Дизайн является одной из значимых областей профессиональной деятельности человека, в которой в разных формах взаимодействуют языки науки и языки искусства. Проблемы такого взаимодействия ставились отечественными учеными и дизайнерами еще в 60-70-х гг. XX в. Это время характеризуется появлением целого ряда теоретических и методологических работ в области художественного проектирования, философии и психологии, посвященных новому пониманию дизайна как взаимодействия человека с его предметным миром. В самых разных трактовках отмечались общие позиции - это междисциплинарность и проектность дизайна. При разработках теории и методологии дизайна подчеркивалось особое место проектирования в художественно-конструкторской деятельности. Проектирование требует как знаний о вещах, их свойствах, способах действий с ними человека, месте и роли в его жизнедеятельности, так и о способах производства этих вещей. Концепция дизайн-мышления как современный подход к проектированию делает акцент на удовлетворении человеческих потребностей и потребительских запросов - это красота и удобство, облаченные в эстетичную форму. Общими принципами для рассматриваемых подходов в дизайне является ориентация на человека, его потребности, удобство пользования вещами, технологиями, реализацию его способностей и возможностей в самых разных областях жизнедеятельности, в том числе профессиональной, социальной, творческой. Дизайн-мышление может применяется в бизнесе, медицине, транспортной отрасли, и особенно в информационной и творческой области. Как в прошлом, так и в современности такой подход с необходимостью приводит к появлению междисциплинарных взаимодействий, разработке концептуальных основ методологии междисциплинарности. Имеет смысл отметить, что с точки зрения методологических оснований междисциплинарности в отечественном дизайне и эргономике эта методология была с необходимостью востребована, отрефлексирована и включена в принципы организации исследований и разработок. Существенную роль в реализации методологии междисциплинарности несет в себе проективность как состояние, интенция на творчество, преобразования, поиск нового.
Создание генерального плана является ответственным этапом при проектировании промышленного предприятия. На практике для расстановки объектов на плане (зданий, сооружений и т. д.) используется ручной подход, при котором проектировщики самостоятельно размещают объекты. Создание проекта является творческим процессом, а количество вариантов проектирования может быть достаточно большим. Фактически формируются и сравниваются между собой лишь несколько альтернативных вариантов компоновки, из которых в дальнейшем выбирается наилучший. Однако этот выбор нередко основывается на субъективном мнении специалиста и не всегда гарантирует оптимальное решение. Кроме того, оценка вариантов и принятие окончательного решения зависят от квалификации и опыта задействованных инженеров. В связи с этим необходимо автоматизировать этот процесс для создания более качественных проектов за более короткий срок. Цель данной работы - описать формирование генерального плана с математической точки зрения и создать универсальную математическую модель, подходящую для всех возможных вариантов расположения объектов относительно друг друга. На основе полученных результатов данной работы в будущих исследованиях можно будет определить оптимальные численные методы для размещения объектов на генеральном плане. Эффективность применения методов оптимизации зависит от точности математических моделей, используемых для описания задачи. Модели должны точно отражать все ключевые аспекты реальной ситуации, чтобы результаты оптимизации были пригодны для практического использования.
К нежелательным событиям на мостовых сооружениях относят наступление аварийного состояния, достижения показателей грузоподъемности на ось транспортного средства и на его максимально допустимую массу, обрушение мостового сооружения. В известных научных школах применяется 50%-ный риск для определения вероятностей нежелательных событий в виде отказов и также рассматриваются перехлесты «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей. Между тем подобные подходы для оценки предельного состояния именно мостовых сооружений по критериям допустимости риска нежелательного события, основанные на применении перехлестов «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей до настоящего времени не рассматривались. Новым является описание на диаграмме пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей объектов транспортного строительства центра пересечения, а также зон риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости), риска перенапряжения и избыточной прочности. Зона риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости) определяет влияние малых нагрузок, например тангенциальных, на существенное снижение общей способности конструкции сопротивляться нагружению. Зоны риска перенапряжения и избыточной прочности, наоборот, показывают, что перенапряжённые конструкции становятся хрупкими при приложении к ним деформаций, например температурных. В результате предложена классификация уровней риска потери несущей способности пролетных строений эксплуатируемых мостовых сооружений; дан вероятностный смысл центра равновесного состояния - центра зоны номинальной безопасности как точки пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей и решена задача о центре пересечения кривых аппроксимации гистограмм распределения нагрузок и прочности законом нормального распределения, решение которой позволяет перейти к расчету риска причинения вреда.
Предлагаемый метод управления инновационными и страховыми рисками в транспортном строительстве заключается в количественной оценке вклада продуктовых и технологических инноваций в экономическую эффективность инновационно-инвестиционных проектов транспортного строительства и развития сети автомобильных дорог для повышения качества транспортной инфраструктуры. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Его преимуществом является то, что он базируется на методах разработки технико-экономической и бизнес-оценки, а также реализации инноваций, обеспечивающих экономию ограниченных ресурсов и повышение транспортно-эксплуатационных показателей транспортных сооружений на всех стадиях их жизненного цикла при реализации проектов в условиях экономической неопределенности и меняющихся условий эксплуатации в связи с появлением новых расчетных нагрузок и увеличением интенсивности транспортных потоков. Установлен перечень факторов, сдерживающих применение инновационных материалов и технологий при реализации проектов строительства транспортных сооружений с требуемыми показателями долговечности и безотказности. Инновационный риск в транспортном строительстве может быть оценен вероятностью и среднеквадратическим отклонением ожидаемого от продуктовой или процессной инновации дохода. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Впервые разработаны интегральный и дискретный виды расчетных формул вычисления риска через площадь «хвоста» гистограммы распределения. Авторы впервые предлагают расширить перечень этапов жизненного цикла транспортных сооружений этапом технического перевооружения, где как раз и может быть реализован риск-ориентированный подход, требования к исполнению которого установлены Налоговым кодексом. Методы оценки эффективности процесса управления на основе теоретико-вероятностного подхода предлагается рассматривать на основе оценки утолщенности и укороченности хвостов распределений управляемого и неуправляемого процессов.
Введение. В современной образовательной ситуации актуальными становятся поиск и внедрение эффективных практик, которые могут послужить альтернативой традиционным способам трансляции знаний и формирования умений дошкольников. К их числу относится проектирование, мотивирующее познавательную активность детей и повышающее воспитательный потенциал педагогического процесса. В связи с этим обосновывается целесообразность оказания методической помощи воспитателям в преодолении дефицита компетенций в области проектирования образовательных практик.
Теоретический анализ. При обосновании модели методического сопровождения был предпринят анализ теоретических подходов к данной проблеме, который позволил выделить приоритетные формы сотрудничества методиста-наставника с педагогами: наставничество, тьюторство, коучинг. Полученные результаты дают основание сделать вывод о необходимости создания условий для овладения педагогами-практиками проектирования образовательного процесса.
Заключение. Чтобы выстроить эффективную систему поддержки творческих начинаний как отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива, важно учесть их готовность к участию в преобразованиях, овладеть способностью быстро реагировать и перестраивать модели методического сопровождения в зависимости от текущих условий. Рассмотрение обозначенной проблемы позволило доказать актуальность предложенной модели методического сопровождения проектирования образовательных практик в достижении качественных преобразований педагогической деятельности.
В статье актуализируется значение построения гармоничной социально-культурной среды и роли в ней каждой конкретной личности, человека-профессионала, обладающего устойчивой активно-деятельностной позицией и профессиональным опытом, владеющего перспективными культурными механизмами своевременного компетентного решения проблем, понимания приоритетных направлений и перспективных линий решения социальных задач. В основном содержании статьи раскрывается общая теоретическая идея проектирования как культурной метапрактики в совокупности характерных особенностей и культуротворческих ресурсов, организационных и управленческих воздействий, методологии продуктивного и последовательного решения задач, достижения императивно требуемых целей, оптимизации процессов социально-культурной деятельности. Основные социально-культурные функции, а также прогнозируемое, рациональное и устойчивое разрешение социальных профессионально значимых проблем предлагается осуществлять в системе последовательных практик выявления, распознания и интерпретации, определения и обоснования, системного запуска, с использованием проектных способов и метамеханизмов общей системы компетентностно реализуемого культуродействия, стремясь к нормируемым, принципиально узаконенным, аксиологически принятым и культурно значимым решениям. Автор приходит к выводу об особом значении и аксиологической обусловленности нормативно организуемой и управляемой социально-культурной среды, которая выступит спроектированным пространством интеграции и обеспечения продуктивных культуротворческих достижений на индивидуально-любительском и профессиональном уровне конкретной личности и социальной группы. В принципиально узаконенных, проективно организуемых и управляемых условиях рационального материализованного и материального воплощения продуктивных идей как результатов компетентностного решения разного типа и вида задач обеспечивается пространственно-обусловленное устойчивое развитие культуры управления социально-культурной деятельностью.
В статье выполнен анализ современного состояния рыбопромыслового флота Республики Крым. Указаны проблемы недостаточно эффективного его использования и низкого темпа развития, причинами которых в значительной степени являются моральный износ судов и главных и вспомогательных элементов энергетических установок, а также нерациональная организация системы технической эксплуатации флота. Выполненный анализ позволил выявить причины низкой конкурентоспобности находящегося в эксплуатации специального рыбопромыслового оборудования, играющего важную роль при ведении промысла гидробионтов. К основным из них относятся несовершенство методов расчета и проектирования, неполнота нормативной базы по расчету эксплуатационных нагрузок, отсутствие разработанных систем автоматизированного управления и соответствующего программного обеспечения, позволяющие адекватно учитывать специфику работы рыбопромыслового оборудования. Отмечается, что при создании нового грузоподъемного оборудования рыбопромыслового судна необходимо применение системного метода проектирования с целью обеспечения требуемых показателей мощности, грузоподъемности, скорости, энергетических показателей, стабильности нагрузки, эксплуатационной и экологической безопасности, а также экономической эффективности. Современные методы проектирования машин и механизмов предполагают разработку адекватных математических моделей, которые воспроизводят в пространстве и времени их состояние под действием влияния эксплуатационных нагрузок, учитывающих внутренние и внешние факторы. Приведено описание алгоритма эксплуатационно-стоимостного анализа с использованием математической модели системы привода грузоподъемного устройства. Проектирование и модернизация рыбопромыслового оборудования с использованием предложенного алгоритма позволят обеспечить баланс между эксплуатационными и стоимостными характеристиками оборудования, что является необходимым условием для создания современных конкурентоспособных судовых технических средств.
Рассмотрены вопросы широкого внедрения информационных технологий во все сферы деятельности человека и влияния цифровизации на ценности общества. В условиях формирования смарт-общества необходимо большее внимание уделять социальным и экологическим проектам, использовать человеко-ориентированный подход в проектной деятельности по формированию предметной и коммуникационной среды. Социальная направленность дизайн-проектов становится основополагающей парадигмой современных проектных решений. Предлагается авторский дизайн-проект искусственной экосистемы, отличающийся социальной и экологической составляющей.
В статье анализируется процесс проектирования и создания специализированных плавучих командно-измерительных комплексов для реализации космической программы СССР в 1960-1990-е годы ХХ века. Особо освещено участие в этой работе ученых, конструкторов и судостроителей Ленинграда, поскольку именно их усилиями и выполнялась основная часть проектных работ. С необходимой подробностью рассмотрено значимое специализированное оборудование плавучих командно-измерительных комплексов и приведены важнейшие тактико-технические характеристики этих объектов. Представлены методы, позволившие существенно ускорить проектирование и строительство «космических комплексов» на судах. Вся работа по переделке и оснащению созданных и создаваемых кораблей проводилась в соответствии с требованиями, разработанными для плавучих командно-измерительных комплексов. Особое внимание уделено процессу развития плавучих командно-измерительных комплексов и мер по разработке и осуществлению маскировочных мероприятий для легализации их существования, в частности судов, работавших в Северной Атлантике. Отдельно повествуется о трансформации отношения к космической флотилии СССР, вызванной распадом СССР, которая повлекла за собой дробление единого комплекса таких судов. Все это в итоге привело к тому, что космическая флотилия СССР в конце ХХ века фактически прекратила свое существование.
Представлен анализ эволюционирования аналитических технологий в спортивных играх на примере футбола. Раскрыты наиболее часто применяемые в практике аналитические подходы. Дана характеристика разработанной математической модели с применением весового коэффициента и лингвистической интервальной шкалы, способствующих структурированию системы управления в рамках аналитической деятельности в футбольной команде вне зависимости от уровня спортивного мастерства.
Резюме Оптометрия как часть офтальмологии активно развивается в России последние три десятилетия. Несмотря на то что подготовка оптометристов осуществлялась еще в советский период, образовательная программа была больше ориентирована на производство средств коррекции, а не на их подбор, да и оптометристы практически не были вовлечены в лечебно-диагностические процессы. Демографические изменения, связанные со старением населения, а также увеличение пациентов с рефракционными нарушениями значительно увеличили нагрузку на офтальмологическую службу России. Другой проблемой оказания медицинской помощи при глазной патологии является дефицит врачей-офтальмологов. Одним из возможных решений этих проблем является более активное вовлечение оптометристов в систему оказания медицинской помощи. Но для этого требуется качественная подготовка специалистов в системе среднего профессионального образования (СПО). Следует подчеркнуть, что, несмотря на обновленный образовательный стандарт по специальности «медицинский оптик-оптометрист», сегодня нет разработанных технологий преподавания оптометрии в системе СПО и пока нет утвержденного Министерством образования РФ учебника. В связи с этим подбор и адаптация современных технологий преподавания в образовательное проектирование процесса подготовки квалифицированных оптометристов является важной задачей обучения по программе СПО. Образовательные технологии как некий механизм способны задействовать новые формы и способы работы в системе образования, воплощаемые в реальном педагогическом процессе. Рассматривая проектирование как эффективный продукт для современного образования, важно научиться рационально интегрировать самостоятельную и творческую деятельность обучающихся в основную образовательную систему. В статье рассматриваются различные подходы к проектированию процесса обучения медицинских оптиков‑оптометристов по программе СПО.
Проектирование безопасной городской среды в современных условиях - это важное и приоритетное направление развития урбанистики и деятельности городских служб. Особенно это актуально для России, поскольку в последнее время отмечается значительный рост числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом. Недостаточное внимание к решению данной проблемы может привести к росту аварийности и как следствие социальному, материальному и демографическому ущербу для экономики страны.
В статье рассмотрено применение методов имитационного моделирования в процессах экономического планирования, управления и организации дорожного движения. Описывается создание имитационной модели для элемента дорожной сети.
По результатам экспериментов определено оптимальное расположение знаков приоритета дорог, способствующее меньшему числу пробок и большей интенсивности движения транспортных потоков.
Применение имитационного моделирования при решении вопросов проектирования городской среды способствует принятию решений по улучшению состояния дорожной сети и усовершенствованию подходов, ориентированных, в том числе и на повышение уровня безопасности дорожного движения, без риска для самих объектов, с целью достижения экономического эффекта от планируемых мероприятий.
Результаты проведенного исследования могут быть полезны научным сотрудникам, студентам, магистрантам, специалистам в области проектирования и управления безопасностью городской среды.