ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ И ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ (2024)

В современном обществе на наших глазах формируется принципиально новое понимание задач и функций государства, взаимоотношений органов государственной власти и социума. В процессе развития государства общество определяет для себя социально значимые факторы, а также функции, которые оно поручает и возлагает на государство. Для упрощения системы взаимосвязи государства и общества появляется такая категория, как «государственные услуги». Цель статьи - выявить пути совершенствования организации предоставления государственных услуг в ГБУ МФЦ «Мои документы». Для поиска и анализа использованы посвященные данному вопросу научно-исследователь-ские источники последних двух-трех лет, информация с официальных сайтов органов исполнительной власти, материалы периодической печати и интернет-ресурсов, записи индивидуальных бесед с работниками многофункциональных центров и регулярными пользователями услуг многофункциональных центров. Проанализированы и представлены значимые для исследования аспекты истории российских многофункциональных центров. Дан анализ способов организации государственных услуг в МФЦ «Мои документы». Выявлены проблемы организации предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах. Разработан ряд рекомендаций по совершенствованию процесса оказания госуслуг, в частности, даны предложения по усовершенствованию внутрифирменного обучения персонала в МФЦ «Мои документы». Основной задачей построения системы сервисного обслуживания является создание и развитие определенных инструментов, с помощью которых граждане, проживающие на своей территории, могли бы без серьезных технических сложностей и своевременно получить государственную услугу.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Кротенко Татьяна Юрьевна
Сохранить в закладках
СМОГУТ ЛИ АГЛОМЕРАЦИИ ПОДНЯТЬ ЭКОНОМИКУ РОССИИ? (2025)

Вопрос о ходе и результатах агломерационных процессов по-прежнему остается одним из центральных в оценке проблем и перспектив российской экономики. Следует предположить, что значимость этого вопроса в предстоящий период будет только возрастать. Ситуация последних нескольких лет выявила полный провал расчетов на то, что широкомасштабные санкции в отношении России заставят страну полностью сосредоточиться на решении задач текущего, даже неотложного характера. Сегодня очевидна способность российской экономики ставить и решать стратегические задачи на длительную перспективу. Это подтвердили целевые установки, данные в новой стратегии пространственного развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Агломерации представляют собой тот объект стратегического планирования, где в первую очередь востребованы управленческие решения, рассчитанные на долговременный системный эффект как экономического, так социального и иного характера. В этой связи в статье предпринимается попытка показать основные направления эволюции государственной политики в отношении агломерационных процессов; подчеркнуть те новые возможности и задачи, которые будут решаться за счет этих процессов как в отраслевом, так и в пространственном разрезе национальной экономики.

Издание: ЭТАП: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, АНАЛИЗ, ПРАКТИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Иванов Олег Борисович, БУХВАЛЬД ЕВГЕНИЙ МОИСЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОДСИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ) (2024)

В настоящей статье обозначены и описаны процессы развития иноязычной лексики подсистемы российского государственного управления в разные исторические периоды. Вопросы изучения особенностей государственного управления в общем и языка, его обслуживающего, приобрели особую значимость в новейший период, когда начался переход к новым формам государственности и российское общество вышло на новый уровень информационного развития. Отмеченное явление обусловливает актуальность представленного исследования. Описаны изменения иноязычных лексем исследуемой подсистемы, происходящие в плане их выражения и грамматических характеристик. Особое внимание в работе уделяется характеристике процессов семантического развития иноязычных лексем, представленных как на уровне семантической структуры словесных знаков, так и на уровне структуры отдельного значения, рассмотренных в соответствии с теорией значения представителей воронежской лингвистической школы. Подчеркивается, что серьезные трансформации в денотативном компоненте многих слов исследуемой подсистемы произошли в конце ХХ - начале XXI в. и были связаны с разрушением идеологизированных сем, содержащих в советскую эпоху информацию об отнесенности понятий к эксплуататорскому/буржуазному обществу. Делается вывод о том, что характеристика важнейших направлений эволюции иноязычной лексики подсистемы государственного управления отражает сложную историю процессов вхождения инообразований управленческого характера в систему русского языка и их адаптации в нем и, несомненно, соответствует общим процессам развития русского языка в разные исторические периоды.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Гей Фама, Заварзина Галина Анатольевна
Сохранить в закладках
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПЕРИОДА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ (2024)

Введение: в статье рассматриваются особенности организации местного самоуправления в советский период развития государства, уделяется внимание полномочиям местных советов, анализируются проблемы реформирования самоуправления на различных исторических этапах, трансформация уровней советской государственности.

Материалы и методы: нормативной правовой основой исследования стали отдельные положения Декретов советской власти, Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР»; Закона РСФСР от 29.07.1971 «О районном Совете народных депутатов РСФСР», Закона СССР от 09.04.1990 № 1417-1 «Об основных началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Закона от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы 1993 года. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы ученых - специалистов в области конституционного права, муниципального права, исторической науки, выдержки из публичных выступлений государственных деятелей в различные годы. Методологическую основу исследования составили системный подход, общедиалектический метод научного познания, а также сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования.

Результаты исследования: выявлены особенности историко-правового развития института местного самоуправления в советский период, проанализированы полномочия местных органов власти, обоснованы изменения, связанные с деятельностью местного самоуправления с периода образования РСФСР и до принятия Конституции Российской Федерации.

Обсуждение и заключение: авторы делают выводы о существенном изменении принципов организации и функционирования системы органов местного самоуправления в зависимости от проведения конституционных реформ, о незавершенности процесса формирования эффективно функционирующей системы реализации местной власти в советском обществе, что во многом определятся динамикой политической практики и необходимостью ее разностороннего теоретического осмысления

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 15 № 3 (57) (2024)
Автор(ы): БУРМИСТРОВА ЮЛИАНА ЮРЬЕВНА, МИКЕРИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
Налоговый эксперимент для самозанятых: влияние на снижение уровня теневой занятости для целей стратегического развития экономики (2024)

Подведены промежуточные итоги введенного с 2019 г. по 2029 г. в Российской Федерации налогового эксперимента в отношении физических лиц, относящихся к категории самозанятых. Проведенные исследования выявили положительные аспекты налогового эксперимента (увеличение зарегистрированных плательщиков по причине расширения территориального признака, востребованности для физических лиц постепенно встраивать свою предпринимательскую активность в экономику), в совокупности направленных на достижение ключевых целей проводимой государственной политики по снижению уровня теневой занятости. Динамичный рост численности плательщиков по специальному режиму с начала проведения налогового эксперимента характеризуется кратным ростом в 16,5 раз, что в абсолютных показателях на 1 января 2024 г. соответствует 9,279 млн чел., при этом налоговые поступления в бюджетную систему также существенно возросли, составив в абсолютных значениях на 1 января 2024 г. 59 184,5 млн руб., а доля в общей структуре специальных режимов – до 5,6 %. Вместе с тем для достижения установленных параметров достижения к 2030 г. роста количества самозанятых до 11 млн чел. немаловажным является решение задач среднесрочного характера, направленных на совершенствование отдельных положений специального режима: возможности учета плательщиками трудового стажа, уплат страхового взноса на обязательной основе при недопущении увеличения налоговой нагрузки, а также ежегодной индексации максимально полученной суммы дохода на коэффициент-дефлятор для всех категорий самозанятых.

Издание: E-MANAGEMENT
Выпуск: Т. 7 № 4 (2024)
Автор(ы): Ахмадеев Равиль Габдуллаевич
Сохранить в закладках
Государственное управление отраслевой недвижимостью (2024)

Государственное управление отраслевой недвижимостью является одним из сложных видов управления. Оно включает технологии управления отдельными объектами, технологии корпоративного управления с учетом интересов отрасли и технологии государственного управления с учетом государственных интересов и межотраслевого баланса. Государственное управление отраслевой вузовской недвижимостью является еще более сложным. В качестве основного критерия эффективности оно использует не коммерческий эффект, как коммерческие предприятия, а социальный эффект и критерий ресурсного обеспечения отраслей страны. Этот эффект считается по косвенным показателям, а не по прямым. Система образования является дотационной, поэтому прямая оценка ее эффективности условна. Управление недвижимостью вузовских организаций является одним из важных компонентов управления. Отраслевое управление недвижимостью связано с пространственной экономикой и геоинформатикой. Описана оригинальная разработка системы поддержки принятия решений для управления недвижимостью объектов системы образования. Система разработана по заданию Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Она использует географические информационные системы как дополнительный компонент. Показано, что для управления недвижимостью необходимо применять геоданные. Описаны основные принципы управлении вузовской недвижимостью с помощью данной системы. Пространственная информация для отраслевого управления недвижимостью объектов должна быть объединена с экологической, социальной и экономической.

Издание: E-MANAGEMENT
Выпуск: Т. 7 № 2 (2024)
Автор(ы): Кудж Станислав Алексеевич, Гургов Борис Шамульевич
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (2024)

Введение. Обеспечивая стабильность и высокий уровень темпов социальноэкономического развития страны и роста качества жизни граждан, органы власти действуют в условиях ограниченности ресурсов. Это требует повышения эффективности управления и качественно сформулированных показателей оценки эффективности деятельности органов власти. Одной из причин затруднения формулирования индикаторов является отождествление государственного и муниципального управления.

Цель. Отделить эффективность муниципального управления от эффективности государственного управления.

Методы. В рамках исследования на основе метода интерпретации и системного подхода применялся анализ: научных публикаций, нормативных правовых актов, статистических данных. Научная новизна исследования. Предложена концепция нового метода оценки эффективности муниципального управления.

Результаты. Рассмотрены работы российских и зарубежных ученых для выявления подходов к оценке эффективности государственного и муниципального управления. Изучены отечественные и иностранные методики оценки эффективности. Проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оценку эффективности органов государственной власти и местного самоуправления с целью сравнения показателей оценки эффективности. Предложена концепция нового метода оценки эффективности муниципального управления путем составления универсального перечня показателей.

Выводы. Одним из двух подходов к оценке эффективности государственного и муниципального управления является обобщающий - оценка эффективности муниципального управления проводится аналогично оценке эффективности государственного управления. Второй подход - разграничивающий - оценка эффективности муниципального управления отличается от оценки эффективности государственного управления, при этом учитывается невозможность полной автономии. Существует ряд общих недостатков в методиках оценки эффективности деятельности органов власти: действующие показатели не позволяют однозначно оценить результат деятельности органов власти; показатели оценки эффективности муниципального управления носят частный характер.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 2 (100) (2024)
Автор(ы): Вершинина Юлия Владимировна
Сохранить в закладках
Модификация конституционных механизмов обеспечения стабильности в государстве в контексте трансформации современного конституционализма (2025)

В условиях усиливающейся глобальной нестабильности и ускоряющихся процессов трансформации политико-правовых систем особенно остро встает вопрос о сохранении устойчивости государств через призму модернизации конституционных механизмов. Конституционные системы, традиционно выполнявшие роль стабилизирующего каркаса государственной власти, сегодня всё чаще сталкиваются с вызовами, порождаемыми не только внутренними социально-политическими противоречиями, но и внешними транснациональными факторами. Современный конституционализм, претерпевая качественные изменения, сталкивается с вызовами, обусловленными гибридизацией форм правления, усилением исполнительной власти и изменением природы политической легитимности. Предметом настоящего исследования выступают модифицированные формы конституционных механизмов, направленных на обеспечение устойчивости государств в изменяющейся нормативной и институциональной среде. Особое внимание уделяется институциональным, нормативным и функциональным аспектам трансформации конституционной стабильности. Анализ охватывает как общие закономерности, так и особенности отдельных правовых систем, демонстрирующих альтернативные модели устойчивости. Методология исследования основывается на междисциплинарном подходе, сочетающем доктринальный анализ, сравнительно-правовой метод и элементы политико-правовой герменевтики. Акцент сделан на выявлении устойчивых трендов и вариативных форм модернизации через сопоставление конституционных практик различных государств. Новизна исследования заключается в выявлении скрытых механизмов адаптации конституционного устройства к меняющимся условиям социально-политического существования. Автор предлагает концептуальное разграничение между формальной стабильностью и функциональной устойчивостью, акцентируя внимание на нелинейности этих процессов. В работе обосновано, что модификация конституционных механизмов становится не просто реакцией на вызовы, а формой институциональной эволюции, сопряжённой с изменением парадигмы конституционализма. Сделан вывод о формировании гибридных моделей стабильности, сочетающих элементы традиционных и инновационных решений. Параллельно с этим возрастает значение политической адаптивности как способности правовых и институциональных систем отвечать на вызовы без разрушения легитимной основы власти. Политическая адаптивность предполагает не только гибкость норм, но и способность институтов к внутренней перестройке, сохранению функциональности в условиях кризиса, а также к включению новых акторов и смыслов в правовое поле.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Поярков Сергей Юрьевич
Сохранить в закладках
Анализ процесса цифровой трансформации в России (на примере администрации города Нижнего Новгорода) (2025)

Статья посвящена анализу процесса цифровой трансформации в России, предметом исследования является цифровизация деятельности органов местного самоуправления. Современные глобальные вызовы, к которым относятся санкционное давление, киберугрозы и необходимость импортозамещения, влияют на цифровизацию государственного и муниципального управления, делая её не просто трендом, а стратегической необходимостью. В условиях сложившейся геополитической обстановки цифровые технологии позволяют повышать эффективность госуправления, обеспечивать прозрачность процессов и устойчивость работы органов власти. Особое внимание уделяется процессу импортозамещения: оно снижает зависимость от иностранных решений, укрепляет кибербезопасность и помогает оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям. В ходе исследования представлена актуальность процесса цифровой трансформации муниципальной власти, для сотрудников администрации города Нижнего Новгорода была разработана анкета, охватывающая актуальные специализированные темы, связанные с информационными технологиями. В работе использован метод анкетирования: 100 муниципальных служащих прошли анкетирование на тему цифровизации, включавшее в себя 23 вопроса. Также использовались методы синтеза, анализа и обобщения статистических данных, анализа нормативных правовых актов. Новизна исследования заключается в проведении уникального специализированного опроса среди сотрудников органа власти, позволяющего выявить ключевые особенности и определить ранее невыявленные проблемы и вызовы в области цифровой трансформации. По итогам обработки ответов муниципальных служащих на вопросы анкеты были представлены результаты о хорошем состоянии IT-инфраструктуры в муниципальном образовании. При этом прошедшие анкетирование отметили ряд проблемных зон, в первую очередь связанных с нестабильной работой некоторых цифровых сервисов и сложностями, возникающими при работе в офисных программах, которые были внедрены в работу в рамках проведения курса на техническое и программное импортозамещение. Была получена обратная связь от сотрудников, представивших собственное видение использования передовых сквозных технологий, таких как искусственный интеллект, и предложили изменения, которые, по их мнению, положительно повлияют на процесс цифровой трансформации органов власти. Анализ результатов исследования дал возможность выявить наиболее острые проблемы и потенциальные направления развития процесса цифровой трансформации в России.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Гераскин Михаил Алексеевич
Сохранить в закладках
Публично-правовое обеспечение государственного управления в области охраны исторической памяти в Российской Федерации (2025)

Объектом исследования являются общественные отношения в области публично-правовой охраны исторической памяти. Предмет исследования представляет собой совокупность норм права, обеспечивающих государственное управление в области охраны исторической памяти в Российской Федерации. Автор проводит комплексное исследование российского мемориального законодательства, начиная с анализа конституционных основ публично-правовой защиты исторической правды и памяти предков, и заканчивая анализом стратегических документов, определяющих векторы российской исторической политики, утверждённых на уровне подзаконного регулирования. Особое внимание в статье уделяется исследованию норм, устанавливающих в Российской Федерации административную ответственность за правонарушения, посягающие на историчесую память, норм, регулирующих административно-распорядительные и административно-охранительные отношения, направленные на сохранение и упрепление исторической памяти о Великой Отечественной войне, норм, направленных на охрану культурно-исторического наследия. Исследование основывается на системном анализе, позволяющем рассматривать публично-правовое обеспечение государственного управления в области охраны исторической памяти в Российской Федерации в качестве системы, то есть совокупности неразрывно взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое. Наряду с этим в исследовании применялись формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правововой методы. Основными выводами исследования являются следующие выводы. Во-первых, на сегодняшний день в Российской Федерации создана достаточно сложно структурированная система публично-правового обеспечения государственного управления в области охраны исторической памяти. Во-вторых, публично-правовое обеспечение государственного управления в области охраны исторической памяти характеризуется правовой неопределённостью в категориально-понятийном аппарате. В-третьих, ключевой ценностно-смысловой доминантой в регулировании охраны исторической памяти в Российской Федерации является формирование, сохранение, укрепление, трансляция образа Великой Отечественной войны, как важнейшего исторического события ХХ столетия. В-четвёртых, правовые нормы, обеспечивающие государственное управление в области охраны исторической памяти, по характеру действия могут быть подразделены на «негативные» и «позитивные» нормы. Кроме того, в-пятых, они могут быть классифицированы по критерию направленности действия на нормы, которые направлены на охрану нематериальной исторической памяти, и нормы, которые направлены на охрану материального культурно-исторического наследия.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 7 (2025)
Автор(ы): Денисов Юрий Петрович
Сохранить в закладках
Концепция конституционного долга как основа решения кадровых проблем в государственных секторах экономики России (2025)

В представленном научном исследовании рассматривается методологический подход к разрешению кадрового дефицита в государственном секторе Российской Федерации путем имплементации механизма конституционных обязательств граждан. Фундаментальный анализ существующей парадигмы кадровой политики демонстрирует необходимость её трансформации в направлении интенсификации гражданского участия в процессах государственного строительства, независимо от гендерной принадлежности субъектов. Особое внимание уделяется потенциальному применению данной концептуальной модели как стратегического императива для качественного усиления кадрового состава в ключевых областях социально-экономической инфраструктуры, включая сферы здравоохранения, образования и государственного администрирования. Предмет исследования данной статьи основан на комплексном анализе концептуальной модели конституционного долга как инструмента преодоления кадрового дефицита в государственном аппарате. Методологическая база исследования включает многоаспектное рассмотрение нормативно-правовых механизмов, морально-этических императивов и праксиологических компонентов имплементации данной концепции, а также оценку сопутствующих рисков и потенциальных положительных эффектов от её внедрения. Цель исследования является модернизация подходов к кадровому обеспечению государственного сектора в России через разработку законодательных инициатив для обеспечения квалифицированным персоналом стратегических отраслей. Важными аспектами выступают социальная ответственность и гражданское участие в государственном управлении для оптимизации кадрового менеджмента структур. В процессе работы использовались: диалектический, логический, системный, функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Для решения проблемы кадрового дефицита в государственном секторе России предложен инновационный подход, значимый теоретически и методологически. Исследование разрабатывает меры, основываясь на синтезе партисипативного управления и концепции конституционного долга. Методология включает анализ международных практик с адаптацией к российским условиям и обоснование законодательных изменений. Внимание уделено оптимизации инвестиций в образование и внедрению принципов конституционного долга. Достижением является создание многокомпонентной платформы для преодоления кадровых ограничений в важнейших сегментах управления. В рамках модернизации государственных институтов России целесообразно внедрить концепцию конституционного долга в кадровое администрирование, что требует интеграции законодательных инициатив с вовлечением граждан. Предлагаемые реформы, сочетая правовые изменения с просветительской деятельностью, могут обеспечить долгосрочный позитивный эффект для оптимизации работы государственного аппарата и улучшения социально-экономических показателей.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Мадатов Олег Яковлевич
Сохранить в закладках
ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ: ПРИОРИТЕТЫ И ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ (2023)

Целью исследования является выявление основных тенденций эволюции государственного и муниципального управления в России на региональном и местном уровнях после внесения изменений в Основной Закон РФ. Установлено, что поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года дали старт организационно-правовому оформлению единой системы публичной власти в стране. На основе поправок уже трансформировано федеральное законодательство об организации власти на региональном уровне, ожидаются серьёзные изменения в правовом регулировании и организации местного самоуправления. Ключевой направленностью изменений являются унификация, централизация и «вертикализация» системы публичной власти. В то же время государственная власть в субъектах Российской Федерации получит дополнительные возможности в части регулирования деятельности местной власти и контроля над ней. Общая направленность уже принятых и предлагаемых к принятию новелл укрепляет систему вертикального политического и ресурсного контроля вышестоящих уровней публичной власти над нижестоящими. Она содействует государственной экономической политике, основанной на перераспределении ресурсов, аккумулируемых в федеральном центре, через государственные программы и проекты вниз по вертикали. Ключевыми проблемами в функционировании такой конструкции являются сложности при принятии решений об оптимальном распределении ресурсов, отчуждение граждан от процесса выработки и реализации государственной политики, искажение информации при превалировании иерархического политико-управленческого контроля.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 18 № 1 (2023)
Автор(ы): Слатинов Владимир Борисович
Сохранить в закладках