SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Парадокс «Логико-философского трактата» в статье выражен следующим образом: согласно завершающим тезисам Трактата, мы должны признать его предложения бессмысленными, но в то же время, несмотря на заключение о бессмысленности всего сказанного в Трактате, мы должны сохранить приверженность идеям, выраженным в теле Трактата, поскольку именно на основании этих идей мы признаем его предложения бессмысленными. Парадокс рассматривается с точки зрения двух конфликтующих интерпретаций – метафизического и решительного прочтений «Логико-философского трактата». Сторонники решительного прочтения настаивают на том, что обсуждаемый парадокс является следствием метафизической интерпретации Трактата и может и должен быть элиминирован. В статье показывается, что данный парадокс обнаруживается в каждом из рассмотренных прочтений.
Статья посвящена анализу понятия научного консенсуса и его роли в развитии науки и философии в контексте современных дискуссий о развитии научного познания и представлений о науке как об общественном благе. Во введении я задаю методологические и концептуальные рамки исследования. В первой части статьи я рассматриваю связи понятия научного консенсуса с понятием научного прогресса и особенностями его определения в естественных и гуманитарных науках. Здесь выдвигается гипотеза об особом статусе философии как гуманитарной дисциплины, одним из предметов которой является научное познание. Во второй части я обращаюсь к некоторым современным проблемам эпистемологии и философии науки, в частности, неравного доступа к научному познанию и его результатам (эпистемическая несправедливость), проблемам популизма и дениализма. Здесь я показываю, что современные науки (в том числе гуманитарные) находятся в противоречивом положении между требованием обосновать свой научный статус, дисциплинарные границы, внутри которых сохраняется единство, и побуждением к методологическому плюрализму и проведению междисциплинарных исследований. В заключение я делаю выводы о возможном статусе эпистемологии и философии науки как философских дисциплин, изучающих науку, и их способности предложить выход из той противоречивой ситуации, в которой обнаруживает себя современная наука.