SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 67 док. (сбросить фильтры)
Книга: Человек: психология

Я. Л. Коломинский — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и детской психологии Минского пединститута им. А. М. Горького — является автором ряда научных и научно-популярных книг («Психология взаимоотношений в малых группах», «Психология детского коллектива», «Человек среди людей», «Беседы о тайнах психики», «Познай самого себя» и др.), многие из которых переведены на иностранные языки и языки народов СССР.

В книге «Человек: психология», адресованной старшим школьникам, Я. Л. Коломинский знакомит читателей с основами современной науки психологии, показывает ее место в системе других наук о человеке, рассказывает о методах изучения человека.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1986
Кол-во страниц: 228
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Анализ когнитивных профилей при шизофрении и НПВиндуцированных психозах

Настоящее исследование направлено на анализ и сопоставление когнитивных профилей при расстройствах различного генеза: эндогенного, представленного случаями шизофрении, и экзогенного, обусловленного употреблением новых психоактивных веществ (НПВ), преимущественно синтетических катинонов и каннабиноидов. Объектом изучения являются особенности нарушений когнитивной деятельности, проявляющиеся в таких функциональных областях, как память, внимание и мышление. Исследование предполагает выявление различий в структуре, выраженности и потенциальной устойчивости этих нарушений, что приобретает особую значимость в контексте современной дифференциальной диагностики. Сравнительный анализ когнитивных характеристик при состояниях различного происхождения позволяет не только уточнить представления о закономерностях их формирования, но и заложить основы для индивидуализированного подхода к восстановлению когнитивных функций в рамках реабилитационной терапии, с учётом специфики нарушений в каждой из групп. Использовались шкала BACS, таблицы Шульте, методика «Исключение лишнего» и субтест «Недостающие детали» теста Векслера. В работе представлены систематизированные различия когнитивных характеристик пациентов с шизофренией и НПВ-индуцированными психозами. Установлено, что при шизофрении преобладают нарушения в области семантической обработки, вербальной памяти и устойчивого внимания, отличающиеся стабильностью. В группе НПВ-психозов доминируют регуляторные и исполнительные дефициты, включая ослабление произвольного контроля, снижение объёма рабочей памяти и ситуативные ошибки мышления. Эти нарушения, в отличие от шизофренического профиля, характеризуются большей лабильностью. Полученные данные уточняют представления о когнитивной организации психотических состояний разного происхождения и могут быть использованы в практике дифференциальной диагностики, а также при построении индивидуальных программ когнитивной коррекции. Несмотря на различия, обе группы показывают сходные трудности в гибкости мышления и внимании, что может затруднять дифференциацию в остром периоде. Выявленные профили позволяют точнее разграничивать психозы различного генеза и служат основой для построения индивидуализированных программ когнитивной коррекции с учётом специфики нарушений в каждой группе.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Алексеев Илья
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Доступ: Всем
Книга: Современная когнитивная психология

Первое систематическое изложение и критический анализ одного из наиболее значительных направлений зарубежной психологии, возникшего в начале 60х годов на стыке информационного подхода, необихевиоризма, гештальтпсихологии и структурной лингвистики. Подробно рассмотрены экспериментальные исследования и теоретические модели познавательных процессов восприятия, внимания, памяти и мышления, а также перемешенные в рамках когнитивной психологии методологические проблемы, которые в последнее время резко замедлили развития этого подхода.

Монография рассчитана на психологов, философов, лингвистов, физиологов и всех специалистов, работа которых связана с исследованием и учетом познавательных возможностей человека.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1982
Кол-во страниц: 338
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Книга: Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна

Монография посвящена новому и важному в теоретическом и практическом отношении вопросу: возможности ввода информации и закрепления ее в памяти человека во время естественного сна. Описываемый метод находит применение в педагогике (гипнопедия), медицине (гипнопсихотерапия), экономике, искусстве и т. д. (гипноинформация).

В книге рассматриваются состояние и перспективы развития гипнопедии за рубежом и в отечественной науке, обобщаются многочисленные опыты и наблюдения в связи с обучением иностранным языком и другими отраслями знаний, намечаются основные задачи применительно к гипнопедии в области языкознания, психологии, физиологии, педагогики, акустики и т. д.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1966
Кол-во страниц: 75
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Книга: Маленькая книжка о большой памяти

Это лето я провел вдали от города. Через раскрытые окна доносился шум деревьев и запах трав; на столе лежали старые пожелтевшие записи, и я писал книжку о странном человеке — неудавшемся музыканте и журналисте, который стал мнемонистом, встречался со многими большими людьми, и так и остался до конца своей жизни каким-то неустроенным человеком, ожидающим, что вот-вот с ним случится что-то хорошее. Он многому научил меня и моих друзей, и будет справедливо, если эта книжка будет посвящена его памяти.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1968
Кол-во страниц: 90
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Книга: Психология. Учебник для средней школы

Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства, волевые процессы? Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.

Человек является членом общества, и поэтому его психические свойства формируются под решающим влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни и деятельности человека в обществе развивается его психика, сознание. «… Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс).

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1952
Кол-во страниц: 262
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Книга: Психология и космос

Шагнув в неизвестность вселенной, Юрий Гагарин шагнул в бессмертие. Величие его дерзновенного подвига еще много раз и по-новому будет осознано в будущем. На примере его жизни будут воспитываться многие поколения. О Гагарине напишут книги, сложат стихи и песни.

И всегда люди будут задаваться вопросом: каким был этот человек?

Кому посчастливилось знать Юрия Гагарина, именно посчастливилось, навечно сохранит в памяти обаятельный образ умного, мужественного, очень честного и скромного человека, верного товарища, настоящего коммуниста. И не просто сохранит — ведь Гагарин заражал всех, кто был рядом с ним, своим активным жизнелюбием, целеустремленностью, творчеством.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1968
Кол-во страниц: 226
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Триумфальная арка Астрахани и её репрезентативные возможности в сохранении исторической памяти

Предметом исследования выступает рассмотрение художественно-выразительных качеств Триумфальной арки Астрахани и выявление особенностей её скульптурных рельефов. Объектом исследования является изучение вопросов сохранения исторической памяти средствами монументального искусства. Цель исследования: изучить Триумфальную арку Астрахани с позиции её художественных особенностей и репрезентативных возможностей в деле сохранения исторической памяти. Теоретической базой исследования служат труды Л. П. Репиной, Л. Н. Мазур о вопросах формирования исторической памяти; Е. О. Романовой об исторической памяти в современном монументальном искусстве; Г. И. Панксенова о методах и приёмах монументально-декоративного искусства; В. С. Поплавского, Тюхменевой Е. А. о репрезентативных возможностях триумфальных арок; О. П. Вороновой о скульптуре и скульптурном рельефе; В. М. Викторина, А. С. Маркова, которые являются ведущими историками Астраханского региона. В статье применяются такие методы исследования, как общенаучный метод (анализ исторического и логического), историко-архитектуроведческий подход в исследованиях, искусствоведческие методики, связанные с иконографическим подходом и методом визуального осмотра. Также проводилась работа с историческими справками и другими документами. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассмотрены художественно-выразительные качества Триумфальной арки Астрахани и особенности её скульптурных рельефов. В результате исследования можно сделать вывод, что триумфальная арка Астрахани, являясь достойным образцом синтеза архитектуры и скульптуры, выступая целостной художественной структурой, обладает богатыми репрезентативными возможностями в деле сохранения исторической памяти и культурного наследия астраханского края. Практическая значимость исследования состоит в определённом вкладе в деле сохранения исторической памяти и культурного наследия, а также в создании общей картины развития архитектуры Астрахани. Содержание и выводы данной работы будут использованы в педагогической деятельности для усовершенствования образовательного процесса. Материалы статьи будут представлены на общественных обсуждениях и в научных дискуссиях.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бондарева Надежда
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: «Всегда хранили ту самую икону»: воспоминания старообрядцев о практиках взаимодействия с иконами в советское и постсоветское время

В статье рассматриваются практики почитания икон среди старообрядцев в условиях антирелигиозной политики СССР и их трансформации после окончания религиозных преследований. Основными источниками являются результаты этнографических наблюдений и воспоминания, записанные с 2008 по 2023 год среди старообрядцев Северо‑Западного Причерноморья и переселенцев из этого региона в Россию. В статье уделяется внимание роли икон в осмыслении религиозного опыта, трансляции представлений о своей вере, регламентации взаимодействия с иконой в разных контекстах. В условиях антирелигиозных кампаний почитание икон переносится в безопасное и скрытое от внешнего окружения пространство, а наиболее значимым для верующего, судя по материалам интервью, становится проживание религиозного опыта и знание о присутствии сакрального в домашнем пространстве. После окончания религиозных преследований формулируются новые правила, позволяющие более свободное расположение икон в доме, что уже не воспринимается как нарушение традиционных предписаний. Среди актуальных правил, регламентирующих организацию пространства около икон, встречаются запреты помещать кровать под божницей, размещать рядом с ней зеркало, класть на божницу мобильные телефоны, размещать в переднем углу / под иконой / напротив иконы телевизор и др. Важной функцией домашних икон является сохранение памяти о прошлом. За выбором наиболее почитаемых образов стоят значимые для семейной истории события, нередко связанные с преодолением трудного прошлого, что особенно ярко проявляется в традиции «служить праздник» / «брать праздник в дом», то есть устанавливать обетный праздник, который далее передается из поколения в поколение.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Душакова Наталья
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цель исследования - выявить на примере обучения грамматической стороне иноязычной речи дидактический потенциал использования приемов мнемотехники в практике преподавания немецкого языка. Вопрос о том, как облегчить процесс восприятия, запоминания, долговременного хранения и успешного воспроизведения новых знаний, получает особую актуальность в современном технологичном и перегруженном информацией мире и ставит перед преподавателями задачу, связанную с поиском новых и эффективных методов преподавания, способствующих активизации процессов памяти обучающихся. В рамках данного исследования отдельное внимание уделяется феномену человеческой памяти, проводится анализ теоретических моделей рабочей памяти, затрагивается работа визуальных, слуховых и прочих каналов восприятия информации. Предлагаемые в работе приемы мнемотехники построены в том числе с опорой на указанную выше модель памяти. Приемы мнемотехники понимаются как особый педагогический инструмент, призванный облегчить процесс овладения иностранным языком на всех этапах его изучения. В ходе исследования и с опорой на научно-методическую литературу выделяются основные этапы мнемического запоминания, а также дается классификация мнемотехнических приемов в целом. Выделены мнемотехнические приемы, наиболее эффективные для обучения грамматическому строю немецкого языка: интеллект-карты, квази-слова, рифмизация, создание образов, символов, работа с ассоциациями и пр. В статье изложен алгоритм работы с приемами мнемотехники, приводятся примеры их использования. Возможности внедрения данного педагогического инструмента в процесс преподавания анализируются во взаимосвязи с процессами памяти. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования изложенных в работе приемов в практике преподавания немецкого языка.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Миркина Юлия
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
← назад вперёд →