ВЛАСТЬ И КРЕСТЬЯНСТВО ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В ПЕРИОД ОБЪЯВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ 1861 ГОДА (2024)
В статье рассматриваются отношения и действия властей и крестьянства в период объявления отмены крепостного права. Опасаясь социального взрыва в ответ на предложенные условия аграрной реформы, власти предприняли ряд предупредительных мер, направленных на минимизацию недовольства крестьян и скорейшее подавление их возможных выступлений. Преобладающей реакцией со стороны крестьян стало доминирование чувства обманутых надежд, разочарование, ожидание скорого получения «настоящей» воли. На этом фоне в различных местах Центрального Черноземья вспыхивали протестные выступления, потребовавшие от правительства и местных властей проведения не только разъяснительных и пропагандистских мероприятий, но и использования жесткого силового подавления.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
- Префикс DOI
- 10.47438/2309-7078_2024_1_149
- eLIBRARY ID
- 65593884
Введение
Отмена крепостного права 19 февраля 1861 г. стала важнейшим переломным моментом в истории России. Она вызвала к жизни серию других преобразований, затронувших основные сферы российской действительности, стала катализатором серьезных социальных и экономических изменений. Между тем, отношение к аграрной реформе в различных слоях общества и властных структурах было неоднозначным, она получала самые различные оценки. Были силы, которые обвиняли императора и разработчиков реформы в излишнем радикализме, неправомерном ущемлении интересов поместного дворянства. Существовала резкая критика грабительского характера реформы по отношению к крестьянству, неприятие ее ярко выраженной пропомещичьей направленности. Имелось мнение о том, что в реформе был в максимально возможной степени реализован разумный компромисс в учете интересов государства, помещиков и крестьян. В данной статье рассматривается отношение центрально-черноземного крестьянства к объявленной воле и условиям освобождения от крепостной зависимости.
Результаты
Обнародование комплекса законодательных актов, подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г., объявлявших и регламентировавших аграрную реформу (манифест, общие и местные положения, дополнительные правила), началось в стране с 5 марта 1861 г. В центрально-черноземных губерниях документы были оглашены 10–11 марта. Власти, как в центре, так и в регионах, испытывали беспокойство по поводу того, какой будет реакция крестьян на объявленную реформу. Император еще в 1858 г. спрашивал у министра внутренних дел С.С. Ланского, кто «может поручиться, что когда новое положение будет проводиться в исполнение и народ увидит, что его ожидания не сбылись, не настанет ли для него минута разочарования?» [1, с. 587]. Региональные власти и помещики также осознавали существовавшую опасность резкого неприятия крестьянами условий освобождения. В связи с этим, предпринимались меры для предотвращения, а если понадобится, то локализации и подавления, возможного крестьянского недовольства. Министерство внутренних дел разработало и отправило в регионы инструкцию о порядке вызова команд в случае аграрных беспорядков. Начальникам губерний поступила ведомость, в которой содержалась информация о расположении штабов войск, чтобы они, при возникновении чрезвычайных ситуаций, имели возможность обратиться за срочной помощью к ближайшему воинскому начальству. Специальные предписания направлялись полицейским структурам.
Список литературы
-
Из записок сенатора Я.А. Соловьева о крестьянском деле // Русская старина. 1882. № 3.
-
Российский государственный исторический архив. Ф. 1291. Оп. 1. 1861 г. Д. 20.
-
Крестьянское движение в 1861 году после отмены крепостного права. М.-Л., 1949. Ч. 1-2.
-
Успенский Г.И. Собр. соч. в 9 т. М., 1956. Т. 5.
-
Красный архив. 1935. № 5.
-
Русская старина. 1912. № 2.
-
Памятная книжка Воронежской губернии на 1911 г. Воронеж, 1911.
-
Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 109. 4 эксп. 1861 г. Д. 233.
-
ГАРФ. Ф. 109. 4 эксп. 1862 г. Д. 120.
-
Крестьянское движение в России в 1837 - мае 1861 гг. М., 1963.
-
Государственный архив Тамбовской области. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1612.
-
Государственный архив Орловской области. Ф. 580. Оп. 1. Т. 2. Д. 1608.
-
Фурсов В.Н. Классовая борьба в деревне центрально-черноземных губерний пореформенной России. Воронеж, 1991.
-
Фурсов В.Н. Протест крестьян центрально-черноземных губерний в ответ на реформу 1861 года // История: факты и символы. 2017. № 3 (12). EDN: ZITGXX
-
Фурсов В.Н. Черноземная деревня в первые месяцы проведения в жизнь реформы 1861 года // Тамбовское крестьянство: от капитализма к социализму (вторая половина XIX - начало XX вв.): сборник научных статей. Вып. 1. Тамбов, 2000.
-
Перепелицын И.А., Фурсов В.Н. Эволюция социальной психологии крестьянства Центрального Черноземья в пореформенный период // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. № 1. С. 120-130. DOI: 10.47438/2309-7078_2023_1_120 EDN: WJCIHC
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье сделана попытка доказать необходимость преподавания иностранным слушателям довузовского этапа подготовки вузов системы МВД России, наряду с аспектом общего владения русским языком как иностранным языком и аспектом научного стиля речи, особого лексико-грамматического контента, без владения которым затруднительна качественная языковая подготовка будущих первокурсников-иностранцев. Цель публикации - проанализировать лексические единицы этого контента, имеющие наиболее высокую частотность в речи курсантов. На сегодняшний день работ, посвящённых обозначенной теме, нет.
Ассоциативный эксперимент является одним из наиболее эффективных психолингвистических методов моделирования значения слова в индивидуальном языковом сознании. В связи с трудоемкостью проведения ассоциативных экспериментов и важностью полученных эмпирических данных для решения различных лингвистических задач, а следовательно, для широкого круга исследователей особую значимость представляют общедоступные корпусы, содержащие результаты подобных экспериментов. Отечественными и зарубежными исследователями созданы и поддерживаются ряд подобных ресурсов, однако они, как правило, не содержат информации об индивидуальном ассоциативном поведении, а также результаты лингвистического аннотирования. В настоящей статье представлено описание созданной в ВГПУ при поддержке гранта РНФ и не имеющей аналогов в мировой лингвистике базы данных ассоциаций, содержащей метаданные разных видов, процесс и результаты аннотирования ассоциативных данных по типам отношений «стимул - реакция» по разработанной авторами классификации, а также сведения о взаимосвязи различных типов метаданных.
Настоящая статья посвящена описанию лексики актуальной в настоящее время сферы модной индустрии, которая представляет собой совокупность словесных знаков, номинирующих модные объекты одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии, косметики и др., а также бизнес- и производственные процессы их создания и реализации. Комплексный анализ лексики модной индустрии, проведенный на материале статей модных журналов и данных интернет-источников, до настоящего времени не получил отражения в научной лингвистической литературе, что свидетельствует о новизне предмета исследования и, несомненно, имеет важное значение для понимания способов пополнения словарного состава русского языка и векторов его развития. К основным особенностям исследуемой лексической подсистемы можно отнести большой процент заимствований, графическую подвижность, проницаемость границ и открытость. Делается вывод о том, что данные особенности обусловлены как самой спецификой моды как явления международного, открытого, изменчивого, так и масштабными изменениями во всем мире, как-то: глобализацией, влиянием технического прогресса и социальных сетей и изменениями ритма жизни в целом.
В публикации рассматривается вопрос необходимости включать в учебный материал по русскому языку как иностранному языку, предназначенный для иностранных слушателей, в том числе довузовского этапа обучения, лексические единицы, представляющие собой слова и выражения, относящиеся к курсантскому жаргону. Впервые анализируются некоторые лексические особенности курсантского жаргона, используемого в системе МВД России, и определяются пути его пополнения. Излагаются принципы подготовки специальных учебных материалов, включающих жаргонные лексические единицы, для иностранных слушателей Воронежского института МВД. Новизна работы определяется самим предметом исследования, а ее актуальность - ориентированностью на решение дискуссионных методических проблем отбора лексического материала для обучения русскому языку иностранных слушателей специальных вузов.
Статья посвящена анализу особенностей представления в слоганах русскоязычной и немецкоязычной рекламы интернациональных и национальных черт. Актуальность исследования обусловлена особым подходом к рассмотрению способов репрезентации в слоганах, ориентированных на носителей разных языков, универсальных и национально-маркированных особенностей в структурном, ассоциативном, психолингвистическом и собственно языковом аспектах. Впервые в работе предложен комплексный подход к анализу семантико-грамматических и лексико-стилистических приемов, используемых в качестве маркетингового решения в российской и немецкой рекламе. В статье отмечается, что общими чертами современной рекламы (в том числе интернациональной) является ее личностно-ориентированный характер, диалогичность, яркость и необычность, реализуемая типовыми способами создания экспрессивности. В то же время реклама России и Германии демонстрирует национальное своеобразие, обусловленное стереотипами поведения и восприятия двух народов и находящее отражение в использовании национально-маркированных элементов разных уровней.
Восточно-Карпатская наступательная операция войск 1-го и 4-го Украинского фронтов была проведена с 8 сентября по 28 октября 1944 г. в целях разгрома германских войск в Восточных Карпатах и оказания помощи Словацкому национальному восстанию. Учитывая сложный характер местности и сильную оборону противника, крайне затруднявшие маневр силами и средствами, командование фронтов и армий самое пристальное внимание уделяло подготовке войск к действиям в специфических условиях, их всестороннему обеспечению.
В статье рассматриваются изменения во взаимоотношениях Германии с Румынией и Японией после победы Красной армии под Сталинградом. 3-я и 4-я румынские армии были разбиты в ноябрьских боях 1942 г., что предопределило в дальнейшем переход Румынии на сторону стран антигитлеровской коалиции. Командование Квантунской армии реализацию плана нападения на советское Приморье с широким использованием химического и бактериологического оружия в связи с поражением Германии и ее союзников и сателлитов на Волге вновь было вынуждено отложить.
В статье предпринята попытка формирования на основе выборки из 372 наградных листов военнослужащих социально-психологического портрета бойца Красной армии, защищавшего Родину в первые дни войны с фашистской Германией и проявившего героизм и отвагу. Дана краткая характеристика советской наградной системы в 1941 г., а также наградного листа как исторического источника. Обозначены основные проявления воинского героизма, отмечавшегося орденами и медалями, социальный состав награжденных солдат и офицеров.
Работа посвящена исследованию объектов, субъектов и форм хищения государственного имущества на территории Центрального Черноземья. В работе выясняются причины, характер и объёмы совершавшихся хищений. Авторы исходят из необходимости рассмотрения хищений государственного имущества во взаимосвязи с другими экономическими преступлениями, а также определения реакции государства на совершавшиеся преступления. При подготовке исследования были использованы архивные материалы, находящиеся на хранении в государственных архивах Воронежа, Липецка и Тамбова. Имущественные преступления, включая хищения государственного имущества, с усилением государственного контроля за экономикой обрели свою специфику, связанную со значительным усилением роли государственных служащих в сфере распределения различных продуктов. Деструктивное влияние на организацию контроля за сохранностью государственного имущества и законностью его распределения оказала слабость правоохранительных органов, объективно не справлявшихся с большим объёмом работ. Объекты преступных посягательств зависели от особенностей экономической ситуации в регионе.
В статье на примере Юго-Восточной железной дороги освещен опыт организации специализированного снабжения сотрудников предметами первой необходимости. На основе впервые вводимых в научных оборот документов, выявленных автором в Российском государственном архиве экономики и Государственном архиве Воронежской области, в статье рассмотрена административно-распорядительная деятельность Управления рабочего снабжения Юго-Восточной железной дороги по руководству и контролю за работой подведомственных учреждений, а также определена роль этих органов в своевременном обеспечении железнодорожников продовольственными и промышленными товарами. Дается оценка значимости своевременного обеспечения железнодорожников качественной хлебобулочной продукцией. Проанализирована актуальная для советской торговли проблема сохранности товароматериальных ценностей. Освещены проблемы кадрового обеспечения в отделах рабочего снабжения отделений железной дороги. В работе отмечается неподготовленность многих торговых предприятий к работе в зимних условиях.
В статье анализируется деятельность С.И. Елагина по созданию из собранных архивных материалов научных трудов по истории российского военно-морского флота. Рассматриваются возникшие проблемы при написании учёным монографии по истории Азовского флота, существовавшего в правление Петра I. Приводится изучение исследователем документов по Балтийскому периоду истории русского флота (1702-1725) и создания на их основе сборников материалов. Впервые в исторической науке используются архивные рукописи С.И. Елагина для неизданной монографии по истории Балтийского флота. Изучается вопрос финансирования научной деятельности С.И. Елагина и его помощников по созданию трудов по военно-морской истории из государственной казны и покровительство историку со стороны великого князя Константина Николаевича. Наконец, рассматривается деятельность исследователя, связанная с анализом истории Гвардейского морского экипажа, созданием краткого курса по военно-морской истории для Морского училища и составлением надписей к картинам с военно-морскими сражениями в Императорских резиденциях.
В статье рассматриваются семейно-брачные отношения рядовых и унтер-офицеров русской регулярной армии в период «дворцовых переворотов». На основе анализа широкого круга источников выявлены трудности нижних чинов русской регулярной армии в деле создания полноценной семьи или поддержания контактов с ней после призыва на военную службу. Установлено, что большинство нижних чинов армии не вступало в брак во время службы, а жены и дети призванных на военную службу не имели о них никаких сведений. Отмечается отношение к солдатским детям как к гарантированному резерву для пополнения армии, вследствие чего сыновья большинства солдат подлежали первоочередному призыву. Авторами делается вывод о негативном влиянии реалий семейной жизни военнослужащих не только на их морально-психологическое состояние, но и на престиж военной службы в целом.
В статье дан анализ историографии, посвященной противостоянию Шейх-Ахмеда и Менгли-Гирея на Тихой Сосне в 1501 г. Представлены памятники дипломатических сношений России с иностранными державами, труды современных, советских и дореволюционных исследователей, которые рассматривали данное событие. При подготовке работы был применен метод сравнительного анализа мнений историков, касающихся «Стояния на Тихой Сосне».
В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с разделением Русской православной церкви на московскую и киевскую митрополии. Акцент делается на влиянии автокефалии Русской православной церкви на взаимоотношения с Московским государством в XV в. Особое внимание уделяется роли выдающихся священнослужителей этого периода в процессах централизации власти великих князей и объединении русских земель вокруг Москвы.
Топонимика, а в ее рамках гидронимия, являются важнейшим инструментом познания исторического прошлого посредством расшифровки топонимов (гидронимов), дающих информацию об этносах, населявших край в древности. На этом пути существует немало трудностей, преодоление которых должно осуществляться при помощи комплексного подхода - использования достижений истории, географии и лингвистики. В последнее время усилился интерес к гидронимам Воронежского края. Он связан с пересмотром устоявшихся взглядов на этимологию ряда гидронимов в сторону поиска славяно-русских этимологий вместо устоявшихся ираноязычных, финно-угорских, тюркских соответствий. Действительно, ряд типично русских слов в названиях гидронимов неоправданно относился исследователями к иноязычным основам (Воронеж, Усмань, Тишанка и др.), и такой пересмотр оправдан и необходим. Вместе с тем, эта работа не должна приводить к излишне категоричным суждениям в сторону непременно славяно-русского соотнесения этимологии гидронима, в особенности там, где этимология гидронима является спорной и славяно-русские соответствия вовсе не очевидны. В качестве примера рассмотрены гидронимы Воронежского края - Хава, Хопер, Карачан.
В статье проанализировано развитие ситуации в воронежской археологии на протяжении 1960-х гг. Показано, что в это время формировались основные направления исследовательского поиска ведущих воронежских археологов из числа учеников А.Н. Москаленко - А.Д. Пряхина, А.Т. Синюка, А.З. Винникова. Тогда же начинает формироваться целостное представление о древнейших исторических этапах в развитии донского региона. Признание возросшего научного потенциала представителей воронежской археологии выразилось в организации совместной экспедиции Института археологии АН СССР и ВГУ на рубеже 1960-1970-х гг. В последующие годы воронежские ученые вышли на лидерские позиции в исследовании Центрально-Черноземного края, сочетая новостроечные работы с изысканиями в русле уже сформировавшихся научных интересов, охватывающих широкий спектр проблем от эпохи неолита до средневековья. Доказано, что в 1960-е гг. в рамках советской исторической науки были заложены основы региональной археологии, организующим началом которой выступает воронежская.
Работа посвящена анализу одной из важнейших отраслей хозяйства среднедонского населения скифского времени - черной металлургии. В лесостепном Подонье известны производственные комплексы и орудия труда, задействованные в металлургическом цикле и металлообработке. Имеются находки бракованных изделий, отходов производства и заготовок различных вещей, что красноречиво свидетельствует о наличии местного металлургического и металлообрабатывающего производства. В результате проведенных исследований девяти железных предметов удалось выяснить, что изготавливались они из таких минералов, как гематит, магнетит и гётит. Плавка осуществлялась в сыродутных горнах. Полученное железо было низкоуглеродистым. Формирование изделий происходило при помощи кузнечной ковки. Вероятно, местные мастера были знакомы с такими приемами, как цементация и кузнечная сварка, но, в целом, технологии, применявшиеся в процессе производства, были несовершенны, что приводило к поломке железных изделий.
Статья посвящена актуальным вопросам гуманизации музыкального воспитания баяниста в высшем учебном заведении. Выявлены основные проблемы, формы реализации гуманизации музыкального воспитания в вузе, а также подходы к реализации гуманизации музыкального воспитания баяниста в процессе обучения в вузе. Подведены итоги в области достижений гуманизации музыкального воспитания баянистов в процессе обучения в вузе, выявлены некоторые перспективы.
В статье исследуются некоторые аспекты развития актуального для современного общества феномена креативного стиля мышления. Уточняется понятие «развитие креативного стиля мышления студента-музыканта», подчеркивается значимость выбора как общепедагогических, так и специальных методов достижения готовности обучающегося к творческой деятельности. В результате исследования научных работ ряда учёных (Э.Б. Абдуллин, Ю.К. Бабанский, Л.В. Горюнова, А.С. Петелин, Е.А. Петелина и др.) сформулировался вывод о том, что внедрение в образовательный процесс вуза таких методов, как: словесные, наглядные, практические, проблемного обучения, примера, создания художественного контекста, определения взаимообусловленности художественного и технического на интонационно-образной основе и др., во многом способствует активизации дивергентного и конвергентного видов мышления студента-музыканта, улучшает его волевые, эстетические, этические, коммуникативные и другие качества и способности и, как следствие, обеспечивает расширение креативных возможностей субъекта творчества.
Формирование навыков работы с различными текстами - важная составляющая обучения русскому как иностранному. В статье рассматриваются исследовательские подходы к такому понятию как текст-инструкция, описывается его интерпретация в рамках различных лингвистических направлений, доказывается актуальность изучения текстов инструктивного типа в военных вузах. Обосновываются преимущества дидактического подхода к инструкции как к функционально-смысловому типу речи. Предлагается методическая разработка практического занятия, подготовленная для иностранных военнослужащих, владеющих русским языком на уровне, близком к В2. Разработанная система заданий позволяет дать общее представление об инструкциях и их жанровом многообразии, а также сформировать ряд профессионально ориентированных собственно речевых и коммуникативных навыков у обучаемого контингента с опорой на речевые компетенции, полученные в ходе изучения остальных функционально-семантических типов.
В настоящее время большую актуальность приобрело формирование исследовательских умений у будущих учителей начальных классов. Развитие у студентов исследовательских умений позволяет им эффективно собирать и анализировать информацию и научные данные, принимать обоснованные решения и приобретать новые знания. Исследовательские умения включают в себя разбиение сложных проблем на более мелкие компоненты, анализ данных и формулирование значимых идей. Аналитическое мышление помогает студентам подходить к исследовательским проблемам систематически и новаторски. Развитие исследовательских умений у студентов имеет решающее значение для их академических и профессиональных успехов. Эти умения включают управление временем, выбор надежных и ценных источников, правильную идентификацию, диагностику, планирование исследования, критическое, аналитическое мышление, информационную грамотность. Формирование исследовательских умений у будущих учителей, в том числе учителей начальных классов (в современной научной литературе чаще используются понятия компетенции и компетентность), прежде всего, требует ответа на вопрос, в чем содержание и сущность рассматриваемой концепции. Умения и компетенции - это два связанных, но разных понятия, которые используются взаимозаменяемо. И умения, и компетенции относятся к способности человека выполнять задачи или достигать результатов в определенном контексте или обстановке. Оба приобретаются посредством обучения, усвоения, применения и опыта. Успех будущих учителей начальных классов на педагогическом поприще зависит от уровня их умений и компетенций. Целенаправленные умения также являются измеримыми способностями. Компетенция - это качественно иной уровень знаний и умений. Компетентность является характерной особенностью каждого человека. Эффективность и продуктивность труда людей связаны с их компетентностью. Таким образом, термин «компетенция» означает характеристики человека, а термин «компетентность» означает то, чем должен обладать человек (способности, умения, полномочия и т.д.). Компетентность - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях и умениях, приобретенных посредством обучения. В данной статье проблему компетентности рассматривают также как способность найти и обнаружить соответствующую процедуру (знание и действие).
В статье представлен обзор особенностей и проблем преподавания русской литературы иностранным студентам. Преподавание иностранным студентам в целом осложняется тем, что они не владеют русским языком. Освоение любого языка не огранивается знанием слов, правил построения предложений. Язык познается через культуру, историю, философию и, конечно, через литературу. В русской литературе отображается все многообразие и богатство русского языка. Но преподавание русской литературы имеет ряд сложностей, которые проанализированы в рамках данного теоретического исследования. Русская литература очень обширна и охватывает литературные произведения, начиная с образования Древнерусского государства и до современного этапа развития литературы. Во многом сложности и связаны именно с большим объемом материала, который необходимо освоит в условиях ограничения времени. Преподаватель русской литературы находится в очень сложных условиях, и именно преподаватель должен заниматься поиском новых механизмов и методов преподавания русской литературы иностранным студентам на таком уровне, чтобы они усвоили материал, язык и понимали суть литературных произведений. Существует несколько факторов, оказывающих влияние на процесс преподавания русской литературы иностранным учащимся, которые необходимо анализировать и учитывать при построении педагогического процесса. Находясь в таких условиях, работа преподавателя должна быть многоаспектной, и он должен учитывать особенности иностранных студентов.
В данной статье рассматривается актуальность создания и использования электронного учебного курса для преподавания иностранного языка (английского) в неязыковом вузе. Сравниваются электронный учебник и электронный учебный курс. В статье рассказывается о разработанном на кафедре иностранных языков ВГУИТ электронном учебном курсе для студентов очной формы обучения, об этапах работы над курсом и его структуре. Электронный учебный курс размещен в электронной образовательной среде «Moodle», его можно использовать в качестве дополнительного учебного материала, а также для самоконтроля или в качестве формы контроля со стороны преподавателя. В статье детально представлено наполнение электронного курса, примеры заданий, а также распределение грамматического материала по тематическим блокам-модулям. Указываются перспективы использования электронного учебного курса.
В современный период развитие ИКТ является одним из важных показателей интеллектуального и научного потенциала каждой страны. Необходимость этого процесса еще больше ощущается в нынешнюю эпоху глобализации. Динамичное развитие и распространение технологий создает большие возможности для развития человечества. На сегодняшний день создание информационного общества и высокотехнологичной национальной экономики, способной конкурировать со странами мира, стало основным направлением государственной политики многих стран. В этих странах сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) выступает ведущим фактором развития. Данная сфера активно влияет на политическую, экономическую и социальную деятельность государств и обеспечивает формирование общественных отношений. Как построить систему образования в информационном обществе, какие технологии и как их использовать для развития образования - в настоящее время один из главных вопросов. Государственная стратегия по применению информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе направлена на обеспечение свободного доступа обучающихся к информационным технологиям в образовательных учреждениях (школах и вузах) и дома, а также достижение других целей, связанных с образованием. Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с реформированием системы образования, является совершенствование управления образованием с применением ИКТ. Вместе с тем, улучшение нормативной правовой базы, регулирующей деятельность органов местного самоуправления и государственных органов в сфере применения ИКТ в образовании, разработка и доработка системы электронных баз данных, необходимой для эффективного управления в сфере образования, и характеристика состояния этой области требуют особого внимания. Также одной из приоритетных задач на перспективу является обеспечение системы образования страны педагогическими и административными кадрами, обладающими высокими знаниями и умениями в сфере ИКТ.
В статье обсуждается проблема необходимости изучения обучающимися по программе магистратуры «Преподавание иностранных языков» в направлении «Педагогическое образование» аутентичных материалов в виде художественных литературных текстов и киноматериалов как части содержательной подготовки будущих учителей иностранных языков. Освоение представленного в статье жанрового разнообразия данных материалов, а также современных методик работы с ними в процессе осуществления профессиональной педагогической деятельности с различными категориями обучающихся позволит восполнить имеющийся пробел в подготовке студентов указанной магистратуры. Кроме того, некоторые из материалов дают студентам возможность еще более развить необходимые компетенции в части своего профессионального видения и кругозора и пополнить приобретаемый педагогический опыт.
В статье обоснована актуальность применения проектной деятельности в процессе профессионально-личностного становления будущего учителя, её влияние на проявление творческого потенциала личности. Представлены результаты опроса студентов второго курса психолого-педагогического факультета профиля «Начальное образование» о понимании сущности и предпочтениях применения проектной деятельности в ходе преподавания дисциплин педагогического цикла. Предлагается примерное содержание заданий, необходимых для обучения студентов основам проектной деятельности.
Статья посвящена проблеме профессионального воспитания будущего педагога. Представлены подходы к рассмотрению понятия «профессиональное воспитание». Содержание профессионального воспитания представлено в виде четырех компонентов: деятельностно-практического, рефлексивно-творческого, эмоционально-ценностного и регулирующего. Выявлены инструменты профессионального воспитания будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности.
В статье рассматривается термин «игра» применительно к процессу образования в рамках изучения иностранного языка. Акцент сделан на подвижные игры как, на наш взгляд, наиболее привлекательные для школьников. Представлены некоторые приёмы для проведения подвижных игр. Даны рекомендации организаторам игр и пример игры со школьниками, изучающими французский язык как иностранный.
В статье рассматриваются особенности коммуникативной сферы школьников, занимающихся музыкой. Коммуникация раскрывается как источник вхождения личности в социум, проявляющаяся в индивидуальном творчестве и в процессе взаимодействия с другими людьми. Поскольку музыка предоставляет уникальную возможность для пополнения литературных, культурных и исторических знаний детей и определяет способы социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков в музыкальной деятельности, помогает учащимся освоить умения общаться со сверстниками и взрослыми. При этом создаются условия для развития эмоциональной сферы личности, что позволяет активно включаться в творческий процесс; школьники учатся понимать друг друга, высказывать своё мнение и поддерживать друг друга, анализируя информацию и выслушивая всех. В процессе исследования была использована методика Т.Ю. Андрущенко «Мой круг общения» и результаты показали, что школьники, занимающиеся музыкой, владеют коммуникативными навыками и успешно адаптируются в разных социальных группах.
В статье рассматривается проблема формирования творческого воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автором ставится проблема использования произведений фольклора в формировании творческого воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. В статье рассматриваются ведущие методические пути и средства построения педагогического эксперимента, приводится анализ экспериментальных данных, описывается формирующий этап эксперимента, представлены данные сравнительного анализа, сформулирован вывод. Автор обосновывает выбор средств использования фольклора для формирования творческого воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и экспериментально доказывает их эффективность.
В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки студентов-переводчиков. Предлагаются виды деятельности на занятиях по иностранному языку, направленные на развитие предпереводческих компетенций и обеспечивающие формирование личности профессионального переводчика.
Статья посвящена одному из аспектов здоровьесберегающей педагогики - комфортной здоровьесберегающей среде. Автором определена сущность данного феномена и обоснованы организационно-педагогические условия, реализация которых будет способствовать преобразованию образовательной среды учебного учреждения в комфортную и здоровьесберегающую. В статье представлен анализ структуры организационно-педагогического условия и раскрыт его преобразовательный потенциал.
Статья посвящена проблеме использования мультимедиатехнологий в географическом образовании школьников. Предметом изучения являются мультимедийные путеводители. Основное внимание уделяется выявлению методических возможностей применения учителем подобных путеводителей в урочной и во внеурочной работе по географии и краеведению. Раскрыт опыт автора по проектированию и созданию мультимедийного путеводителя на примере одного из муниципальных районов Воронежской области.
Статья посвящена актуальности и значимости изучения региональной истории на примере Воронежской области в школьном курсе истории РФ. Рассматривается роль региональной истории в формировании исторического сознания учащихся, а также потенциальное влияние включения тем региональной истории в базовую школьную программу по истории. Обсуждается важность краеведения в школьном образовании, и предложены рекомендации по улучшению текущей ситуации с изучением региональной истории в школьном образовании России.
В статье рассматриваются вопросы просвещения родительского сообщества в области образовательного процесса в современных условиях в рамках реализации концепции помощи родителям на базе воронежского государственного педагогического университета. На основе созданного на базе ВГПУ «Центра родительской компетентности», оказывающего услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям детей), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, был проведен обзор и анализ запросов родителей, обращающихся с вопросами о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка; организации образовательного процесса; межличностной коммуникации; о трудностях во взаимоотношениях между родителями и детьми; компьютерной зависимости, оптимального времени взаимодействия ребенка с гаджетом и социальными сетями; сопровождении развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью; профессиональном самоопределении школьников; развитии, обучении и воспитании детей и подростков и т.д.
В статье поднимается проблема гражданского самоопределения будущих и начинающих педагогов, являющегося необходимым условием развития отечественных воспитательных практик, воспитания гражданственности. Сложность решения данной проблемы в современных социокультурных условиях обусловила необходимость определения концептуальных основ социально-педагогического сопровождения молодых людей, в числе которых: а) социально-гражданский контекст в понимании гражданского самоопределения; б) реализация идеи подчиненности гражданского становления личности целостному личностному развитию; в) выращивание гражданственности личности через преемственность реализации гражданской позиции в сменяющихся референтных группах; г) обеспечение полноценной гражданской вовлеченности и включенности будущих и начинающих педагогов в социально-значимые практики; д) направленность социально-педагогического сопровождения на решение задач содействия беспроблемному гражданскому самоопределению и поддержки в ситуациях затруднений в гражданском самоопределении.
Издательство
- Издательство
- ВГПУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394043, Воронежская область, город Воронеж, ул. Ленина, д.86
- Юр. адрес
- 394043, Воронежская область, город Воронеж, ул. Ленина, д.86
- ФИО
- Филоненко Сергей Иванович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (473) 2545643