SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 89 док. (сбросить фильтры)
Статья: Национально – государственная идентичность в современной России: особенности и этапы формирования

В статье рассматриваются этапы трансформации и содержание понятия национально-государственной идентичности современной России. В теоретико-методологической части исследование опирается на работы известных российских и зарубежных политологов, социологов и психологов. Эмпирической базой исследования служат документы стратегического планирования (стратегии национальной политики), послания федеральному собранию Президента России и его публичные выступления. Авторы отмечают, что современная российская национально-государственная идентичность представляет собой процесс конструирования идентичности как макрополитического явления, изучаемого с помощью междисциплинарного подхода на стыке политологии, когнитивистики, лингвистики и истории, что объясняет интерес к дискурсивным особенностям исследуемого феномена. Отдельное внимание в исследовании уделяется содержанию понятия национально-государственная идентичность, что позволяет определить этапы конструирования ее трансформации. Для обзора подходов к сущности национально-государственной идентичности используются общенаучные методы исследования: сбор, анализ, классификация и синтез информации. Взятая за методологическую основу исследования парадигма конструктивизма, позволила выявить особенности характерные для каждого этапа конструирования национально-государственной идентичности и определить ведущие инструменты политического дискурса, формы интерпретации и трансляции изучаемого понятия. В результате исследования были определены четыре этапа трансформации национально-государственной идентичности, каждому из которых соответствует ведущий нарратив. Первый этап (1991-1999) отличен от последующих ярко выраженным «критическим нарративом», где главной линией выстраивания диалога с «народом» является «неудачный опыт советского прошлого». Ведущим нарративом второго этапа (2000-2011) становится нарратив «тотальной преемственности», где «тысячелетний» опыт России и ее «цивилизационная миссия» являются основой трансляции национальной идеи. Третий этап (2012-2019) представляется центральной идеей о «государствообразующем русском народе». Закрепление «позитивных целей» России и ее роли «спасительницы» происходит на четвертом этапе (2020-2024), где фокус приходится на утверждение и трансляцию уже задекларированных духовно-нравственных ценностей. В заключении отмечается, что новый виток в конструировании национально-государственной идентичности в политико-управленческом измерении придется на 2025 год, когда будет принят обновленный вариант «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации».

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бурда Михаил
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Доступ: Всем
Статья: Влияние института общественного контроля на экономическое развитие государства

Статья посвящена анализу влияния института общественного контроля на экономическое развитие государства. Обосновывается роль и место данного института гражданского общества в системе юридических гарантий конституционных принципов и системы прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Исследуется система факторов, оказывающих влияние на экономическое развитие государства. Анализируется место общественного контроля в данной системе факторов, основные направления воздействия данного института гражданского общества на экономическое развитие России. Формализованы и анализируются основные проблемы, которые препятствуют воздействию общественного контроля на экономическое развитие России, в частности: отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции страны; не закрепление в числе принципов, целей и задач общественного контроля тех из них, которые направлены на обеспечение экономического развития России; не разработанность в научной доктрине общественного контроля форм, методов и видов мероприятий общественного контроля, направленных на обеспечение реализации экономических прав и свобод граждан, экономических прав и законных интересов юридических лиц, экономического развития страны в целом; отсутствие у субъектов общественного контроля реальных полномочий; наличие у них слабой экономической базы; слабое использование в их работе зарубежного опыта функционирования институтов гражданского общества в данной сфере. Методологическую основу исследования составляет ряд научных методов: формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; методы финансового анализа. Авторами разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, в том числе, путем: формализации общественного контроля в Конституции Российской Федерации; разработки и закрепления в законодательстве об общественном контроле принципов, целей и задач общественного контроля, направленных на обеспечение экономического развития страны; организации Общественной палатой Российской Федерации научно-практических исследований относительно форм, методов и видов мероприятий общественного контроля, направленных на обеспечение реализации экономических прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также экономическое развитие страны; расширения полномочий субъектов общественного контроля; укрепления их экономической базы; развития законодательства об общественном контроле с опорой на положительный зарубежный опыт в данной сфере.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чешин Андрей
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Доступ: Всем
Статья: Историко-культурный центр как инструмент воплощения стратегии сохранения национального наследия в российском регионе

Основным предметом исследования является процесс реализации государственной стратегии сохранения национальной культуры кряшен в МР Бакалинский район Республики Башкортостан. Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как, во-первых, анализ содержания и механизмов реализации государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальной культуры; во-вторых, выявление проблем и трудностей, возникающих в процессе реализации стратегии, а также предложение путей их преодоления; в-третьих, оценка того, каким образом центр способствует сохранению и популяризации национальной культуры кряшен, включая изучение его влияния на языковую среду, традиционные ремесла, образование и культурные мероприятия; в-четвертых, анализ воздействия центра на местное сообщество кряшен и других этнических групп, проживающих в регионе, включая изменение уровня интереса к национальной культуре, вовлеченность молодежи и взрослых, а также улучшение межэтнических отношений. В ходе исследования использовались общенаучные методы наблюдения, анализа и синтеза. При анализе особенностей разработки государственной стратегии сохранения национальной культуры в регионе применялись специальные методы - морфологический и нормативный. Также применялись сравнительно-исторический и кросс-культурный подходы, которые позволяют выявить общие и особенные кряшенской культуры в сравнении с другими этносами. Научная новизна исследования состоит в целевом анализе создания историко-культурного центра кряшен в МР Бакалинский район Республики Башкортостан и реализации в его работе особенностей внедрения основных положений государственной стратегии сохранения национальной культуры в регионе. Сохранение национальной культуры как одно из ведущих направлений государственного управления в Республике Башкортостан и одновременно важнейший фактор его эффективности в связи исторически сложившейся в регионе многонациональной и многоконфессиональной культурой является приоритетом государственной национальной политики. Социальная эффективность предложенного в работе проекта заключается в его способности положительно влиять на различные аспекты жизни общества, особенно на уровне местных сообществ. Кряшены обладают уникальным культурным наследием, которое включает язык, традиции, обычаи и духовные ценности. Центр позволит сохранить этот важный пласт национальной идентичности, что является значимым вкладом в поддержание культурного многообразия как района, так и всей республики.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чубараева Аделия
Язык(и): Русский, Английский, Французский
Доступ: Всем
Статья: ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕ-РЕЦИПИЕНТЕ

Существенное увеличение миграционных потоков, направленных в Российскую Федерацию из государств постсоветского пространства, позволяет рассматривать современную Российскую Федерацию как один из главных центров миграционного притяжения в мире, а именно государства-реципиента внешней миграции. Миграционная политика государства-реципиента обладает определенными особенностями, что обусловлено необходимостью дифференциации внешней миграции на востребованную и нежелательную, обеспечение баланса интересов власти и общества, сочетания аспектов национальной безопасности государства и личности с экономико-демографическим подходом к миграции. В настоящее время существует несколько методик определения эффективности государственной миграционной политики, разработанных различными международными организациями, однако данные методики ориентированы на развивающиеся государства, которые, как правило, являются государствами-донорами миграции, либо рассматривают эффективность отдельных составляющих, например, социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. В этой связи актуализируется необходимость выработки новых подходов оценивания реализуемого государством комплекса мер в области внешней миграции в контексте непосредственно государства-реципиента. Эффективная миграционная политика государства-реципиента сочетает подходы, обеспечивающие защиту национальных интересов, обеспечения безопасности государства, общества и личности, при этом адресно закрывает временные потребности национального рынка труда, что позволяет сформулировать ряд объективных критериев ее оценки.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бурда Михаил
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ

В статье рассмотрена российская система поддержки и стимулирования экспорта с позиций развития ее институциональной структуры и применяемых инструментов в условиях внешних ограничений и жесткого антироссийского санкционного давления в период 2018-2024 гг. Рассматриваются эффекты, полученные за счет активизации деятельности структур Российского экспортного центра (РЭЦ). Сделаны выводы о том, что российская система государственной поддержки экспорта именно за счет правильно выбранных приоритетов и адресной направленности мер показала положительную динамику по основным показателям в условиях внешнего давления. Накопленный опыт эффективного применения востребованного экспортерами инструментария рассматривается как важный способ дальнейшего увеличения числа экспортеров из сектора малого и среднего предпринимательства.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Криводубова Юлия
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Общественный контроль в странах-участницах СНГ: основные проблемы и перспективы развития

Настоящая статья посвящена анализу современных проблем и перспектив развития общественного контроля в странах-участницах СНГ. Авторы отмечают, что в силу агрессивной экспансионистской политики коллективного Запада, проводимой в последнее десятилетие, на СНГ оказывается небывалое негативное воздействие, что выразилось в стагнации процессов развития данной международной правительственной организации (например, в выходе из ее состава Украины). Тем не менее, в рамках СНГ активно развивается целый ряд общественных и государственно-правовых институтов. Важное место в процессах сохранения и развития стран-участниц СНГ занимает ключевой институт гражданского общества - общественный контроль, - который с той или иной степенью интенсивности развивается в каждой из указанных стран-участниц СНГ. Однако, в рамках настоящего исследования проводится сравнительно-правовой анализ проблем и перспектив развития данного института гражданского общества в ключевых странах - участницах СНГ (Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республики, Республике Узбекистан). В работе использован ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. Авторы выявили и проанализировали основные проблемы, связанные с организацией и функционированием института общественного контроля в странах-участницах СНГ, наиболее типовыми из которых являются: отсутствие закрепления данного института гражданского общества в конституциях стран-участниц СНГ; выведение из предмета ведения субъектов общественного контроля целого ряда органов публичной власти и видов общественных отношений; слабая их материально-техническая база; недостаточные их полномочия; слабое использование положительного зарубежного и советского опыта функционирования институтов гражданского общества в данной сфере; отсутствие специализированных составов в уголовном и административно-правовом законодательстве, которые позволяют привлечь к ответственности лиц, препятствующих законной деятельности представителей субъектов общественного контроля; низкий уровень детализации форм, методов, принципов, видов мероприятий общественного контроля в зависимости от сфер реализации. В работе разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем с опорой на кооперирование усилий стран-участниц СНГ в рамках данной международной правительственной организации.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чешин Андрей
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Доступ: Всем
Статья: Потенциал национально-культурных автономий в реализации публичной дипломатии (на примере деятельности национально-культурных автономий Республики Крым)

В качестве предмета исследования выступает потенциал национально-культурных автономий в реализации публичной дипломатии (на примере деятельности национально-культурных автономий Республики Крым). Следует отметить, что современное международное влияние базируется на способности привлекать внимание через культурные ценности, политические идеалы и гуманитарные инициативы, а публичная дипломатия выступает инструментом реализации данного влияния посредством диалога негосударственных акторов с иностранными аудиториями. Национально-культурные автономии (НКА), представляя интересы этнических и культурных общностей, могут стать ключевыми негосударственными акторами в этом процессе, так как они устанавливают тесные связи с культурными метрополиями и с государствами, где та или иная культура многочисленно представлена. Эти связи непосредственным образом, влияют на доверие, возникающее внутри этнических сообществ, и, как следствие, формируют позитивное представление о процессах, происходящих по линии национальное меньшинство - государство. В работе были использованы: институциональный метод (при анализе процесса оформления этнокультурного взаимодействия в Крыму); метод контент-анализа (при изучении уставных документов крымских региональных НКА); экспертный опрос (при анализе уровня вовлеченности крымских НКА в международную деятельность). Важным компонентом проведенного исследования стала концепция «мягкой силы», выступающая в качестве инструмента ненавязчивого влияния. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается деятельность национально-культурных автономий в контексте реализации публичной дипломатии. В результате проведенного экспертного опроса, направленного на определение уровня международной активности НКА, а также анализа деятельности крымских национально-культурных автономий, были обозначены параметры оценки эффективности их деятельности в реализации внешней политики. В результате проведенного исследования было выявлено, что национально-культурные автономии обладают значительным, но недостаточно изученным потенциалом в сфере публичной дипломатии. Так, из 13 руководителей НКА РК, принявших участие в опросе, 8 экспертов отметили, что их организации выходят за пределы регионального взаимодействия: 2 организации ограничиваются федеральным уровнем, 6 организаций выходят на международный уровень. Метрическое измерение каждого из обозначенных параметров дает возможность определять эффективность использования ресурса НКА в реализации публичной дипломатии.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Арутюнян Айкуи
Язык(и): Русский, Английский, Немецкий
Доступ: Всем
Статья: Культурный суверенитет России — основа укрепления мирового сотрудничества и диалога в сфере культуры: к 80-летию ЮНЕСКО

В статье особое внимание уделено роли ЮНЕСКО в формировании глобальной политики в области культуры, особенно в свете приближающегося 80-летия организации, с учетом контекста сохранения и развития культурного многообразия и духовного наследия человечества. Исследуется значение культурного суверенитета России как системы базовых ценностей общества в укреплении международного сотрудничества и диалога культур. В преддверии 80-летия ЮНЕСКО рассматриваются ключевые инициативы и проекты России, направленные на сохранение и развитие культурного наследия, а также на поддержку разнообразия форм культурного самовыражения в международной среде, включая глобальное информационное пространство Интернета. Новизна данного исследования заключается в его проведении накануне важного 80-летнего юбилея ЮНЕСКО. Это позволяет рассмотреть вопрос культурного суверенитета России в новом контексте. Данный аспект подчеркивает значимость исторического момента и необходимость переосмысления роли культурного суверенитета России для мирового сообщества в условиях глобализации. В работе задействован комплекс общенаучных методов научного познания и диалектический метод. Анализируются принципы культурного суверенитета, такие как охрана национального культурного наследия, поддержка культурного многообразия и защита традиционных ценностей. По результатам выводов можно констатировать, что отмечая 80-летие ЮНЕСКО, мировое сообщество получает уникальную возможность переосмыслить вклад этой организации в сохранение культурного наследия и развитие межкультурного диалога. В условиях глобализации, когда культурные ценности сталкиваются с процессами культурной экспансии, культурный суверенитет России играет важную роль в сохранении национальной идентичности и традиций. В 2025 году планируется реализация совместного проекта ЮНЕСКО и Интерпола «Виртуальный музей похищенных культурных ценностей. Данный Проект является ярким примером успешного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия. Такие инициативы демонстрируют важность коллективных усилий для защиты мировых культурных ценностей и возвращения утраченного наследия. В заключение представлены рекомендации по сохранению, защите и популяризации разнообразия форм культурного самовыражения и культурного суверенитета Российской Федерации как основы укрепления мирового сотрудничества и диалога в сфере культуры.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Шаповалова Галина
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Доступ: Всем
Статья: Общественный контроль космического пространства: к постановке проблемы

Настоящая статья посвящена анализу вопросов, связанных с возможностью организации и осуществления общественного контроля (контроля гражданского общества народов Объединенных Наций) за процессами исследования и использования космического пространства. Авторы отмечают, что космическое пространство имеет исключительную ценность и значение для процессов сохранения и развития человечества, так как: освоение космического пространства в последнее десятилетие осуществляется быстро растущими темпами; современные телекоммуникационные технологии не возможны без использования космического пространства; космическое пространство выступает важнейшим условием обеспечения оборонной безопасности государств; возросла опасность экологического загрязнения ближнего космоса отходами жизнедеятельности космонавтики; имеются серьезные риски дополнительной милитаризации космического пространства (вплоть до размещения в нем оружия массового поражения); слабо контролируется международным сообществом и гражданским обществом народов Объединенных Наций деятельность частных хозяйствующих субъектов в космическом пространстве. В работе использован ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. В работе отмечается, что организация и осуществления общественного контроля (контроля гражданского общества народов Объединенных Наций) за процессами исследования и использования космического пространства сопряжены с рядом проблем: Устав ООН и международное законодательство прямо не закрепляет основания и пределы осуществления указанного контроля; нормы международного космического права не всегда детализируют возможность участия институтов гражданского общества в контроле за изучением и использованием космического пространства; отсутствует определенность относительно того, какие субъекты общественного контроля (контроля гражданского общества народов Объединенных Наций) должны организовывать и проводить его мероприятия за процессами исследования и использования космического пространства; данные субъекты не наделены набором реальных полномочий, которые смогут обеспечить законность вышеназванных процессов; указанные субъекты обладают слабой материально-технической базой; отсутствует механизм привлечения к правовой ответственности лиц, виновных в противодействии законной контрольной деятельности вышеназванных субъектов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чешин Андрей
Язык(и): Русский, Английский, Французский
Доступ: Всем
Статья: Организация защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта как фактор обеспечения норм межударного гуманитарного права Российской Федерацией

Актуальность изучения правовых основ организации защиты культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов все больше возрастает на фоне последних международных событий, а также обострения противоречий между Российской Федерацией и рядом иностранных государств, в том числе странами Балтии. Эти обстоятельства требуют не только теоретического осмысления, но и практического применения норм международного гуманитарного права. Объектом исследования выступает система организации защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Предметом исследования определена регламентация и реализация международно-правовой защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта Российской Федерацией. Целью статьи является разработка предложений по совершенствованию международно-правового механизма защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, закреплённого в нормах права Российской Федерации. Методологической основой исследования, представленного в статье, послужили системный подход и доктринальный метод. В рамках исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение, дедукция, формально-юридический анализ и другие. В работе исследованы законодательные, институциональные и практические аспекты правовых основ организации защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Приведены основные международные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие рассматриваемые вопросы. Автором предложены возможные пути совершенствования национального законодательства Российской Федерации по вопросам защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и обеспечения соблюдения норм международного гуманитарного права. Аргументирована позиция о необходимости не только информирования, но и тестирования военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам защиты культурных ценностей и ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права (в том числе уничтожение, незаконное присвоение и вандализм культурных ценностей). Новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу защиты культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, выявлении недостатков в действующих нормах и предложении конкретных рекомендаций по их совершенствованию.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский, Французский
Доступ: Всем
← назад вперёд →