В силу ряда причин, которые будут обсуждаться в дальнейшем изложении, непроизвольная (непреднамеренная) память остается малоизученной. Ее считают случайной, не имеющей своих собственных закономерностей. Это – ошибочное мнение; однако именно поэтому в нашей учебной литературе по психологии и педагогике ограничиваются обычно лишь характеристикой произвольной памяти. Недооценка непроизвольного запоминания наносит серьезный ущерб и психологии и педагогике памяти.
Изучение непроизвольной памяти имеет прежде всего важное практическое значение. Эта форма памяти занимает большое место в жизни и деятельности людей; она является сначала единственной, а затем ведущей формой памяти у детей на протяжении всего дошкольного возраста; она непосредственно связана с усвоением учениками знаний, с формированием навыков и умений. Обогащение многообразного опыта взрослого человека, осуществляемое в процессе трудовой, общественной и повседневной жизни, также во многом обязано непроизвольной памяти.