Современные проблемы сельскохозяйственного производства, связанные с необходимостью устойчивого развития отрасли и обеспечения продовольственной безопасности, невозможно решить на технологической основе современного крупного индустриального аграрного производства. Развитие цифровых технологий в аграрной сфере связано с потребностью к адаптации отрасли к условиям дефицита природных ресурсов, негативных экологических процессов, климатических изменений, острой потребности привлечения в отрасль молодых, грамотных и креативных работников. В статье представлено исследование теоретических аспектов цифровой трансформации, вопросов внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве. Показано, что сельское хозяйство является аутсайдером цифровой трансформации в Российской Федерации. Системные диспропорции и неравномерное развитие, техническая и технологическая отсталость отрасли являются одной из важнейших проблем модернизации. Современные цифровые технологии требуют значительных инвестиций в инфраструктуру и оборудование, недостаточность финансовых ресурсов не позволяет осуществлять цифровизацию отрасли. Государственная поддержка в большей мере направлена на внедрение цифровых технологий системы управления: регламентации, учета и финансирования. Неразвитость инфраструктуры в сельской местности, отсутствие высокоскоростного интернета также резко ограничивают возможности цифровой трансформации отрасли. В сельском хозяйстве наиболее остро стоит вопрос нехватки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Остается высокой зависимость отрасли от иностранных технологий в области генетики и селекции, программного обеспечения, проектирования и архитектуры построения сетей и экосистем, а также автоматизации производственных процессов, самих технических средств и рабочих механизмов. В работе уточнена особая острота этих проблем для малого аграрного бизнеса и предложены мероприятия по их преодолению.
Статья посвящена реконструкции стоимостных показателей сферы образования как отрасли национальной экономики поздней Российской империи. Цель исследования заключается в уточнении имеющихся оценок роли образования на стадии перехода страны от мальтузианского к «современному» режиму экономического роста в ходе модернизации ее экономической и социальной структуры. Были решены следующие задачи: 1) представлены собранные в электронном формате данные источников (отчеты Государственного контроля, Министерства народного просвещения, Центрального статистического комитета); 2) реконструированы ряды показателей расходов на образование разных уровней и институциональных источников; 3) на их основе впервые рассчитаны оценки накопленного объема (запаса) человеческого капитала по восстановительной стоимости и на основе будущих доходов; 4) полученные стоимостные оценки непосредственно сопоставлены с основными макроэкономическими показателями страны. Оценки соответствующих показателей системы образования России и формируемого в ней человеческого капитала доступны в историко-экономической литературе за 1920-2000-е гг. Настоящее исследование углубляет их, делая в целом сопоставимыми во времени. Для обеспечения такой сопоставимости используются методики, разработанные в историко- экономической литературе, адаптированные к проблеме недостаточности исторических количественных данных и пригодные для межстрановых сопоставлений. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в ходе запуска «современного» режима экономического роста норма накопления человеческого капитала в России повышалась, его запас увеличивался быстрее физического. Намечаются перспективы использования полученных результатов в последующих эмпирических и теоретических исследованиях.
Рассматривается проблема функционирования норм в повседневной жизни советского общества в 1930-1950 гг. Микроанализ конкретно-исторических ситуаций, выполненный на основании архивных источников, позволил сформулировать тезис о том, что существенной чертой социального порядка в сталинскую эпоху являлось самоуправство. Оно рождалось спонтанно, снизу, а затем либо легитимировалось властью, либо криминализировалось ею же в зависимости от ситуативной прагматики и доктринальных соображений. Таким образом, наряду с писаным законодательством (государственным и партийным), должностными инструкциями и обязанностями в повседневной жизни действовали разнообразные и гетерогенные конвенции. Их область применения тоже определялась конвенциально. Анализ социальной реальности позволил авторам обосновать тезис о том, что сфера действий конвенций выходила далеко за рамки межличностных отношений и малой публичности. Тем самым управляемое самоуправство размещалось в ядре властных - хозяйственных и административных - практик. Кроме того, допускаемый произвол был одновременно апроприирован партийно-хозяйственной номенклатурой для приватного потребления. Подобный характер нормативности был укоренен в агрегатном характере советской повседневности, соединявшей в себе как модернистские, так и архаические начала. Конвенциальность всех и всяческих норм неизбежно препятствовала деятельности партийных и государственных институтов, что принципиально противоречило модернистскому проекту регулярного государства. Таким образом, советское государство становилось обществом риска.
Объектом исследования явлется художественное образование. Предметом исследования являются стратегии модернизации художественного образования. Автор особое внимание уделяет рассмотрению особенностей педагогического синкретизма и преимуществ внедрения междисциплинарных учебных планов. Также описывается и анализируется образовательная модель STEAM. Автором выдвигается гипотеза о широком потенциале включения в процесс обучения искусству инновационных технологий (в том числе и технологий виртуальной и дополненной реальности). Целью данного исследования является выявление стратегий модернизации художественного образования, применение которых позволит повысить эффективность образовательного процесса и преодолеть недостатки действующей системы. Для достижения этой цели использовались аналитический и описательный методы, позволяющие выявить наиболее продуктивные пути преобразования образовательной системы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении инновационных инструментов (в частности, возможностей искусственного интеллекта), которые потенциально могут быть применены для разрешения задач художественного образования. Исследование показывает, что проектный метод обучения позволяет развивать междисциплинарные способности учащихся, а технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности открывают совершенно новые возможности для художественного творчества. В результате системного реформирования учебных программ, а также применения междисциплинарных методов к организации учебного процесса и внедрения в него передовых технологий, художественное образование будет способно подготавливать специалистов, обладающих компетенциями, достаточными для профессиональной реализации в условиях глобализации современного мира. Выводы, сформированные в результате проведения исследовательской работы, могут быть использованы в образовательной среде.
Literature on collectivization in Eastern Europe presents an outdated picture of Soviet collectivization close to Stalin’s interpretation, and literature on Soviet collectivization ignores alternative policies to promote forced industrialization in countries with predominantly small-scale peasant farms. Before discussing collectivization and socialist agricultural policy in Eastern Europe, the author examines collectivization in the Soviet Union under Stalin, combining this analysis with some methodological reflections on the approach and central terms applied. Then the author focuses on the entangled comparison of collectivization and socialist agricultural policy after the World War II in Eastern Europe and the Soviet Union to thoroughly reassess this policy by answering the following key questions for the assessment of socialist agricultural policy: whether enforced collectivization was necessary or harmful for industrialization; whether Stalin’s collectivization aimed at modernization of the agrarian sector at all; why socialist agricultural policy, after liquidation of private farms during collectivization under Stalin and Khrushchev, since the late 1970s in almost all socialist countries returned to supporting private small agricultural production. In addition to focusing on the decisive turning points of the agricultural policy, the author keeps the whole period in view, distinguishing the following phases with basically different political approaches: (1) collectivization under Stalin as based on class war and peasant subjugation to transfer capital from agriculture to industry; (2) collectivization under Khrushchev striving to complete it, although this policy was basically put in question (in 1953 in the Soviet Union and in 1957 in the GDR and Hungary); (3) efforts to stabilize the economically weak collective farms in the 1960s after finishing collectivization and replacing Khrushchev; (4) the final turn to modernization of agriculture expecting economies of scale through different concepts of industrialization in the 1970s; (5) the failure of these concepts causing a cost trap and enforcing the rehabilitation of small-scale private agriculture in the 1980s. The first part of the article shows how Stalin in 1929 turned collectivization away from modernization goals, which made collectivization an end in itself, enforcing the diversion of resources from agriculture to industrialization. Stalin did not trust the peasants and ignored their great capacities of increasing production, which made members of collective farms forced laborers with limited civil rights. Mechanization ensured primarily state control over agriculture and prevented an increase in yields.
Советский опыт вызывает все больший интерес как в России, так и за рубежом. Переходя от политических и публицистических обсуждений, внимание исследователей всё чаще обращается к социально-философскому и философскоантропологическому анализу, который способен раскрыть современные социально- культурные практики.. Примером такого обстоятельного анализа является данная работа С. А. Никольского, представленная в двух книгах, содержание которых удачно дополняет друг друга. Автор демонстрирует, что советское - это не случайный исторический феномен, а результат глубоких процессов в российской культуре, питавшихся сочетанием насилия и покорности, возникших в ходе исторического развития страны. Насилие и покорность возникли в результате гражданской войной, коллективизации, идеологии классовой борьбы, подкрепленной репрессиями. Насилие наполняет исконный апофатизм властной волей. Покорность обусловлена состоянием выживания, концентрацией на сиюминутных бытовых проблемах. Вместе они образуют гремучую смесь безответственной нетерпимости.
В условиях усиливающейся глобальной нестабильности и ускоряющихся процессов трансформации политико-правовых систем особенно остро встает вопрос о сохранении устойчивости государств через призму модернизации конституционных механизмов. Конституционные системы, традиционно выполнявшие роль стабилизирующего каркаса государственной власти, сегодня всё чаще сталкиваются с вызовами, порождаемыми не только внутренними социально-политическими противоречиями, но и внешними транснациональными факторами. Современный конституционализм, претерпевая качественные изменения, сталкивается с вызовами, обусловленными гибридизацией форм правления, усилением исполнительной власти и изменением природы политической легитимности. Предметом настоящего исследования выступают модифицированные формы конституционных механизмов, направленных на обеспечение устойчивости государств в изменяющейся нормативной и институциональной среде. Особое внимание уделяется институциональным, нормативным и функциональным аспектам трансформации конституционной стабильности. Анализ охватывает как общие закономерности, так и особенности отдельных правовых систем, демонстрирующих альтернативные модели устойчивости. Методология исследования основывается на междисциплинарном подходе, сочетающем доктринальный анализ, сравнительно-правовой метод и элементы политико-правовой герменевтики. Акцент сделан на выявлении устойчивых трендов и вариативных форм модернизации через сопоставление конституционных практик различных государств. Новизна исследования заключается в выявлении скрытых механизмов адаптации конституционного устройства к меняющимся условиям социально-политического существования. Автор предлагает концептуальное разграничение между формальной стабильностью и функциональной устойчивостью, акцентируя внимание на нелинейности этих процессов. В работе обосновано, что модификация конституционных механизмов становится не просто реакцией на вызовы, а формой институциональной эволюции, сопряжённой с изменением парадигмы конституционализма. Сделан вывод о формировании гибридных моделей стабильности, сочетающих элементы традиционных и инновационных решений. Параллельно с этим возрастает значение политической адаптивности как способности правовых и институциональных систем отвечать на вызовы без разрушения легитимной основы власти. Политическая адаптивность предполагает не только гибкость норм, но и способность институтов к внутренней перестройке, сохранению функциональности в условиях кризиса, а также к включению новых акторов и смыслов в правовое поле.
Введение. В статье рассмотрены теоретические аспекты соотношения понятий «цивилизация», «идеология», «мировоззрение». Показаны мировоззренческие аспекты цивилизационного анализа общества. Теоретический анализ. Аргументируется методологическая и теоретическая возможности создания новой концепции цивилизационного развития и предлагается вариант взаимной дополнительности стадиальной и циклической моделей цивилизационного процесса. Это представляется оптимальным вариантом осмысления на мировоззренческом уровне природы и перспектив российской цивилизации. Подчеркивается, что при всем значении традиций и опыта истории концепция цивилизации должна быть ориентирована на исследование проблемного поля современного общества, его будущего и перспектив развития. Рассматривается возможность использования концепта «другой Европы» для характеристики специфики российской цивилизации. В рамках предлагаемой теоретической позиции изучены некоторые особенности российского цивилизационного развития.
Заключение. Определена перспектива разработки новой концепции цивилизационного развития России, интегрирующая в себе потенциал новых «гибридных» идеологических конструктов, которые будут ей соответствовать и выражать социальные интересы большинства общества.
В данной статье рассматривается спектакль «Сянлиньсао» как объект исследования, с целью выявления инноваций в выражении трагичности в процессе модернизации Юэ оперы. Анализируется исторический контекст и причины создания спектакля, основанного на произведении Лу Синя «Чжуфу» (祝福, ритуальное новогоднее жертвоприношение), а также особенности его адаптации. Исследование сосредоточено на трёх аспектах трагической эстетики: трагическая тема, сценическое воплощение и символические образы. Первая часть основывается на литературной мысли Лу Синя и раскрывает механизм «Ешьте людей!» («吃人») в феодальной этике, выражающийся в экономическом гнёте, духовном подавлении и социальной холодности. Анализируется, как эти трагические элементы преобразуются средствами сцены в визуально-звуковое воздействие. Вторая часть акцентирует внимание на художественных новациях в различных версиях спектакля с участием Юань Сюэфэнь - в частности, в вокальном выражении боли, сценических приёмах сумасшествия и в изменении цветовой гаммы костюмов для усиления трагической атмосферы. Прослеживается эволюция спектакля (1946-2021), демонстрируя растущую выразительность трагического в Юэ опере. Третья часть рассматривает уникальность трагического стиля Юэ оперы, где символические сценические образы, такие как «ветра и снега» («风雪») и «пожертвования на порог» («捐门槛»), играют двойную роль: эмоциональной разрядки и культурной критики. Методология исследования включает анализ литературы и музыкальной драматургии оперы. Автор приходит к выводу, что Юэ опера «Сянлиньсао» посредством сценической адаптации зримо передаёт глубокую критику феодальной морали, заложенную в оригинальном произведении Лу Синя. Спектакль отличается выраженной социальной направленностью и актуальностью. Художественные смелости, проявленные Юань Сюэфэнь и другими мастерами, в пении и сценическом движении, наполнили Юэ оперу новой лирикой и трагическим напряжением, расширив её выразительные возможности. Повторяющиеся символы, такие как «ветра и снега» и «пожертвования на порог», эффективно визуализируют социальное угнетение, превращая абстрактное насилие традиций в ощутимый сценический образ. Это свидетельствует о художественной жизнеспособности и гуманистической сущности Юэ оперы в процессе её модернизации и даёт важный материал для понимания трагической эстетики в современном китайском театре.
В настоящей статье обосновывается перспективный подход к понятию развитие, который позволяет составить четкое понимание о тех факторах, которые имеют долгосрочное влияние на динамику социально-экономического развития и могут помочь объяснить различные паттерны развития, такие как накопление факторов производства, эффективность их использования, технологические изменения, внешние политические и экономические влияния, факторы исторического характера, а также институциональные структуры такие как институт землевладения, институты права и собственности, государственного управления, финансовые институты, особенно, фондовый рынок.
Автор отмечает, что собственный подход к проблеме развития имеет социологическая наука, с позиции которой развитие не следует рассматривать только с точки зрения экономики, а следует обращать внимание на такие процессы, как изменения в семейных структурах, отношениях и менталитете, на культурные, демографические, политические изменения, на трансформацию сельских общин и процесс урбанизации.
В конце ХХ столетия обсуждение развития имплицитно основывалось на ряде идеалов или ценностей модернизации, при этом сама концепция развития заключает в себе эти ценности, поскольку неизбежно предполагает изменение всего общества в направлении модернизационных идеалов, в числе которых рациональность, планирование развития, повышение уровня жизни, сокращение социального и экономического неравенства, более эффективные социальные институты и отношения и т. п. И, несмотря на то, что в конце XX в. термин “модернизация” стал менее применим, список модернизационных идеалов представляется весьма актуальным.
Дебаты о роли и ответственности бизнеса в обществе, связанные с модернизацией, породили различные теории, важное место в ряду которых занимала теория М. Фридмана, детально проанализированная в статье. Автор же обращается к теории, в которой речь идет о переходе к новой капиталистической модели, получившей название “капитализм заинтересованных сторон”, которую сформулировал в 1984 г. профессор Эдвард Фримен в своей книге “Стратегическое управление: концепция заинтересованных сторон”. Согласно его определению, к заинтересованным сторонам компании относятся “любые индивидуумы, группы или организации, существенно влияющие на принимаемые фирмой решения и/или оказывающиеся под воздействием этих решений”.
По мнению автора, переход к модели капитализма заинтересованных сторон, несмотря на то, что дает целый ряд преимуществ порождает определенный социальный эффект, который тормозит развитие национальной экономики. В статье также детально анализируются модели “сознательного капитализма” и модель “корпоративной социальной ответственности”. Корпоративная социальная ответственность — это саморегулирующаяся бизнес-модель, которая помогает компании быть социально подотчетной себе, своим заинтересованным сторонам и общественности. Практикуя корпоративную социальную ответственность, также называемую корпоративным гражданством, компании могут осознавать, какое влияние они оказывают на все аспекты общества, включая экономические, социальные и экологические. Эта модель ценна и для общества, и для бизнеса. Прикладным с корпоративной точки зрения является внедрение стратегии ESG (Окружающая среда, Социальное, Управление), которая является подмножеством Целей устойчивого развития и определяет конкретные параметры их достижения отдельной компанией по всему спектру экологических, социальных и управленческих вопросов.
Актуальность данной статьи заключается в том, что реформирование государственной службы является серьёзной и важной проблемой, поскольку аппарат государственного управления - это неотъемлемая составляющая правовой системы государства, от функционирования которой зависят проводимые в обществе социально-экономические преобразования. Многое также связано с функционированием государственной службы и эффективности работы её аппарата. Это обусловлено тем, что она является основополагающим инструментом совершенствования власти, экономической и социальной сферы. Государственная служба позволяет скорректировать отношения между обществом и государством. Цель исследования состоит в обосновании направлений совершенствования процесса реформирования государственной гражданской службы в субъектах РФ. При написании статьи применялись следующие научные методы исследования: сравнение, анализ, синтез, обобщение, анализ документов. Использованы общенаучные методы познания. Среди них методы системного, структурно-функционального, сравнительно-правового, типологического анализа, синергетический, социально-экономический, исторический подходы. Для решения исследовательских задач использовалась совокупность методологических подходов к анализу актуальных аспектов проблемы общественно-государственного взаимодействия в рамках становления цифрового государственного управления. Также применялся метод моделирования для решения найденных в ходе исследования проблем. Научная новизна исследования определяется результатами, полученными в процессе исследования, совокупностью привлечённых для анализа источников информации, проверяемыми и валидными выводами и предложениями. Это стало возможным на основе применения системного подхода к реализации поставленных задач. Результатом научного исследования являются следующие аспекты: определены направления совершенствования государственной гражданской службы Орловской области, а также обозначены меры по совершенствованию механизма реализации реформирования государственной гражданской службы в Орловской области.
В статье рассматриваются особенности правового регулирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особое внимание уделяется Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в контексте обновления данного документа в ближайшем будущем. Российская Федерация - многонациональное государство, для которого учет традиций, культуры и исторически сложившегося образа жизни каждого проживающего на его территории народа, является одним из основных направлений государственной политики. Коренные малочисленные народы Севера являются социальной группой, требующей дополнительной поддержки государства не только по причине их немногочисленности, но также из-за трудных климатических условий мест проживания данных народов. В статье рассмотрена конфигурация правого регулирования в области устойчивого развития коренных малочисленных народов как в исторической ретроспективе, так и на современном этапе. Особое внимание уделено также перспективным направлениям развития государственного регулирования, а также мерам государственной поддержки в рассматриваемой сфере. Отмечено, что в настоящее время правовое регулирование устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока находится на этапе значительных изменений. В работе обозначены основные различия действующей на настоящий момент Концепции и Проекта будущей, касающиеся основополагающих аспектов государственной политики в отношении КМНС. В частности, принципа признания права народов Севера на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также модернизация, обновление технической оснащенности и т. д. Вместе с тем автор обращает внимание на необходимость соблюдения экологических требований и бережного отношения к природе в процессе реализации новых задач.