Статья: БАМБУК КАК АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ФЛЕЙТОВОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ (2025)

Читать онлайн

В данной статье автором предпринята попытка обоснования значимости исследования эргологических концепций традиционного инструментализма. Так, традиционный музыкальный инструментарий, являющий собой материальный памятник культуры, одновременно представляет воплощение духовных воззрений общества. Не только сам инструмент, темброво-звуковые его особенности и исполняемая на нем музыка, но также и материал, из которого он изготовлен - имеют глубокое символическое значение. В частности, опираясь на исторический и структурный методы исследования, автор обращается к китайской бамбуковой флейте как к историко-культурному символу Китая, главным образом сосредотачиваясь на символическом значении бамбука как архетипическом образе китайской культуры. Осознание исследователем важности изучения эргологических (материала и способов изготовления) концепций традиционного инструментализма обеспечивает ориентацию вектора исследования в направлении целостного, системного, многоуровневого изучения феномена флейтового исполнительского искусства Китая. Глубоко укорененный в сознании китайский флейтистов (в том числе и композиторов) символ оказывает мощнейшее влияние как на восприятие самого музыкального инструмента (в особенности европейской флейты), так и на отношение к тембру, артикуляцию, звукоизобразительные композиторские техники и др. Иными словами, подобное восприятие флейты и исполняемой на нем музыки может быть истолковано нами как проявление этнического сознания музыкантов. В более широкой перспективе, эти данные способствуют глубокому пониманию специфики процесса интеграции флейты западного образца в художественное пространство китайского флейтового искусства и ее переосмысления.

In this article, the author attempts to substantiate the significance of the study of ergological concepts of traditional instrumentalism. Thus, traditional musical instruments, which are a material monument of culture, at the same time represent the embodiment of the spiritual views of society. Not only the instrument itself, its timbre-sound features and the music played on it, but also the material from which it is made have a deep symbolic meaning. In particular, based on historical and structural research methods, the author refers to the Chinese bamboo flute as a historical and cultural symbol of China, mainly focusing on the symbolic meaning of bamboo as an archetypal image of Chinese culture. The researcher’s awareness of the importance of studying ergological (material and manufacturing methods) concepts of traditional instrumentalism ensures the orientation of the research vector in the direction of a holistic, systematic, multilevel study of the phenomenon of flute performing art in China. Deeply rooted in the minds of Chinese flutists (including composers), the symbol has a powerful influence both on the perception of the musical instrument itself (especially the European flute), and on the attitude to timbre, articulation, sound-imaginative compositional techniques, etc. In other words, such a perception of the instrument and the music played on it can be interpreted by us as a manifestation of the ethnic consciousness of musicians. In a broader perspective, these data contribute to a deep understanding of the specifics of the process of integrating the Western-style flute into the artistic space of Chinese flute art and its reinterpretation.

Ключевые фразы: бамбуковая флейта, европейская флейта, эргология, символ, музыкальный инструмент, этническое сознание
Автор (ы): Ян И
Журнал: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
7.03. История искусства. Художественные стили, направления, школы, влияния История отдельных искусств относится к соответствующим разделам 71/79
Для цитирования:
ЯН И. БАМБУК КАК АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ФЛЕЙТОВОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ // BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION. 2025. № 1
Текстовый фрагмент статьи