SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 11 док. (сбросить фильтры)
Статья: Об одной из магистралей творческих исканий. К 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке

Исходный тезис статьи состоит в утверждении того, что художественной магистралью творческих исканий композитора Альфреда Шнитке являлась техника полистилистики. В последующем рассмотрении этого феномена определяющими избираются понятия «эффект», как средства выразительности, предназначенные для создания какого-либо сильного впечатления, а также само создаваемое впечатление, и «аффект», как пассионарное воодушевление, испытываемое композитором в ходе использования полистилистики, и те параллели, которые возникают в ходе её использования. После обоснования категории «полистилистика» дальнейшее изложение нацелено на определение роли Шнитке в её обосновании и его лидирующей роли в разработке данной техники с раскрытием исторических горизонтов цитирования и аллюзийной символики (музыкальные стили Барокко, венские классики, культура XIX века, наиболее влиятельные предшественники Шнитке в искусстве ХХ века). Следующий затем обзор самых показательных образцов полистилистической практики Шнитке проводится под углом зрения выявления смысловых аспектов претворения возможностей данной техники, что подводит к выводу о стремлении композитора установить связь времён и реализовать присущее художественному мышлению второй половины ХХ века обострённое чувство исторической памяти.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЕЛЕНЫ ФАБИАНОВНЫ ГНЕСИНОЙ: "ВАС ПОЗДРАВЛЯЕТ МУЗЫКА САМА!" (ВЗГЛЯД ИЗ МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ-КВАРТИРЫ ЕЛ. Ф. ГНЕСИНОЙ)

Статья посвящена 150-летию со дня рождения выдающейся пианистки, педагога, основательницы и руководителя четырех музыкальных учебных заведений, общественного деятеля Елены Фабиановны Гнесиной (1874-1967). С помощью материалов и документов, хранящихся в Мемориальном музее-квартире Ел.Ф. Гнесиной, раскрыты различные стороны ее характера, семейные, дружеские, профессиональные связи. Приведены фрагменты воспоминаний о ней выдающихся музыкантов и других деятелей культуры, кому довелось общаться с Гнесиной как с музыкантом, учителем, другом, коллегой, помощником. Тексты воспоминаний были собраны биографом Гнесиной и основательницей Мемориального музея-квартиры Маргаритой Эдуардовной Риттих. Часть музейных документов, в том числе воспоминания, статьи, письма, выступления Ел.Ф. Гнесиной, была опубликована многолетним директором музея Владимиром Владимировичем Троппом. Настоящая публикация ставит своей целью привлечь внимание читателя к богатому творческому наследию Ел.Ф. Гнесиной, хранящемуся в ее музее-квартире и собранному в публикациях о Гнесинском доме.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Потемкина Нора
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: СААРИАХО, МААЛУФ, СЕЛЛАРС: СОАВТОРСТВО В ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ

В фокусе исследования - творческое объединение композитора Кайи Саариахо и ее постоянных соавторов, драматурга Амина Маалуфа и режиссера Питера Селларса, ярко воплотившееся в области музыкального театра. Материалом рассмотрения темы стали три оперы Саариахо, созданные в разные годы; сочинения несут в себе определенный художественный облик, характеризующий совместные работы трех мастеров. Три оперы объединяет такой специфический фактор, как сочетание особого психологизма в раскрытии сюжета с некоторыми элементами ирреальности. В каждой из опер этот фактор проявлен по-своему. При анализе тех или иных сторон произведений в статье обращается внимание на степень вклада композитора, либреттиста и режиссера в воплощение таковых. В заключении формулируются выводы относительно свойств, позволивших творческой команде добиться столь успешного и гармоничного сотрудничества. Впервые оперы Саариахо исследуются в подобном ракурсе.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Саамишвили Наталья
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: «ЗВУКОВОЙ МАТЕРИАЛИЗМ» КРИСТОФА КОКСА И ГУЛ ТЫСЯЧИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Рецензия на книгу Кристофа Кокса «Sonic Flux: Звук, искусство и метафизика», изданную на русском языке издательством New Literary Review в 2023 году.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Селезнев М.
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ТЕМА АТОМНЫХ БОМБАРДИРОВОК В МУЗЫКЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ И ГАЗИЗЫ ЖУБАНОВОЙ

В статье рассматривается художественное содержание и композиционные особенности антивоенных сочинений А. Шнитке и Г. Жубановой, посвященных взрывам атомных бомб в Японии. В результате анализа оратории«Нагасаки» А. Шнитке и балета «Хиросима» Г. Жубановой, были выявлены характерные для них общие черты, такие как расширение средств выразительности и новаторство в области музыкального языка.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Беканова Элнура
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: АШЫГСАЯГЫ В КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия композиторского творчества с ашыгской музыкой на примере камерно-инструментальных произведений У.Гаджибейли, Ф.Амирова и Э.Дадашевой. Как показал сравнительный анализ, использование выразительных средств ашыгской стилевой модели связано с передачей приемов игры на сазе. Композиторы применяют кварто-квинтовые созвучия, длительные органные пункты, упругие четкие ритмы, переменную метрическую организацию, повторность звуков на одной высоте, вариантность мотивных ячеек. Рассмотренные произведения позволяют сделать вывод о том, что в азербайджанском композиторском творчестве создана национальная жанровая разновидность миниатюры- ашыгсаягы - с присущими ей особенностями образного содержания и музыкального языка.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Алиярзаде Фидан
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: РОЛЬ РУССКИХ МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАЯННОГО И АККОРДЕОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Впервые в русскоязычной литературе представлена целостная картина исторического развития и современного состояния баянного и аккордеонного искусства в Китае. В статье охарактеризовано творчество наиболее видных исполнителей и их творческих достижений.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гао Шэнхао
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ТВОРЧЕСТВО Я. ТАРАСЕВИЧА В КООРДИНАТАХ ЕВРОПЕЙСКОГО ПИАНИЗМА ХХ-ХХI ВЕКОВ

Статья посвящена фортепианному наследию композитора, пианиста, педагога Яна Тарасевича, которое только в XXI веке стало доступным белорусским музыкантам. Выявляется его место в контексте европейского пианизма и вклад в национальную музыкальную культуру. Рассматриваются стилевые особенности, жанровый диапазон и роль фольклора в фортепианном творчестве композитора.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Оношко И.
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: "НЕИЗВЕСТНЫЙ" ЗНАМЕНИТЫЙ КОМПОЗИТОР: КИНОМУЗЫКА ДЖЕРРИ ГОЛДСМИТА

В статье проводится обзор творчества американского кинокомпозитора Джерри Голдсмита. Краткая биографическая справка, дополненная выдержками из интервью с композитором, показывает связь становления авторского стиля композитора с популярными в 1950-1970-х гг. жанрами фильмов и телешоу, тематически связанными с космической фантастикой. В качестве основного аналитического материала избраны саундтреки к двум культовым фантастическим фильмам - «Планета обезьян» (1968) и «Звёздный путь» (1979). На примере двух основных работ композитора можно проследить изменения в его предпочтениях техники композиции и ладовой основы саундтреков - от сериализма до расширенной тональности, что объясняется необходимостью доступности и запоминаемости мелодий для многочисленных неподготовленных зрителей.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Зырянов Михаил
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. ЦЫГАНКОВА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ДОМРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Данная статья посвящена деятельности народного артиста России, видного исполнителя-домриста, композитора, профессора РАМ имени Гнесиных Александра Андреевича Цыганкова. В статье рассматривается поэтапное становление А. Цыганкова в качестве исполнителя-виртуоза, раскрываются характерные черты его исполнительского стиля, даётся общая характеристика отдельным произведениям композитора. Автор делает вывод о том, что в созданном А. Цыганковым индивидуальном исполнительском стиле неразрывно переплелись природная одарённость, трудолюбие, высокая музыкальная образованность и эрудиция. Благодаря этому в наши дни домра стала в один ряд с фортепиано, скрипкой, виолончелью и другими академическими инструментами. Большой концертный репертуар, созданный А. Цыганковым-композитором на протяжении длительного времени, является школой высокого профессионального мастерства, воспитывающей десятки молодых солистов-домристов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бутор И.
Язык(и): Русский
Доступ: Всем