SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Статья посвящена истории возникновения и развития приходов и общин старообрядцев Белокриницкой иерархии, не приемлющих «Окружное послание» 1862 года, на территории Российской империи во второй половине XIX века. Издание «Окружного послания» в 1862 году спровоцировало конфликт в старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии и привело к отделению от нее большой группы верующих во главе с частью белокриницкого епископата. Возникла новая ветвь иерархии - неокружническая. Приходы старообрядцев-неокружников образовались во многих губерниях Российской империи. На сторону неокружников перешла большая часть старообрядческих селений Гуслиц, Калужской губернии, немалое число старообрядцев в Стародубье, Поволжье, Бессарабии, на Подолье, Екатеринославщине, Херсонщине и т. д. В Московской, Нижегородской и Костромской губерниях существовали неокружнические скиты, а на Подолье действовал Куреневский монастырь.
На протяжении второй половины XIX века приходы и общины старообрядцев Белокриницкой иерархии, не приемлющих «Окружное послание», развивались и увеличивались. Только с началом репрессивной политики Советского государства в 1920-1930-е годы, когда был уничтожен весь неокружнический епископат и ряд священников, возникшая в 1862 году ветвь Белокриницкой иерархии стала постепенно исчезать.
Статья посвящена анализу документов, хранящихся в фондах Национального архива Республики Саха (Якутия), которые свидетельствуют о пребывании в Якутии в XIX–начале XX вв. последователей русских сект. Наибольшее количество дел связано с историей пребывания в Якутии последователей скопческой секты. Архивные фонды также свидетельствуют о высылке духоборов, субботников, хлыстов, молокан, неплательщиков и др. Анализ документов Национального архива Республики Саха (Якутия) дает широкое представление о социальной, хозяйственной, религиозной жизни ссыльных сектантов XIX–начала XX вв.
В статье с опорой на ранее не публиковавшиеся документы из Государственного архива Хабаровского края анализируются взаимоотношения обновленческого раскола и ОГПУ на Дальнем Востоке. Исследуется общий для СССР контекст отношений между государственными структурами и обновленчеством к середине 1920-х гг. Основным источником исследования служат материалы III съезда Дальневосточной обновленческой митрополии, в которых отражается наличие значительного числа осведомителей ОГПУ среди дальневосточных обновленческих «архиереев» и духовенства, а также зависимость принимаемых решений от воли советских карательных органов. В статье устанавливается, что именно ОГПУ определяло, кто должен руководить обновленчеством на региональном уровне и полностью контролировало раскол, как институцию, ставя во главе него на уровне Дальнего Востока наиболее управляемые фигуры. Вместе с тем собственно церковная политика мало интересовала советские карательные органы, несмотря на контроль над митрополией как структурой, ее церковная идеология и ряд связанных с ней вопросов
оставлялись на усмотрение самих обновленцев.