SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Вопросы глобальных проблем современности и устойчивого развития нашей земной техногенной человеческой цивилизации всегда волновали прогрессивные умы. Индустриальный (инженерный) путь развития человечества насчитывает около 2 млн лет: от изобретения древними инженерами каменных орудий труда и огня, с помощью которого стали готовить пищу, до нынешних дней, когда изобрели ракету-носитель и искусственный интеллект. И нам теперь предлагается в качестве альтернативы грядущей гибели человеческой цивилизации в своём родном доме – на планете Земля, где якобы достигнуты пределы роста и несущая ёмкость биосферы, – освоить чужой и далёкий Марс. Мы должны построить новый дом там, где нет биосферы земного типа и где люди погибнут по историческим меркам мгновенно. Либо предлагается сократить численность земной цивилизации до «золотого миллиарда», чтобы оставшимся в живых хватило ресурсов на безбедную жизнь в обозримом будущем.
Автор предлагает иную альтернативу – осуществить неракетную индустриализацию ближнего космоса, закрыв экологически опасную часть земной промышленности, а планету преобразовать в цветущий сад. Для этого необходимо заменить неэффективный транспорт «первого уровня» на электрический транспорт «второго уровня» и построить на планете транспортно-инфраструктурную сеть uNet протяжённостью порядка 10 млн км; перевести мировую энергетику на реликтовую солнечную биоэнергетику, «отходами» работы которой станут овощи и фрукты; построить вдоль сети uNet линейные города uCity общей протяжённостью около 5 млн км, вписанные в Живую Природу, в которых с комфортом и безопасно на тысячелетия вперёд будет жить и трудиться всё будущее земное человечество – порядка 10 млрд человек. Для достижения этих глобальных целей необходимо измениться и самому человечеству – оно должно подняться на новый уровень: осуществить переход из общества технопотребителей в социотехногенную цивилизацию.
В учебном пособии собраны задания и упражнения по основным разделам общей экологии различной сложности, а также задания для самостоятельной работы студентов. Приведены задания повышенной сложности для более глубокого освоения учебного материала и расширения научных представлений о современных общеэкологических концепциях и закономерностях. Имеются примерные тесты контроля знаний и умений, сформированных в ходе аудиторных и самостоятельных занятий. Практикум предназначен студентам вузов, обучающихся по экологическим, биологическим и педагогическим направлениям подготовки при выполнении аудиторных и самостоятельных заданий.
Пособие содержит теоретический и практический курс. Теоретический курс включает обзор современных методов экологических исследований. В практическом курсе приводится подробная информация о методах экологии, устные и письменные задания для обучающихся, а также предлагаются задания исследовательского плана с целью овладения методиками и техниками постановки экологических экспериментов. Обращается внимание на особенности интерпретации полученных данных. Имеются методические рекомендации к выполнению практических заданий и заданий для самостоятельного рассмотрения, примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации и список литературы.
Учебно-методическое пособие «Практикум. Коагуляционные методы в экологии» предназначено для обучающихся по очной и заочной формам обучения.
В учебно-методическом пособии даны общие положения и примеры решения задач для решения экологических проблем.
Учебное пособие написано для студентов и аспирантов вузов, обучающихся по естественнонаучным и педагогическим направлениям подготовки. В нем содержится основная учебная информация по важнейшим положениям и актуальным вопросам теоретической и прикладной экологии. Материал предложен в развернутом виде с использованием современных научных данных и практических примеров для более глубокого усвоения материала и всестороннего познания проблем современной экологии. Большое значение уделено вопросам структурной организации, состояния и устойчивости экологических систем разных типов. Предложены задания для самостоятельного изучения. Учебное пособие может быть полезно также школьным учителям биологии и экологии.
Учебное пособие подготовлено для студентов и аспирантов вузов, обучающихся по естественнонаучным и педагогическим направлениям подготовки. В пособии проанализирован перечень основных видов антропогенных воздействий на окружающую среду, отражен необходимый объем учебной информации в области оценки состояния окружающей среды. Рассмотрены основные применяемые и перспективные методы экологической оценки объектов окружающей среды. Представлены задания для самостоятельной проработки и примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации.
В учебном пособии представлен учебный и методический материал для организации и реализации занятий в рамках учебной практики по экологии и почвоведению. Предложены вопросы и задания для самостоятельной проработки, в том числе исследовательского плана. Предусмотрено формирование навыков описания, интерпретации и анализа выполненных наблюдений и исследований. Учебное пособие написано для студентов вузов, осуществляющих обучение по естественнонаучным и педагогическим направлениям подготовки.
В учебном пособии дана характеристика города как экосистемы,
особое внимание уделено флоре и фауне. Описаны виды и источники антропогенного воздействия, проблемы здоровья людей, проживающих в городах. Рассмотрена система организации управления твердыми бытовыми отходами, приведены нормативы качества и показатели состояния окружающей среды города. Показаны пути устойчивого
развития городов и способы оптимизации городской среды.
В учебном пособии дается количественный анализ заражения территории Кольского полуострова выбросами медно-никелевых комбинатов. Используются опубликованные данные полевых наблюдений, геологов, географов, биологов. Даются оценки распределения загрязнителей по территории. На основе экспериментальных данных строятся математические модели динамики биологических популяций. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Прикладная математика и информатика».