SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 325 док. (сбросить фильтры)
Медиатизированная популярная культура современной Индии: многополярность и многослойность рефлексии в ежедневной жизни: интервью с профессором Ушей Раман

Shilina M. G. Mediatized popular culture in contemporary India: multipolar and multilayered reflections in everyday life: interview with Prof. Usha Raman // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2025. Т. 30. № 1. С. 213–218. http://doi. org/10.22363/2312-9220-2025 30-1-213-218

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Шилина Марина
Язык(и): Русский, Английский
«В доме призрак-бездельник…»: фольклорный генезис, структура, функции литературного образа домового

Фольклор и литература, при всей разнице происхождения, бытования, способов сохранения, представляют собой единую национальную культуру, единое семиотическое пространство. Авторы рецензируемой монографии1 доктор филологических наук М. Ч. Ларионова и кандидат филологических наук И. В. Бобякова справедливо указывают на то, что эта мысль не нова в современной филологической науке, об этом писал еще А. Н. Веселовский, но распространение, теоретическое обоснование и подтверждение она получает только в последние десятилетия в трудах Д. Н. Медриша, Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова, А. Н. Власова и др.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Райкова Ирина
Язык(и): Русский, Английский, Болгарский
Двести лет на двоих

Сегодня, несомненно, велика роль методической службы — центров и домов народного творчества на уровне субъектов России, возглавляемой ГРДНТ им. В. Д. Поленова, — не имеющей мировых аналогов системы, успешно и плодотворно работающей в нашей стране более столетия.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Ерохина Елена
Язык(и): Русский, Английский, Болгарский
Полуостров сокровищ

Крым — удивительная земля, которая поражает воображение красотой своей природы, великолепием дворцов и необыкновенным богатством истории. Целый калейдоскоп народов, сменяя друг друга в веках, строил свою жизнь на Крымской земле: киммерийцы, тавры, скифы, греки, сарматы, готы, хазары, генуэзцы, татары, русские и многие другие, все со своими обычаями и традициями. Все они оставили след в истории и внесли вклад в формирование материальной и духовной культуры Крыма. Ведь на протяжении веков люди не только вели войны и боролись за выживание, но и жили обычной жизнью, торговали, создавали предметы материальной культуры.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Прилепина Ирина
Язык(и): Русский, Английский, Болгарский
ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА КАК УГРОЗА ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В статье рассматриваются философские проблемы процессов цифровизации, искусственного интеллекта и их каждодневного использования в разных сферах общественной жизни. Особое внимание автор уделяет последовательному анализу разнообразных аспектов негативного влияния новейших технологий на человека и общество. Цифровая революция - это антропологический вызов XXI века, который человечество не имеет право проигнорировать.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ПОНИЗОВКИНА ИРИНА
Язык(и): Русский
РАСПУТЫВАЯ ПАУТИНУ: ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СИМВОЛОВ ДЕМОНА-ПАУКА ОТ «ПУТЕШЕСТВИЯ НА ЗАПАД» ДО «ЧЕРНОГО МИФА: УКУН»

В данной статье рассматривается переосмысление образа демона-паука как традиционного китайского гендерного символа, начиная с романа «Путешествие на Запад» (У Чэнъэнь, 1592) и заканчивая современной видеоигрой «Черный миф: Укун» (2024). Используя культурную семиотику и теорию чудовищно-женственного, авторы сравнивают материалы романа и игры посредством текстового анализа и анализа тональности 1000 наиболее популярных комментариев к связанным видеороликам Bilibili. Анализ тональности показывает преимущественно положительный прием (69%), хотя критика гендерной репрезентации сохраняется. Результаты показывают, что благодаря нарративной реконструкции в игре демоны-пауки превращаются из одномерных соблазнительниц в многомерные фигуры с более человечным внешним видом. Их образы не только отражают глубокие эмоции, моральные дилеммы и самосознание, но и включают в себя эстетику, вдохновленную династией Тан, для усиления их культурного контекста, сохраняя при этом определенные чудовищные черты и ощущение трагической судьбы. Более того, в статье подчеркивается, что вместо того, чтобы отказываться от традиционных архетипов, игра переосмысливает их с эмоциональной глубиной и символической преемственностью, иллюстрируя, как культурные символы могут быть адаптированы для отражения более широких изменений в гендерном дискурсе и сложности повествования.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): CHEN X.
Язык(и): Русский, Английский
ДЕРЕВО ЭВОЛЮЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗМОЖНОСТЬ РЕКОНСТРУКЦИИ. ЧАСТЬ 1

Выдвигается гипотеза, согласно которой при развёртывании изображений в европейской живописи от эпохи Возрождения до абстракционизма включительно повторяются в обратном порядке этапы эволюции системы зрительного восприятия человека как вида. При этом художниками, которые используют те или иные художественные приёмы, воспроизводятся архаические способы видения, характерные для системы зрительного восприятия на разных этапах её формирования. Ставится задача выявить схему, с помощью которой одинаково удобно описывать сценарии - последовательности структурных событий, как в системе зрительного восприятия человека, так и в системе изображений. Для этого названные системы представляются как компоненты единого циклического процесса. Хорошо описанные стили и стилевые направления в живописи рассматриваются в качестве основы анализа. Предлагается: а) очистить систему изображений от сюжетных и эстетических элементов; b) заполнить выявленную схему оставшимися структурными компонентами; с) прочитать полученную последовательность структурных событий в обратном порядке и тем самым реконструировать архаические способы видения. Результат анализа представляется как иерархическая конструкция - дерево эволюции системы зрительного восприятия, ветви и ствол которого заполнены визуальными парадигмами - способами видения, большая часть которых является архаикой. Названные способы сформировались в процессе эволюции условного носителя системы зрительного восприятия, к которому относится не только человек, но и, возможно, предшествовавшие ему биологические виды. Используется структурный подход, ориентированный на отказ от специфики исследуемого объекта. Изображения и образы рассматриваются как структурные эквиваленты наблюдаемых объектов внешнего мира. Методика является тринитарной, т. е. выделяются элементы оппозиции и базовый элемент между ними. Проблема рассматривается с разных точек зрения. Используются такие представления, как цикличность - необратимость, порядок - хаос, непрерывность - дискретность и лингвистическая логика. Большое внимание уделяется ситуации, при которой в системе зрения реализуется двусмысленная “распознающая” интерпретация - появляются и конкурируют два дополнительных (взаимоисключающих) первичных смысла. Работа является междисциплинарной, для решения задачи привлекается широкий контекст.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2022
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Смирнов Владимир
Язык(и): Русский, Английский
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КОНЦЕПЦИЯ КОГНИТИВНОЙ ИСТОРИИ: ИЗМЕРЕНИЕ ИСТОЧНИКА И ПРОЧТЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ СМЫСЛОВ

Статья представляет один из ракурсов изучения этнической идентичности в рамках авторского синтетического подхода, в основе которого заложено представление об этногенезе как о процессе реконструирования (постоянного осознания и переосмысления) первичных эссенциальных установок этнической группы в пространственном и темпоральном аспектах. Автор делает акцент на изучении материальной культуры этнического сообщества через прочтение символов физических объектов культуры с помощью применения методологии когнитивно-исторического подхода О. М. Медушевской. Применение данного подхода трактует объект материальной культуры традиционного общества как отражение комплекса духовных (в т. ч. сакральных) смыслов культурного кода этнического сообщества, зашифрованных в символизме изучаемого объекта. В данном контексте изучение объекта предстает в формате дешифровки, реализуемой через обращение к целям и процессу создания объекта, личности его создателя и времени создания, ожидаемому реципиенту изготовленного объекта, а также многим иным аспектам. По итогам статьи автор представляет потенциал применения методологии когнитивной истории к широкому разнообразию объектов материального наследия.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ

Введение. В статье рассмотрены теоретические аспекты соотношения понятий «цивилизация», «идеология», «мировоззрение». Показаны мировоззренческие аспекты цивилизационного анализа общества. Теоретический анализ. Аргументируется методологическая и теоретическая возможности создания новой концепции цивилизационного развития и предлагается вариант взаимной дополнительности стадиальной и циклической моделей цивилизационного процесса. Это представляется оптимальным вариантом осмысления на мировоззренческом уровне природы и перспектив российской цивилизации. Подчеркивается, что при всем значении традиций и опыта истории концепция цивилизации должна быть ориентирована на исследование проблемного поля современного общества, его будущего и перспектив развития. Рассматривается возможность использования концепта «другой Европы» для характеристики специфики российской цивилизации. В рамках предлагаемой теоретической позиции изучены некоторые особенности российского цивилизационного развития.

Заключение. Определена перспектива разработки новой концепции цивилизационного развития России, интегрирующая в себе потенциал новых «гибридных» идеологических конструктов, которые будут ей соответствовать и выражать социальные интересы большинства общества.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): СТРИЗОЕ АЛЕКСАНДР
Язык(и): Русский
Массовая культура второй половины ХХ века в теориях постмодерна

В статье рассматриваются причины расцвета массовой культуры на Западе во второй половине ХХ века, а также некоторые современные тенденции её развития. Массовая культура часто становилась мишенью для различного рода интеллектуалов, но не подвергалась глубокому анализу. В частности, распространение массовой культуры темпорально совпадает с периодом «постмодерна». Постмодерн / Постмодернизм рассматривается в рамках теорий Ф. Джеймисона и А. Хюссена. Т. е. как явление, изначально появившееся в США - крупнейшей стране, меньше всего пострадавшей от Второй мировой войны. Одновременно с небывалыми стандартами потребления и развитием технологий, происходило «приручение», институализация искусства модернизма. В результате в США возникают протестные культурные движения против официального, элитарного, корпоративного модернизма. Основными методами, которые были использованы в данной работе, являются методы историко-генетического, компаративного, культурологического анализа. В теории постмодернизма как культурной логики позднего капитализма, сформулированной американским философом Ф. Джеймисоном, массовая культура, наконец, получила свое признание в качестве объекта, достойного изучения. В данной статье автор выделяет ряд тенденций, присущих развитию массовой культуры. С одной стороны, это значительная утеря оригинальности, вторичные переработки старого материала. С другой стороны, следует отметить не упрощение, а усложнение многих произведений массовой культуры, появление нишевых продуктов, изначально рассчитанных на осведомленного и пресыщенного, критически настроенного читателя, зрителя или слушателя. Однако подобные культурные продукты и не должны вводить потребителя в заблуждение, а лишь дать материал для построения собственной идентичности в условиях тотального доминирования экономического дискурса.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Дунилов Иван
Язык(и): Русский, Английский, Французский
назад вперёд