SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 72 док. (сбросить фильтры)
Статья: О некоторых аспектах организации государственного контроля и надзора в США

Статья посвящена изучению специфики организации контрольно-надзорной деятельности в США и выявлению возможности использования наиболее эффективных аспектов американского опыта в данной сфере для совершенствования государственного контроля и надзора в Российской Федерации. Целью исследования является определение отдельных характеристик системы контрольно-надзорных органов США, влияющих на её эффективность и оценка их применимости для совершенствования работы аналогичных органов в России. Основной акцент сделан на исследование организации работы офисов генеральных инспекторов (OIG) действующих в федеральных исполнительных департаментах, независимых федеральных агентствах, комиссиях, а также предприятиях, финансируемых правительством США. Уделено внимание вопросам, связанным с взаимодействием офисов генеральных инспекторов с корпоративными осведомителями, рассмотрены правовые механизмы их защиты и поощрения. В рамках проведенного исследования ключевым методом послужил метод сравнительно-правового исследования, при применении которого с использованием всего комплекса формально-логических методов, осуществлен сравнительный анализ зарубежного и российского законодательства, сделаны выводы о применимости отдельных практик для целей совершенствования контрольно-надзорной системы Российской Федерации. На основе проведенного исследования Автор приходит к выводу о том, что для России исследование и адаптация опыта данного государства представляют интерес, в первую очередь, в связи с тем, что и Российская Федерация, и Соединенные Штаты Америки сталкиваются с необходимостью управления контролем в условиях значительных географических и климатических различий между регионами, и, не взирая на различия в политических и экономических системах имеют достаточно много схожих институциональных проблем. Сформулирован вывод о возможности использования отдельных аспектов положительного опыта США для системы контрольно-надзорных органов Российской Федерации, с учетом адаптации к отечественной практике, в частности, высказано предложение о возможности создания независимых специализированных органах контроля и надзора по аналогии с OIG, а также важности совершенствования законодательной базы в сфере защиты и поощрения корпоративных информаторов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Горохова Светлана
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Доступ: Всем
Статья: Плюралистическая модель лоббизма: критическая рефлексия

Данная статья посвящена изучению плюралистической модели лоббизма на примере Соединенных Штатов Америки. Актуальность данной проблематики связана с тем, что Россия во многом оказалась на обочине важного спора между сторонниками плюрализма и корпоративизма, как двух моделей лоббизма и, шире, представительства общественных интересов. Данная дискуссия важна с точки зрения понимания того, какая система представительства интересов в большей степени отвечает российской национальной, культурной и политической специфике, как правильно подойти к вопросу институционализации лоббизма. Долгое время российские эксперты и политики рассматривали лоббизм исключительно в плюралистическом ключе, беря за точку отсчета американский опыт его институционализации и регулирования. Впрочем, вопрос о том, в какой степени американский опыт применим для России, остается открытым. Следовательно, необходимо еще раз подробно разобраться в плюсах и минусах данных моделей. Данная статья открывает цикл статей автора о природе плюрализма и корпоративизма в современных реалиях и посвящена плюралистической модели. Автор предпринимает попытку анализа ее динамики и современного состояния на примере Соединенных Штатов Америки. Анализ этого примера важен не только для выявления общих закономерностей, присущих развитию феномена лоббизма в плюралистических системах, но и для того, чтобы показать, насколько феномен лоббизма зависит от политико-институционального окружения, культурных и общественных норм. Автор приходит к заключению, что развитие лоббизма в США сталкивается с большими проблемами, такими как увеличивающийся разрыв между возможностями групп интересов влиять на политический процесс, а также главенство частных (специальных) интересов над общественными.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: К вопросу о разнонаправленной эволюции феномена лоббизма

Данная статья продолжает серию публикаций автора, посвященных природе и функциям феномена лоббизма в современном мире. Автор рассматривает лоббизм как многогранный феномен, который прошел через долгий процесс эволюции. Автор предлагает взглянуть на лоббизм в исторической перспективе, чтобы показать, каким образом его генезис был вписан в логику становления государства и рынка, почему дисфункциональная сторона лоббизма была естественным спутником его развития. В статье автором предложена инновационная периодизация эволюции лоббизма, восполняя таким образом пробел в отечественной политической компаративистике в целом и в изучении лоббизма в частности. Автор, опираясь на логику А. Бентли, показывает, что лоббизм в различном виде был присущ политиям и государствам в разные времена. Однако по мере изменения и усложнения структуры государств, процессов принятия и согласования политических решений менялась и роль лоббизма. При этом автор в своей статье демонстрирует то, почему лоббизм остается во многом теневым феноменом, который требует к себе пристального внимания как с точки зрения его дальнейшей институциализации, так и тех рисков, которые он несет для общества и государства. В выводах статьи автор акцентирует внимание на том, что для превращения лоббизма из неформального и нелегитимного в общественном сознании феномена в цивилизованный процесс взаимодействия между государством и обществом приоритетом является развитие культуры лоббизма. Необходимо развивать систему этических норм как для бизнеса, так и для государства, создать профессиональный стандарт для лоббистов, продолжать совершенствовать антикоррупционное законодательство. Но самое главное состоит в смещении фокуса с лоббизма, построенного на частных интересах, на лоббизм, который отражал бы интересы общественные. Только таким образом удастся очистить лоббизм от флера скандальности и нечистоплотности, превратив его в нормальный элемент политического процесса.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Иностранная помощь и развитие в Нигерии: политикоэкономическая перспектива

Нигерия, самая густонаселенная страна Африки, традиционно является получателем иностранной помощи. Только в 2023 году она получила более 4 миллиардов долларов официальной помощи в целях развития. Этот поток иностранной помощи направлен на поддержку усилий нигерийского правительства по решению серьезных социально-экономических проблем, таких как бедность, неадекватное медицинское обслуживание и нехватка рабочей силы. Однако, несмотря на значительный объем помощи, Нигерия продолжает сталкиваться с политическими и социально-экономическими вызовами. Среди ученых ведутся постоянные дискуссии о том, как международная помощь влияет на траекторию развития страны. Эти дебаты отражают сложную взаимосвязь между динамикой внешней помощи и политической экономикой Нигерии. Политические факторы также играют свою роль в определении политики и использования иностранной помощи, оказывая непропорционально большое влияние на некоторые регионы по сравнению с другими. Коррупция и неэффективное управление в Нигерии препятствуют использованию помощи для выгодных инвестиций, что ограничивает её экономические выгоды. Данное исследование посвящено анализу влияния иностранной помощи на развитие страны, и основано на тематических исследованиях, теоретической базе и обзоре литературы. В исследовании используется политэкономический подход, который подчёркивает взаимосвязь политических, экономических и социальных факторов, определяющих результаты развития. Уникальность этого исследования заключается в сочетании существующей литературы с углублёнными тематическими исследованиями, что позволяет глубже понять особенности предоставления помощи в нигерийском контексте. Теоретические основы, такие как институциональная теория, рассматриваются в контексте реальных примеров, таких как Программа реинвестирования субсидий и расширения прав и возможностей (SURE-P) и Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Это обеспечивает комплексный анализ вопросов управления, подотчётности и устойчивости помощи. Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что для повышения прозрачности и подотчетности в области помощи необходимо укрепить институциональные основы, улучшить системы сбора и мониторинга данных и способствовать более тесному сотрудничеству между государством, гражданским обществом и иностранными донорами. Это исследование предоставляет ценную информацию для политиков и специалистов по развитию, стремящихся максимально увеличить положительное влияние иностранной помощи на устойчивое развитие Нигерии.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Oyedele Opeoluwa
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Доступ: Всем
Статья: Ответственность коррупционеров и превенция уголовного закона

Предметом исследования в представленной статье выступают уголовно-правовые нормы, обуславливающие пенализацию преступлений коррупционной направленности. Активно обсуждаются вопросы достаточности и эффективности санкций уголовно-правовых норм, их превентивный потенциал, разность правоприменительной практики в части назначения наказания коррупционерам и общеуголовным преступникам. Поднимается вопрос соответствия норм об уголовной ответственности за коррупцию и криминологических реалий современности. Автор рассматривает такие аспекты темы как влияние структуры преступлений коррупционной направленности на правоприменительную практику судов, особенности производства по уголовным делам на судебной и досудебных стадиях, влияющих на назначение наказания коррупционерам. Статистически анализируется практика применения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, а также такой меры уголовно-правового характера, как конфискация. Методологической основой исследования выступают диалектический метод познания. Частнонаучными методами выступают сводка и группировка фактических данных уголовной статистики, математические приёмы расчёта относительных показателей преступности. Особым вкладом автора в исследование указанной проблемы выступают следующие выявленные в процессе исследования закономерности: трёхгодичные циклы “набора массы подсудимых” по делам коррупционной направленности; указание на отдельные аспекты расширенного воспроизводства преступлений коррупционной направленности в основе которых лежит взяточничество; различия в видах наказаний, назначаемых коррупционерам и общеуголовным преступникам; выделение лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью и конфискации в качестве превентивных мер (санкций) уголовного закона, способствующих частной превенции правонарушающего коррупционного поведения; результат анализа эффективности применения дополнительного наказания в виде лишения специально права (дисквалификации) по отношению к коррупционерам; результат анализа эффективности назначения конфискации коррупционерам; приведены доводы относительно сообразности применения судебного штрафа к коррупционерам.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): КОМАРОВ АНТОН
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Доступ: Всем
Статья: КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье обосновываются теоретические и эмпирические аспекты социологического анализа кадрового потенциала органов публичной власти, его понятийная определенность как социального и профессионального феномена в субъектах Дальневосточного федерального округа. На основе результатов эмпирических социологических исследований и данных официальной статистики анализируются значимые компоненты кадрового потенциала органов публичной власти. Выявлена значительная потребность органов публичной власти Дальневосточного федерального округа в государственных и муниципальных служащих. Проанализированы источники притока работников и структура органов власти по стажу замещения государственных и гражданских должностей. Проведен анализ профессионально-образовательной компоненты кадрового потенциала служащих органов публичной власти. Выявлен достаточно высокий уровень образования участников исследования и также высокая субъективная оценка соответствия уровня образования квалификационным требованиям по замещаемой должности. Однако результаты исследования свидетельствуют о наличии значительного потенциала профессионального развития: большинство опрошенных служащих не имеют образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», треть респондентов не проходили за последние три года обучения на курсах профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определена значительная востребованность программ обучения по широкому кругу направлений (тематик). С позиций кадрового потенциала рассмотрен коррупционный аспект деятельности служащих публичных органов власти. Выявлен относительно невысокий, однако значимый уровень распространения коррупции как в целом по Дальневосточному федеральному округу, так и в разрезе отдельных органов публичной власти региона. Проанализированы основные причины (мотивы), обуславливающие возможное коррупционное поведение служащих, а также наиболее распространенные негативные качества служащих, также в свою очередь создающие потенциальные условия для возникновения коррупционных рисков. Представлена авторская оценка субъективных представлений государственных и муниципальных служащих, отражающих состояние их служебной деятельности, высказаны рекомендации по созданию условий повышения ее эффективности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Сидорова Наталья
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Система оплаты труда в государственных высших учебных заведениях как предпосылка для возникновения коррупции

Предметом исследования является существующая в настоящее время система оплаты труда профессорско-преподавательского состава в государственных образовательных учреждениях высшего образования в России. Осуществлен анализ правовых норм, на основании которых осуществляется оплата труда, в том числе указанных работников, приведены примеры реализации указанных норм, которые в ряде случаев приводят к злоупотреблению служебным положением, то есть к коррупции. В отношении показателей и критериев оценки труда профессорско-преподавательского состава, не отвечающих сути научной работы и не дающих реальных оценок в преподавательской работе, процитированы высказывания ученых и специалистов, с которыми согласен автор статьи. Для примера рассмотрена система оплаты труда профессорско-преподавательского состава в СССР. В работе использованы общие и общенаучные методы, в числе которых анализ законодательства по заявленной теме, исследование возникающих явлений, их интерпретация. В заключении сформулированы выводы и предложения по выходу из создавшегося положения с целью установления и выплаты профессорско-преподавательскому составу достойной заработной платы, что позволит выйти на такой уровень образования, которого заслуживает и государство, и его граждане. Автор пришел к выводу, что на государственном уровне создана система оплаты труда профессорско-преподавательского состава, не отражающая вклад ученых и преподавателей вузов в развитие страны в сфере образования, которая, по сути, сводит к нулю все усилия тех, кто пытается на высоком профессиональном уровне осуществлять обучение, что в конечном итоге унижает достоинство тех, кто действительно работает. Одновременно указанная система порождает многочисленные нарушения со стороны организаторов учебного процесса, в том числе связанные с уголовными преступлениями, касающимися присвоения невыплаченных преподавателем денежных средств, то есть создаются предпосылки для коррупции. Для ликвидации обозначенных проблем предложено ввести для профессорско-преподавательского состава твердые высокие оклады (примерно в два раза выше чем средняя заработная плата по стране) по всем государственным вузам по примеру того, как это было сделано в Советском Союзе, исключив различного рода надбавки и доплаты, выплата которых зависит от субъективных мнений руководителей и от механических показателей.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Винокуров Владимир
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Доступ: Всем
Статья: Соотношение понятий «коррупция», «коррупционные преступления» и «взяточничество» по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан

Коррупция в настоящее время превратилась в транснациональное явление, которое представляет угрозу стабильности и безопасности общества. Вместе с тем данное явление оказывает негативное влияние на различные сферы жизни общества, что подрывает демократические институты и ценности любого государства. Так, статистические данные России и Казахстана свидетельствуют о том, что коррупционная преступность на сегодняшний день показывает динамику роста, что означает недостаточную эффективность противодействия этому явлению. В научной литературе и в нормативных актах России и Казахстана, регулирующих вопросы противодействия коррупции, данному понятию дается различное толкование. В свою очередь авторы предлагают по аналогии с законодательством Казахстана новую дефиницию понятия коррупции, которую слудует закрепить в соответствующем Федеральном законе России. Кроме того, в целях повышения качества правового регулирования противодействия коррупции в Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо закрепить перечень коррупционных преступлений. В науке имеется достаточно много дефиниций термина «взяточничество». Вместе с тем большинство авторов считают, что его необходимо рассматривать через призму уголовноправовой составляющей. Взяточничество – это один из важнейших элементов коррупции, ответственность за него предусмотрена ст. ст. 366, 367, 368 Уголовного кодекса Республики Казахстан и ст. ст. 290, 291, 2911, 2912 Уголовного кодекса Российской Федерации. В действующем Уголовном кодексе Республики Казахстан предложение и обещание взятки (в том числе предложение и обещание посредничества во взяточничестве) не криминализированы. В связи с чем авторы в рамках реализации требований Конвенции ООН против коррупции в части криминализации дея ний за обещание, предложение посредничества во взяточничестве, предлагают, руководствуясь опытом законодателя Российской Федерации, внести дополнения в ст. 368 Уголовного кодекса Республики Казахстан (Посредничество во взяточничестве). Отмеченные изменения и дополнения, по мнению авторов, позволят сформировать правовое поле для противодействия коррупции и определит ее границы.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чекмезова Елена
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Вопросы применения института исковой давности к отдельным категориям исков в публичных правоотношениях

Введение. Работа является продолжением научного исследования темы антикоррупционного противодействия государства, реализации антикоррупционной государственной политики в современных условиях, определения приоритетных направлений развития антикоррупционного законодательства. Статья посвящена рассмотрению правовых позиций относительно применения сроков исковой давности, используемых судами Российской Федерации при рассмотрении антикоррупционных исков.

Материалы и методы. Методологическую основу работы составляет комплекс научных методов, который позволяет достичь искомые теоретико-практические результаты в процессе исследования места и роли института исковой давности, применяемого в публичных правоотношениях: исторический анализ, диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, философский, формально-логический метод, метод дедукции и другие. Однако используемые в работе методы не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения фактов с целью придания соответствующей аргументации необходимой доказательственной силы.

Результаты исследования. Правила об исковой давности не могут быть применимы к вопросам об ответственности за совершение коррупционного правонарушения, поскольку при их разрешении объектом защиты соответствующего нормативного регулирования выступает не частное, а публичное право. Осознание коррупционером наличия возможности использования процессуальных сроков придаст его злоупотреблениям смысл и перспективу, поскольку после истечения давностных сроков нелегальные активы не могут быть обращены в доход государства в судебном порядке, они продолжат составлять благосостояние чиновника и вовлекаться им в гражданский оборот, а виновные в коррупции должностные лица не только не понесут ответственности за свои антиобщественные деяния, но и могут получить незаслуженные преференции, что, в свою очередь, существенно затрудняет функционирование экономических процессов, подрывает принципы законности и справедливости в общественном сознании.

Обсуждение и заключение. Исследование показало, что институт исковой давности не применим к антикоррупционным искам, при возложении ответственности за совершение коррупционных правонарушений, поскольку при рассмотрении исков антикоррупционной направленности объектом защиты соответствующего нормативного регулирования выступает не частное, а публичное право.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Титов Алексей
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Актуальность данного исследования заключается в том, что коррупция является одной из глобальных проблем современности в структуре организованной преступности, под разлагающим влиянием которой находятся практически все современные государства независимо от уровня их экономического и социально-политического развития. Целью данной публикации является анализ теоретико-правовых аспектов коррупции в исследованиях ученых из российских правоохранительных органов. Задачей исследования является систематизация проблем коррупции в теоретико-правовом контексте. В публикации использовались такие методы научного исследования, как анализ данных, сравнительно-правовой метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, обобщения, синтеза и аналогии. В результате проведенного исследования теоретико-правовых аспектов антикоррупционной политики государства, мы отмечаем многообразие подходов представителей правоохранительных органов к исследованию данной проблемы, что позволяет нам констатировать не только её актуальность для различных направлений научного знания, но и распространенность коррупционных практик в правоохранительных структурах. Помимо этого, авторами выявлены наиболее актуальные для современной теоретико-правовой науки сферы научного знания, направленные на исследования как природы коррупции в современном российском обществе, так и правового обеспечения борьбы с нею. В заключении исследования авторы пришли к выводу о его значении с позиции теоретического знания и широком спектре его использования в совершенствовании антикоррупционного законодательства и определили векторы противодействия коррупции в современном российском обществе.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Попов Михаил
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
← назад вперёд →