезис проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения.
Теоретический анализ. Одной из востребованных компетенций в реалиях цифровой эпохи является цифровая коммуникативная компетенция, реализуемая в условиях смешанного формата обучения. В статье содержится периодизация генезиса проблемы формирования цифровой коммуникативной компетенции в смешанном формате обучения, выявлены главные тенденции на 2-м этапе ее развития, определены научные, теоретические, исторические, социально-культурные предпосылки.
Заключение. Владение цифровыми компетенциями способствует повышению качества образования и продвижению цифровых инноваций в образовательной среде, так как максимально используется потенциал современных технологий.
Введение. Проведенное исследование нацелено на выявление потенциала диалога культур как методологии и технологии, эффективной в профессиональном образовании будущих дизайнеров. Теоретический анализ. Научная новизна заключается в уточнении сущностных характеристик понятия «качество подготовки будущих дизайнеров», которое может быть рассмотрено как совокупность личностных и профессиональных характеристик дизайнера, обеспечивающих его готовность к продуцированию новых идей, к созданию востребованного оригинального продукта. Также новым является обоснование влияния диалога культур на совокупность характеристик, определяющих качество подготовки дизайнеров. Эмпирический анализ. Проведенный в двух вузах (Китай, Россия) педагогический эксперимент позволил получить эмпирические данные, подтверждающие, что для профессиональной подготовки дизайнера эффективно изучение отдельных дисциплин, содержательно и ценностно обогащенное знакомством с культурными феноменами другой страны, а также рефлексией собственных ощущений студентов, дискуссией, связанной с осмыслением потенциала той или иной культурной традиции в современном дизайне, с выявлением общего и отличий как в культуре, так и дизайнерском опыте разных стран и т. п.
Заключение. Доказано, что диалог культур способствует повышению качества профессиональной подготовки будущего специалиста в области художественного дизайна.
Введение. В условиях цифровой трансформации образовательные системы по всему миру сталкиваются с новыми вызовами, связанными с зависимостью от международных образовательных платформ и технологий. В статье анализируется проблема обеспечения образовательной независимости России на фоне усиливающегося внешнего влияния. Глобальные платформы, такие как PISA и IB, влияют на учебные программы, создавая риски утраты контроля над образовательным процессом и усиления зависимости от иностранных технологий.
Постановка задачи. Цели исследования – выявить основные угрозы для образовательного суверенитета и предложить меры по его защите.
Методика и методология исследования. Методологическая основа исследования включает сравнительный анализ международного опыта и содержательный анализ подходов к укреплению образовательного суверенитета, а также успешных примеров реализации национальных стратегий.
Результаты исследования показывают необходимость разработки и внедрения национальных цифровых платформ и сохранения культурных и исторических аспектов в образовательных программах.
Выводы подчеркивают важность создания национальных цифровых образовательных платформ и сохранения культурных особенностей для обеспечения образовательной независимости. Стратегии включают развитие отечественных образовательных технологий и создание эффективных подходов для сохранения образовательной автономии.
Рассматривается домашнее образование как альтернативная форма обучения и его положительное и отрицательное влияние на становление личности подростка. В статье анализируется влияние домашнего образования на развитие личности подростка с учетом его психологических особенностей. Рассматриваются способы организации домашнего обучения. В статье даются педагогические рекомендации по организации домашнего образования подростков.
На протяжении XIX века проблема развития и консервативности образования оставалась одной из актуальных в общественно-политической жизни Британии. Вопрос о необходимости реформирования неоднократно поднимался широким кругом печатных изданий, общественностью, поддерживался ведущими политическими партиями. В статье рассматриваются ценностные концепции педагогики и их влияние на формирование личности и общественных отношений, углубленное исследование воздействия социальных изменений на ценностные концепции педагогики, что позволит создать более полное представление о контексте, в котором развивались идеи образования, применимые и в современном мире. Цель статьи - выделить аксиологические компоненты концепта Pedagogy на материале литературных произведений. Предмет исследования - ценности концепта Pedagogy, сформированные в викторианскую эпоху. Методом исследования послужили сравнительно-исторический, компаративный и лингвистический анализ для отражения изменений в системе образования и педагогических подходах в викторианскую эпоху. Материалом исследования являются тексты произведений Ч. Диккенса «Hard Times» и Анны Бронте «The Tenant of Wildfell Hall». В результате исследования выявлено, что концепт Pedagogy в викторианскую эпоху был многогранным, противоречивым, отразившим этические и социальные ценности того времени, опирался на утилитарный и механистический подход и часто подвергался критике. Полученные выводы могут быть использованы в контексте изучения изменений в образовательных подходах разного времени, влияния культурных, социальных реформ и общества в целом на педагогические подходы и концепции.
Актуальность данной статьи заключается в том, что авторы статьи пытаются привлечь внимание российского общества к проблеме низкого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности российских детей и подростков, опираясь при этом на объективные данные Минздрава РФ, органов федеральной статистики, Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ, на итоговые результаты ХХ Конгресса педиатров России. А причин («сбивающих» факторов глобализации), нарушающих процесс нормального развития гармоничной личности сегодня предостаточно, и это: кризис традиционной семьи, глубокий демографический кризис, бездумная «оптимизация» российского здравоохранения по западным лекалам, накануне пандемии COVID-19; разрушение школьного воспитания (образования), социальная поляризация (расслоение) российского общества на богатых и бедных, низкое качество урока физвоспитания, физкультурная необразованность учащихся и студентов, статистическое враньё чиновников, нехватка в школах врачей-педиатров. А главное – негативное, разрушительное влияние российских чиновников-либералов от образования на процесс воспитания гармоничной личности, на формирование у неё научного мировоззрения и цивилизационной идентичности на фундаменте наших традиционных духовно-нравственных ценностей. По мнению авторов статьи, изменить ситуацию к лучшему можно в результате новой демографической политики правящей элиты, отказа на государственном уровне от идеологии либерализма, дебюрократизации школы с акцентом на воспитание, возврата отечественного образования к Традиции в гуманитарной сфере, повышения уровня и качества жизни населения страны, пропаганды нравственного здорового образа жизни, увеличения финансирования государством отечественного здравоохранения, ну и, конечно, смены либеральной элиты на национальную, патриотическую.
В статье анализируются проблемы воспитания патриотизма детей в условиях трансформационных процессов в российском обществе. Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что патриотическое воспитание представителей подрастающего поколения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей выступает в настоящее время в качестве одного из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации. Автор подчеркивает, что целью воспитательной деятельности в данной сфере является формирование у детей патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на основе единых ценностных ориентиров, а также гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке. Отмечается, что процесс патриотического воспитания детей сопровождается рядом трудностей, обусловленных факторами объективного характера. К числу основных проблем в системе воспитания патриотизма детей отнесены отсутствие единой управленческой вертикали в организации патриотического воспитания, недостаточный уровень координации соответствующей деятельности, формализованный характер значительной части воспитательных патриотических мероприятий, дефицит кадров для различных патриотических центров и объединений, отсутствие единой, системной и современной методической базы для патриотического воспитания детей, нехватка материально-технических и финансовых ресурсов и т. д. В соответствии с итоговым выводом, сделанным автором, система воспитания патриотизма детей в условиях трансформирующегося российского общества представляет собой многокомпонентную и динамично развивающуюся сферу, эффективное функционирование которой требует скоординированной работы всех субъектов воспитательного процесса.
Об актуальности темы свидетельствует то обстоятельство, что вопросы образования постоянно рассматриваются в качестве приоритетных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В Послании 29 февраля 2024 года содержатся значительные предложения по развитию общего образования до 2030 года. [1]. Цель статьи – рассмотреть состояние общего образования в российском обществе. Объектом исследования являются уровни общего образования – дошкольное, начальное, основное, среднее образование. Основные методы исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.
Полученные результаты. Рассмотрены численность организаций, воспитанников, работников, обеспеченность местами, уровень образования персонала в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, финансовое обеспечение организаций. Показаны численность образовательных организаций, обучающих по основным программам начального, основного, среднего общего образования, количество учащихся, углубленно изучающих предметы, по профильному обучению. Рассмотрены реализация проекта «Билет в будущее», результаты Всероссийской олимпиады школьников, деятельность технопарков «Кванториум», Единый государственный экзамен, численность и уровень образования школьного персонала, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности.
Основной вывод состоит в необходимости обновления содержания учебного процесса, его тесной связи с воспитанием на всех уровнях среднего образования, материально-технической базы образовательных организаций.
Дать содержательный качественный обзор отечественной литературы на русском языке по общему образованию в небольшой по объему статье представляется практически невозможным из-за огромного количества имеющихся публикаций. Поэтому можно ограничиться только количественными данными об опубликованных работах, указанных в Едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки. По проблемам общего образования указаны 5 011 публикаций, дошкольного - 20 196, начального – 339, основного – 5, среднего - 6 202.
Потребность в системном характере отражения объективных преобразований динамично изменяющегося пространства развития Ростовской области, является источником адаптации среднего профессионального образования к социально-экономическим реалия. Изменение траектории развития среднего профессионального образования в регионе происходит на основе трансформации содержания деятельности профессиональных образовательных организаций как на региональном, так и федеральном уровнях. В этой связи возникает необходимость использования образовательной системой региона таких форм, методов, средств и приемов, которые адекватны изменениям. В условиях дефицита профессиональных кадров в регионе, в частности речь идет о педагогической сфере, необходим поиск путей решения данной проблемы как в настоящее время, так и в будущем. Модернизация образовательных организаций, учет изменений и требований, предъявляемых к педагогу, может обеспечивать соответствующий характер преобразований и их проявление в положительном результате.
В статье исследуются конструкции деепричастного зависимого таксиса, семантика которых осложнена логико-смысловыми отношениями между действиями главного и второстепенного сказуемого. Актуальность обусловлена значительной динамикой употребления указанных оборотов речи, многообразием средств выражения таксисных значений, а также противоречивой трактовкой таксиса в лингвистической литературе. Цель статьи состоит в исследовании конструкций зависимого таксиса, в которых временные отношения между действиями главного и второстепенного предикатов осложнены значениями обусловленности, а также в выявлении влияния указанных значений на временное соотношение между глагольным и деепричастным действиями. В работе использовались описательный, сравнительно-сопоставительный и трансформационный методы. Установлено, что на временные соотношения между действиями главного и второстепенного предикатов наслаиваются различные обстоятельственные значения, зачастую модифицирующие данные временные соотношения. Выявлено, что при наличии добавочных условных, причинных и концессивных значений деепричастия совершенного вида обозначают действие, предшествующее действию глагола-сказуемого, а деепричастия несовершенного вида - действие одновременное с действием глагола-сказуемого. В случае выражения иных логико-смысловых отношений деепричастия совершенного вида могут выражать одновременное с действием главного сказуемого действие или следующее за ним, а деепричастие несовершенного вида соответственно может обозначать предшествующее или последующее действие. Новизна исследования выражается в том, что в нем выявлены и проанализированы типичные случаи модификации временного соотношения между действиями предикатов в конструкциях зависимого деепричастного таксиса.