SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Предмет, в данной статье рассматривается экономика образования как важнейшая отрасль национальной экономики в современных условиях. Так, в условиях повсеместной глобализации и цифровизаии экономика образования приобретает особое значение, поскольку именно образование обеспечивает подготовку квалифицированных кадров, необходимых для инновационного развития экономики и повышения конкурентоспособности государства на мировой арене. Цель: выявить тенденции развития и закономерности функционирования экономики образования как отдельной отрасли национального хозяйства в текущих реалиях, определить существующие проблемы и предложить рекомендации по улучшению экономической эффективности образовательной сферы. Дизайн исследования: исследование основано на эмпирическом анализе данных, полученных из официальной статистики и аналитических отчетов, охватывая регионы Приволжского федерального округа (далее - ПФО) за период с 2016 по 2024 год. Полученные результаты легли в основу разработки практических рекомендаций по оптимизации управления экономикой образования в регионах ПФО. Результаты: эмпирический анализ показал значительное разнообразие в состоянии экономики образования среди регионов ПФО. Выявлены значительные различия в показателях охвата молодежи образовательными программами высшего образования и соотношения государственных расходов на образование к ВРП, что доказывает высокую степень региональной неоднородности и нехватку финансирования исследуемого сектора экономики. Установлена прямая зависимость между уровнем финансирования образования и качеством образовательных услуг, что подчеркивает необходимость изменения подходов к финансированию и управлению образовательной системой, а также разработки целевых программ, направленных на выравнивание территориальных диспропорций и повышение общего уровня образовательных услуг в регионах Приволжского федерального округа.
В статье рассматривается один из аспектов проблемы обучения будущего педагога-музыканта в исполнительском классе, а именно развития у обучающегося эмоционального интеллекта. Для специалиста такого профиля в равной степени необходимо как совершенствование его когнитивных способностей, так и способностей к широкому спектру владения эмоциями. Особенно это важно в ходе подготовки выученной в исполнительском классе программы к сценическому выступлению. В статье излагается ретроспектива взглядов на дефиницию понятия «эмоциональный интеллект», выявляются сущностные характеристики рассматриваемого феномена. Подчеркивается значимость эмоционального интеллекта для гармонизации личностных и творческих взаимоотношений «учитель - ученик», для интенсификации учебного процесса. Повышение уровня развития эмоционального интеллекта в значительной степени способствует минимизации негативных состояний и стрессовых ситуаций, сопутствующих выступлению перед слушательской аудиторией, помогает трансформировать тревожность и страх во время сценического выступления в артистическую радость и вдохновение, дает возможность музыканту-исполнителю продемонстрировать публике свои лучшие профессиональные качества.
В работе затрагивается вопрос истории взаимодействия КНР и России для демонстрации схожести в образовательной политике и широкомасштабном общем векторе развития в сфере образования. Это влияет на конструктивное педагогическое моделирование. Несмотря на актуальную геополитическую обстановку, КНР и Россия являются партнерами по многим вопросам образования. Схожие проблемы позволяют двум государствам их решать в кооперации - в формате двухстороннего взаимодействия и в рамках деятельности международных организаций. Отдельное внимание уделяется педагогическому образованию как образующему фактору появления педагогов «нового поколения». В работе на основе обзора специфики гуманитарного сотрудничества и подписанных документов между обеими странами определены документы и направления сотрудничества КНР и России в сфере образования. Отдельное внимание заслуживает именно характеристика специфики педагогического образования России и КНР в современных условиях. Это позволило рассмотреть вопрос совершенствования системы педагогического образования с учетом совершенствования международного сотрудничества в сфере образования. Делается акцент на подготовку кадров и педагогическое моделирование дистанционного образования в КНР и России. В заключение дается перспектива сотрудничества России и КНР в данном вопросе.
В статье рассматривается современный практико-ориентированный подход к формированию профессиональных педагогических умений и навыков при подготовке учителя изобразительного искусства во время выполнения академических заданий по живописи натюрморта акварелью. Современный подход и инновации заключаются в применении метода фотофиксации последовательности ведения академической работы и систематизации полученных данных в виде презентации. Данный метод позволяет сохранить этапы работы, анализировать их и в дальнейшей педагогической деятельности делиться опытом с учениками. В исследовании автор определяет значение традиций и инноваций в современной системе художественного образования. Целью исследования является обоснование значимости внедрения технологий в образовательный процесс по живописи натюрморта акварелью с сохранением и усвоением традиций академических знаний для практического применения прикладных знаний в профессиональной педагогической деятельности. В ходе исследовании выявлено, что применение инновационного метода «фиксации последовательности ведения работы» в живописи натюрморта акварелью способствует росту профессиональных педагогических умений и навыков. В процессе выполнения базисных учебно-творческих задач, направленных на достижение академической грамотности изображения и усвоение технических навыков работы акварелью, автор рекомендует внедрять задачи, ориентированные на развитие методико-педагогических умений, что является элементом воздействия на воспитание современного учителя изобразительного искусства.
В статье описан опыт использования потенциала педагогической мастерской для роста профессиональной рефлексии работников образовательных систем различного уровня - от школьных учителей до сотрудников муниципальных и региональных образовательных центров. Проанализированы смысловые основы, тенденции развития и опыт реализации педагогических мастерских в процессе обучения школьников, а также как ресурса становления профессионального и личностного роста педагога. Актуализирован потенциал педагогической мастерской как ресурса развития педагогической рефлексии учителя. Описан опыт реализации Педагогической мастерской под руководством профессора вуза как инструмента развития профессиональной педагогической рефлексии на этапе модернизации образовательной системы государства. Данный материал подготовлен в рамках празднования столетнего юбилея Татьяны Ивановны Шамовой, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО.
Рассматривается общедидактический уровень методического мышления учителя начальных классов как компонент художественно-графической культуры педагога и компетентностная основа его профессиональной педагогической деятельности, в том числе при организации уроков изобразительного искусства и технологии. Приведены основные уровни методического мышления: общедидактический (метаметодический); гносеологический (знаниево-теоретический); аксиологический (ценностно-смысловой); психолого-педагогический. Актуальность методического мышления определена: профессиональной пригодностью и конкурентоспособностью выпускников факультета начального образования педагогических вузов; достижением декларативных требований нормативно-регламентированных документов и целей государственной политики в сфере образования и воспитания; общедидактическими целями и задачами обучения, развития и воспитания человека; спецификой реализации в начальной школе продуктивных видов деятельности при изучении учебных областей «Искусство» и «Технология». Показаны некоторые педагогические условия развития методического мышления у будущих учителей начальных классов и определены пути развития методического мышления через методы познания (обучения) по характеру познавательной деятельности в устоявшейся и широко распространенной в школьной практике концепции отечественных дидактов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера.
Статья содержит описание новых подходов к моделированию базового высшего образования в рамках реализации Пилотного проекта в соответствии с Указом Президента РФ № 343 от 12 мая 2023 г. «О некоторых вопросах совершенствования высшего образования в Росси в 2023-2026 годах». Раскрываются методологические подходы к проектированию образовательных программ подготовки, востребованных системой образования, педагогов-психологов (психологов в образовании) по направлению «Психолого-педагогическое образование». Показаны механизмы и условия эффективного педагогического процесса с интеграцией в воспитательное пространство университета на основе аксиологического подхода как системы значимых представлений, установок и ценностей, обеспечения баланса фундаментальной и практикоориентированной подготовки специалистов.
Статья посвящена разработке инновационной системы методической подготовки учителя иностранного языка в условиях реализации личностно-ориентированного и профессионально-деятельностного подходов. Сформулированы требования к индивидуальным и социальным свойствам личности педагога, на основании которых составлен компетентностный портрет выпускника. На примере пилотных образовательных программ, внедряемых в Институте иностранных языков МПГУ, показаны способы интеграции «Ядра высшего педагогического образования» ФГОС и ФОП общего образования в структуру и содержание обучения. Продемонстрирована эффективность сочетания таких механизмов концептуализации учебных планов, как этапность, вариативность, синтез теории и практики, научность, профессиональная и аксиологическая направленность и др. Пересмотрены и приведены в соответствие с новыми образовательными решениями цель, содержание и форма Государственной итоговой аттестации. Разработанная схема моделирования образовательных программ предполагает возможность достижения синергетического единства их целей, задач, структуры и результативности в практике подготовки учителя иностранного языка.
В статье рассмотрены аспекты разработки самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов в МПГУ. Освещены ключевые принципы разработки стандартов, которые, в свою очередь, основаны на действующем ФГОС ВО и макете ФГОС ВО четвертого поколения. Подробно описана четырехуровневая компетентностная модель стандартов. Основной акцент сделан на многопрофильной подготовке, позволяющей будущему учителю получить несколько квалификаций.
Статья посвящена вопросам подготовки вожатских кадров для сферы отдыха и оздоровления детей. В ней представлены некоторые аспекты анализа программ подготовки вожатых, полученных в результате мониторинга деятельности организаций, осуществляющих профессиональное обучение вожатых, проведенного Министерством просвещения РФ в 2024 г. Авторы акцентируют внимание на различии и сходстве между программами профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» и программой модуля «Основы вожатской деятельности» основной образовательной программы в рамках УГСН 44.00.00 - Образование и педагогические науки, показывают критерии анализа программ, раскрывают основные недостатки и пробелы в содержании программ обучения вожатых. Дается представление авторов о перспективах повышения качества подготовки вожатских кадров.