Архив статей журнала
В статье описываются технологические и практические особенности дифференциации и применения компьютерных приложений виртуальных плагинов в рамках творческой и исполнительской деятельности на клавишных электронных музыкальных инструментах. Изучены исторические предпосылки развития разнородных электронных клавишных музыкальных инструментов с позиции выявления общих подходов к реализации в исполнительской практике. Представлены актуальные условия моделирования системных характеристик компьютеров, MIDI-устройств и звуковых драйверов в контексте реализации клавишного электронного музыкального исполнительства в составе программного аппаратного исполнительского комплекса на основе применения VSTi-плагинов виртуальных инструментов.
В статье исследуется роль театрализации в патриотическом воспитании и формировании исторической памяти молодёжи. Рассматриваются её функции как средства образовательного и идеологического воздействия. Проанализированы примеры фронтовых театральных бригад времён Великой Отечественной войны и современные постановки. Выделены ключевые механизмы влияния театра и театрализованных представлений на восприятие исторических событий. Сделан вывод о значимости театрализации как эффективного средства передачи исторического опыта, исторической памяти и формирования гражданско-патриотического мировоззрения.
Анализируя научные источники и образовательную практику современного Китая, автор обращается к определению роли концертно-просветительской деятельности в системе музыкального обучения и воспитания. Обращение к тематическому проекту «Высокое искусство в школу» показало эффективность государственной программы в решении проблем вестернизации и культурного развития студентов. Выявлена роль концертно-просветительской деятельности в музыкально-эстетическом воспитании студентов и формировании художественной атмосферы в университете.
В статье освоение искусства интерпретации в вокальном классе педагогических вузов рассматривается на основе применения герменевтического подхода. Поиск смыслов осуществляется на вербальном, тоновом, формообразующем, аффективном, рефлексивном, интонационном и целостном художественно-образном уровнях. Структура освоения искусства интерпретации студентами-вокалистами включает в себя не только текстовые, но и затекстовые подуровни (подтекст, надтекст и контекст). Данное исследовательское направление определяется как перспективное в области вокальной педагогики высшей школы.
В статье подчёркивается, что технологический аспект обучения фортепианному аккомпанементу несколько отличается от задач специального фортепианного класса. В частности, кратко раскрывается проблематика тактильной сферы, метроритмических навыков, использования педали, чтения нот с листа, транспонирования, игры в разных ключах, теоретической подготовки, подбора по слуху. Указывается на значение мотивации студента, понимание им специфики работы концертмейстера, представлений о соответствующем репертуаре и коммуникации с солистом. В плане актуализации аналитического компонента преподавателям необходимо сосредоточиться не только на совершенствовании исполнительских навыков своих воспитанников, но и обратить внимание на улучшение их понимания жанра, структуры, стиля и художественного содержания ансамблевого произведения, а также анализа нотного текста. Успешная концертмейстерская деятельность становится возможной только при условии достаточного владения студентом базовых исполнительских приёмов в интеграции с теоретическими знаниями и исполнительским опытом.
В данной статье рассмотрены проблемы и преимущества применения в современном обучении проектной деятельности. Также проведён анализ данного метода как неотъемлемой части современной педагогической практики, выступающей наиболее значимым фактором в достижении эффективного процесса, способствующим формированию у студентов более высокого уровня конкурентоспособности, а также увеличивая их мотивацию. В условиях глобализации и достаточно упрощённого современного образования, ориентированного на практико-ориентированный подход, данный метод позволяет не только освоить теоретический материал, но и развить именно те навыки, которые будут необходимы каждому студенту для понимания всех механизмов будущей профессиональной деятельности. Проектная деятельность направлена на интеграцию полученных в процессе обучения знаний и умений с практическими задачами, стоящими перед студентами. В отличие от традиционных методов преподавания, проектная деятельность требует от обучающихся более рационального подхода в обучении, например, как самостоятельный поиск и решение задач, работа в команде, а также владение междисциплинарными компетенциями. В вузах культуры - это особенно важно, так как инициативная и творческая составляющая играет ключевую роль в период подготовки профессиональных кадров в области искусства. Основное внимание в вузах культуры уделяется развитию творческих и исполнительских способностей у студентов. Без проектной деятельности невозможно сформировать практические навыки, которые будут необходимы студентам для осваивания будущей профессии. Проектная деятельность помогает адаптировать студентов к реальным условиям профессиональной деятельности в сфере культуры. Именно в рамках проектных инициатив многие студенты не только осваивают теоретические знания, но и приобретают очень полезный и ценный практический опыт, что значительно увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда.
В год празднования священной для каждого истинного гражданина нашей страны даты - 80-летия Победы над фашизмом, которая становится особенно значимой в свете происходящих сегодня в мире событий, когда возрождаются из небытия нацистско-бандеровские приверженцы, когда коллективный Запад пытается пересмотреть итоги второй мировой войны, принизив в ней роль нашей армии и народа и присвоив себе Победу, особо важным является акцент на правдивом и точном донесении исторической памяти о событиях тех лет, глубоко патриотичном акценте на их осмыслении и оценке. Важнейшее место в этом процесс естественно будет отдано массовым театрализованным действиям - праздникам, представлениям, концертам, обрядам и ритуалам. Причиной этого является тот факт, что художественно-педагогические возможности театрализации как творческого метода, в котором оживают эмоции и мысли, превращают его в завораживающее действо, синтезируя драматургическую организацию материала - литературу, музыку, танец, кино, живопись и другие виды искусств, наполняя его художественной выразительностью, с организацией аудитории - коллективными действиями, вербальными, игровыми, церемониальными. В таких действах важен не только выстроенный по законам драматургии сюжет, но и атмосфера, создаваемая при помощи костюмов, гримёрных и постижёрных средств, декораций, бутафории, реквизита, света, звука, спецэффектов. Всё это позволяет переносить в рамках театрализованного действия зрительскую аудиторию в мир воссоздаваемых конкретных исторических событий, заставляя не только сопереживать им, но и делая зрителей соучастником этих событий через иммерсивное взаимодействие с происходящим, привнося в обыденность элементы художественности.
Цель статьи - выявить основные педагогические условия развития практико-ориентированных компетенций бакалавров - будущих специалистов художественно-творческого профиля различных специализаций. В статье анализируются взгляды отечественных исследователей на содержание понятий «компетенции», «компетентность», «педагогические условия»; определены ключевые практико-ориентированные компетенции бакалавров - будущих специалистов художественно-творческого профиля различных специализаций; выявлены основные педагогические условия развития практико-ориентированных компетенций у будущих специалистов художественно-творческого профиля различных специализаций в области дизайна, рекламы, издательского дела и др.; в выявленных в процессе эксперимента условиях раскрывается творческий потенциал бакалавров, способствующий формированию у них таких личностных качеств как мобильность, предприимчивость, конкурентоспособность на рынке труда, готовность к профессиональной деятельности и ответственность за ее результат.
В статье анализируется проблема внеаудиторного взаимодействия преподавателей и студентов, в частности рассматривается влияние социально-культурных мероприятий в вузе на качество этого взаимодействия и сплочение участников образовательного процесса. Автор обозначает условия продуктивного общения педагога и составляющие его коммуникативной компетентности. Анализирует исследования, доказывающие актуальность заявленной проблемы и необходимость управления внеаудиторным общением преподавателей и студентов, а также изучающие различные формы такого взаимодействия. Отмечается особая роль досуговых мероприятий, в том числе творческих показов, в сплочении преподавателей и студентов. В качестве примера описываются мероприятия департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств института культуры и искусств «Московского городского педагогического университета» - праздник «День вузовского преподавателя» и театрализованное представление «До свидания, девочки!», которые оказали особое воздействие на положительную атмосферу в коллективе.
В статье проводится анализ применения принципов российской “развивающей педагогики” в музыкальном образовании Китая. Основное внимание уделено теоретическим основам этих принципов, текущему состоянию музыкального образования Китая и возможности адаптации модели “развивающей педагогики” к его специфике. Методология исследования включает сравнительный анализ образовательных систем, анализ литературных источников и кейс-исследование внедрения интерактивных методов обучения в Шанхайской консерватории. Структура статьи включает: введение в теоретические основы развивающего обучения, анализ современного состояния музыкального образования в Китае, характеристику российского опыта и его влияния на китайскую систему, а также рекомендации по внедрению. В результате предложена локализованная модель, которая учитывает культурные и образовательные особенности Китая, способствует развитию творческих способностей студентов, интеграции междисциплинарного подхода и формированию комплексных навыков. Новизна исследования заключается в сочетании успешного опыта России с уникальными особенностями китайской системы образования, что открывает новые перспективы для реформ музыкального образования Китая.
В статье описываются педагогические методики по развитию театрально-сценических навыков у будущих вокалистов в рамках образовательного процесса высших музыкальных учебных заведениях Китая. Основная идея, которой придерживаются китайские педагогии, зиждется на принципах психологической адаптации студентов во время актерской и вокальной практики. В данном контексте эмоционально-чувственная составляющая выступает ключевым элементов в формировании художественно-эстетической ориентации и развитии индивидуального исполнительского стиля.
Статья посвящена описанию цели, этапов и результатов реализации проекта по изучению советской военной песни старшими подростками, обучающимися в классе эстрадно-джазового вокала в системе дополнительного музыкального образования. Советская военная песня как феномен музыкальной отечественной культуры является аспектом духовно-нравственное воспитание старших подростков. Задачами проекта являются знакомство подростков с композиторами и поэтами песенниками жанра, с историей возникновения песни, особенностями вокальной практики, подготовка к выступлению, анализ итогов проекта. Реализованный проект и построенная на его материале программа будут интересны педагогам вокала, руководителям вокальных коллективов, родителям подростков, занимающихся в студиях эстрадно-джазового вокала.