SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Объектом статьи выступает фрагмент из текста песни Владимира Высоцкого «Баллада о детстве». В статье рассматривается случай, когда в речь первичного субъекта вторгается прямая речь персонажа - анализируется окказиональный фразеологизм «без вести павшие», находящийся в «Балладе о детстве» в прямой речи одного из персонажей - Евдокима Кирилыча. Возникает этот окказиональный фразеологизм через синтез фразеологизма «без вести пропавшие» с фразеологизмом «геройски павшие» (или «павшие смертью храбрых»). Получившееся в результате синтеза искажение в системе с прочими моментами указывает на индивидуальные особенности речи персонажа, который получил возможность высказаться так, как ему хочется, коверкая устоявшиеся речевые клише. В статье доказывается, что этот окказиональный фразеологизм не только является способом маркировки персонажа, но и может стать важным показателем для осмысления определенных граней авторского мироощущения. Таким образом, целью исследования является и осмысление данного окказионального фразеологизма как способа авторской характеристики персонажа, в речи которого этот окказиональный фразеологизм находится, и рассмотрение данного фразеологизма в качестве способа приблизиться к определенным граням авторского мироощущения, что возможно и через соотнесение (и даже отождествление в этом соотнесении) позиции автора и позиции персонажа. В итоге доказывается, что окказиональный фразеологизм, возникающий в речи персонажа, во-первых, характеризует этого персонажа, во-вторых, характеризует авторское отношение к персонажу, в-третьих, выступает знаком определенных граней мироощущения автора.
В данной статье рассматривается ономастическое пространство песен периода Гражданской войны в России. Устанавливается состав ономастикона песен данного периода. Самую многочисленную группу составляют антропонимы - личные имена, отчества и фамилии героев - участников Гражданской войны со стороны разных политических лагерей. Вторую по употребительности группу представляют топонимы, названия городов, поселков, сел и населенных пунктов, где проходили военные действия. Также анализируется роль онимов в художественном пространстве песен. Выполненное исследование позволяет автору прийти к выводу, что ономастикон песен периода Гражданской войны состоит из исторических антропонимов и топонимов. Первые связаны с сюжетом песни и демонстрируют достоверность описанных событий, вторые выполняют временную и локальную функции, очерчивая границы и время происходящих военных действий.