В статье рассматриваются вопросы связанные с участниками обязательственных правоотношений, управомоченного лица (заинтересованный собственник) которые вправе требовать от обязанного лица должного исполнения взятых на себя договорных обязательств, а в случае неисполнения таковых - обратиться в суд за надлежащей судебной защитой. В результате причинения деликтного вреда или незаконного обогащения потерпевшее лицо становится управомоченным и заинтересован требовать от правонарушителя (обязанного лица) исполнения известных положительных действий по возмещению ущерба, восстановлению первоначального положения, возврату незаконно полученного и/или сбереженного
В статье рассматриваются вопросы формирования и реализации законных интересов собственников способы, приемы, методы, направленные на, реализацию и защиту законных интересов собственников. Важнейшее место среди них занимают приемы (методы), (включая методы дозволения, запрета и ограничений), нормы объективного права, институт права собственности, гражданско-правовая отрасль «вещное право» и иные отрасли гражданского права, вещные, обязательственные и иные правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, договоры, соглашения об осуществлении корпоративных прав, имущество (вещи), их правовые режимы, правовой статус собственников.
Исходя из результатов исследования, полученных в процессе изучения роста и развития внутрипородных типов специализированных мясных пород, необходимо учитывать, что у животных компактного типа в постнатальном периоде отмечается более высокая интенсивность роста, поэтому кормление должно быть полноценным, обеспечивающим высокую естественную способность животных в это время синтезировать мышечный белок. В связи с возрастающими задачами по увеличению производства говядины возникает необходимость не столько увеличить поголовье мясного скота, сколько повысить его продуктивность путем разработки и внедрения производства ускоренных методов создания высокопродуктивных мясных стад, используя современные методы селекции, базирующиеся на современных достижениях генетики. Используя современные иммуногенетические методы, можно установить происхождение пород, линий, выявить варианты взаимосвязи с продуктивностью и резистентностью животного. При изучении комплементарной и лизоцимной активности полученные результаты говорят о том, что в процессе онтогенеза наблюдается такая же закономерность. Максимальное значение гуморальных факторов достигается к 13-15-месячному возрасту. В более поздние возрастные периоды величина гуморальных факторов незначительно снижается. При подборе породы необходимо в первую очередь учитывать, какая из них является наиболее приспособленной к данным природно-климатическим и хозяйственно экономическим условиям. Для получения окупаемости производства, увеличения ее прибыльности желательно использовать тяжеловесные породы мясного направления, позволяющие достичь полной реализации генетического потенциала и высококачественной говядины уже к 15-18-месячному возрасту. При оценке животных по убойным качествам нами также были установлены различия между внутрипородными типами. Так, бычки герефордской породы компактного типа превосходили своих сверстников великорослого типа по живой массе в возрасте 8, 12, 15 месяцев на 12,5; 10,6; 9,7%, тогда как бычки в возрасте 18 месяцев уступали им уже на 4,3%. Такая же тенденция была и по результатам исследований компактного и великорослого типов калмыцкой породы, где превосходство бычков до 15 месяцев было соответственно на 2,4; 3,5; 7,1%, а бычки в возрасте 18 месяцев уступали уже на 1,4%.
Введение. Конституционный контроль является краеугольным камнем в вопросе поддержания конституционного строя, обеспечения соблюдения принципа верховенства закона и защиты прав личности в государстве. Различия в моделях конституционного контроля в глобальном масштабе подчеркивают его сложность и уникальность. Данный фактор обуславливает необходимость сравнительного исследования для понимания конкретных механизмов, используемых в различных правовых системах. В статье рассматриваются модели, значение и особенности конституционного контроля в России и ряде зарубежных стран, определяются нюансы их функционирования, а также вопросы взаимодействия элементов моделей конституционного контроля.
Материалы и методы. В ходе проведения сравнительно-правового анализа, исследована практика функционирования конституционного контроля в России, США, Германии, Австрии, Франции, Канаде и Австралии. Первоисточниками выступили национальные конституции, законодательство, а также, знаковые судебные решения некоторых государств. Вторичными источниками исследования являются научная литература: монографии, статьи периодической печати и экспертные аналитические документы. Подобный смешанный подход способствует тщательному изучению структуры и функций органов конституционного контроля в более широком политико-правовом контексте.
Анализ. В исследовании рассматриваются различные модели конституционного контроля, в частности, европейская (централизованная модель Кельзена), принятая в России, Германии и Австрии, сравнивается с американской моделью (децентрализованной моделью конституционного контроля в США), гибридные (смешанные) системы Канады и Австралии, которые имеют региональные особенности и сочетают элементы американской и европейской моделей, а также, французская модель с её квазисудебными органами конституционного контроля. Сравнительный анализ проводится по нескольким критериям, при этом, распространяется на проблемы, с которыми сталкиваются системы конституционного контроля.
Результаты. Сравнительное исследование выявляет различные парадигмы конституционного контроля, рассмотрев которые определяется, в какой степени независимость институтов конституционного контроля критически влияет на эффективность работы органов конституционного контроля, какие модели демонстрируют уязвимость от политического влияния; подчеркивается необходимость обеспечения большей автономии органов конституционного контроля и облегчения доступа к конституционным механизмам; освещается многогранный характер конституционного контроля и высказывается мнение о возможности дальнейшего совершенствования институтов конституционного контроля.
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается Мьянма при формировании и укреплении национальной идентичности и достижении единства. В тексте постулируется, что противоречивый характер государственного строительства проистекает из семантической, эпистемологической и онтологической двусмысленности в согласовании концепта идентичности Мьянмы с западными определениями «нации», «государства» и «союза». Эти различия в идентичности и когнитивные диссонансы препятствуют разработке эффективной политики государственного строительства. На основе смешанного подхода и контент-анализа в тексте дается оценка Конституций Мьянмы 1947, 1974 и 2008 гг., а также политики и дискурсов как с позиции западных теорий, так и местного видения. Новизна исследования заключается в рассмотрении концептуальных различий понимания цивилизации с помощью текстов конституционного и политического характера. Посредством обращения к первичным и вторичным источникам исследование вносит важный вклад в понимание идентичности и концептуальных проблем, которые влияют на формирование национального самосознания. Это акцентирует важность лингвистических и семантических аспектов указанного процесса. Мьянма, лишенная чувства коллективной национальной идентичности, оказывается раздираема реальностью, при которой разные мультирасовые группы проживают на одной территории без общей коллективной идентичности. Это сосуществование преимущественно конструируется с точки зрения сохранения культуры и самобытности всех расовых групп, однако эффективной политики государственного строительства, основанной на принципах “коллективизма” и “единства”, не существует.
Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.
В статье рассматриваются основные полномочия одного из высших конституционных органов Алжирской Народно-Демократической Республики - Высшего совета магистратуры. Автор анализирует дисциплинарные и консультативные полномочия, а также полномочия, связанные с управлением профессиональной деятельностью магистратов, защитой их прав и независимости, рассматривает соответствующие положения конституций и конституционных поправок, органических законов и иных законодательных актов. Высший совет магистратуры в Алжире в качестве конституционного органа был предусмотрен на каждом этапе развития страны после получения независимости в 1962 г., начиная с положений первой Конституции 1963 г. и заканчивая конституционными поправками 2020 г., которые внесли значительные изменения в его состав и полномочия. Данные поправки были внедрены в результате конституционной реформы, затронувшей, помимо прочего, область судебной власти. Это было связано с политическим развитием Алжира, в котором, начиная с 2019 г., происходили широкомасштабные демонстрации с требованиями осуществления реформ, в т. ч. в судебной отрасли.
Рассматриваются вопросы правового регулирования обеспечения гарантий информационных прав граждан в условиях цифровизации общества. На основе понимания информационных прав как неотъемлемой части фундаментальных прав человека анализируется с теоретической и практической точки зрения понимание феномена «цензура». Высказывается мнение по поводу использования в законодательстве Российской Федерации двух терминов, обозначающих цензуру: «позитивная цензура» и «незаконная цензура». Акцентируется внимание на вопросе нарушения информационных прав граждан в сфере потребительского рынка, а также в области оказания рекламных услуг.
Введение: в статье на основе оценки текущего состояния, сравнительно-правового анализа уголовного законодательства Кыргызстана и России, статистических данных компетентных государственных органов и международных институтов выделены проблемные вопросы противодействия преступлениям экстремистской и террористической направленности. С целью совершенствования уголовного законодательства Кыргызской Республики с учетом положительного российского опыта сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в уголовное законодательство Республики в части исследуемых составов преступлений.
Материалы и методы: основой для написания статьи послужили Конституции, уголовные rодексы, специальные законы Кыргызской Республики и Российской Федерации, статистические данные компетентных государственных органов и международных институтов, а также анализ трудов отдельных ученых-правоведов по исследуемой проблематике. Применены диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический и др. методы.
Результаты исследования: уголовное законодательство Кыргызской Республики и Российской Федерации практически в одинаковых аспектах регламентирует ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности. Сравнение норм, представленных в УК КР и УК РФ, дает основание утверждать, что отдельные деяния экстремистского и террористического характера отсутствуют в уголовном законодательстве Кыргызстана и России. Объясняется это тем, что они включены в административные правонарушения. Анализ уголовного законодательства, материалов правоприменительной деятельности Кыргызской Республики свидетельствует, что в противодействии с экстремизмом и терроризмом имеют место отдельные недостатки, требующие корректуры с учетом положительного опыта Российской Федерации.
Обсуждение и заключение: результаты исследования свидетельствуют о тенденциях ужесточения ответственности в УК КР и РФ за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности, увеличения сроков лишения свободы, включая пожизненное лишение свободы. По отдельным преступлениям, кроме основного вида наказания в виде лишения свободы, суд вправе применить в качестве дополнительных видов наказания конфискацию имущества, штрафы и др. виды наказаний. С целью повышения эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом в Кыргызской Республике считаем целесообразным: 1. Квалификацию преступлений экстремистской и террористической направленности осуществлять с учетом конкретных видов экстремистской деятельности, таких как религиозный, политический экстремизм и др., закрепленные в УК РФ. 2. В правоприменительной деятельности учитывать положительный опыт Российской Федерации: - по блокировке экстремистских и террористических материалов в сети Интернет; - по финансированию программ, направленных на реабилитацию лиц, вовлеченных в экстремистскую и террористическую деятельность. 3. Осуществлять тесное сотрудничество с другими государствами и международными организациями в борьбе с экстремизмом и терроризмом, учитывая их положительный опыт.
Конституционализм, в своей классической трактовке, базируется на универсальных и абстрактных принципах, таких как верховенство права, разделение властей, защита прав человека и гарантии правового порядка. Однако в свете растущей сложности современной государственной машины, универсализм этих принципов подвергается адаптации и конкретизации, что обуславливает необходимость осмысления специализированных форм конституционализма, таких как судебный, административный, финансовый и другие. Эти специализированные формы становятся не просто техническими средствами реализации общего конституционного порядка, но и важными индикаторами более глубоких трансформаций, происходящих в рамках конституционного устройства. В этой связи предметом исследования является специфика становления и функционирования этих специализированных форм в контексте адаптации универсальных принципов конституционализма к меняющимся условиям и дифференцированной структуре современной государственной власти. Методологическую основу работы составляют системный и институциональный подходы, позволяющие выявить закономерности эволюции публично-правовых механизмов. Применение методов юридической догматики и критического анализа обеспечивает теоретическую глубину осмысления специализированных форм конституционного регулирования. Новизна исследования заключается в концептуализации специализированных форм конституционализма как устойчивых адаптивных механизмов, поддерживающих целостность конституционного порядка в условиях его усложнения. Указывается, что специализированные формы не противопоставлены классическому конституционализму, а представляют собой его институциональное развитие. Делается акцент на том, что такие формы способствуют укреплению правовых гарантий, улучшению баланса властей и повышению гибкости системы публичного управления в современном обществе. Анализируется их проявления в различных правовых системах. В рамках исследования обосновывается тезис о том, что функциональная специализация является необходимым условием актуализации базовых ценностей конституционного правопорядка. Делается вывод о том, что специализированные формы конституционализма следует рассматривать как индикаторы зрелости и адаптивности публичной власти.
В статье рассматривается процесс становления и развития национальных институтов по правам человека, в частности института омбудсмена как одного из ключевых механизмов защиты прав и свобод граждан. Анализируются международные стандарты, такие как Парижские принципы ООН, определяющие независимость, мандат и эффективность национальных правозащитных институтов. Отдельно поднимается вопрос адаптации института омбудсмена к национальным правовым системам и политико-культурным особенностям. В частности, особое внимание уделено опыту Российской Федерации и вкладу Уполномоченного по правам человека Татьяны Николаевны Москальковой в развитие института омбудсмена.
Статья посвящена публично-правовому анализу особенностей трансформации публичной власти в государствах Латинской Америки и Африки. Актуальность изучения «южного» конституционализма обусловлена не только его эмпирическим разнообразием, но и тем, что он бросает вызов универсализирующему подходу к конституционному дизайну. Целью исследования является анализ особенностей трансформации публичной власти в государствах Латинской Америки и Африки сквозь призму «южного» конституционализма, посредством не прямого сравнения правовых систем данных регионов планеты, а путем вычленения их основных типологических черт, выявления и формализации институциональных инноваций и культурно-правовых смыслов, которые транслируют контуры процессов формирования и развития конституционализма в данных государствах. Задачи статьи включают, прежде всего, выявление общих и отличительных черт моделей публичной власти на обоих континентах, определение соотношения южного конституционализма с более широкими типологиями (в частности, либеральным, социалистическим, гибридным конституционализмом), анализ трансформационных механизмов, применяемых в условиях конституционного плюрализма. Использованы научные методы: диалектический анализ; методология постколониального анализа; сравнительно-правового анализа; историко-правовой; социологический анализ. Обращение к феномену «южного» конституционализма позволяет расширить горизонты сравнительного анализа, поставить под сомнение универсальность нормативных моделей, доминирующих в западной науке. Это требует переосмысления самого языка, на котором мы говорим о праве, власти и государственности. Ведь именно в южных контекстах проявляется вся напряжённость между формой и содержанием публичной власти, между декларируемыми нормами и реальными практиками, между правовой универсалией и конкретной культурной ситуацией. Южный конституционализм - это не альтернатива как отклонение, но альтернатива как возможный путь, реальность, в которой публичная власть учится быть законной и легитимной в глазах многообразных сообществ, составляющих её тело. Он является процессом, где вместо навязываемых моделей рождаются формы, укоренённые в культурном, историческом и социальном контексте. Это политико-правовая философия, в которой горизонт власти опирается не на центр, а на множественность точек сборки. В этом множестве, в этом напряжении между стабильностью и переменой, в этом поиске равновесия между универсализмом и локальностью заключается главный вклад южного конституционализма в обновление современной доктрины публичного права.