СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОЛЬКЛОРА, ПОСТФОЛЬКЛОРА И ИНТЕРНЕТ-ФОЛЬКЛОРА (2024)

В статье рассматриваются отличительные особенности фольклора, постфольклора и интернет-фолькора как проявлений народного творчества. Являясь продолжением фольклора, постфольклор и интернет-фольклор переосмысливают традиционные и создают новые тексты под влиянием актуальных событий. В ходе исследования было выявлено, что фольклор, постфольклор и интернет-фольклор обладают рядом общих характеристик, таких как анонимность, вариативность, синкретизм, воспроизводимость и повторяемость, а также рядом уникальных особенностей, обуславливающих уникальность каждого из явлений.

Издание: ДОКЛАДЫ БАШКИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 9 № 3 (2024)
Автор(ы): СОЛОДИЛОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА, ВОЛКОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
Влияние фольклора на развитие педагогической мысли в Азербайджане (2025)

В статье предпринята попытка рассмотреть источники, оказавшие влияние на формирования народной педагогической мысли, такие как эпос, культурно-исторические традиции, фольклор. Представлены имена учёных, философов, поэтов, обогативших мировую культуру, использовавших в своих трудах идеи народной педагогики, элементы фольклора. На примере фольклорных источников показан эмпирический и междисциплинарный характер народной педагогики и её глубокий воспитательный потенциал. Рассматриваются воспитательные возможности фольклорных источников, в особенности в отношении детей младшего возраста. Рассмотрены примеры литературных эпических произведений, запечатлевших историю азербайджанского народа, содержащие идеи для их использования в процессе патриотического воспитания молодёжи. Поставлены вопросы о возможности применения фольклора, идей народной педагогики в современной образовательной практике.

Издание: ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ
Выпуск: № 2 (83) (2025)
Автор(ы): Вагабова Тамилла Ахмед кызы
Сохранить в закладках
Педагогические идеи и воззрения Алигейдара Гашимова – основателя народной азербайджанской педагогики (2025)

В статье рассматриваются педагогические идеи Алигейдара Гашимова, которые способствовали формированию и развитию народной педагогики в Азербайджане как особой педагогической системы. В процессе работы над статьёй был проведён анализ исторической и научно-педагогической литературы, трудов А. Гашимова, произведений фольклора. Дано представление о личности А. Гашимова, его профессиональном пути и разнообразии его научных исследований. Показано, что А. Гашимов явился собирателем педагогических идей, представленных в различных жанрах устного народного творчества, и сформулировал на этой основе концептуальные положения азербайджанской народной педагогики. Представлена точка зрения учёного на проблемы нравственного воспитания детей. В результате исследования педагогических идей А. Гашимова сделаны выводы о том, что его педагогическое творчество по-прежнему является актуальным в решении вопросов образования и воспитания подрастающего поколения.

Издание: ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ
Выпуск: № 1 (82) (2025)
Автор(ы): Мамедова Ирана Октай
Сохранить в закладках
КРЕАТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ПУТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ (2025)

В статье рассматривается креативность как одна из характеристик творческой деятельности руководителя (дирижёра) оркестра русских народных инструментов. Цель - выявление путей формирования креативности у студентов - будущих руководителей инструментальных коллективов, обучающихся в вузе культуры. На основе анализа философских, культурологических, музыковедческих трудов и изучения деятельности известных российских дирижёров в контексте современных художественно-культурных тенденций автору удалось определить различия между творчеством и креативностью, изучить специфику особой профессиональной разновидности креативности и тем самым значительно развить общепринятые суждения касательно особого качества творческого руководства инструментальными коллективами. Применение комплексного подхода позволило сделать принципиально новые выводы относительно существенных сторон креативности - творческой и прагматической, выступающих в работе руководителя оркестра русских народных инструментов в тесном единстве. Исходя из данной посылки, автор по-новому сформулировал стратегическую цель вузовского профильного обучения студентов, обучающихся по музыкально-инструментальным дирижёрским специальностями, представив её как как воспитание чувства оригинального стиля. Важными результатами также стали: определение модели профильной мотивации обучения будущих оркестровых руководителей, целостное рассмотрение педагогических направлений по формированию креативности, которые ранее другими исследователями рассматривались разрозненно и бегло. Данное исследование имеет важное значение для дальнейшей разработки проблемы креативности в ракурсе особой компетенции современного руководителя инструментального коллектива.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Крючкова Елена Степановна
Сохранить в закладках
Хор a cappella «Как реку перейти?» Ю. А. Евграфова: фольклор и композитор (2025)

Предметом данного исследования выступает проблема «фольклор и композитор» как одна из актуальнейших в современной отечественной музыкальной культуре. Объектом исследования является рассмотрение современных методов композиторской работы с фольклорным источником. Целью настоящей статьи является изучение претворения русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» в хоре a cappella «Как реку перейти?» Ю. А. Евграфова. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как атрибутирование литературно-текстового источника; раскрытие особенностей хорового письма композитора. Выявляется ряд ключевых позиций: состав исполнителей, формообразование, хоровая фактура. Особое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с методом цитирования в неофольклорных произведениях отечественных композиторов. Автор констатирует, что на данный момент широкая палитра средств музыкальной выразительности открывает фактически безграничные возможности при синтезе традиции и инновации, что вносит постоянные обновления как индивидуальный авторский стиль, так и в общее развитие неофольклоризма. Методология заключается в синтезе исторического и теоретического метода. На его основе выявлены исторические предпосылки возникновения «новой фольклорной волны» в отечественном музыкальном искусстве второй половины ХХ века. Отдельное внимание уделено роли И. Ф. Стравинского Исследовательский опыт направлен на установление взаимосвязей между русским фольклором и развитием современной отечественной хоровой музыки. Основным выводом проведенного исследования становится парадигма глубокой связи фольклора и профессиональной академической музыки в современном отечественном искусстве. В частности, такая позиция стала определяющим фактором для творчества московского композитора второй половины ХХ - начала XXI века Юрия Анатольевича Евграфова. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования хора a cappella «Как реку перейти?». Новизна исследования заключается в том, что впервые представлены материалы о преломлении фольклорных тенденций в хоровом творчестве a cаppella Ю. А. Евграфова. Акцентируется внимание на необходимости изучения исторических и теоретических аспектов становления и развития неофольклорных стилевых тенденций в современной отечественной хоровой музыке. В этом отношении именно достижения Московской композиторской школы, и, в частности, хорового творчества a cappella Ю. А. Евграфова, становятся знаковым явлением.

Издание: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): Шубина Анастасия Владимировна
Сохранить в закладках
Oбраз дороги в кино (2024)

В статье предпринята попытка рассмотреть образ дороги в контексте развития истории кинематографа, определить его место как в метафорическом аспекте, так и с точки зрения формирования жанровых особенностей в первую очередь таких жанров, как road movie и buddy cinema. В финале статьи автор приходит к выводу, что фильмы о дорогах, отринув коммерческий приключенческий потенциал, адаптировали приемы медленного кино, использовали его для создания ложного движения и обнаружили способность к размышлению о человеке в вечности.

Издание: ВЕСТНИК ВГИК
Выпуск: Том 17, № 1 (63) (2024)
Автор(ы): Рейзен Ольга Кирилловна
Сохранить в закладках
О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК (2024)

В статье рассматривается воспитательное значение монгольских народных сказок. Каждый народ издревле воспитывал своих детей посредством сказок. Сказки подходят для всех возрастов. Маленькие дети, которые растут, слушая сказки, воспитываются трудолюбивыми, смелыми, честными, умеющими различать хорошее и плохое. Сказки также важны для развития речи и мышления детей. Сказки о животных и птицах подходят для детей младшего возраста, волшебные и героические истории - для средних классов, а юмористические истории - для старших классов.

Молодых людей сказки учат правилам дружбы, достойному образу жизни, и в конечном счете - жизненной мудрости. Из сказок мы узнаем о гармонии дружбы и братском согласии. В одной из монгольских народных сказок два брата поддерживают друг друга в создании государства. Младший брат становится ханом, а старший брат помогает ему править, преодолевая препятствия и поддерживая начинания. Так сказка дает пример братского согласия и нерушимого социального порядка, достигаемых в единстве.

Пожилые люди тоже любят сказки. Люди старшего возраста могут по-настоящему понять красоту истории и ее ценностное содержание, сохранить важные идеи в связи поколений. Культура, которую монголы передают своим детям через сказки, является семейной культурой. Помимо отражения разнообразных событий человеческой жизни, важнейшим содержанием сказок являются высшие идеалы нравственности и эстетики. Сказки становятся способом воспитания в людях стремления к семейному сотрудничеству, любви и заботы, братства, родственного единства и гармонии.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (21) (2024)
Автор(ы): Лувсанноров Эрденечимег
Сохранить в закладках
Выносной крест и переходящая икона: реплики богослужебных практик в зоне католическо-православного пограничья и их динамика в позднесоветское и постсоветское время (2024)

В статье описываются две религиозные обрядовые практики, распространенные в зоне католическо‑православного пограничья и сформировавшиеся под влиянием (пара)литургических практик как своеобразные их «реплики». Прежде всего, это использование сельской общиной креста, подобного выносному кресту, носимому во время крестных ходов и похоронных процессий. Обряд берет начало, скорее всего, в советское время, когда церковные похоронные процессии оказались под запретом, а затем и храмы закрылись. Такие кресты, изготовленные местными жителями, хранятся в домах у тех, кого почитают религиозным лидером, и принадлежат всему деревенскому сообществу. Когда в селе кто‑то умирает, этот крест берут в дом умершего и затем несут вместе с гробом на кладбище. Второй обряд, называемый Свеча, представляет собой почитание общесельской иконы или специальной свечи, приуроченное к какому‑либо церковному празднику. Святыню хранят в течение года, а затем переносят из дома в дом. Традиция сформировалась, по‑видимому, во время распространения установлений Брестской унии, на тех территориях, где они действовали. В советское время этот обряд, сохранивший свои основные особенности, отчасти заменял местным жителям храмовые богослужения. В обряде просматриваются отражения литургических и паралитургических практик, имеющих более широкое распространение: чина проскомидии, освящения хлеба, вина и елея, собирания и использования материальных свидетельств благочестия, прохождения под святыней. Сам момент перенесения Свечи из дома в дом напоминает крестный ход. В то же время в отношении к месту пребывания Свечи видится конструирование сакрального пространства, заменяющего недоступные храмы: пока Свеча находится в доме, этот дом открыт для любых посетителей в любое время. Туда может прийти даже не знакомый с хозяевами человек, помолиться, поставить свечку, оставить поминальную записку, попросить о помощи. И выносной крест, и переходящая икона или свеча рассматриваются как общая собственность, не принадлежащая никому конкретно, но представляющая собой несомненную святыню, с которой ассоциирует себя сельское сообщество. В настоящее время обряды перерождаются и приспосабливаются к новым условиям.

Издание: ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выпуск: Том 42, №3 (2024)
Автор(ы): Мороз Андрей Борисович
Сохранить в закладках
КУЛЬТ ВОДЫ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА: ОТРАЖЕНИЕ В ФОЛЬКЛОРЕ, РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВЫХ КОМПЛЕКСАХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЯХ (2024)

Статья посвящена представлениям народов Дагестана о воде в XIX - начале XX в. Богарное земледелие, напрямую зависимое от осадков, на большей части территории Дагестана и, соответственно, повышенный спрос на воду в период выполнения сельскохозяйственных работ вынуждали жителей горного края рационально расходовать имеющиеся водные ресурсы, бережно относиться к источникам воды. Почитание стихии воды народами Дагестана переросло в ее обожествление и олицетворение в мифологическом образе Матери воды. Целью данной работы является показать сквозь призму фольклора, обрядовых действий и религиозных верований отношение народов Дагестана к воде. Для достижения поставленной цели использованы труды по этнографии Дагестана и полевой материал авторов. В рамках исследования рассмотрены различные фольклорные жанры, комплекс ритуально-обрядовых действий и религиозных верований, связанных с водой. Исследование показало, что почитание воды и возведение её в ранг культа превратило отдаленные водные источники в места поклонения и проведения молебных мероприятий о ниспослании дождя. Вера в целебные и очистительные силы воды помогала при родах, «снятии» сглаза, выполнении магических ритуалов, а страх перед водной стихией породил различные запреты и веру в существование демонических духов, связанных с водой. Статья является обобщающим исследованием, основанным на авторских полевых материалах и литературе по данной проблеме.

Издание: ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Выпуск: № 2 (65) (2024)
Автор(ы): МУСАЕВА Майсарат Камиловна, ГИМБАТОВА Мадина Багавутдиновна, Гаджалова Фатима Амирбековна
Сохранить в закладках
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА В РОМАНЕ О. Н. ЕРМАКОВА "РОДНИК ОЛАФА" (2024)

В статье рассматривается тематика, проблематика исторического романа современного прозаика О. Ермакова «Родник Олафа». Основное внимание уделяется реконструкции в нем картин древности, обращаясь к соответствующей поэтике, автор как бы погружает читателя в повседневность русичей XII в., в эпоху, ознаменованную распространением христианства, борьбой новой веры со старой - с язычеством. Анализ образной системы подводит авторов статьи к другим сочинениям современных прозаиков на темы далекого прошлого, к вопросам этическим, социальнополитическим, но прежде всего - к лингвистике текста, к языку, речи, к фольклорным мотивам.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Лунькова Софья Алексеевна, Мескин Владимир Алексеевич
Сохранить в закладках
МИФОПОЭТИКА ПОВЕСТИ Н. СПОСОБИНОЙ "ДАР КОЩЕЯ" (2024)

В настоящее время писатели активно обращаются к мифологии и фольклору, образуя особые условные миры, используют в качестве структурных компонентов мифологические и фольклорные образы. В статье особенности организации подобного повествования рассматриваются на примере повести Н. Способиной «Дар Кощея». В ходе анализа определяются ролевые функции подобных персонажей и показывается топонимика произведения. Результаты исследования позволят установить методику описания современного литературного процесса, в котором произошли очевидные жанровые трансформации; определить читательские преференции.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 5 (2024)
Автор(ы): Колядич Татьяна Михайловна
Сохранить в закладках
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (2025)

Данная статья посвящена теме русской народной сказки и её воспитательным возможностям. Особое внимание уделяется изучению русской народной сказки в контексте современности, её значимой роли для сегодняшнего поколения. Выделяются и описываются характерные особенности сказки: её коллективный характер и морально - нравственное содержание. В качестве исследовательской задачи автором была предпринята попытка раскрыть и оценить потенциал русской народной сказки, который выражается в способности эффективного формирования чувства собственной идентичности, а также нравственных основ поведения будущей личности и её ценностных приоритетов. Такой взгляд будет интересен специалистам, работающим в области гуманитарных наук, а также специалистам, работающим в области экранных искусств, так как в кинематографе существует не мало блестящих примеров экранизаций сказок, былин, народных легенд, и древних сказаний. Данное направление дополняется также рассмотрением значимой роли фольклора, в качестве одного из ведущих трансляторов духовной культуры народа.

Цель: выявить воспитательные особенности сказки. Методы исследования: описание, анализ, наблюдение.

Результаты и выводы: полученные результаты и выводы данной статьи помогут проанализировать основные художественно-эстетические, воспитательные и духовно-нравственные особенности русской народной сказки.

Издание: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Наводничая София Георгиевна
Сохранить в закладках