SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Цель исследования - осуществление научного анализа имеющихся на сегодняшний день цифровых образовательных технологий, фигурирующих в области получения экологического образования в вузах России и Белоруссии. Авторами в рамках представленного исследования проведен опрос в Google Docs 1631 студента; изучено отношение к цифровым образовательным технологиям и к процессу экологического воспитания. Исследование выявило как положительные результаты (хорошее отношение студентов к EdTech), так и недостатки (не все преподаватели умеют пользоваться EdTech; многие студенты не обладают достаточными знаниями в области цифровых технологий, зачастую выбор программного продукта создавал организационные и технические трудности). Авторами было изучено отношение студентов к цифровым образовательным технологиям в целом и в процессе экологического воспитания в частности. Проведенное исследование показывает, во-первых, что студенческая молодежь в целом положительно воспринимает EdTech в рамках системы высшего образования. Во-вторых, некоторые преподаватели пока не в полной мере способны использовать EdTech для организации образовательного процесса онлайн на том же качественном уровне, что и офлайн. В-третьих, многие студенты сами признаются, что пока недостаточно владеют компьютерными технологиями для полноценного освоения образовательной программы дистанционно. В-четвертых, зачастую выбор программного продукта для онлайн-занятий осуществлялся самим преподавателем или студентом, что само по себе создавало определенные организационные и технические трудности. В то же время существует широкий спектр EdTech, которые, по мнению авторов, имеют весьма серьезные перспективы развития. Это касается, прежде всего, цифровых лабораторий и виртуальных экологических симуляторов, которые позволяют моделировать определенные ситуации и демонстрировать их студентам для более эффективного освоения образовательной программы.
Актуальность исследования определяется тем, что студенческая молодежь, обладая определенными демографическими установками, сформированными в структуре личности, и основными моделями своего перспективного личностного развития, оказывает непосредственное влияние на формирование традиционных семейных ценностей, воспитание положительного отношения к ним и демографическую ситуацию в стране. Проблема исследования выявлена путем анализа и осознания реализации идеи интеграции научных подходов в области педагогики и социологии при изучении текущего состояния демографической ситуации в Российской Федерации на разных уровнях системы образования, понимания профессиональными сообществами необходимости оказания на нее позитивного влияния в разных аспектах в перспективном ключе, путем формирования и реализации конструктивных демографических установок и традиционных семейных ценностей у студенческой молодежи. Цель исследования заключается в анализе демографических установок и сформированности традиционных семейных ценностей у студенческой молодежи на современном этапе, установлении корреляционных взаимосвязей их содержания с процессами формирования актуальных семейных ценностей и прогностической оценке дальнейших вариантов семейного поведения; выявлении специфики восприятия семьи, различных ее форм и семейных ценностей, являющейся основным источником семейного воспроизводства. В статье проанализировано личностное отношение студентов к собственным возможностям влияния на демографическую обстановку в будущем; выявлены ключевые тенденции, оказывающие непосредственное воздействие на формирование традиционных семейных ценностей, представлены отдельные результаты измерения и анализа демографических установок студенческой молодежи (по итогам исследования, проведенного в образовательной среде БФУ им. Канта, МГУ им. М. В. Ломоносова, РУДН). Сформулированные по итогам исследования выводы соотнесены с объективными статистическими и аналитическими сведениями, характеризующими сферу формирования семейных ценностей у студенческой молодежи и демографических процессов в России и в мире.
Вниманию читателей предлагается несколько фрагментов писем профессора Ивановского государственного университета К. Д. Авдеевой, адресованных Н. В. Ревякиной. Письма относятся к началу 1980 - концу 1981 г., то есть ко времени, когда К. Д. Авдеева только приехала из Ленинграда в Иваново и начала свою деятельность в университете. Письма позволяют увидеть, с какими сложностями столкнулась К. Д. Авдеева в провинциальном вузе, каким образом пыталась по-новому организовать учебный процесс, над какими новыми курсами размышляла. Некоторые эпизоды писем дают возможность увидеть внутреннюю жизнь исторического факультета начала 80-х годов прошлого века, столкновение различных позиций и интересов. Самое главное, о чем следует сказать, письма позволяют восстановить психологический портрет их автора, человека целеустремленного, решительного, деятельного.
Публикация писем приурочена к юбилею Ивановского государственного университета, которое отмечается в 2024 г., а также грядущему столетию со дня рождения Клавдии Дмитриевны Авдеевой (1925-1995).
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ NO-CODE В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ “ДИЗАЙН МУЛЬТИМЕДИА”
Приоритетные области научного и образовательного сотрудничества России и Китая свидетельствуют об усилении внимании государств к взаимодействию в области науки и технологий на современном этапе. Научно-технологическое развитие обеих стран формирует запрос на реформы в системах высшей школы, качественное изменение в сфере подготовки инженерных кадров, создание новых ассоциаций и их взаимоотношения в рамках общего сотрудничества, в том числе и через партнерские межгосударственные формирования. Актуальность избранной темы определяется приоритетными направлениями текущих реформ высшего образования в сфере подготовки инженерных кадров и недостаточной изученностью роли вузовской коллаборации в этом процессе. Усилия обеих стран, направленные на достижение технологического суверенитета, рост количества совместных проектов, программ сотрудничества российских и китайских вузов проанализированы с привлечением различных типов источников: государственных документов, научных публикаций, аналитических отчетов созданных ассоциаций. В исследовании использованы историографический анализ, проблемно-хронологический метод, контент-анализ, общенаучные методы классификации, систематизации и интерпретации. На основании изучения обозначенной проблематики выделены основные сферы партнерских отношений университетов в рамках профильных ассоциаций, дана оценка эффективности современных программ и сформулированы основные результаты деятельности профильных ассоциаций, направленные на подготовку квалифицированных кадров в области инженерного образования.
В статье исследуется проблема стимулирования вузов к увеличению набора и удержанию студенческого контингента. Доказывается, что действующая система определения контрольных цифр набора и финансирования вузов приводит к необходимости экстенсивного накопления и удержания студентов. В свою очередь при условии слабости выходного контроля знаний и отсутствии имиджевых потерь создаются устойчивые стимулы к снижению качества высшего образования. Устойчивость циклично поддерживается как внутривузовскими системами оценки качества образования, так и за счет эффекта координации.
Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективностипрофессионально-личностной подготовки современных педагогов. В ней обоснована зависимость этой подготовки от особенностей современного образовательного пространства.
На основе теоретического анализа некоторых результатов мониторинга профессионально-личностной подготовки педагогов за 2022 и 2023 годы, а также наблюдения за взаимодействием преподавателей и студентов в ходе проектной исследовательской деятельности определены актуальные дефициты профессионально-личностной подготовки педагогов, которые препятствуют успешному осуществлению ими профессиональной деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения, которой в современном российском обществе придается особое значение и уделяется большое внимание.
Эти дефициты прежде всего связаны с недостаточной сформированностью у них коммуникативных компетенций, необходимых для организации взаимодействия с обучающимися, родителями, коллегами и т. д.
Представлены некоторые возможности уменьшения коммуникативной дефицитарности профессионально-личностной подготовки будущих педагогов в вузе за счет использования технологий тренинга личностного роста, проектов разного уровня и степени сложности, включая инновационные реальные практико-ориентированные проекты, значимые для региона интерактивных технологий обучения, в том числе кейс-стади, специальных программ психолого-педагогического сопровождения профессионального становления студентов в ходе обучения в вузе, наставничества, привлечения студентов к участию в конкурсах и соревнованиях профессионального мастерства и т. д.
В статье раскрываются факторы, создающие основу дискомфорта личности в школьных образовательных организациях. Высказана идея создания условий для эффективной межпоколенной коммуникации, которая невозможна без решения проблем современной школы. Названы факторы, способствующие созданию условий безопасности личности в школьном пространстве.
06 марта 2024 г. в Финансовом университете состоялась X Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Экономическая наука в новой реальности: от догмы к истине» (мартовские чтения памяти д.э.н., профессора, члена-корреспондента РАН Дмитрия Евгеньевича Сорокина) к 105-летию Финансового университета, организованная при участии Тверского государственного университета.
В статье представлен опыт преподавания фундаментальной дисциплины - патологической анатомии с использованием стратегии активного и энергичного обучения. Авторы исходят из положения, что важным компонентом формирования знаний студентов по патологической анатомии является активное проведение занятий. Внеаудиторная подготовка студентов поддерживается письменными контрольными работами, тестовыми заданиями и учебными презентациями во время практических занятий. Эти методы позволяют студентам самостоятельно закреплять знания, развивать клиническое мышление и интегрировать теоретические аспекты в контекст клинической практики. Такой подход к образованию способствует формированию устойчивого интеллектуального фундамента, на котором в будущем будет строится карьера высококвалифицированных медицинских специалистов. Это позволяет правомерно считать фундаментальные дисциплины – ключевым столпом высшего медицинского образования. С другой стороны, важным представляется практическое внедрение научно-исследовательских результатов в образовательный процесс. В целом, такой подход способствует формированию более компетентных выпускников, готовых к решению реальных задач в своей области.