АНАЛИЗ УЯЗВИМОСТИ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ, ПРОИЗРАСТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ УРБОЭКОСИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДОНЕЦКА) (2025)

Урбанизация и неуклонное развитие городов влечёт за собой ощутимое усиление антропогенного давления на окружающую среду. В условиях Донбасса основными источниками загрязнения выступают металлургические заводы, угольные шахты, предприятия химической и коксохимической промышленности, а также автотранспорт как основной источник зашумления любого мегаполиса. Выбросы автотранспорта содержат широкий спектр токсикантов, оказывающих негативное влияние на фитоценозы. В результате проведенных исследований определили интенсивность транспортного потока (в среднем 1330 ± 680 ед./час) и вибрационно-акустического зашумления (превышение ПДУ на 37 ± 4% по средним значениям и 24 ± 3% по их максимумам), как комплексного показателя антропогенного загрязнения территории, участки ранжировали по 3 уровням: с высоким, средним и низким антропопрессингом. Экологическое значение влияния антропогенной нагрузки проявлялось в снижении жизнеспособности древесных растений и увеличении числа повреждений. На территориях с высокой интенсивностью транспортного потока (более 1 тыс. ед./час) и повышенным уровнем шумового загрязнения (свыше 30% от предельно допустимого уровня) проявлялись наиболее выраженные негативные биологические последствия: снижение доли деревьев, находящихся в удовлетворительном состоянии, и увеличение количества растений, имеющих высокую долю повреждений или находящихся в критическом состоянии (21-57% от выборки). Морфологические нарушения, такие как искривление ствола, отслоение коры, наличие гнили, изменения архитектоники кроны, а также механические повреждения нарушали целостность защитных тканей растений. Данные факторы создают благоприятные условия для проникновения патогенных микроорганизмов и вредителей, развития гнилостных процессов и общего ухудшения состояния деревьев. На исследуемой территории было идентифицировано 23 вида древесных растений, принадлежащих к 13 различным родам, что свидетельствует об умеренном уровне видового разнообразия. По количеству видов доминирующими являются рода Ulmus L., Acer L. и Populus L. По количеству экземпляров доминируют Robinia pseudoacacia L., Ulmus laevis Pall., Acer pseudoplatanus L., Acer platanoides L., Ulmus pumila L., Syringa vulgaris L., Populus simonii Carrière, Ulmus glabra Huds., Acer saccharum Marshall, Populus bolleana Lauche, Sorbus intermedia (Ehrh.) Pers., Fraxinus pennsylvanica Marshall. Выделили несколько основных видов, подверженных кронированию и санитарной обрезке - Ulmus laevis Pall., Ulmus glabra Huds., Ulmus pumila L. и Robinia pseudoacacia L. Данные растения находились в возрастной группе 50-59 лет и достигли критического возраста в регионе. В результате ветровалов, которые всё чаще происходят в регионе, скелетные ветви таких растений подвержены облому, т. к. новые побеги слабее в креплении и легче поддаются необратимой деформации.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Корниенко Владимир Олегович, Шкиренко Алена Олеговна, Реуцкая Валерия Вячеславовна, Яицкий Андрей Степанович, Джантимирова Александра Александровна
Сохранить в закладках
Темы трудных жизненных ситуаций и копингов совладающего поведения младших школьников глазами родителей (2024)

Введение. Тема трудных жизненных ситуаций возникла в науке относительно недавно. Пристальный интерес к ней возникает на рубеже 20-21 веков. Нас заинтересовал вопрос об эффективном преодолении трудных жизненных ситуаций младшими школьниками, участие в данном процессе родителей. Наше исследование позволяет проанализировать, как родители видят основные трудные жизненные ситуации и способы совладания с ними у младших школьников. Это позволяет выявить основные вызовы, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста и их родители, разработать эффективные стратегии их поддержки. Изучение представлений родителей о трудных жизненных ситуациях своих детей позволяет выявить общие проблемы, которые могут влиять на родительское поведение, воспитательные практики и динамику отношений в семье. Знания об этом помогут в разработке мер по улучшению коммуникации в семье, сближению и поддержке ребенка во время обучения, профилактике соматического и психологического здоровья младших школьников.

Материалы и методы. В эксперименте приняли участие младшие школьники в количестве 47 человек и 59 родителей младших школьников. В качестве методов исследования были использованы теоретический метод (анализ научных источников), экспериментальный метод (опрос, контент-анализ), методы обработки, интерпретации и представления экспериментальных данных.

Результаты исследования. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования по теме работы. Выделены темы трудных жизненных ситуаций и копинги совладающего поведения младших школьников с точки зрения разных субьектов: младших школьников и их родителей. Проведен сравнительный анализ взглядов родителей и младших школьников на предмет исследования.

Обсуждение и заключения. Экспериментальные данные позволили выделить сходства и различия в темах трудных жизненных ситуаций и совладающем поведении в родительской и детской группе. Тема общения является центральной темой, которая вызывает значительные сложности у младших школьников. Были выделены общие темы трудных жизненных ситуаций, установлена разная приоритетность в темах трудных жизненных ситуаций у разных групп респондентов. Анализ выделяемых копингов продемонстрировал также точки соприкосновения и различия во мнениях родительской и детской групп. Наряду с эмоциональными копингами поведения выделилась значимая группа поведенческих копингов совладающего поведения у младших школьников. Показана незначительная представленность проактивных копингов у младших школьников. Намечены пути развивающей работы с родителями младших школьников.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Автор(ы): Минаева Елена Викторовна, ЛИДАК ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВН, Минаева Виктория Алексеевна
Сохранить в закладках
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (2025)

Статья содержит теоретический анализ проблемы формирования мотивационной готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки, которая бы опиралась на такое комплексное качество, как жизнестойкость. По мнению автора, жизнестойкость является более общим понятием по отношению к понятию стрессоустойчивости. Что, в свою очередь, определяет способность личности противостоять разнообразным стрессам, которые неизбежно возникают при выполнении профессиональных обязанностей. Автор указывает на связь стрессоустойчивости с мотивационным комплексом, а, именно, с уровнем и видом мотивации: внутренней и внешней, положительной и отрицательной. И подчеркивает важность для эффективного решения профессиональных задач в структуре личности таких комплексных качеств, как стрессоустойчивость и жизнестойкость. В статье дается отсылка к ряду работ отечественных и зарубежных авторов, в которых осуществляется анализ этих понятий. И обосновывается актуальность изучения психологических характеристик, которые входят в состав свойства жизнестойкости. В процессе эмпирического исследования автор обнаруживает связь между степенью готовности к профессиональной деятельности у студентов выпускных курсов и степенью удовлетворенности профессией у трудоустроенных выпускников с уровнем жизнестойкости и определенными стратегиями стресс преодолевающего поведения. Определено также различие в оценке жизненных ситуаций как возможности обучения у студентов, пока не имеющих собственного профессионального опыта, и у молодых специалистов. Полученные результаты ставят вопрос о необходимости формирования жизнестойкости как профессионально важного качества, в том числе и как условия эффективной профессиональной деятельности без высокого риска эмоционального выгорания.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Автор(ы): Колосова Ирина Геннадьевна
Сохранить в закладках
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2025)

В рамках данной статьи рассматривается проблематика психоэмоциональной устойчивости преподавателя иностранного языка как фактора эффективности профессиональной деятельности. В изменяющихся условиях реальности, которая все больше характеризуется неоправданностью, неустойчивостью и повышающимися интенсивностью и уровнем стресса, обращается внимание на роль психоэмоциональной устойчивости в деятельности преподавателей иностранного языка, на ее место в русле профессионально значимых качеств преподавателей иностранного языка. В ходе проведенного экспериментального исследования и статистического анализа данных делается вывод о том, что для эффективности педагогической деятельности развитие данного параметра является необходимым условием. Анализ данных, полученных в ходе имитационного моделирования, позволяет сделать вывод о том, что психоэмоциональная устойчивость как параметр представляет собой сложную структуру взаимозависимостей, где психоэмоциональная устойчивость является ядром, а компоненты психоэмоциональной устойчивости - кластерными группами, связанными как друг с другом, так и с психоэмоциональной устойчивостью. У данной связи нет четкой и устойчивой структуры, пространство взаимосвязей индивидуально для каждого испытуемого даже при наличии определенных закономерностей. Это указывает на то, что для преподавателя иностранного языка развитие рассматриваемого параметра должно быть индивидуальным.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Куликова Кира Михайловна
Сохранить в закладках
Влияние антиципационной состоятельности на уровень воспринимаемого стресса у женщин: копинг как медиатор (2025)

Ежедневно человек испытывает напряжение и воспринимает различные ситуации как стрессовые. Стресс, как известно, оказывает влияние на психическое и физическое здоровье. Существуют свидетельства, указывающие на то, что женщины сильнее испытывают дистресс, чем мужчины. В связи с этим становится актуальным изучение факторов и механизмов, связанных с дистрессом у женщин. К таким переменным могут быть отнесены копинг-стратегии и антиципационная состоятельность. В ходе анализа литературы выявлен дефицит исследований, в которых бы изучались взаимосвязи между антиципационной состоятельностью, копинг-поведением и воспринимаемым стрессом. Цель текущего исследования - определить, как антиципационная состоятельность влияет на воспринимаемый стресс у женщин, участвуют ли в этой взаимосвязи стратегии совладания. Предполагается, что антиципационная состоятельность негативно связана с воспринимаемым стрессом, а копинг-стратегии опосредуют взаимосвязь между антиципацией и стрессом. В исследовании приняли участие 305 респондентов женского пола. Использованы следующие психодиагностические методы: Шкала воспринимаемого стресса 10, опросник «Стратегии совладающего поведения», краткая версия теста антиципационной состоятельности. Статистические методы: корреляционный анализ, анализ простой медиации, анализ множественной медиации. В результате получена модель множественной медиации. Антиципационная состоятельность у женщин негативно связана с уровнем воспринимаемого стресса. Эта взаимосвязь не прямая, а опосредована копинг-стратегиями. Такие способы совладания, как «бегство-избегание» и «планирование решения проблемы», опосредуют взаимосвязь между антиципационной состоятельностью и уровнем воспринимаемого стресса. Чем выше уровень антиципационной состоятельности, тем выше вероятность использования стратегии «планирование решения проблемы», которая снижает уровень воспринимаемого стресса, и ниже вероятность актуализации копинг-стратегии «бегство-избегание», которая связана с увеличением стресса. Антиципационная состоятельность обеспечивает возможность прогнозирования результатов совладающего поведения еще до актуализации конкретной активности, а копинг-стратегии выступают в виде конкретных усилий, оказывающих влияние на стресс. Также кратко рассмотрены основные ограничения текущей работы.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Боровиков Андрей Владиславович, Лиманская Алина Эдуардовна
Сохранить в закладках
Адаптация русскоязычной версии опросника «The Recovery Experience Questionnaire» С. Зоннентаг (2025)

В данной статье описывается адаптация опросника «The Recovery Experience Questionnaire» С. Зоннентаг, предназначенного для оценки опытов восстановления в нерабочее время. Методика основана на теории сохранения ресурсов С. Хобфолла и модели восстановления усилий Т. Меймана. Опросник включает 16 пунктов, формирующих четыре самооценочные шкалы: психологическую отстраненность, расслабление, мастерство и контроль. На данный момент, методика адаптирована и используется в исследованиях в более чем 10 странах, однако впервые рассматривается на русскоязычной выборке. Выборка исследования составила 302 человека (162 женщины и 140 мужчин) со средним возрастом 32 года из разных профессиональных сфер (образование, психология, IT, HR, SMM и маркетинг, общепит, промышленность и д. р.). Русскоязычный вариант методики был проверен на внутреннюю согласованность, внешнюю и конструктную валидность. Факторный анализ подтвердил четырехфакторную структуру, показывая лучшее соответствие по сравнению с однофакторной моделью. Коэффициент Кронбаха для каждой подшкалы превышает 0,85, что подтверждает высокую надежность опросника. Результаты свидетельствуют о значимых положительных связях между опытом восстановления и такими показателями, как баланс работы и личной жизни, субъективное благополучие и осознанность. Также были обнаружены отрицательные взаимосвязи подшкал опросника и уровня восприимчивости к организационному стрессу. Сохранение оригинальных вопросов опросника позволяет сопоставлять результаты в разных странах и профессиональных группах. Обсуждаются основные ограничения исследования, включая небольшой объем выборки, что требует будущих исследований с более разнообразными профессиональными группами для дальнейшей проверки надежности REQ-R. Несмотря на размер выборки, полученные результаты показывают достаточную статистическую значимость для обоснования выводов о надежности измерений. «Опросник опыта восстановления», впервые адаптированный на русскоязычной выборке, продемонстрировал удобство в применении и обработке, а также необходимые психометрические характеристики.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Шумейко Елена, Родионова Елена Анатольевна
Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СТРЕСС В СИТУАЦИИ УГРОЗЫ ПОТЕРИ РАБОТЫ: ГЕНДЕРЫЙ АСПЕКТ (2025)

Актуальность исследования стрессоров в организационном контексте обусловлена изменениями в организациях, трансформацией роли женщин в современном социуме.

Цель: анализ стрессоров, воздействующих на современного работника с учетом гендерных особенностей восприятия стрессоров, а также в контексте существующих угроз. Гипотеза: стрессоры организационной среды специфичны для мужской и женской групп работников, детерминанты профессионального выгорания у мужчин и женщин различаются. Участники: работники предприятий Саратова в возрасте от 18 до 35 лет, 277 мужчин и 119 женщин (M = 27,3; SD = 5,8). Методы (инструменты): для диагностики актуальных стрессоров применена методика диагностики трудового стресса (С. Б. Величковская); уровень профессионального выгорания определен посредством методики «MBI» C. Maslach, S. E. Jackson в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой; использована социально-психологическая анкета для выявления в рабочей среде угроз увольнения (А. Ю. Смирнова).

Результаты: обнаружены значимые различия в действии факторов-стрессоров в мужской и женской выборках. Женщины менее чувствительны к стрессам: сверхурочная работа, несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений, борьба за продвижение по службе. Стрессоры, проанализированные посредством факторного анализа, сгруппированы в два фактора: «справедливость организационных процедур и коммуникации» и «пресс времени и ответственности», в действии фактора-стрессора «пресс времени и ответственности» различий в мужской и женской выборках нами не обнаружено, в мужской выборке фактор «справедливость организационных процедур и коммуникации» более выражен.

Основные выводы. Стрессоры организационной среды специфичны для мужчин и женщин. Женщины менее чувствительны к действию фактора «справедливость организационных процедур и коммуникации», склонны оценивать организационные процедуры и коммуникацию как более удовлетворительную и справедливую. Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы в разработке тренинговых программ формирования навыков управления стрессом.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Выпуск: Т. 14 № 1 (53) (2025)
Автор(ы): Смирнова Анна Юрьевна
Сохранить в закладках
Факторы психологического (не)благополучия студентов современных университетов (2024)

Введение. Специфика работы университетских служб психологического сопровождения образования связана с помощью молодым и взрослым людям, включенным в образовательные отношения, по поводу возникающих в связи с психологическим неблагополучием или с задачами обеспечения психологического благополучия задачами.

Постановка задачи. Цель исследования – анализ основных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов. Новизна исследования связана с попыткой интегративного осмысления макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия современных студентов.

Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов. Методологическую основу исследования составили системный подход к осмыслению макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия у студентов современных университетов.

Результаты. Проблематика психологического благополучия студентов вузов – одна из наиболее изученных, однако, имеет ряд нерешенных и неизученных проблем, включая анализируемую. Проблемы учета макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия выступают одними из наиболее значимых для обеспечения качества образования. Приведены отечественные и зарубежные исследования макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов. Выделены макросоциальные и микросоциальные факторы психологического (не)благополучия студентов современных университетов.

Выводы. Учет макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов позволяет организовать целенаправленную, системную, адекватную сущности стоящих перед субъектами образования и образованием в целом проблем психологическую работу по предотвращению и разрешению проблем, конфликтов и кризисов личностного, межличностного и учебно-профессионального становления и развития. Это предполагает как оперативную диагностику, так и систематический мониторинг ведущих факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов, а также на их основе разработку и применение совокупности мер и программ, позволяющих усилить позитивные и ослабить негативные факторы образовательного процесса университета.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 2 (2024)
Автор(ы): Арпентьева Мариям Равильевна, Хотеева Раиса Ивановна, Сераджи Париа, Худякова Татьяна Леонидовна
Сохранить в закладках
Проблемы психологической профилактики и коррекции эмоционального выгорания в системе МЧС (2025)

В статье рассматривается актуальная проблема эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России, обусловленная постоянным воздействием экстремальных факторов, высокой степенью ответственности и профессиональными рисками. Сотрудники МЧС играют ключевую роль в обеспечении безопасности населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, следовательно, их работа связана с необходимостью принимать быстрые решения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. От их психологического состояния во многом зависит эффективность этой работы. Результаты исследования эмоционального выгорания способствуют не только оптимизации рабочей среды, но и укрепляет общественное доверие к службам экстренного реагирования. Разработка научно обоснованных подходов к профилактике и коррекции эмоционального выгорания может стать важным вкладом в развитие психологии труда и экстремальной психологии. В статье описаны особенности психопрофилактической и психокоррекционной работы, проводимой в системе МЧС, включая мониторинг психологического состояния, групповую профилактику, краткосрочные восстановительные программы и комплексные коррекционные мероприятия. Проведен анализ действующих программ, по результатам которого представлены сильные и слабые стороны. Представлены рекомендации по модернизации отдельных элементов программ психологической коррекции и психологической профилактики эмоционального выгорания: интегрировать экзистенциальные методы; прохождение медитативных и трансовых практик по быстрому восстановлению; добавить методы когнитивно-поведенческой терапии. В статье рассматривается актуальная проблема эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России, обусловленная постоянным воздействием экстремальных факторов, высокой степенью ответственности и профессиональными рисками. От их психологического состояния во многом зависит эффективность этой работы. Результаты исследования эмоционального выгорания у сотрудников МЧС способствует не только оптимизации их рабочей среды, но и укрепляет общественное доверие к службам экстренного реагирования. Разработка научно обоснованных подходов к профилактике и коррекции эмоционального выгорания у сотрудников МЧС может стать важным вкладом в развитие психологии труда и экстремальной психологии. В статье описаны особенности психопрофилактической и психокоррекционной работы, проводимой в системе МЧС, включая мониторинг психологического состояния, групповую профилактику, краткосрочные восстановительные программы и комплексные коррекционные мероприятия. Проведен анализ действующих программ, по результатам которого представлены сильные и слабые стороны, что позволило разработать рекомендации по их совершенствованию.

Издание: КОНФЛИКТОЛОГИЯ / NOTA BENE
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Ливак Наталия Степановна, Еремеева Светлана Витальевна
Сохранить в закладках
Оценка динамики переживания террористической угрозы до и после террористического акта в Крокус Сити Холле (2024)

В работе представлены результаты исследования переживания террористической угрозы, психологического стресса и тревоги у молодых девушек 18–26 лет до теракта и после него (выполнено два временных среза: спустя 3 дня и 8 месяцев). Показано, что после теракта 22 марта 2024 г. в Крокус Сити Холле наблюдается рост переживания террористической угрозы за счет усиления бдительности и настороженности, прогнозирования новых терактов, повышения беспокойства за близких, потребности в получении и обсуждении информации о терактах. Спустя 8 месяцев после теракта эти показатели остаются на прежнем уровне, за исключением прогнозирования новых терактов (по этому аспекту зафиксировано снижение). В то же время зафиксировано отсутствие изменений в показателях стресса, тревоги и депрессии. Кроме того, было выявлено повышение враждебности к представителям других национальностей, что может быть связано с особенностями информационного освещения событий.

Издание: КЛИНИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 13. №4 (2024)
Автор(ы): Быховец Юлия Васильевна, Казымова Надежда Наильевна
Сохранить в закладках
Психологическое благополучие больных злокачественными новообразованиями (2024)

Постановка проблемы. В России злокачественными новообразованиями страдают 2,73% населения независимо от возраста. Важным фактором для успешного лечения онкобольных является психологическое благополучие, включая наличие позитивных эмоций, вовлеченности, смысла жизни, автономности, позитивных отношений с окружающими, самопринятия, а также отсутствие психологических расстройств.

Актуальность. Согласно научным статьям, опубликованным на сайтах Scopus, WoS, PubMed c 2005 года по настоящее время, онкобольные характеризуются нарушением психологического благополучия и нуждаются в психологической помощи. Более ⅓ из них испытывают дистресс, депрессию, тревогу, деморализацию и суицидальные мысли, что значительно снижает вероятность благоприятного прогноза.

Краткое содержание. Позитивные компоненты психологического благополучия являются важным условием для выздоровления, поскольку современная терапия позволяет выжить более 60% онкобольных. Несмотря на потребность в психологической помощи, для пациентов со злокачественными опухолями характерна значительная распространенность психологических расстройств и низкая частота обращения за психологической помощью. Нарушение психологического благополучия способствует несоблюдению пациентами назначенного лечения, усугубляет течение болезни и повышает смертность.

Выводы. Обеспечение психологического благополучия возможно благодаря улучшению психологической помощи онкобольным с воздействием на субъективные, информационные и организационные факторы. Идеальной стратегией в ведении пациентов является совместная работа психологов с врачами, особенно при сообщении больным диагноза, с использованием и усовершенствованием опросников, шкал и критериев оценки потребности онкобольных в психологической помощи. Необходимо активное внедрение цифрового, мобильного и телездравоохранения, интернет-услуг для получения информации, общения пациентов между собой, с врачами и психологами в онлайн-сообществах, что позволит повысить позитивные компоненты психологического благополучия.

Издание: КЛИНИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 13. №3 (2024)
Автор(ы): Мустафин Рустам Наилевич, Калюжный Евгений Александрович
Сохранить в закладках
Психические и соматические симптомы, связанные с эмоциональным выгоранием: систематический обзор исследований (2024)

В данной статье анализируется научная литература, посвященная изучению связи эмоционального выгорания с симптомами сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний, связанных с ЖКТ и нарушениями в работе иммунной системы, депрессией и когнитивными нарушениями. Методы: обзорно-аналитический метод. Были проанализированы статьи на русском и английском языке, опубликованные в период до декабря 2023 года в eLibrary, КиберЛенинка, GoogleScholar, PubMed, ScienceDirect, Medline, ResearchGate. Результаты: проведенный анализ показал наличие связи между эмоциональным выгоранием и симптомами сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваниями ЖКТ и нарушениями в работе иммунной системы. Эмоциональное выгорание также может быть связано с депрессией, астенией и когнитивными нарушениями. Вывод: выделены психические и соматические симптомы, связанные с эмоциональным выгоранием.

Издание: КЛИНИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 13. №3 (2024)
Автор(ы): Карпова Эльвира Борисовна, Ступников Андрей Сергеевич, Самерханова Камилла Марселевна, Машкауцан Юлия Александровна
Сохранить в закладках