SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 12 док. (сбросить фильтры)
Статья: «Никого так не любил и не люблю, как Вас» Петр Сувчинский и Игорь Стравинский: страницы дружбы

Данная статья является частью готовящейся коллективной монографии «Пространство Стравинского», в которой рассматриваются новые факты биографии Стравинского его последнего десятилетия, обстоятельства приезда в СССР в 1962 году и многое иное, для чего планируется привлечь новые документы из «Фонда Ф. И. Стравинского и его сыновей».

Материалы переписки И. Ф. Стравинского и П. П. Сувчинского, опубликованные в 2024 году в книге «И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Том IV», только начинают входить в научный оборот. И в данной статье фактически даются подробные комментарии к цитируемым письмам. И. Ф. Стравинский, уехав в США, живо интересовался новостями парижской музыкальной жизни. В свою очередь П. П. Сувчинский не просто информировал о событиях своего старинного друга, но и взял на себя функцию «охранителя» его творческих интересов. Он также был активным посредником между ним и советскими музыкантами, стремившимися пропагандировать творчество Стравинского на его родине. И, наконец, еще одним сюжетом статьи является тема судьбы архива Стравинского. Позиция П. П. Сувчинского, которого композитор видел в качестве архивариуса, кардинально разошлась со взглядами вдовы, Веры Стравинской, о чем свидетельствует переписка П. П. Сувчинского с племянницей композитора К. Ю. Стравинской, фрагменты из которой публикуются впервые.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Кривицкая Евгения
Язык(и): Русский, Английский, Немецкий
Доступ: Всем
Статья: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. А. ЭРДЕЛИ

Статья посвящена исполнительской деятельности выдающейся отечественной арфистки К. А. Эрдели. Широко известно, что концертирование являлось одним из основных направлений ее творчества, которому было посвящено около семи десятков лет жизни исполнительницы. Ксения Александровна выступала на разных концертных площадках царской России и Советского Союза. География ее гастрольных поездок поражает своей широтой и охватом фактически всех городов нашей страны. В каждом из них она старалась сделать свой инструмент любимым, доступным и близким всем без исключения слушателям. В предлагаемой публикации впервые предприняты попытки анализа исполнительской деятельности К. А. Эрдели. Рассмотрены основные векторы творческого поиска в контексте активной работы арфистки по обогащению и качественному обновлению концертного репертуара. Сделан вывод о принципиальном значении для отечественного арфового искусства впервые введенной ею практики сольных арфовых концертов. Представленные в статье архивные документы - письма зарубежных коллег, программа концерта исполнительницы, списки ее неопубликованных переложений и редакций для ансамблей арф и камерных составов с участием инструмента - позволяют сделать вывод о беспрецедентном значении для отечественного арфового искусства деятельности К. А. Эрдели, сумевшей поднять исполнительство на данном инструменте на небывалую до того времени высоту.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Подгузова Марина
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: МАРГИНАЛИИ К ЗАМЕТКЕ ФЕРРУЧЧО БУЗОНИ "О ЛИСТЕ"

Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бородин Борис
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: О РОЛИ ДРАМАТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В ФОРТЕПИАННЫХ ДУЭТАХ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА

Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Петров Владислав
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ АЛЕКПЕРА АСКЕРОВА

Алекпер Аскеров - азербайджанский исполнитель-виртуоз на духовых инструментах. В историю музыкальной культуры Азербайджана он вошёл как автор танцевальных мелодий и мугамных ренгов, создатель классической школы игры на балабане, а также реформатор таких духовых инструментов, как кларнет, балабан, тутек, зурна и ней, руководитель фольклорно-инструментального ансамбля «Дугях». Изучение творческой деятельности Алекпера Аскерова - актуальное направление музыкальной науки Азербайджана.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гулиева Махира
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ИНОСТРАННЫЕ ГИТАРИСТЫ В РОССИИ: ТВОРЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ Ф. СОРА И А. СИХРЫ

В статье рассматривается проблема художественного взаимодействия иностранных и российских гитаристов. Большую важность для обогащения репертуара русской семиструнной гитары в первой половине XIX века приобрели транскрипции гитарной музыки иностранных авторов, значительное число которых опирается на музыку Фернандо Сора - каталонского гитариста-виртуоза и композитора, работавшего несколько лет в России. Наибольшее количество подобных аранжировок сделал Андрей Сихра - выдающийся музыкант, основоположник гитарного искусства в России. В статье представлен подробный анализ транскрипции Сихры Вариаций на тему Сора C-dur, ориентированный на выявление творческих параллелей, оппозиций и сопоставлений между искусством этих двух представителей европейской и русской гитарных традиций.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бегутов Айнур
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ИТАЛЬЯНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ КАК ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В АНГЛИИ XVIII-XIX ВЕКОВ

В статье освещается творческая активность итальянских скрипачей в Англии, их роль в развитии местной профессиональной и любительской музыкальной культуры; рассматриваются их участие в концертной жизни и вклад в педагогическую деятельность.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Шлемов Игорь
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: КИТАЙСКИЙ ДИРИЖЕР ЦАО ПЭН: ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ (ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ)

В данной статье рассматривается период обучения выдающегося китайского дирижера Цао Пэна в Московской консерватории. Источником служит документальная база, что позволяет ввести в научный обиход новый материал, неизвестный до настоящего времени как в китайском, так и в российском музыкознании. Архивные источники учебных заведений атрибутируются как универсальные ресурсы подлинных материалов, важных как для исторического контекста, так и для оценки этапов профессионального развития студентов и аспирантов высших музыкальных учебных заведений. Как универсальные хранители истории архивы имеют исключительную ценность, превосходящую значение других источников. В статье анализируется комплект документов из Личного дела Цао Пэна, включающий в том числе автобиографические сведения. Ко времени его поступления в Московскую консерваторию Цао Пэн уже имел значительный опыт работы в качестве дирижера в ведущих творческих коллективах Китая, что давало ему преимущества перед другими китайскими абитуриентами. Анализ документов из Личного дела Цао Пэна позволил поэтапно восстановить ход обучения дирижера-симфониста на родине и в Московской консерватории в классе профессора Л. Гинзбурга.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Тянь Цзяфэн
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: РОЛЬ ЛИ ДЭЛУНЯ В СОХРАНЕНИИ ОРКЕСТРОВ КИТАЯ

Выдающийся китайский дирижер Ли Дэлунь внес огромный вклад в развитие и популяризацию китайской симфонической музыки в России, странах Европы и США. Ли Дэлунь, получивший превосходное образование в Московской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования, по праву заслужил место в когорте знаменитых музыкантов современности. В начале 1956 года по поручению политического руководства Китая Ли Дэлунь основал и возглавил Центральный оркестр. Он сформировал репертуар симфонического оркестра, сочетая в нем западную классику (симфонии В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана) с новыми произведениями современных китайских композиторов (Сыцуна и Ло Чжунжуна). Самым большим своим достижением Ли Дэлунь считал китайскую премьеру оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» (1958). Однако эта постановка наряду с исполнением Девятой симфонии Бетховена во время празднования X годовщины Китайской Народной Республики в 1959 году все более диссонировала с напряженной политической атмосферой. Статья раскрывает роль Ли Дэлуня в сохранении симфонического музицирования в сложный период «культурной революции» в Китае.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чао У
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ДИАЛОГ КАК НАУЧНАЯ ИДЕЯ: БЕСЕДЫ Д. С. ДМИТРИЕНКО С М. И. ИМХАНИЦКИМ

Диалоги - атрибуты современного знания о писателях, художниках, музыкантах-исполнителях, дирижерах. Круг изданных книг-диалогов обширен, их фонд продолжает активно пополняться. Разнообразны подходы к такому формату книг: беседы (Хитрук А. Беседы с музыкантами о фортепианном искусстве. Избранные статьи и рецензии. М., 2015); подразумеваемые диалоги (Овчинников А. Г. Диалоги с Чеховым. Чехов в диалоге с писателями. М., 2024); интервью в форме диалогов (Игорь Стравинский. Диалоги. Л., 1971). Направленность диалогических трудов об искусстве понятна: услышать голос художника, писателя, музыканта, отвечающего на вопросы о творческом процессе, конкретных произведениях, жизненном пути. При этом не так часто можно встретить книги бесед с учеными, поскольку их труды говорят сами за себя. Тем больший интерес вызывает недавно изданная книга - Имханицкий М. И. Диалоги с Д. С. Дмитриенко [2]. На вопросы известного музыканта, заслуженного артиста Российской Федерации, главного дирижера и художественного руководителя Государственного русского народного ансамбля «Россия» им. Л. Г. Зыкиной Д. С Дмитриенко отвечает заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор М. И. Имханицкий, чьи труды по широкому кругу вопросов, связанных с темой « народные музыкальные инструменты », давно стали научной классикой.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Ромащук Инна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем