SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Статья посвящена проблемам практической реализации положений Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Предпринята попытка раскрыть основные проблемы квалификации хулиганства по пункту «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ в правоприменительной практике, обусловленные спецификой места и обстоятельств преступления. Предлагается авторский взгляд на возможные пути преодоления затруднений при разграничении преступлений, предусмотренных указанной статьей УК РФ, от смежных составов и административных правонарушений.
Введение. С момента законодательного закрепления квалифицирующего признака, предусмотренного пунктом «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающего ответственность за хулиганство, совершенное на различных видах транспорта, прошло более семи лет. Вместе с тем практика применения отмеченной новеллы уголовного закона не позволила в полной мере сформировать унифицированные и четко сформулированные критерии, позволяющие однообразно квалифицировать хулиганство, совершенное на транспорте. Введенный квалифицирующий признак до настоящего времени не получил должного толкования и со стороны Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Цель исследования заключается в научном осмыслении критериев для определения подходов к отождествлению транспортного средства как места совершения преступления, являющегося квалифицирующим признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного пунктом «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Задача исследования состоит в установлении концептуальных признаков, позволяющих отнести различные виды транспортных средств к пассажирскому транспорту общего пользования, и условий, при которых хулиганство подлежит квалификации по пункту «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Методологическая основа исследования объединяет в себе общенаучные (диалектический, формально-логический и системно-структурный) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания, применяя которые проведен анализ широкого спектра правовых норм в сфере транспорта и организации пассажирских перевозок и выявлены специфические черты транспортного средства как места совершения хулиганства.
Выводы. Предпринята попытка формирования понятийно-терминологического аппарата и возможных подходов к определению специфики места и обстоятельств хулиганства, совершенного на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте. Отдельно затронута проблематика определения места совершения хулиганства в транспортных средствах, обозначенных в диспозиции исследуемого состава преступления как иной транспорт общего пользования. Приведены критерии для исключения отдельных помещений в пассажирском транспортном средстве, при совершении хулиганства в которых квалификация действий лица по пункту «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации представляется необоснованной.
Статья посвящена анализу особенностей возбуждения уголовного дела по признакам использования и распространения вредоносных компьютерных программ. Рассматриваются нормативные правовые акты и их воплощение в практической деятельности. На основании приведенных данных, мнения ученых и научной литературы была выявлена значительная роль быстрого и качественного использования специальных знаний сведущих лиц в области информационных технологий и компьютерной техники при проверке сообщения о преступлении.
В статье представлен аналитический обзор состояния криминальной сферы современного российского общества за период 2012-2022 гг. Автор обращает внимание на несоответствие выводов, содержащихся в официальных источниках, реальной ситуации в стране, подтверждая свои умозаключения данными официальной статистики и результатами исследований других авторов. Высказывается точка зрения, согласно которой недостоверные, крайне оптимистические прогнозы самым негативным образом влияют на эффективность разрабатываемых мер по стабилизации сложившейся криминогенной обстановки. Методологическую базу исследования составляет системный подход, а также диалектический, исторический, логический, конкретно-социологический, статистический и сравнительно-правовой методы познания. Целью настоящего исследования является характеристика криминальной сферы современного российского общества на основе данных официальной статистики и аналитических материалов правоохранительных органов. Выводы и умозаключения, к которым пришел автор в результате мониторинга статистических данных в виде фактических и аналитических материалов за период 2012-2022 гг., проведенных экспертных опросов, анкетирования, бесед, а также архивных материалов правоохранительных органов (официальные статистические сборники, доклады, справочники, обзоры и данные органов МВД России) позволяют утверждать, что информативная картина состояния криминальной сферы страны, представленная официальной статистикой, не вполне соответствует действительности, что с неизбежностью влечет за собой необоснованные прогнозы в сфере планирования и прогнозирования мер по стабилизации сложившейся криминогенной обстановки, выступая в качестве немаловажного фактора, препятствующего осуществлению эффективной уголовной политики. Материалы статьи могут быть использованы при осуществлении деятельности по прогнозированию состояния криминальной сферы современного российского общества, связанных с ней явлений и факторов, выявлении основных тенденций их развития, а также планировании мер по повышению эффективности государственного противодействия в отношении рассматриваемого феномена.
В статье описывается уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере высоких технологий: по материалам разъяснений Верховного Суда Российской Федерации