РАССУЖДЕНИЯ О ФОРМУЛЕ ВЛАСТИ (2020)

В центре внимания авторов – реляционистские и системные концепции власти. Реляционистские концепции («власть над») рассматривают само явление и присущие ему отношения как открывающие возможность для одного индивида/группы изменять поведение другого индивида или группы. Системные концепции или концепции, основанные на идее «власть для», позиционируют само явление власти как особое безличное свойство политической системы, как присущий этой системе функционал, не принадлежащий индивиду или группе индивидов. Авторы высказывают ряд соображений относительно применения системных концепций для анализа властных отношений западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени. Основные элементы выводимой авторами схемы: 1) Власть как субстанциональное явление; 2) Провластный дискурс; 3) Контрвластный дискурс; 4) Властные практики, являющиеся генерализацией исходных дискурсов, иными словами, власть как процесс

Издание: СРЕДНИЕ ВЕКА
Выпуск: Т. 81 № 1 (2020)
Автор(ы): Федоров Сергей Егорович, ПАЛАМАРЧУК АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА
Сохранить в закладках
Особенности проявления и регулирования низовой гражданской активности в Ярославской области (2025)

Статья посвящена анализу особенностей регулирования и развития низовой гражданской активности в Ярославской области. Новые практики низового участия расширяют возможности инициативных граждан, позволяя им объединяться и взаимодействовать друг с другом. В статье анализируется регулирование низовой гражданской активности, определяются основные акторы низовых гражданских инициатив и их мотивы. Отмечается, что цели и мотивы у гражданских активистов довольно дифференцированы: некоторые пытаются решить конкретную проблему для улучшения жизни общества, а другие видят в гражданском активизме возможность самореализоваться. В статье выявляются особенности и отличительные черты развития низовой гражданской активности в Ярославской области по сравнению с другими субъекта Российской Федерации. В работе подчеркивается важность выстраивания диалога между властными структурами и участниками низового гражданского активизма для более эффективного решения общественно-политических проблем. Экспертами дается оценка деятельности объединений территориального общественного самоуправления как формы низовой гражданской активности. Делается вывод о слабой вовлеченности жителей в их деятельность. Результаты исследования демонстрируют, что в Ярославской области сильный кооперативный механизм взаимодействия, предусматривающий объединения в союзы и коалиции для решения конкретных проблем.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Фролов Александр Альбертович, Исаева Елена Александровна, Цветкова Виктория Ю.
Сохранить в закладках
СЕТЕВОЙ СОЦИУМ: ВЛАСТЬ, КИБЕРЭЛИТЫ, МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ (2025)

В статье рассматриваются вопросы переформатирования институциональных основ власти, социальных элит и массовой ментальности в условиях сетевизации. В сетевой парадигме исследований новый принцип организации общества характеризуется процессами постоянного движения, прерывности связей и отношений. Сетевые элиты - киберэлиты и социокультурные сообщества - формируются не по принципу концентрации вокруг политического единого центра принятия решений, а по способности управления потоками коммуникации - обладания ценным знанием и сетью связей, распространяющих это знание по сети, вызывая широкий общественный резонанс. Власть традиционного типа впадает в зависимость от новых сетевых элит. Массовое сознание вынуждено подтягиваться к новым условиям, повышать уровень образованности и компетентности. Образование срединного пространства - нетосферы в глобальном масштабе становится важным условием перехода локальных социально-политических отношений на новый этап.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Михайлёнок Олег Михайлович, Воронкова Ольга Алексеевна
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (2025)

Статья посвящена исследованию взаимосвязи технологических изменений и процессов глобализации. Показано, что технологические истоки глобализации способствуют преодолению человеком существующих ограничений, продвижению новых политических и социальных практик посредством обратной связи, а это, в свою очередь, укрепляет обоснованность последующих открытий. Уникальные технологии и передовые знания являются ключевым источником преимущества и власти. Уровень их сложности постоянно растет, поскольку это единственный способ сохранить позицию, дистанцию от конкурентов и влияние на функционирование общественной системы. Между государствами и корпорациями существует напряженность, обусловленная асимметрией доступа к знаниям и возможностям обустройства мира будущего. Автор делает вывод, что продолжающиеся технологические изменения открывают новые сферы конкуренции, конфликтов, политических и социальных изменений.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Рыбаков Андрей Вячеславович
Сохранить в закладках
СИБИРСКАЯ ПРОГРАММА ЦАРИЗМА 1889 Г. (2025)

В статье рассматриваются позиции сибирской политической элиты - губернаторов и генерал-губернаторов - по распространению на сельское, в т. ч. инородческое, население огромного Зауральского края положения закона 1889 г. о земских начальниках Европейской России. Авторы анализируют предпосылки реформы, ее идеологическую и административную составляющие, предложения властных структур по проведению реформы.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Автор(ы): ДАМЕШЕК ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ, Дамешек Ирина Львовна
Сохранить в закладках
Концепция нормативного правителя в философии Хань Фэя и Никколо Макиавелли (2025)

В статье проводится сравнительный анализ концепции нормативного правителя, изложенной в работах Хань Фэя 韓非 (прибл. 325–250 гг. до. н. э. или 280–233 гг. до н. э.), изданных под названием Хань Фэй-цзы 韓非子 («[Трактаты] Учителя Хань Фэя»), и в сочинении Il Principe («Государь») Никколо Макиавелли (1469–1527). Хань Фэй и Н. Макиавелли традиционно сравниваются, потому что их философско-политические теории позиционируются как системы «реальной» политики, помогающие «средним» правителям, то есть обычным людям, не имеющим каких-либо выдающихся способностей априори, успешно действовать в рамках несовершенства административной системы. Новизна данной статьи заключается в том, что рассмотренные в ней концепции при имеющихся сходствах диаметрально противоположны представлениями о личных качествах нормативного правителя и о его отношении к государственной системе. У Хань Фэя правитель стремится к обезличивающему себя уподоблению «природе» (тянь 天) и превращению государственного аппарата в определенное подобие механизма, действующего как часы без какого-либо участия со стороны главы государства. Для Н. Макиавелли главную роль играет именно личность, собственные действия, амбиции, устремления государя, его попытка утвердить свою волю.

Издание: МЕТАМОРФОЗИС
Выпуск: Том 9, № 2 (2025)
Автор(ы): Теряева Валерия
Сохранить в закладках
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОРУССКОЙ ДЕРЕВНИ В ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ ПЕРИОД (2023)

Статья посвящена управленческим практикам жителей севернорусских деревень в постперестроечный период. На примере полевого этнологического материала автора были рассмотрены практики руководителей сельских администраций одного из районов Архангельской области. В качестве источника использованы этнографические интервью с жителями деревень Архангельской области, которые с 1990-х годов занимали или продолжают занимать руководящие должности в сельских администрациях. Как показали эти интервью, многие из жителей деревень Русского Севера с ностальгией вспоминают советские годы, наделяя это время особыми признаками, такими как «стабильность», «коллективизм», «взаимопомощь», «уверенность в будущем». Автор приходит к выводу о наличии некоторой корреляции между гендерной принадлежностью руководителя и теми моделями управления, которые он выбирает. Так, женщины в своей работе чаще апеллируют к принципам коллективизма и взаимопомощи, они акцентируют внимание на помощи тем, кого считают наиболее уязвимыми категориями населения в своих деревнях (безработные, матери-одиночки и проч.). Мужчины-управленцы выбирают иную модель работы: зачастую используют административный ресурс, подключают личные связи, при этом редко упоминают социальную помощь нуждающимся односельчанам. Исследование показало, что в постсоветской деревне произошел своеобразный симбиоз нескольких управленческих моделей, которые имеют гендерные особенности в своей реализации на практике.

Издание: КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ
Выпуск: Т. 8 № 3 (2023)
Автор(ы): Архипова Марьяна Николаевна
Сохранить в закладках
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИМИДЖА ПОЛИТИКОВ (2024)

Введение. Условия комфортной коммуникации в обществе послужили основой стремления человека к самовыражению, составляющему необходимое впечатление о нем, т. е. к образу-представлению, получившему определение имидж.

Цель имиджа - выход в практическую сферу для достижения статуса в социуме. Эстетико-психологическая основа имиджа выражает визуальные проявления духовного здоровья личности, выводит бессознательные образы на сознательный уровень. Овладение механизмом эффективного воздействия внешнего облика является актуальным, поскольку необходимо всем, а особенно политическим лидерам.

Методы исследования. Для осуществления анализа использованы следующие методы: сравнительно-исторический, осмысливающий формирование имиджа в историческом процессе; историко-эстетический, дающий представление об имидже в ретроспективе; психологический, определяющий психолого-эмоциональные закономерности имиджа; ассоциативный, позволяющий понять восприятие политика публикой на бессознательном уровне; семиотический, обращенный к знаковой системе костюма как части имиджа. С социологической точки зрения раскрываются потребности общества в определенном типе политика.

Цель статьи. Изучить особенности построения имиджа и роли его эстетического аспекта в общей оценке образа лидера. На примере образов В. В. Путина, В. В. Жириновского, В. И. Матвиенко проанализировать возможность усиления позитивного имиджа, конструируемого сознательно и целенаправленно. Новизна исследования. В результате анализа имиджа руководителей прошлого и современности выявлено коренное отличие художественного образа вестиментарной моды от уникальной конструкции имиджевого образа. Сформулировано определение сути имиджа политического деятеля. Дана оценка применения военного и светского костюмов в создании образа руководителя страны.

Результаты. Исследования имиджа политиков показывают, что наиболее успешным становится лидер, обладающий природной харизмой, нуждающейся в соответствующем визуальном оформлении. Визуальный образ обладает символичностью, способной выступить средством легитимизации политической власти. Выявлена необходимость дальнейшего изучения знаково-символической системы внешнего облика.

Выводы. Имидж руководителя страны, созданный эстетическими средствами, воплощает образ, доступный для понимания его избирателями, способный вызывать на бессознательном уровне положительные эмоции окружающих, поднимающий авторитет его обладателя и доверие к нему. В широком смысле имидж дает представление о целой эпохе и смене цивилизационных парадигм.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 3 (101) (2024)
Автор(ы): Музалевская Юлия Евгеньевна
Сохранить в закладках
Доминирующая партия как сила, преобразующая политическое пространство (2025)

Целью данной работы является анализ взаимосвязи между формой государственного устройства и типами партийных систем. В рамках этого исследования планируется дать определение таких понятий, как «доминирующая партия» и «партия власти». Также будет рассмотрена степень зависимости типов партий от государственных институтов и политических лидеров, выявлены и описаны основные внутрипартийные тенденции, характерные для двух анализируемых типов политических партий. За счёт своего ключевого положения в политическом процессе правящая партия оказывает решающее воздействие на формирование и эволюцию политической картины. Автор определяет доминирующую партию как политическую силу, занимающую лидирующие позиции в партийной системе на протяжении длительного периода, при сохранении признаков политической конкуренции. Появление таких партий, по мнению автора, связано с желанием политической элиты укрепить свое влияние в законодательной власти и чаще всего наблюдается в государствах, проходящих «догоняющую модернизацию». Исследование основано на теоретических подходах к анализу партийных систем и эмпирических данных о функционировании доминирующей партии в конкретном политическом контексте. В рамках настоящего исследования была применена комплексная методология, интегрирующая эмпирические и теоретические подходы к изучению роли доминирующей партии в трансформации политического ландшафта: критический концептуальный анализ, институциональный анализ, исторический анализ, системный метод. Синтез указанных методов обеспечил всесторонний анализ роли и влияния доминирующей партии на политическое пространство. Данная работа посвящено анализу роли доминирующей партии в трансформации политического пространства. Исследование фокусируется на выявлении новых аспектов её влияния и формулировании соответствующих выводов. В статье рассматриваются различные интерпретации сущности доминирующей партии и основные механизмов, посредством которых она формирует политическое пространство. В тексте предложены критерии, свойственные доминирующей партии. Также указаны основные черты такой партии и обоснованы достоинства партийной системы, в которой доминирует одна партия. Сформулированы критерии, присущие политическим партиям, доминирующим в государствах постсоветского пространства. Анализируются примеры партийного доминирования в Мексике, Японии и Индии. Несмотря на различия в политических режимах этих стран, автор выявляет общие характеристики, присущие доминирующим партиям. Особое внимание уделяется принципиальному различию между понятиями «партия власти» и «доминирующая партия».

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Михеева Виталина Владимировна
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (2023)

Целью статьи является анализ специфики реализации модели коммуникационного взаимодействия власти и общества, обеспечивающей действенную обратную связь и позволяющей разрабатывать компромиссные решения, способные мобилизовать общество на решение принимаемых властью политических задач. В качестве основных факторов, определяющих реализуемую на практике модель взаимодействия, рассматривается значение ценностных оснований, определяющих коммуникативную культуру диалога власти и общества, и технологий взаимодействия, формирующих новые способы освоения реальности. Технологию и коммуникативную культуру предлагается рассматривать как взаимодополняющие элементы, которые, находясь во взаимодействии, определяют характер и направление этого взаимодействия в виде нейтрального, регрессивного или прогрессивного типа с точки зрения эффекта от взаимодействия между государственными органами и институтами гражданского общества в современных условиях цифровой трансформации государственно-общественных отношений. Отмечается, что тип взаимодействия во многом будет зависеть от совпадения целеполагания субъектов взаимодействия: для чего эти технологии взаимодействия создаются и какие ценностные основания закладываются в основу формируемой коммуникативной культуры их использования. Автором показано, что конструктивная модель взаимодействия власти и общества, способствующая прогрессивному развитию государственно-общественных отношений, реализуется при условии совпадения целеполагания разрабатываемых и внедряемых технологий и содержания культуры коммуникации, обусловленных общими ценностями органов власти и общества. При этом технологические, культурные и целевые факторы позволяют рассмотреть коммуникационные процессы между органами власти и гражданским обществом в их системной взаимосвязи как целостного управленческого организма.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 18 № 2 (2023)
Автор(ы): Брянцев Иван Иванович
Сохранить в закладках
РАСШИРЕНИЕ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (ИНСТРУМЕНТАРИЙ EMPOWERMENT) (2024)

Цель исследования - рассмотреть содержательные аспекты расширения прав и возможностей (empowerment) и представить основные направления государственной социальной политики в данной сфере с учетом региональной специфики. Эмпауэрмент влияет на организованные действия (поведение) людей (групп) и, соответственно, на принятие решений (в том числе политических). При этом необходимо учитывать внутренние факторы (сам человек с его потребностями, целями, интересами, желанием развиваться и так далее) и внешние (стремление государства развивать само себя, свой народ). В российской практике расширение прав и возможностей реализуется, как правило, «сверху» (когда государство осуществляет свои социальные функции). Empowerment «снизу» во многом зависит от деятельности активной части гражданского общества и «сильной» личности (когда индивид или группа интересов желают сами развивать свои права). Триггером эмпауэрмента становятся проекты, реализуемые в рамках общефедеральных и региональных документов стратегического планирования (концепций, прогнозов, планов, программ и инвестиционных инициатив). Автор отмечает, что применение инструментарий empowerment для региональной и федеральной повестки отличаются: по содержанию, целеполаганию, особенностям системы взаимодействия. У них имеются различные цели, масштаб, условия возникновения и перспективы развития. Предлагается авторская типология расширения прав и возможностей, определены условия и предпосылки эмпауэрмента, сформулированы условия его развития на региональном и муниципальном уровнях. В результате, автором обосновано, что глобально эмпауэрмент в социальной сфере следует рассматривать как стремление государства обеспечить посредством социально-экономической политики внутригосударственную стабильность (национальную безопасность). Расширение прав и возможностей содействует развитию и «выращиванию» институтов (социальных, политических).

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 19 № 4 (2024)
Автор(ы): Леонова Оксана Вячеславовна
Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА ПАМЯТИ В ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ (2024)

Становлению политических режимов в республиках бывшего СССР помогает проведение активной символической политики, которая содействует легитимации власти в большинстве образовавшихся после 1991 года государств. В представленной статье отражены научные теории и подходы к феноменологии символической политики как суммы знаков и значений во взаимодействии политической власти новых политий и социальных слоев и групп населения этих государств. Актуальность избранной темы статьи состоит в исследовании алгоритма реализации символической политики, влияющего на легитимацию и укрепление политической власти в новых государствах. Цель статьи - представить и обосновать авторское определение и феноменологию символической политики постсоветских государств в русле научных теорий и подходов к пониманию роли государств и государственной политики. Предмет исследования - сущностные характеристики символической политики в процессах легитимации политических режимов республик бывшего СССР. В результате исследования, проведенного автором на основе научных теорий о государственной политике, структурирована сущность проводимой в государствах постсоветского пространства символической политики. Постановка проблемы: продуманная символическая политика в большей части новых государств на постсоветском пространстве с опорой на конструируемую коллективную историческую память и политическую мифологию, которая реализуется государственными институтами и лояльными политическому режиму негосударственными структурами при наличии постоянно ужесточающихся внешних и внутренних условий к функционирующим новым государствам, обеспечивает: 1) легитимацию политической власти в данных политиях; 2) успешность формирования гражданской идентичности и конструирования политической нации. Исследование успешных образцов символической политики новых государств (с точки зрения смыслов, нарративов и технологий ее реализации) имеет шансы на практическое применение и в Российской Федерации с учетом особенностей и наличия условий.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 19 № 3 (2024)
Автор(ы): Рязанцев Александр Александрович
Сохранить в закладках