Рассматривается роль инвестиционной политики в обеспечении экономической безопасности. С целью построения интегрального показателя и оценки уровня экономической безопасности в инвестиционной сфере авторы анализируют целый ряд показателей, такие как доля инвестиций в ВВП, расходы на научные исследования, доля инновационной продукции, индекс физического объема инвестиций в основной капитал, степень износа основных фондов, коэффициент обновления основных фондов, коэффициент выбытия основных фондов. На базе этого был построен интегральный показатель и сделан вывод о его динамике 2013-2024 гг. (включая прогнозный период). К числу первоочередных мер, способных повысить уровень экономической безопасности в инвестиционной сфере, авторы отнесли меры подавления инфляции и, как следствие, удешевление кредитов для бизнеса, а также изменение структуры инвестиций в базисе их возникновения. Авторы также предлагают осуществлять сертификацию инвестиционных проектов и осуществлять выдачу государственных гарантий будущим инвесторам. Механизм сертификации предусматривает увеличение доли государственной поддержки проекта, при выполнении условия, что такой инвестиционный проект не имеет в своем роде аналогов на рынке товаров и услуг. Механизм участия и вмешательства государства в процессы поддержания и развития сферы инвестиционной деятельности широк и условно может быть разделен на несколько методов регулирования. Такими методами регулирования являются административные (прямые) и экономические (косвенные) методы воздействия на инвестиционную сферу экономики государства. Данные методы регулирования тесно связаны и в целом являются неразрывными в векторе достижения целей инвестиционной безопасности.
В настоящее время таможенный контроль после выпуска товаров является одним из наиболее перспективных направлений развития таможенных органов. Развитию данного вида контроля уделено особое внимание, определены направления его развития, в связи с совершенствованием организации межведомственного взаимодействия, особенно с развитием технологий автоматизации. Авторы отметили систему управления рисками, в рамках которой создаются профили риска для этапа таможенного контроля после выпуска товаров, способствующей обеспечению экономической безопасности государств - членов Евразийского экономического союза. В ближайшем будущем предполагается создание цифровых двойников и развитие системы таможенного мониторинга, как дополнительного инструмента проведения исследуемого специфического вида таможенного контроля. Определены особенности таможенного контроля после выпуска товаров, связанные со сроками проведения, субъектами проведения; межведомственным взаимодействии, роль которого в процессе развития значительно возросла. Предложены рекомендации по вопросам регламентации порядка формирования и выполнения проверочных действий в работе мобильных групп, а также меры информационного взаимодействия с государственными органами государств-членов ЕАЭС.
Введение: в статье исследуются стратегические направления обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации. Основное внимание уделяется анализу риск-факторов, способствующих угрозам экономической безопасности, и изучению инновационных мер предупреждения цифровой экономической преступности.
Материалы и методы: материалами исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся экономической безопасности и цифровизации экономики, а также обзоры и аналитические материалы, посвященные данной тематике. В исследовании применены общенаучные методы познания: диалектика, анализ, синтез, индукция и дедукция. Кроме того, использовались специализированные методы, такие как контент-анализ и юридический анализ нормативных документов.
Обзор литературы: при подготовке статьи были проанализированы научные труды М. М. Бабаева, Н. Ф. Кузнецовой, С. Я. Лебедева, В. С. Овчинского, Т. В. Пинкевич и др.; исследованы современные научные издания, диссертационные исследования и научные статьи Т. В. Пинкевич, В. Ф. Джафарли, В. И. Абрамова, В. В. Григорьева, Е. Л. Логинова и др.
Результаты исследования: в работе освещены пробелы в существующей системе мер предупреждения цифровой экономической преступности. Сформулированы конкретные предложения и рекомендации по усовершенствованию механизмов нормативно-правового регулирования, укреплению экономической безопасности и внедрению информационных технологий в систему обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Обсуждение и заключение: актуальность обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации становится все более очевидной в свете растущих угроз, порождаемых расширением использования цифровых технологий. Преобразование традиционных угроз в новые формы, в том числе в финансовой сфере, требует совершенствования нормативной базы и инновационных мер предупреждения экономической преступности. Ответ на эти вызовы предполагает комплексное применение новых подходов в противодействии новым угрозам экономической безопасности Российской Федерации.
В настоящем исследовании раскрыты проблемы и особенности современного состояния обеспечения сельскохозяйственного производства регионов Российской Федерации. Изложены основные аргументы, доказывающие целесообразность включения в методологию управления аграрным сектором целевых качественных показателей (повышение эффективности функционирования аграрного сектора, наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность региона), устанавливаемых в соответствии с исходной и прогнозируемой ситуацией в сфере обеспечения населения продовольствием, что позволило, на основе методов статистического прогнозирования, построить матрицу ключевых направлений в развитии сельскохозяйственного производства при соблюдении требований национальной безопасности, выявить существенные различия между регионами, обосновать оптимальное соотношение для каждой территории между производительностью и рентабельностью, производством и потреблением сельскохозяйственной продукции. Разработка адаптированных к современным условиям социально-экономического и научно-технического развития общетеоретических положений оценки роли сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в российских регионах с различными природно-климатическими условиями, а также научно обоснованных рекомендаций по вопросам объемов и направлений расширения сельскохозяйственной специализации даже в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями определяют научную значимость полученных результатов.
В статье исследуются ключевые аспекты обеспечения экономической безопасности сельских территорий, выделяя основные вызовы и перспективные направления их развития. Целью работы является анализ существующих угроз экономической стабильности сельских регионов и предложений по укреплению их экономической устойчивости. Авторы выделяют несколько основных вызовов, с которыми сталкиваются сельские территории: деградация сельскохозяйственных угодий, отсутствие достаточных инвестиций, миграция населения в городские районы и ограниченность доступа к современным технологиям. В статье представлены результаты исследований, демонстрирующие взаимосвязь между уровнем экономической безопасности и устойчивостью сельского производства. Основные выводы исследования подчеркивают необходимость разработки целевых программ поддержки сельского хозяйства, улучшения инфраструктуры и стимулирования малого и среднего предпринимательства в сельских регионах. Также акцентируется внимание на важности государственной поддержки и внедрения инновационных технологий в целях повышения конкурентоспособности сельской экономики. Авторы предлагают стратегические меры по адаптации сельских областей к новым условиям, включая диверсификацию экономики и развитие зеленой экономики. Статья представляет собой значимый вклад в понимание особенностей экономической безопасности сельских территорий и предлагает практические рекомендации для её повышения, что может быть полезно для политики и практики в сфере управления сельским хозяйством и регионального развития.
Предмет: взаимосвязь показателей уровня теневой экономики, отдельных показателей экономической безопасности, субиндекса цифровой экономики с переходом на цифровую трансформацию. Цель: проанализировать статистические данные и выявить зависимости уровня теневой экономики, субиндекса цифровой экономики и отдельных индексов экономической безопасности РФ, а также предложить ряд мероприятий, направленных на решение проблем. Дизайн исследования: автор предлагает раскрыть, проанализировать цифровую экономику, теневую экономику и экономическую безопасность и установить связь между ними. В процессе достижения поставленной цели использовались методы анализа и логического мышления и выстраивания конструкции, статистические, графические методы и метод корреляции. Результаты: выделены на базе статистических данных и сопоставлены показатели теневой экономики, субиндекса цифровой экономики (влияние ИКТ на экономику) и отдельных индексов экономической безопасности государства, а также выявлена взаимосвязь между ними. С помощью индикативного подхода установлена тесная взаимосвязь между уровнем теневой экономики, цифровой теневой экономики и показателями экономической безопасности. Также проведена оценка корреляционного анализа показателей экономической безопасности, цифровой экономики и уровня теневой экономики, в результате этого анализа выявлена тесная связь между ними.
Предметом исследования выступает эволюция политики протекционизма, включая ключевые этапы и тенденции в историческом и аналитическом контексте. Протекционизм представляет собой один из ключевых инструментов, используемых правительствами для контроля и защиты национальной экономики. Он применяется как для обеспечения экономической безопасности, так и для поддержки ключевых отраслей. Историко-политическое исследование концепции протекционизма особенно актуально после возникновения асимметричных угроз безопасности, вызванных международными факторами, которые привели к возвращению протекционистских практик после десятилетий глобализации, экономической либерализации и проведения торговой политики. В период становления внешнеторговой стратегии, базировавшейся на принципах протекционизма, меркантилизм выступал в качестве теоретической основы. Соответственно, цель исследования состоит в комплексном анализе ключевых исторических этапов и тенденций становления и развития концепции протекционизма. В рамках данного исследования осуществляется комплексный анализ теоретических концепций, изложенных в работах представителей меркантилизма и протекционизма. Дополнительно применяется методология концептуального моделирования для формализации авторского определения термина «протекционизм». Ключевым методологическим принципом является интеграция теоретических и практических аспектов, определяющая направленность и содержание аналитической работы. Анализ эволюции представлений меркантилистов позволяет сделать вывод о том, что в протекционистской политике произошёл сдвиг акцентов от использования монетарных инструментов к инструментам, стимулирующим внутреннее производство и экспорт. Протекционизм активно применяется в условиях экономической нестабильности. Научная новизна исследования состоит в переосмыслении традиционных представлений о протекционизме как исключительно негативном или позитивном явлении, с учётом его сложного и многогранного характера. Протекционистская политика рассматривается не как способ поддержки новых отраслей промышленности, а как современный инструмент, направленный на поддержку и развитие национальной экономики в условиях усиливающейся экономической и геополитической нестабильности, смены технологических укладов, сопровождающихся политическими, социальными и институциональными изменениями, возникновения новых вызовов, угроз и рисков для экономической безопасности государств.
Юридический вектор развития союза стран БРИКС, бесспорно, затрагивает нормативно-правовое регулирование в сфере энергетики, куда, собственно, и включаются сделки купли-продажи углеводородов по оптовым ценам. Экономическая ценность, волатильность данного сегмента рынка общих энергетических ресурсов сегодня претерпевают серьезные обременения. Назовем здесь и санкционное давление, и вытекающие из него ужесточения экспортного контроля. В сложивших условиях государствам — членам БРИКС важно поддерживать спрос на хеджирование. Тогда кризисные интервенции обходятся без привлечения регулятором своих собственных активов. Промежуточные платежи по деривативам позволяют предотвратить риски падения страховой премии ниже уровня страхового договора. Опцион тоже имеет отношение строго к определенным временным интервалам. Тем не менее выплаты его держателю начисляются регулярно. Опционы, встроенные в депозит, вообще изменяют для кредитного учреждения объемы денежных потоков.
Предмет: предметом данного исследования являются известные на данном этапе развития экономической науки методики оценки уровня кадровой безопасности организаций, включая состав и движение персонала, производительность труда, условия труда, личностные характеристики работников и др. Цель: обзор основных методик оценки уровня кадровой безопасности организаций, а также разработка алгоритма и рекомендаций по созданию и применению индивидуальных моделей оценки и определения уровня кадровой безопасности экономических субъектов. Дизайн исследования: объектом исследования выступают известные на данном этапе развития экономической науки модели оценивания уровня кадровой безопасности экономических субъектов, а также составляющие элементы кадровой безопасности. Информационной базой исследования являются нормативноправовые акты РФ, статистические данные, научная и методическая литература, материалы монографических исследований, а также статьи в периодических изданиях отечественных и зарубежных авторов в области кадровой безопасности (как составляющей общей экономической), управления персоналом, экономики труда и др. В работе использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, аналогия, методы абстрактного мышления и др. Результаты: результатами исследования являются разработка универсального алгоритма и рекомендаций по созданию и применению индивидуальных моделей оценки уровня кадровой безопасности организаций на основе существующих на данном этапе развития экономической науки аналогичных методик в целях повышения устойчивости экономических субъектов.
Предмет: влияние причинных факторов на теневую экономику и на экономическую безопасность государства, а также связь факторов с экономической преступностью и ее воздействие на экономическую безопасность. Цель: углубление понятийной категории теневой экономики, выделение и анализ причинных факторов теневой экономики, определение проблем экономической безопасности. Дизайн исследования: автор предлагает раскрыть, проанализировать теневую экономику и выявить влияние факторов с экономической преступностью. Результаты: определены главные причины существования традиционной теневой экономики, а также предложены меры по их устранению, что позволит повысить уровень экономической безопасности и обеспечить более динамичное развитие экономики страны. Выявлены причинные факторы теневой экономики и выполнен анализ их влияния на экономическую безопасность. Выделены основные аспекты экономической преступности и ее влияние на экономическую безопасность.
Предметом исследования является система проверки контрагентов на этапе предварительного анализа в целях обеспечения экономической безопасности компании. Объектом исследования выступают процедуры due diligence в корпоративной практике, направленные на выявление рисков взаимодействия с ненадёжными партнёрами. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как использование цифровых следов, правовых и поведенческих индикаторов в оценке благонадёжности контрагента. Особое внимание уделяется анализу информации из открытых источников, таких как государственные реестры, судебные базы, агрегаторы новостей и платформы коммерческой аналитики. В статье исследуется, как данные из цифровой среды могут быть интегрированы в систему внутреннего контроля. Также рассматриваются механизмы адаптации подхода KYC (Know Your Customer) к российским условиям. Автор выделяет особенности формирования модели ИРЦК (интегральный риск цифрового контрагента), применимой в рамках автоматизированной проверки деловых партнёров. Работа основана на примере конкретного кейса в строительной отрасли, что позволяет продемонстрировать практическую значимость применяемых методов. В исследовании применяются методы контент-анализа, кейс-стади и сравнительного анализа, а также построена авторская модель оценки риска - ИРЦК. Новизна исследования заключается в разработке прикладной модели интегрального риска цифрового контрагента (ИРЦК), учитывающей юридические, финансовые и поведенческие параметры на основе цифровых источников. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация подходов к анализу цифрового следа контрагента в рамках процедур внутреннего контроля и оценки благонадёжности. Основными выводами проведенного исследования являются подтверждение практической значимости комплексной цифровой оценки при реализации принципа должной осмотрительности, а также возможность интеграции предложенной модели в автоматизированные системы проверки. Результаты исследования демонстрируют, что использование данных из открытых реестров, медиасреды и коммерческих аналитических платформ позволяет сократить субъективность в принятии решений и повысить уровень экономической безопасности компании. Работа может быть полезна специалистам в сфере управления рисками, комплаенса и инвестиционного анализа.
Конкурентоспособность налоговой системы представляет собой возможности государства расширять налоговую базу за счёт роста налогового потенциала, что определяет не только инвестиционную привлекательность страны, но и оказывает существенное влияние на доходную часть бюджетной системы. Расширению налоговой базы способствует приток новых хозяйствующих субъектов, причём как резидентов, так и нерезидентов. Основным условием выбора налоговой юрисдикции для хозяйствующих субъектов является привлекательность налоговой системы по сравнению с другими странами. В данной статье была поставлена задача определения структуры и факторов конкурентоспособности национальной налоговой системы в условиях санкций. Авторами сформулированы основные проблемы национальной налоговой системы, и обозначены преимущества, сформированные как под воздействием санкций, так и в связи реформой налогового администрирования, показана эффективность действующей налоговой системы.