Научный архив: статьи

Развитие финансового сектора Китая как катализатор роста космической отрасли (2025)

Актуальность темы статьи обусловлена современной тенденцией поиска путей устойчивого развития национальной космической деятельности, способов ее финансового обеспечения, в том числе с учетом зарождения частной космической индустрии и ускорения общего темпа инновационных процессов в высокотехнологичных секторах экономики.

Цель работы — анализ наиболее значимых этапов трансформации финансового сектора Китая и влияние данного процесса на результаты страны в освоении космоса за последние десятилетия. В качестве основного метода выступает качественный контент-анализ, сочетающийся с хронологическим подходом к систематизации данных.

Научная новизна заключается в объединении нескольких аспектов — развития финансовой системы Китая, организационной структуры его космической отрасли и ее достижений, а также государственных мер поддержки — в единое причинно-следственное поле.

Результаты исследования показывают, что одним из ключевых факторов успеха Китая в космической деятельности является сочетание рыночных механизмов с сильными элементами плановой экономики, позволяющее эффективно управлять распределением инвестиций в стратегической отрасли.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов для выявления эффективных инструментов финансовой поддержки высокотехнологичных отраслей, включая космический сектор. Полученные выводы могут быть полезны для специалистов, участвующих в планировании и реализации проектов, имеющих национальное значение.

Издание: МИР НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Выпуск: Том 19, № 3 (2025)
Автор(ы): ТХАМАДОКОВА ИННА ХАЗРЕТАЛИЕВНА, Макарова Дарья Юрьевна
Сохранить в закладках
ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТА "МОДЕРНИЗАЦИЯ" (2015)

Рассмотрены основные политико-философские характеристики концепта модернизация; выявлено, что становление модернизационной парадигмы связано с поиском теоретической модели, которая позволит объяснить и спрогнозировать политические, социальные, экономические процессы в обществах переходного типа. На примере современной России проведен анализ инструментария, посредством которого реализуются политологические концепты, в т. ч. модернизации.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 6 (281) (2015)
Автор(ы): Тер-Акопьян Владимир Александрович
Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (2025)

Оптимизация взаимодействия государства и граждан в условиях цифровой трансформации России требует комплексного подхода, выходящего за рамки технологических решений. Для системного анализа этой проблемы предложена и теоретически обоснована интегративная пятикомпонентная концептуальная модель, включающая технологическую инфраструктуру, институционально-правовое обеспечение, механизмы гражданского участия, информационную открытость и среду доверия. Апробация модели, основанная на серии экспертных фокус-групп с представителями власти, бизнеса и научного сообщества, выявила существенную асимметрию в развитии ее компонентов. При технологическом прогрессе фиксируются дефицит доверия к цифровым инициативам государства, скептицизм в отношении реального влияния механизмов электронного участия и слабость диалога между властью и обществом. Обоснован вывод, что эффективная оптимизация взаимодействия невозможна без фундаментальных изменений, направленных на построение доверия, обеспечение реального участия граждан, повышение прозрачности и совершенствование институтов. На основе анализа сформулированы практические рекомендации для государственной политики.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Автор(ы): МОРОЗОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
ОТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ЛИДЕРСТВУ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ (2025)

Статья посвящена анализу обновленных национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных 7 мая 2024 года, в контексте цифровизации государственного управления. Рассматриваются ключевые вызовы и возможности реализации проектов в данной сфере через призму экономической эффективности, управления рисками и адаптации методологий проектного управления. Особое внимание уделено роли межведомственной координации и интеграции цифровых решений в существующие административные процессы. Подчёркивается важность интеграции экологических, технологических и цифровых данных для обеспечения устойчивого развития. В качестве инновационного решения предлагается создание Национальной системы мониторинга (НСМ), которая может преодолеть фрагментацию информационных потоков и обеспечить синергию между различными сферами.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 1 № 8 (2025)
Автор(ы): Сафонов М. С., Поляков Ф. А.
Сохранить в закладках
Правовое регулирование оценки результативности и эффективности технологической политики в сфере искусственного интеллекта в России (2025)

Цель данного исследования заключается в проведении анализа современного состояния правового регулирования оценки результативности и эффективности технологической политики Российской Федерации, в том числе в сфере развития искусственного интеллекта и в разработке предложений по формированию комплексной системы такой оценки для повышения действенности инструментов государственного управления.

Методы исследования включают формально-юридический метод, который применялся для анализа системы нормативного правового регулирования как в сфере технологической политики в целом, так и в отношении инструментов государственного управления для развития искусственного интеллекта, сравнительно-правовой анализ существующих и проектируемых элементов оценки результативности и эффективности в отношении технологической политики в целом и развития искусственного интеллекта в частности, а также метод правового моделирования для разработки соответствующих рекомендаций по развитию указанной оценки результативности и эффективности.

Результаты исследования показали, что действующее правовое регулирование не содержит единого подхода к оценке результативности и эффективности мер государственной поддержки и стимулирования технологического развития в целом и развития искусственного интеллекта в частности, ориентированной на достижение конечного общественно значимого результата такого развития (технологическое лидерство России, в том числе в сфере искусственного интеллекта). Выявлена терминологическая неопределенность и преобладание оценки выполнения плановых мероприятий над оценкой их реального вклада в достижение и обеспечение технологического суверенитета и технологического лидерства России.

Выводы исследования заключаются в том, что для достижения и обеспечения технологического суверенитета и технологического лидерства России, в том числе в сфере развития искусственного интеллекта, реализация инструментов и мер государственного управления (стимулирования и поддержки развития) должна быть обусловлена внедрением и применением системной оценки результативности и эффективности таких инструментов и мер, включая соответствующий терминологический аппарат, показатели и методику оценки. Обоснован комплекс предложений по совершенствованию проектов нормативных правовых актов в этой сфере, разрабатываемых Минэкономразвития России в 2025 г.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 5 (191) (2025)
Автор(ы): Ефремов Алексей Александрович, Тесленко Александра Андреевна
Сохранить в закладках
ИИ-технологии в государственном управлении: институциональные аспекты и риски применения (2025)

Стремительно развивающиеся технологии искусственного интеллекта (далее — ИИ) проникают во все сферы жизнедеятельности общества и встраиваются в процессы управления. Скорость их развития, самообучения и спектр возможностей применения поражают воображение. ИИ-технологии становятся частью повседневной жизни человека и условием лидерства, эффективности в бизнесе, политике, науке, образовании, в том числе и на международном уровне.

Последствия столь бурного и повсеместного применения ИИ пока еще не полностью изучены и осознаны, особый интерес в понимании последующих изменений представляет внедрение ИИ-технологий в управлении государством, являющимся особым социальным институтом по своему предназначению, обеспечивающим стабильность и регуляцию в обществе. Ошибки в управлении могут иметь катастрофический эффект.

Это и предопределило цель статьи, а именно — рассмотрение процесса внедрения искусственного интеллекта в работу государства в контексте его институциональной специфики. Для достижения цели была применена методология институционального и деятельностно-активистского подходов, социологическое осмысление уникальности ИИ-технологий, что позволило рассмотреть структурные, нормативно-правовые особенности внедрения ИИ в государственное управление в повседневных практиках работы госслужащих, а также актуализировать существующие риски наблюдаемого процесса.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 5 (191) (2025)
Автор(ы): Тюрина Юлия Александровна
Сохранить в закладках
Оценка эффективности политики реализации инфраструктурных проектов в регионе (на примере Амурской области) (2025)

Актуальность. Исследование посвящено анализу возможности по применению метода синтетического контроля для оценки эффективности политики по реализации крупных проектов. Для исследования выбрана Амурская область, в которой в последние годы реализуется строительство газоперерабатывающего завода, являющегося важным звеном технологической поставки природного газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири», и завершился основной этап строительства космодрома «Восточный».

Цель. Оценить эффективность политики по реализации крупных инфраструктурных проектов на развитие Амурской области.

Гипотеза. Опыт развития каждого региона уникален, особенно с учетом реализации крупных инфраструктурных проектов. Развитие нуждается в оценке оптимальности управленческих решений и используемых ресурсов, для чего выработан ряд современных методологических инструментов. Предполагается, что влияние проектов на развитие — позитивное, они служат мультипликатором роста, но для российских регионов это не очевидно, так как ранее подобные эффекты недостаточно исследовались.

Метод. Метод синтетического контроля позволяет создать альтернативный сценарий развития региона для сравнения с его реальным развитием для оценки эффекта от политики. Метод реализован с помощью языка программирования Python в среде Jupyter Notebook. Данный метод для изучения уникального опыта Амурской области применяется впервые.

Результаты могут быть полезны для формирования региональной политики, а также для исследований в сфере государственного управления и отраслевого регулирования. Показан существенный рост таких показателей, как валовой региональный продукт и среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций с 2018 г. и проведена статистическая проверка полученных данных. Данный рост связывается с реализацией инфраструктурных проектов.

Основным выводом исследования является подтверждение возможности использования метода синтетического контроля для изучения эффекта от политики в случае уникальных воздействий, подобных реализованным в последние годы инфраструктурным проектам в Амурской области.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 4 (190) (2025)
Автор(ы): Привалов Михаил Иванович
Сохранить в закладках
РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2025)

В работе исследуется проблема научной проработанности понятия и сущности стратегического планирования, а также его значимости для решения национальных задач. Проведен аналитический обзор основных концепций различных научных школ в области стратегического планирования, определены его основные характеристики и качественные показатели, такие как: ориентация на желаемое развитие, целенаправленное влияние, активизация конкурентных преимуществ, консолидация политики всех сторон, вовлечение ресурсов, внешние и внешние факторы, противодействие вызовам и угрозам. Эти аспекты поднимают государственное экономическое регулирование на новый уровень, предотвращая дестабилизацию рынка. На основе обобщения наиболее известных научных определений установлено, что стратегическое планирование представляет собой процесс обоснования желаемого состояния национальной экономики и перехода к ней с использованием участниками стратегирования методов целенаправленного воздействия на объекты планирования. Обращается внимание на то, что развитые страны используют инструменты планирования для создания условий, которые предусматривают развитие промышленности и экономики в целом. Механизмы стратегического планирования не только снижают риски, но и эффективно управляют экономическим ростом. Сегодня это особенно актуально для нашей страны в сфере обеспечения продовольственной безопасности, где Доктрина ставит принципиально новые задачи по достижению физической и экономической доступности продукции на уровне рациональных норм потребления.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 1 № 5 (2025)
Автор(ы): Бахтеев Юсеф Джафярович, Самыгин Денис Юрьевич, Келейникова Светлана Викторовна, Чукланов Александр Сергеевич
Сохранить в закладках
Международные связи регионов России – сфера управления. Общие тенденции (2022–2024 гг.) (2025)

Международная деятельность субгосударственных образований рассматривается как сфера принятия управленческих решений, раскрывается специфика организации международной деятельности субъектов Федерации. Автор пишет о проблемах, связанных с оценкой эффективности международных связей в новых геополитических условиях.

Издание: ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
Выпуск: № 5 (2025)
Автор(ы): Табак Вера Николаевна
Сохранить в закладках
ИНДЕКСЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СЧАСТЬЯ РОССИЯН (2024)

Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения

Издание: УПРАВЛЕНЕЦ
Выпуск: Т. 15 № 5 (2024)
Автор(ы): Скачкова Людмила Сергеевна, Герасимова Ольга Ярославовна, Кривошеева Дарья Дмитриевна
Сохранить в закладках
ИНДЕКСЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СЧАСТЬЯ РОССИЯН (2024)

Многомерность и динамичность современной общественной жизни требуют модификации принципов измерения успешности социально-экономической политики. Статья посвящена эмпирической апробации и анализу субъективных метрик, позволяющих учитывать «провалы» в социально-экономическом развитии, которые невозможно выявить лишь на основе объективных показателей. Такими метриками выступают индексы субъективного благополучия населения России в разрезе половозрастной структуры, географии проживания (по федеральным округам), уровня образования, семейного положения, наличия детей, индивидуальных оценок состояния здоровья, удовлетворенности работой и доходом. Методологическую основу исследования составила теория субъективного благополучия Э. Динера. В работе использовались индексный метод и методы описательной статистики, включая представление многомерного частотного распределения двух признаков. Информационной базой выступили панельные данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения ВШЭ за 2013–2022 гг. Результаты исследования показали, что наименьшее значение индекса удовлетворенности жизнью наблюдалось в 2016 г., а максимальное – в 2022 г. Значение аффективного индекса счастья оказалось выше по сравнению с уровнем когнитивной оценки своей жизни. Выявлено, что пол, возраст, регион проживания, уровень образования, а также удовлетворенность здоровьем, работой, оплатой труда и материальным положением влияют на значение и динамику индексов счастья россиян. Развитие подхода к измерению благополучия населения, учитывающего не только объективные показатели, но и субъективные оценки индивидами своей жизни и отдельных ее аспектов, позволяет идентифицировать лакуны в системе социально-экономической поддержки населения

Издание: УПРАВЛЕНЕЦ
Выпуск: Т. 15 № 5 (2024)
Автор(ы): Скачкова Людмила Сергеевна, Герасимова Ольга Ярославовна, Кривошеева Дарья Дмитриевна
Сохранить в закладках
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОБЪЕКТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ ПУТЁМ ЕГО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ (2025)

В статье рассматривается роль туристической индустрии в мировой экономике и её влияние на ВВП стран. Анализируются проблемы, требующие государственного регулирования и поддержки для устойчивого развития отрасли, включая вывод бизнеса из «серой зоны», стандартизацию услуг и развитие инфраструктуры. Особое внимание уделяется российскому опыту, демонстрирующему динамичный рост туристической отрасли и достижение целевых показателей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Исследуются инструменты государственного управления конкурентоспособностью объектов туристической индустрии, включая правовые, финансово-экономические, маркетинговые, инфраструктурные, аналитические и образовательные меры. Предлагается трёхмерная матрица для выбора формы реструктуризации предприятия гостиничного хозяйства на основе критериев конкурентоспособности, стратегической значимости и прибыльности подразделений. Обосновывается важность экспертной оценки и комплексного подхода к управлению для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности туристической индустрии

Издание: НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО"
Выпуск: № 2 (6) (2025)
Автор(ы): Строев Владимир Витальевич, Некрасова Ольга Леонидовна, Рогуленко Татьяна Михайловна
Сохранить в закладках