SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье проблема посткапитализма решается с точки зрения понятия человека. Человек рассматривается как диалектика единичного, особенного и всеобщего определений. С этой точки зрения понятие «человек» выступает как отдельный индивид (единичное), так и как нации, классы, профессии, конфессии (особенное) и всё человечество в целом (всеобщее). Общественная формация является важнейшей особенной формой человека. Утверждается, что сущностью человека является творчество. Творчество содержит в себе практическое и теоретическое отношения человека к миру и себе самому как потенциальные моменты. В ходе исторического развития человек сотворяет свое тело, продукт и дух. Соответственно, выделяются и анализируются три исторические эпохи: эпоха доминирования тела человека, эпоха доминирования продукта человека, эпоха доминирования духа человека. Эти три эпохи тождественны первичной, вторичной и третичной общественным формациям. Такой подход меняет понимание структуры общественной формации. Экономический базис, в соответствии с предлагаемой логикой определений человека, имеет только вторичная общественная формация, т.к. в эту эпоху доминирует продукт человека. Базис первичной общественной формации образует система родовых отношений в силу доминирования тела человека. Господство человеческого духа делает базисом третичной общественной формации духовные отношения. Формулируется вывод, что переход от вторичной формации, где господствует продукт, к третичной, в которой доминирует дух, займет исторически длительный период времени. Следовательно, посткапитализм (и постсоциализм) выступит как еще одна формация внутри вторичной, как проявление и оформление ее упадка. Эта формация будет основана на частной собственности и эксплуатации.
В отечественных учебниках по экономической теории и истории экономических учений не приводятся сведения о современных естественнонаучных направлениях экономической теории, в частности, о физической экономике. Основоположниками физической экономики являются американский учѐный Л. Ларуш и российский учѐный П.Г. Кузнецов. Работая независимо друг от друга в одно время, эти учѐные сформулировали близкие идеи и пришли к схожим выводам. Объектом данного исследования является научное наследие Л. Ларуша как основоположника физической экономики. Предмет исследования заключается в анализе вклада Ларуша в появление современной физической экономики. Цель исследования - популяризация физической экономики на основе систематизированного изложения идей и взглядов Л. Ларуша. На основе анализа работ Ларуша и посвящѐнных ему публикаций, сделан вывод о том, что его вклад в появление физической экономики состоит: в предложении термина -физическая экономика‖; в определении предмета физической экономики; в обосновании физических измерителей эффективности экономики; в установлении принципов физической экономики. В статье также приведѐн обзор общих взглядов и прогнозов Ларуша, его взглядов на соотношение монетарной и физической экономики, а также критика некоторых его идей. Результаты исследования могут быть полезны в преподавании экономической теории и истории экономических учений.
Аннотация2: в работе исследуются вопросы определения категории «человеческий потенциал студентов» на основе ее сравнительной характеристики с категорией
«человеческий потенциал». Рассматриваемая дефиниция определяется как значимая с позиции необходимости формирования высококвалифицированного специалиста нового толка, способного своевременно адаптироваться и эффективно действовать в условиях новой реальности. С этой точки зрения структурно выделяются следующие элементы категории: таланты и способности, знания и умения, квалификация и информированность, возможность и направления раскрытия способностей. Элементы рассматриваются с учетом их специфики, присущей студентам как целевой группе. Дана характеристика элементам с позиции таких
особенностей, как временной период (период обучения студентов), спектр интересов и областей деятельности, мотивы деятельности, возрастные особенности. Применительно к содержанию и положительной динамике элементов рассматриваемой категории сделано заключение о целесообразности реализации междисциплинарного образовательного подхода; определены как приоритетные исследования в области научной и учебной работы, а также в сфере потенциального и реального трудоустройства студентов.
Подвижность и изменчивость современной макроэкономической среды, возрастание роли НТП и сопутствующих прогрессу рисков, бессистемность и дисфункциональность международных институтов на фоне разрушения глобализационных процессов, хаотизация принципов международной политики и многие другие факторы вызывают повышенное внимание исследователей к проблемам неопределенности, причин ее возникновения и поиску путей снижения негативных последствий этой неопределенности. Многовариантность и альтернативность будущего, присущие современным системам в условиях нелинейного развития, все чаще акцентируют внимание авторов на неравновесных и неустойчивых моделях в экономической теории. При этом множество работ, нацеленных на применение концепции неопределенности в конкретных случаях, очень слабо уделяют внимание самой категории «неопределенность» с точки зрения ее научного определения и развития. Используя сущностный метод, авторам удалось, во-первых, объяснить два возможных основных содержания самой природы неопределенности - «фундаментальный» и «субъективистский» подходы к неопределенности. Во-вторых, расширить устоявшуюся в отечественной литературе классификацию, добавив неопределенность по признаку степени (скорости) изменения (колебания) ее уровня. Подобное расширение, по мнению авторов, весьма необходимо для более качественного исследования вопросов, связанных с адаптивной эффективностью на макроуровне.