SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье рассматриваются технологии организации профориентации во внеурочной деятельности, требования к организации профессиональных проб и составлению плана профессиональной карьеры школьников. Автором описывается опыт учреждения дополнительного образования по активизации и сопровождению профессионального самоопределения подростков.
В основу статьи положена воспитательная профориентационная практика, реализуемая с 2016 г. Разработанный в МАОУ «Планирование карьеры» проект по внеурочной деятельности включает серию из пяти образовательных общеразвивающих программ и дополняется психолого-педагогическим сопровождением процессов ранней профилизации и активизации профессионального самоопределения подростков. Ежегодное участие в программах внеурочной деятельности обучающихся с 5 по 9 классы позволяет максимально полно погрузиться в интересующее профессиональное направление и сделать ответственный выбор профиля к 10 классу. Проведение профориентационного тестирования и консультирования, участие в очных и дистанционных профориентационных играх и квестах позволяет поэтапно фиксировать интересы школьников к тому или иному виду профессиональной деятельности и, таким образом, обеспечить максимально полный охват при реализации профессиональных проб, экскурсий и стажировок на предприятиях. Практический характер занятий дает возможность оценить свои знания и компетенции по каждой изучаемой профессии, а итоговый документ по плану карьеры помогает принять решение, оценив все особенности работы специалиста, препятствия и собственные ресурсы. Профессиональное просвещение, воспитание, диагностика профессиональной направленности и постоянная психолого-педагогическая поддержка ребенка способствуют активизации профессионального самоопределения в процессе предпрофильного обучения. Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, план карьеры
В статье представлены результаты ретроспективного анализа отечественного опыта организация предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Даны характеристики основных направлений академических и прикладных исследований и стратегий организации предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Отмечено, что ядро первой стратегии составляют «проектирование-программа-среда-школа», второй - адаптивная интеграция школы и вузов, третьей - сетевая структура. Рассмотрены подходы, принципы и организационно-педагогические условия, реализация которых обеспечивает результативность предпрофессионального образования и профильного обучения детей. Выявлены свойства и определены тренды дальнейшего совершенствования механизмов организации предпрофессионального образования и профильного обучения детей.
В статье освещены результаты реализации инновационного проекта «Педагог-мужчина - лидер и наставник» в системе общего образования Республики Тыва с 2014 по 2019 гг. Целью настоящей работы является рассмотрение и обобщение регионального опыта реализации проекта по привлечению мужчин к педагогической деятельности. В исследовании решаются следующие задачи: изучение гендерного состава педагогических кадров в тувинских общеобразовательных школах; обобщение способов этнопедагогического воспитания, применяемых педагогами-мужчинами в образовательном процессе, и их популяризация; оценка эффективности инновационного проекта на основе анализа полученных мониторинговых данных. Автором в работе использованы методы контент-анализа, обобщения и систематизации статистической информации для выявления гендерного состава педагогических кадров Тывы и перспектив включенности педагогов-мужчин в образовательное и воспитательное пространство республики с учетом этнокультурных особенностей традиционного воспитания. Инновационный проект «Педагог-мужчина - лидер и наставник» направлен на профилактику правонарушений среди учащихся, главным образом трудных подростков с использованием традиционной культуры тувинцев. Реализация проекта показала снижение числа правонарушений, уменьшение количества детей, состоящих на контроле в тех школах, где мужчины занимают должности заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов или наставников.
Многочисленные исследования современного рынка труда констатируют стабильный рост текучести кадров, обусловленный совокупностью экономических, организационных, социальных и личностных причин. Кроме этого выявлена новая тенденция выраженная в готовности к смене трудовой деятельности, места работы, снижение страха потерять работу, что особенно характерно для сотрудников начального звена. Современные работы, выполненные в области социального управления среди причин этого явления, наряду с традиционными экономическими причинами, выделяют такие как необходимость формирования организационной культуры компаний, создание системы мотивации труда для сотрудников и реализацию программ адаптации. Несмотря на то, что компании активно реализуют такие программы, разрабатывая их самостоятельно или с приглашением специалистов, текучесть кадров не снижается. На основе анализа программ адаптации, предлагаемых компаниями для специалистов начального звена, обоснована необходимость построения этих программ с учетом современных требований, предъявляемых к специалистам цифрового общества, развивающего явления транспрофессионализма, а также с учетом затруднений, возникающих в процессе адаптации сотрудников на новом рабочем месте. Раскрыта логика построения программ адаптации, ориентированных не только ознакомление сотрудника с базовыми рабочими процессами, рабочим местом и его профессиональными задачами, но на развитие универсальных компетенций (когнитивных, социально-поведенческих и коммуникативных). Определены условия реализации программ адаптации, способствующие развитию мотивации и осознанию специалистами возможностей для самосовершенствования и развития компетенций, актуальных для специалистов информационного общества. Первое - привлечение к реализации программы адаптации опытных коллег, использование технологии «Job shadowing». Второе - реализация адаптации в естественной среде внутрифирменного взаимодействия. Третье - использование современных инструментов поддержания коммуникации сотрудников в реальном и виртуальном пространстве. Отмечено, что программа адаптации реализуется последовательно с соблюдением этапов адаптации, на каждом из которых формируются необходимые компетенции и достигается решение задач адаптации.
В статье рассматриваются проблемы использования инновационных форм организации технологической подготовки школьников в предметной области «Технология» в урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе школы. Описываются направления и формы организации формирования ключевых компетенций школьников на основе современных подходов и содержания программы по технологии.