SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 2 док. (сбросить фильтры)
Статья: Якутская игра хайах хостоhор: семантика, распространение, сохранность1

В статье на основе архивных документов, а также на материале диалектологических экспедиций описывается семантика якутской национальной игры хайах хостоһор, букв. ‘вынимание хайаха’. Путем синхронического, диахронического и диалектографического методов устанавливается, что данная игра была распространена преимущественно в тех улусах, где было развито скотоводство. Обнаружено, что игра сохраняется в современных условиях и в плане выражения, и в плане содержания. Определено, что в названии игры хайах хостоһуу / хойох хостоһуу проявляются явления аканья и оканья как диалектный признак якутского языка. Выявляется, что диалектное название игры ооҕуй оһоҕос, букв. ‘паук кишка’ относится к сунтарскому говору, имеет текстовое вкрапление и другое содержание, которое характерно для обрядовых игр.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Николаев Егор
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЛЯСКА КАК ЯЗЫК ВНУТРИЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Введение. Статья нацелена на определение характера участия народной пляски в процессе формирования этнической и национальной идентичности русского народа. Для этого пляска рассматривается как средство социальной коммуникации и анализируется на примере наиболее распространенных вариантов ее применения в практике повседневного и праздничного общения русского сельского населения Нижегородской области второй половины ХХ в. Особое внимание в статье уделяется военному времени, когда пляска становится маркером этничности победителей.

Материалы и методы. В процессе работы над статьей был использован сравнительно-исторический метод, что позволило представить динамику исторического развития традиционной пляски с конца XIX до второй половины ХХ в. Также применялся структурно-функциональный метод, который дал возможность определить основные функции плясовой культуры в жизнедеятельности сельского сообщества. Эти методы использовались в комплексе с анализом историографических трудов и источников и методом полевых исследований.

Результаты. Русская народная пляска как особый эмоционально-чувственный язык, выраженный в этнической телесной пластике, за известный исторический период претерпела целый ряд изменений. Первоначально она имела ритуально-культовое значение, получила развитие в рамках мужской боевой традиции, использовалась в продуцирующих обрядах календарного и свадебного циклов. В ХХ в. коммуникативный потенциал пляски был направлен внутрь социума, крестьянской общины, сельского сообщества. Пляска стала универсальным языком праздничного общения. Значение одного из компонентов национального самосознания она приобрела после Победы в Великой Отечественной войне.

Обсуждение и заключение. Этнокультурное значение пляски в жизни сельского сообщества второй половины ХХ в. может быть проиллюстрировано кульминационной фазой годового сельского праздника. Во время него пляска мужчин, продолжателей своего рода, наследников победителей и защитников Отечества, вносит в общее эмоциональное единение окончательный, жизнеутверждающий и архаический по своей природе смысл, провозглашая право всех собравшихся родовых групп на жизнь и почитание предков на своей земле.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гальцева Ольга
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем