SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Предметом исследования является взаимодействие между государственными органами Российской Федерации, институтами гражданского общества и Русской Православной Церковью (РПЦ) в основных социально-политических сферах в период 2014-2025 гг. Анализируется природа и функциональные особенности данного трехстороннего сотрудничества в современном российском контексте на примере трёх “ключевых событий” во внутренней и внешней политике России, таких как события «русской весны», пандемия COVID-19 и Специальная военная операция (СВО). Цель исследования заключается в определении приоритетных направлений и устойчивых моделей сотрудничества государственных структур, РПЦ и институтов гражданского общества. На основе выявленных закономерностей устанавливается значимость моделей подобного взаимодействия для сохранения стабильного функционирования общества и государства в условиях кризисов. В работе применяется исторический метод, метод системного анализа, метод качественного контент-анализа и дискурс-анализ. После рассмотрения различных практик церковно-государственного партнерства выделяется специфика текущего вектора его развития, обусловленного как исторической традицией («симфония Церкви и государства» в период Российской Империи; секулярный советский период; постсоветское религиозное возрождение), так и глобальной макроэкономической и геополитической ситуацией. Выделяются несколько «ключевых событий» во взаимоотношениях Церкви, государства и гражданского общества. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе взаимодействия РПЦ с государством и гражданским обществом на примере кризисов современности. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе деятельности РПЦ, как комплексного института, балансирующего между общественно-государственным запросом и внутренними интересами. Практическая ценность состоит в указании на наиболее важные аспекты взаимодействия РПЦ с государством, выделены как сильные стороны (внедрение православия в российскую общенациональную идентичность; социальное служение в период геополитической нестабильности), так и слабые (политизация религии; периодическое противостояние со светским гражданским обществом). По итогам анализа делается общий вывод о преимущественно положительном векторе этого взаимодействия.
В статье рассматривается геймификация политики, процесс внедрения игровых элементов и механик в политическое пространство, а также использование видеоигр как инструмента влияния на общественное мнение. Предметом исследования являются видеоигры как социокультурный и политический феномен, их роль в формировании общественного мнения и политического просвещения. Цель исследования заключается в изучении роли видеоигр как инструмента влияния на общественное мнение. Авторы стремятся выявить механизмы геймификации политики, оценить потенциал видеоигр в манипуляции общественным сознанием, а также спрогнозировать некоторые тенденции развития данного социокультурного феномена. Задачи исследования включают анализ теоретических аспектов геймификации политики, исследование видеоигр как инструмента политических коммуникаций, оценку их образовательного потенциала и разработку рекомендаций для продвижения национальных интересов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что видеоигры являются не только развлекательным продуктом, но и инструментом влияния на общественное мнение, способным к манипуляции сознанием, политическому просвещению и сохранению исторической памяти. Методологической основой исследования является теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных общественному мнению и геймификации политики. Используются качественные методы, включая кейс-стади (при анализе случаев с видеоиграми). Источники включают академические статьи, статистику игровой индустрии, официальные нормативные-правовые акты и заявления российских властей о регулировании индустрии видеоигр. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе видеоигр как инструмента формирования общественного мнения и политического просвещения. В статье показано, что видеоигры содержат политические символы, образы и дискурсы, способные вовлекать игроков и влиять на их сознание. Мировой рынок видеоигр оценивается в 185 млрд долларов, а в России 88 млн человек старше 18 лет хотя бы раз пробовали играть в видеоигры. Кейсы, такие как “Black Myth: Wukong“ и “Бессмертная симфония”, демонстрируют образовательный потенциал видеоигр и их влияние на культурные предпочтения. В заключении отмечается, что видеоигры являются важным элементом современных политических коммуникаций и нуждаются в государственной поддержке для создания конкурентоспособных продуктов, особенно в условиях санкций. Рекомендуется развивать механизмы контроля за содержанием видеоигр и продолжать исследования их влияния на политические коммуникации.
Введение. В статье рассматривается национальная идентичность как социально-политический феномен. Исследуемая проблема состоит в концептуальной неясности содержания понятия «национальная идентичность», значительных расхождениях в его трактовке.
Теоретический анализ. Целью работы является анализ содержания обозначенного понятия и изучение существенных его признаков. Использование логического и критического методов позволяет раскрыть двуединую его природу. Теоретическая значимость работы состоит в концептуальном анализе научного понятия «национальная идентичность».
Заключение. Научная новизна заключается в формировании авторской трактовки понятия «национальная идентичность»: она есть результат достижения устойчивой взаимосвязи человека и национальной общности, приобретение им совокупности признаков, позволяющих осознать человеку свою принадлежность к идеалам, нормам и принципам существования нации. Формируется образ коллективного «мы», поддерживаемый институтом государства. Политическая сторона национальной идентичности объективирует свойства нации как коллективного «мы». Двуединая природа национальной идентичности включает в себя сочетание деятельности государственных институтов и свободной, активной природы человека как гражданина. Представленное понимание национальной идентичности может быть использовано в процессе формирования и практической реализации государственной политики идентичности.
В условиях резкого обострения великодержавного соперничества на мировой арене происходит ускоренная политизация и секьюритизация едва ли не всех сфер общественной жизни. Правительства в стремлении укрепить идеологическую сплоченность национальных сообществ всё большее внимание уделяют исторической политике: переосмыслению прошлого и конструированию новых исторических нарративов. С учетом значимости для Российской Федерации стратегического партнерства с Республикой Беларусь (РБ) изучение эволюции исторической политики Минска приобретает особый интерес и актуальность. В данной статье предпринимается попытка выявить логику содержательной трансформации официального исторического нарратива РБ с момента образования до 2024 г. включительно. Исследование базируется на широком корпусе источников, послуживших основой для проведения дискурс-анализа: законодательных актах, материалах СМИ, текстах политических выступлений, сообщениях официальных институтов, вовлеченных в реализацию исторической политики РБ. В ее развитии выделено несколько этапов, чередование которых было обусловлено сложным переплетением внутри и внешнеполитических, а также экономических факторов, попытками руководства республики лавировать между своими соседями с востока и запада. Автор заключает, что, несмотря на наметившийся отход РБ от акцентирования европейской составляющей национальной памяти, наблюдаемый после событий августа 2020 г., и подчеркнутое сближение с российским историческим нарративом (в первую очередь в отношении Второй мировой войны), собранный за годы независимости республики корпус научных текстов, документов и «мест памяти» содержит «точки входа» для развертывания исторической политики в любую политически выгодную сторону. По мнению автора, в этих условиях некритичное восприятие общей исторической памяти как незыблемого фундамента единения белорусского и русского народов может помешать адекватному прогнозированию для России возможных изменений в геостратегических устремлениях ее партнера.
Цель работы заключается в эмпирическом социологическом анализе патриотизма как основы гражданской идентичности современной студенческой молодежи. Патриотизм иллюстрирует эмоциональную связь человека со своей родиной и чувство социальной и культурной связи со своими согражданами. В его основе лежат общечеловеческие ценности, в том числе открытость другим людям, забота и ответственность за общество, уважение к истории и национальной культуре. Происходящие политические, социальные и культурные изменения открывают новые грани любви к Родине, что актуализирует необходимость патриотического воспитания новых генераций. Данный концепт представляет собой социокультурный фактор интеграции людей, обеспечивающий их объединение на основе общих ценностей и любви к Родине. Свое проявление патриотизм находит в гражданственности, духовном единстве и осознанной активности личности в социуме, подтверждающими неразрывность человека с государством. Эмпирическая база исследования основана на результатах социологического опроса студентов вузов и колледжей города Орла (опрошено 652 респондента), проведенного методом анкетирования по заявленной проблематике в октябре 2022 года с использованием платформы «Яндекс. Формы». Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Благодаря характеру выборки авторы смогли обобщить результаты исследования с уровнем достоверности 97 %. Полученный материал исследования позволяет сформулировать следующие выводы и обобщения: с определенной оговоркой содержательно патриотизм для современной молодежи связан с особым историко-культурным наследием, глубоко связанным с любовью к Родине, готовностью с оружием в руках ее защищать и даже отдать жизнь за свободу нации (романтическое восприятие Отечества) и привязанностью к государству (с позитивистской точки зрения).
В статье анализируются творческие особенности стиля Карлоса Сауры. В центре внимания – танец как смыслообразующее и эстетическое начало. Автор статьи исследует вопросы выразительности танца как часть, создаваемой в фильме фотогении. Фотогения служит режиссеру элементом, позволяющим осуществить, как видится автору, его главную задачу – стереть различия между понятиями искусства и жизни. Фотогения танца позволяет проявить в фильме некую сверхподлинность, включающую в себя различные измерения: от личностного до национального. Подобного эффекта Саура достигает в том числе при помощи «остраняющих» приемов, использование которых ведет к созданию особого хронотопа, выражающего ту самую сверхподлинность, соединяющую одновременно реальное и символическое.
В эпоху цифровизации тревел-блоги стали не только источником субъективных впечатлений путешественников, но и мощным медиатором культурных образов, влияющим на межкультурное взаимодействие и общественные дискурсы. В отличие от традиционных медиа, они объединяют персональные нарративы, визуальную эстетику и интерактивность, формируя национальные образы. Исследование посвящено тому, как национальная идентичность Китая представлена в российских тревел-блогах и влияет на восприятие страны российской аудиторией. Объектом исследования являются российские тревел-блоги, в которых описываются культурные, социальные и исторические аспекты Китая. Особое внимание уделено тому, как тревел-блогеры транслируют китайскую идентичность через визуальные и текстовые коды, а также какие дискурсивные стратегии используются для её представления. В исследовании используется междисциплинарный метод, включая контент-анализ, дискурс-анализ, а также семиотический и визуальный анализ. Выбор блогов основан на их популярности и вовлечённости аудитории. Научная новизна исследования заключается в том, что оно впервые рассматривает тревел-блоги как ключевой медиаресурс, формирующий представления о национальной идентичности Китая среди российской аудитории, в отличие от традиционных исследований, сосредоточенных на официальных медиа. В работе применяется мультимодальный анализ, включающий контент-анализ (выявление ключевых тем), дискурс-анализ (изучение риторических стратегий) и анализ пользовательских комментариев (оценка восприятия аудитории). Такой подход заполняет пробел в исследованиях межкультурной коммуникации, интегрируя цифровой медиаконтент в изучение национальных образов. Результаты исследования подтверждают анализируемые блоги представляют Китай через три репрезентации: культурное наследие, технологическое развитие и экзотизированный образ. Например, блоги Птушкина и Павлова, акцентирующие внимание на традициях и гастрономии, способствуют более глубокому пониманию культуры Китая. В то же время контент Варламова, посвящённый цифровому контролю, вызывает полярные реакции: от восхищения технологическим прогрессом до критики системы надзора. Анализ комментариев подтверждает, что тревел-контент не только транслирует информацию, но и формирует общественное восприятие Китая, влияя на межкультурный диалог и массовые представления в российском медиапространстве.
Статья посвящена историческому обзору переводов Библии на валлийский язык и их влиянию на формирование национальной идентичности Уэльса в контексте религиозных, политических и социальных изменений. Начиная с предположительных ранних переводов XII–XIII вв., статья прослеживает ключевые этапы развития переводческой традиции, уделяя особое внимание первым полным протестантским переводам Уильяма Сэйлсбери (1567) и Уильяма Моргана (1588). Эти переводы не только заложили основы литературного валлийского языка, но и стали инструментом сохранения национальной культуры в условиях английского доминирования. В статье рассматривается роль валлийских библейских переводов в борьбе против ассимиляции, их значение в эпоху индустриализации и культурных трансформаций XIX–XX вв., а также современные адаптации, отражающие актуальные тенденции в развитии языка и религиозности.
Новизна работы заключается в комплексном охвате всей истории валлийского библейского перевода, включая ранее не изучавшиеся диалектные и упрощённые версии XX–XXI вв.
Результаты подтверждают, что переводы Библии на валлийский язык служили не только религиозным, но и политико- и социокультурным целям, в итоге поспособствовав развитию и укреплению национального самосознания.
Обосновывается необходимость формирования политической идентичности в цифровом пространстве. Через призму аналитического обзора этапов («волн») медиатизации была предпринята попытка рассмотрения проблем формирования цифровой идентичности в контексте особенностей последнего этапа - глубокой медиатизации. Обозначена роль цифровой социально-политической идентичности в условиях глубокой медиатизации политического пространства Российской Федерации.
В статье рассматривается инструментальная музыка как элемент материальной и духовной культуры Китая. Выявляются подходы к сохранению и развитию традиций этого искусства на примере государственных мер в области культурной политики страны и образовательных практик, инициированных как ответ на них. Автор на основе анализа нормативно-правовых актов, учебных материалов, исследований китайских теоретиков и практиков рассматривает актуальные специфические особенности роли музыкальных инструментов в образовательном пространстве страны. Целью статьи является обозначение векторов культурной политики Китая в отношении популяризации, сохранения и развития традиций национальной инструментальной музыки в контексте образовательной системы на разных уровнях и их соотнесение с реальным положением дел. Базовыми методами выступают теоретический анализ научно-исследовательских источников по проблеме музыкально-образовательной культуры современного Китая, обобщение информации о нормативно-правовой базе системы китайского музыкального образования и педагогики. Культурологический подход позволяет рассмотреть специфику развития роли инструментальной музыки в образовательной практике школ, колледжей и вузов страны как инструмента формирования национальной идентичности. Новизна исследования заключается в том, что анализируется современная ситуация в музыкально-образовательной системе Китая на всех ее уровнях от школы до вуза. Автор детально освещает достижения и проблемы на каждом уровне в деле приобщения подрастающего поколения к традициям национальной инструментальной музыки. Важным аспектом здесь является обращение к актуальным нормативно-правовым актам, стратегиям, программам и проектам, которые определяют направленности всего музыкального образования Китая, а также роль в этом процессе национальных музыкальных инструментов, их соотношение с более востребованными иностранными инструментами. Также отмечается, что формирование представлений о национальных инструментах является одним из главных путей в деле складывания национальной идентичности.