Архив статей журнала

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО В РУССКИХ РОМАНСАХ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНЫХ МИНИАТЮР М. ГЛИНКИ, А. ДАРГОМЫЖСКОГО, П. ЧАЙКОВСКОГО И Н. РИМСКОГО-КОРСАКОВА) (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Фэн Ян

Статья посвящена исследованию русского романса XIX века, где внимание акцентируется на музыкальной и эстетической интеграции голоса и фортепиано. Рассматриваются вокальные миниатюры таких композиторов, как М. Глинка, А. Даргомыжский, П. Чайковский и Н. Римский-Корсаков, которые внесли значительный вклад в развитие жанра романса. Важным аспектом анализа является изучение взаимодействия между вокальной линией и фортепианной партией. Это взаимодействие рассматривается как ключевой элемент, определяющий уникальность и выразительность романса. Баланс между голосом и фортепиано, их диалог и взаимодополнение создают многогранность звучания и поддерживают внимание слушателя. В результате, такой анализ позволяет глубже понять эстетические и музыкальные особенности русского романса XIX века, а также оценить мастерство композиторов в создании этого жанра.

Сохранить в закладках
ГАРМОНИЯ, ПОЛИФОНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЯХ ЯНА СИБЕЛИУСА СРЕДНЕГО И ПОЗДНЕГО ПЕРИОДОВ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Чжао Юйин

Ян Сибелиус (1865-1957) создал более 150 произведений для фортепиано, из которых 115 были опубликованы и имеют номера опусов. Остальные сочинения, в основном написанные до 1890 года, были опубликованы только недавно. Большинство оригинальных сольных пьес представляют собой короткие характерные миниатюры. По стилистике творчество композитора можно разделить на три периода: период национального романтизма (1890-1903), период неоклассицизма (1903-1919) и интегративный период (1919-1929). Последние два и рассматриваются с точки зрения гармонии и полифонии в связи с использованием элементов финского фольклора и национальных музыкальных форм.

Сохранить в закладках
РОЛЬ Я. Ф. ЦИОНГЛИНСКОГО В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Мамонтов Константин Вадимович, Валикжанина Светлана Владимировна

Статья посвящена обзору педагогической деятельности художника Я. Ф. Ционглинского, ставшего для многих его учеников вдохновителем и проводником в искусстве, и оставившего значительный след в художественной жизни Петербурга первых десятилетий XX века. Он был увлечен живописью. Художник с академическим образованием был большим поклонником импрессионизма, что определило его роль в формировании идей обучения молодых художников. В своей педагогической деятельности он соединил традиции русской реалистической живописи и новые приемы и методы преподавания. Его взгляды на искусство повлияли на становление многих молодых художников авангарда и конструктивизма.

Сохранить в закладках
ВОКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ Р. ШУМАНА: ИСТОКИ, ПОДХОДЫ, ИННОВАЦИИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Фэн Ян

Данное исследование посвящено творческому наследию Р. Шумана, ключевой фигуры романтической музыкальной культуры первой половины XIX века. Актуальность работы связана с возрастающим интересом как исследователей, так и практиков к его вокальным циклам, которые представляют собой образец синтеза поэтического и музыкального выражения. Особенное внимание уделено новаторскому интонационному языку Шумана, гармоничной мелодии и ритму, которые способствуют характерной интерпретации образов и эмоциональному воздействию на слушателя. Исследование проводилось с использованием комплексного подхода, включающего исторический, аналитический, сравнительный, дедуктивный и синтетический методы. Эти методы позволили изучить тенденции развития камерного вокального жанра, проанализировать особенности композиции и идейно-художественный замысел Шумана, а также выявить значимость фортепианной партии для психологического подтекста и мелодики вокальных линий. Результаты подчеркивают важность знания исполнителями основных подходов и новаций Шумана для создания интерпретаций его произведений.

Сохранить в закладках
ЗВЕЗДА СЦЕНЫ КИТАЙСКИЙ ПЕВЕЦ ШИ ИЦЗЕ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Ван Цзе

В статье представлен и обсуждается опыт обучения и работы над собой китайского певца Ши Ицзе, уроки, которые он извлек из опыта, и его подход к изображению различных сценических образов. Его стремление к образованию не ограничивалось национальной культуры, поэтому он решил учиться за границей, чтобы научиться более аутентичной и близкой к правильной вокализации bel canto (бельканто). В наши дни, когда появляются новые исполнители, именно певцы старшего поколения все еще стоят на мировой сцене. В этом отношении Ши Ицзе доказывает, что только усердно учась и не торопясь добиваться успеха, можно представить на сцене лучшую версию себя и действительно жить в сердцах людей, так он осознает ценность своей жизни.

Сохранить в закладках
САД ВЕСЬ В ЦВЕТУ: РОМАНСЫ А. АРЕНСКОГО НА СТИХИ А. ФЕТА (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Сунь Сычэнь

Афанасий Фет - один из самых «музыкальных» русских поэтов. Именно музыкальность является основой его поэзии, принципом, организующим поэтические тексты. И неслучаен пристальный интерес русских композиторов к эго поэтическому творчеству, которые находят в нем интонационные переливы, романсовость и утонченность. Среди поэтов, к которым обращался Аренский, поэзия Фета занимает лидирующее положение - на его стихи создано одиннадцать вокальных опусов, в которых композитор «усилил» атмосферу тайны, цвета, волшебства, так ярко выраженную в стихах, вводя в музыкальную ткань яркие гармонические краски, тонкую звукопись, расширяя диапазон звучания, повышая его динамический уровень.

Сохранить в закладках
СИНТЕЗ СТИЛЕЙ - МОСКОВСКИЕ ХУДОЖНИКИ И ХУДОЖНИКИ ПЕКИНА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Ли Пинань

В данной статье рассматривается некий синтез стилей в творчестве Москвы и Пекина, наметившийся в начале 21-го века. В статье рассматривается небольшой, но важный круг научных трудов, охватывающих эту тему, с указанием авторов, таких как Е. И. Ганьшина, Л. А. Горобец и др. Целью данной статьи является анализ направлений и специфики межкультурного диалога современных российских и китайских художников. Автор акцентирует внимание на взаимовлиянии культурных традиций в области изобразительного искусства и на формировании нового подхода к художественному образованию, обогащенного историческим опытом двух стран. Подчеркивается значимость русской живописной школы в процессе интеграции традиций, что в свою очередь содействует развитию китайской художественной концепции. Методами исследования выступают анализ художественной критики, изучение художественных выставок и событий, а также сравнение художественных подходов и результатов синтеза стилей у московских и пекинских художников, чтобы выявить сходства и различия в их художественном языке и восприятии традиционных и современных элементов. Основными выводами исследования являются выявленные автором факторы, способствующие российско-китайскому взаимодействию, среди которых выделяются политические изменения конца 20-го века. Статья открывает новые перспективы для дальнейшего исследования вопросов методологии в контексте искусств и образовательных систем обеих стран с целью синтеза и обмена опытом. Научная новизна исследования заключается в первооткрывательном подходе к изучению художественного сотрудничества между Москвой и Пекином в начале 21 века, выявляя общие черты, влияния и синтез стилей в творчестве художников обеих столиц.

Сохранить в закладках
ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ЕВРОПЕЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДИН ШАНЬДЭ: АНАЛИЗ СЕРИИ СИНЬЦЗЯНСКИЕ ТАНЦЫ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Чуцзюнь У

Целью данной статьи является глубокий анализ фортепианных произведений выдающегося китайского композитора Дин Шаньдэ, особенно его серии “Синьцзянские танцы”. Методология данного исследования заключается в использовании таких подходов и методов исследования, как анализ научной литературы, реферирование и синтез. Эти произведения являются ярким примером синтеза различных музыкальных традиций и техник, что делает их особенно интересными для исследования. Дин Шаньдэ использует разнообразные методы модальной и тональной компоновки, что позволяет ему создавать насыщенные музыкальные полотна с богатой эмоциональной палитрой. Главной особенностью его произведений является интеграция трёх музыкальных систем: китайской, европейской и персидско-арабской. Такой подход не только обогащает музыкальный язык композитора, но и способствует сохранению и развитию национальной музыкальной традиции через призму современных европейских методов композиции. В статье также рассматриваются конкретные примеры использования тональных модуляций и гармонических нововведений в “Синьцзянских танцах”, которые иллюстрируют мастерство Дин Шаньдэ в интеграции различных культурных и музыкальных элементов.

Сохранить в закладках
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛОШАДИ В КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Ду Цзюань

В научной статье рассматриваются лошади в картинах знаменитых художников. Данное исследование, посвящено изображениям животным в искусстве разных исторических периодов и стилей. Исследовательский материал представляет подробный анализ понятий о лошадях, которые были отображены на полотнах великих художников. Рассмотрение роли лошадей на полотнах предоставляет возможность окунуться во вселенную искусства, анализируя множество деталей: от аллегорического значения лошадей до высокого уровня художников в их изображении. В рамках проведенного анализа проводится изучение иконографии, традиций живописи, условий создания произведений и биографических данных, чтобы глубже понять содержание каждого изображения. Лошади в картинах знаменитых художников призваны осветить многообразные тематики и интерпретации, в контексте данного животного в искусстве. Анализ предоставляет необычный взгляд на лошадей, которые были изображены в разные временные промежутки эмоции, идеи или концепции передавались посредством данных изображений. Объект исследования произведения искусства и живописи знаменитых художников, на которых изображены лошади. В процессе исследования изучаются художественные работы разных периодов и стилей искусства, в которых лошади имеют принципиальное значение. Цель состоит в исследовании роли лошадей в живописи знаменитых художников с целью определения символической, эстетической и культурной ценности, которыми наделялись животные в искусстве.

Методы исследования: изучение визуальных образов, исследование стилистики, семантический анализ, сопоставительный анализ, биографическая методология, разбор анатомической структуры. Научная новизна исследования статьи состоит в системном анализе роли животных в творчестве знаменитых художников. Изучение предоставляет возможность для понимания, как лошади воспринимались в различные исторические эпохи и какие смыслы вкладывали художники. Исследование символических, обще эстетических и культурных элементов использования лошадей в картинах позволяет осознать вклад рассматриваемых животных в искусство и роль в развитии образа объекта.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ВИДОВОГО ДЕЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Балкинд Екатерина Львовна, Пунтус Екатерина Юрьевна, Ширина Надежда Сергеевна

Статья посвящена изучению фотографии как вида изобразительного искусства. Объектом исследования является видовая специфика художественной фотографии. Предметом выступает диапазон ее видового деления. Проведен сравнительный анализ фотографии с другими видами изобразительного искусства. Рассмотрен ряд примеров из истории художественной фотографии, а также живописи и графики, иллюстрирующих основные положения статьи. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что обработанная фотография и фотография моментальная могут рассматриваться как два отдельных вида изобразительного искусства.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНИКА СОЗДАНИЯ СЛОЖНЫХ ФОРМ В АРХИТЕКТУРЕ КИТАЯ ДИНАСТИЙ МИН И ЦИН (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Яо Сыцунхуэй, Будкеев Сергей Михайлович

Китайская архитектура является уникальным явлением, развивавшимся на протяжении тысячелетий и сохранившим свои традиции, несмотря на внешние влияния. Архитектурная практика в Китае универсальна и масштабируема, она охватывает разнообразные методы и способна удовлетворить потребности любых функциональных зон. В каждом элементе китайской архитектуры отражается культурный код нации, ее духовные и материальные аспекты настолько взаимосвязаны, что архитектура становится выражением национального характера и неотъемлемой частью китайского искусства и мышления. Важным периодом развития архитектуры Китая является эпоха династий Мин и Цин. Этот период характеризуется особенным сочетанием традиционных китайских строительных техник и инновационных методов, а решения, использованные архитекторами того времени, до сих пор поражают своей грандиозностью и утонченностью. Актуальность изучения особенностей и техник создания сложных форм в архитектуре Китая династий Мин и Цин обусловлена их исторической значимостью, а также применимостью многих принципов в современном зодчестве. Объект исследования - архитектура Китая династий Мин и Цин. Цель исследования - характеристика специфики и технико-технологических особенностей создания сложных архитектурных форм в период династий Мин и Цин. Методы исследования - анализ архитектурных памятников династий Мин и Цин, обобщение, дедукция, индукция. Научная новизна исследования - осуществлена систематизация архитектурных трендов династий Мин и Цин, выделены ключевые принципы, техники и технологии создания сложных архитектурных форм.

Сохранить в закладках
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО КИНО (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Ян Цзе

В статье анализируются художественно-эстетические особенности и характеристика музыкального кино. Большинство первых звуковых фильмов были мюзиклами - кинопроизведениями, в которых музыка играет главенствующую роль: определяет общую композицию фильма, включена в сюжет, используется в развитии действия и для характеристики действующих лиц. Киномюзикл является особым жанром кинематографии, который способен органично и естественно соединить оригинальную увлекательную сюжетную линию с соответствующим музыкальным сопровождением. В киномюзикле более полно, чем в любом другом жанре, используются два основных элемента кинематографа - движение и звук: персонажи таких фильмов раскованы и внешне выражают эмоции через песни и танцы. Музыкальное кино является единственным жанром, нарушающим жёсткие принципы классического повествовательного кино, поскольку персонажи поют и танцуют перед камерой для удовольствия зрителя, а не для аудитории в сюжете фильма. В границах сюжета киномюзикла музыкальное действие может иметь различные выражения, причём различные формы музыкального действия могут быть объединены в рамках одной сцены. Наиболее характерной чертой музыкального кино, делающей его настолько вовлекающим, является прикладное использование музыки и танца для того, чтобы вызвать у зрителя эмоциональное сопереживание.

Сохранить в закладках