SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье представлены результаты оценки имиджа государственного учреждения культуры на примере Хабаровского краевого музыкального театра, его внешнего и внутреннего контекста. Они отражают сложившиеся в общественном мнении образы учреждений культуры краевого центра региона, полученные посредством пилотного опроса целевой аудитории получателей их услуг, потребности, предпочтения, ожидания и требования, а также на основании рейтингов конкурентов на информационных порталах. В результате исследования определено, что имидж является важным конкурентным преимуществом учреждения культуры и, как следствие, оказывает существенное влияние в целом на их деятельность и успех на рынке. Отмечается, что для учреждений культуры важно проводить эффективную политику по формированию и управлению репутацией и корпоративным имиджем, используя для этой цели имеющиеся технологии, инструменты, средства и ресурсы. Анализ внешнего имиджа Хабаровского музыкального театра показал, что он соответствует устойчивой лидерской позиции, которую занимает на рынке культурно-досуговых услуг Хабаровского края. Поэтому для поддержания и укрепления имиджа следует и далее придерживаться текущей репутационной концепции, учитывая при этом интерес зрителей к многообразию культурных мероприятий, проводимых Хабаровским краевым музыкальным театром, а для укрепления внутреннего имиджа руководству учреждения необходимо уделить внимание развитию корпоративной культуры и материальной поддержке сотрудников.
Статья посвящена изучению национальной практики управления объектами культурного наследия Исламской Республики Иран – одного из самых богатых культурно-историческими памятниками государств мира. На сайте Министерства культурного наследия, туризма и ремесел Ирана представлена очень ограниченная информация об охране памятников истории и культуры. Поиск зарубежных источников также выявил существенный дефицит данных об объектах культурного наследия Ирана, многие исследователи отмечают отсутствие полной достоверной базы, структурированной информации об объектах, большая часть которой является закрытой. Между тем Иран – страна с большим историко-культурным и туристическим потенциалом, в связи с чем необходимо совершенствование системы управления объектами культурного наследия государства. В процессе анализа были сформированы кейсы по управлению объектами культурного наследия на примере нескольких историко-культурных памятников Тегерана. Полученные рекомендации могут быть применены органами власти Исламской Республики Иран и других стран для повышения эффективности управления культурным наследием страны, коммерциализации объектов в целях использования для исследовательской и туристической деятельности.
Актуальность данного исследования обусловлена высокой общественной значимостью обсуждения проблемы расширения культурного поля в регионах России как пространства выбора жизненных стратегий в контексте развития креативной экономики. Результаты реализации пилотных бренд-проектов в сфере культуры требуют комплексного анализа.
Цель исследования – проанализировать концептуальное содержание и практические результаты реализации бренд-проектов, актуализирующих культурные ресурсы территорий и влияющих на темпы развития системы проектного управления культурной политикой региона.
Материалы и методы. В процессе исследования были использованы результаты теоретических работ зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблематике «креативности» в сфере экономики и управления. Применение метода контент-анализа позволило определить круг основных источников о концептуальном содержании и о мерах по реализации пермского культурного проекта, бренд-проектов в других регионах РФ. В исследовании использовались методы сравнительного анализа данных, культурологический и формально-юридический методы, а также методики оценки проектных решений в сфере брендинга территорий. Результаты. В ходе анализа концептуального содержания пилотного бренд-проекта в Пермском крае (пермский культурный проект) установлено его идейно-теоретическое ядро – концептуальные взгляды зарубежных ученых о роли креативных индустрий в среде урбанизированной территории (Р. Флорида, Д. Хокинс). В Кировской и Свердловской областях в содержании культуроориентированных бренд-проектов обнаружены идеи о креативном действии Ч. Лэндри. В первой четверти XXI в. российские ученые, эксперты, административные управленческие команды видели в экономоцентристских установках важнейший посыл для расширения и трансформации культурной среды городов и регионов в целом с ориентиром на параметры «новой» экономики ‒ постиндустриальной «креативной». В дискуссиях о соотношении креативности и творчества в территориях формировались представления о назначении креативных и культурных индустрий. В сферу государственного регионального и городского (муниципального) управления активно внедрялись методы проектного управления. При этом выявлено, что практические действия по реализации целей и задач бренд-проектов не всегда опирались на методологию проектного управления, а их социально-экономический эффект достигался процессно-операционными приемами в рамках рутинной работы органов управления, ведомств. Представленные данные показывают, что в Пермском крае сегодня завершен переход от креативных действий локального значения к креативным индустриям, выступающим своеобразным драйвером развития секторов экономики впечатлений.
Выводы. Анализ передового опыта реализации бренд-проектов позволяет разграничить сферы использования креативных, культурных индустрий и полезных форм культуротворческой деятельности. Первые находят наиболее широкое применение в таких секторах экономики впечатлений, как туризм и индустрия гостеприимства, вторые – в реализации стратегий брендинга территорий, в том числе геокультурного брендинга. Понимание данного аспекта позволяет современным специалистам компетентно определять тренды развития секторов креативной экономики в регионах России.
Введение. В статье рассматривается противоречие высокой значимости сохранения историко-культурного наследия (ИКН) и необходимости использования его как потенциала для развития города, региона, с точки зрения научного сообщества (архитекторов, урбанистов, социологов и пр.), значительной привлекательности объектов ИКН для бизнеса, с одной стороны, и отсутствием механизмов реализации эффективного управления сохранением и развитием ИКН на региональном уровне - с другой. Автор основывается на ретроспективном анализе законодательства и практике его применения на разных этапах развития современной России. Рассматривается эволюция управленческих механизмов как на городском, так и на региональном уровнях, применительно к объектам городской среды, в частности к объектам культурного наследия.
Методология и методы. Опираясь на эмпирическую базу данных репрезентативного исследования (6021 анкета), проведенного Центром социологии управления и социальных технологий ФНИСЦ РАН методом анкетирования в 2019-2020 гг. в 12 регионах РФ, используя вторичную концептуализацию, автор статьи прослеживает связь между оценками повышения роли местного самоуправления в жизни региона, работы руководящего органа местного самоуправления и оценкой положения дел с сохранением ИКН жителями. На основании проведенного исследования выявляются закономерности, проявляющиеся в региональных отличиях оценок ситуации с управлением и сохранением ИКН, а также факторы, обостряющие неравенства территорий и детерминирующие социально-территориальные неравенства.
Результаты и выводы. По итогам проделанной работы автор приходит к выводу о необходимости внедрения технологии управления историко-культурным наследием, разработанной Центром социологии управления и социальных технологий ИС ФНИСЦ РАН на базе прогнозного социального проектирования (Т. М. Дридзе). В качестве примера повышения уровня эффективности регионального управления сохранением и развитием ИКН, а также снижения остроты социальных региональных неравенств и успешного внедрения технологии прогнозного социального проектирования рассматривается комплексное диагностическое исследование в городе Бронницы Московской области.