МЕЖДУ БЕРЛИНОМ, БУХАРЕСТОМ И ТОКИО - СТАЛИНГРАД. БИТВА НА ВОЛГЕ КАК РУБЕЖ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГЕРМАНИИ С СОЮЗНИКАМИ И САТЕЛЛИТАМИ (2024)
В статье рассматриваются изменения во взаимоотношениях Германии с Румынией и Японией после победы Красной армии под Сталинградом. 3-я и 4-я румынские армии были разбиты в ноябрьских боях 1942 г., что предопределило в дальнейшем переход Румынии на сторону стран антигитлеровской коалиции. Командование Квантунской армии реализацию плана нападения на советское Приморье с широким использованием химического и бактериологического оружия в связи с поражением Германии и ее союзников и сателлитов на Волге вновь было вынуждено отложить.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
- Префикс DOI
- 10.47438/2309-7078_2024_1_179
- eLIBRARY ID
- 65593889
Введение
25 ноября 1936 г. состоялось подписание Антикоминтерновского пакта между Германией и Японией. Через год к пакту присоединилась Италия, в феврале 1939 г. – Венгрия и марионеточное государство милитаристской Японии «Маньчжоу-Го». В марте того же года – Испания, в 1941 г. – Болгария, Финляндия, Румыния, Дания, Словакия и Хорватия. Но, после победы советских войск под Сталинградом, союзникам и сателлитам Германии стало ясно: в войне наступил перелом, и он явно не в пользу рейха. Коалиция, которая создавалась усилиями лидеров Третьего рейха, стала трещать по швам.
Результаты
Наступательная операция советских войск под Сталинградом, начавшаяся 19 ноября 1942 г., произвела колоссальное впечатление на румынских солдат и офицеров, находившихся на острие удара, и, вместе с тем, выявила противоречия, накопившиеся к осени 1942 г. между немцами и румынами, как на уровне высшего армейского руководства, так и между солдатами и офицерами – участниками боев на Волге. Подтверждение данному тезису – в переписке Й. Антонеску с Э. фон Манштейном, а также в допросах румынских военнопленных, хранящихся в фондах Центрального архива Министерства обороны РФ (далее – ЦАМО РФ).
Список литературы
-
Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 7867. Оп. 1. Д. 275.
-
Кошкин А.А. “Кантокуэн” - “Барбаросса” по-японски. Почему Япония не напала на СССР. М., 2011. 384 с. EDN: QPSOMJ
-
Паротькин И.В. История Второй мировой войны. 1939-1945: [в 12 т.]. Т. 6. М.: Воениздат, 1975.
-
Русско-китайские отношения в XX веке: Материалы и документы. Т. IV. Советско-китайские отношения. 1937-1945. Кн. 2. 1945. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 869 с.
-
Центральный архив Министерства обороны РФ (далее - ЦАМО РФ). Ф. 32. Оп. 11306. Д. 194.
-
ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп. 11306. Д. 297.
-
ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп. 11306. Д. 380.
-
ЦАМО РФ. Ф. 500. Оп. 12462.
-
ЦАМО РФ. Ф. 66. Оп. 178499. Д. 3.
-
山本有造.大東亜共栄圏 経済史研究. 名古屋大学出版会, 2011. 120頁.
-
服部 聡.松岡洋右と日米開戦: 大衆政治家の功と罪. 出版社 吉川弘文館, 2020. 222頁.
-
石田勇治. ヒトラーとナチ・ドイツ. 講談社 "講談社現代新書" 2015. 320頁.
-
関東軍 (対ソ戦備・ノモンハン事件) "戦史叢書".防衛庁防衛研修所戦史室 編 、朝雲新聞社, 1969. 751 図版.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье сделана попытка доказать необходимость преподавания иностранным слушателям довузовского этапа подготовки вузов системы МВД России, наряду с аспектом общего владения русским языком как иностранным языком и аспектом научного стиля речи, особого лексико-грамматического контента, без владения которым затруднительна качественная языковая подготовка будущих первокурсников-иностранцев. Цель публикации - проанализировать лексические единицы этого контента, имеющие наиболее высокую частотность в речи курсантов. На сегодняшний день работ, посвящённых обозначенной теме, нет.
Ассоциативный эксперимент является одним из наиболее эффективных психолингвистических методов моделирования значения слова в индивидуальном языковом сознании. В связи с трудоемкостью проведения ассоциативных экспериментов и важностью полученных эмпирических данных для решения различных лингвистических задач, а следовательно, для широкого круга исследователей особую значимость представляют общедоступные корпусы, содержащие результаты подобных экспериментов. Отечественными и зарубежными исследователями созданы и поддерживаются ряд подобных ресурсов, однако они, как правило, не содержат информации об индивидуальном ассоциативном поведении, а также результаты лингвистического аннотирования. В настоящей статье представлено описание созданной в ВГПУ при поддержке гранта РНФ и не имеющей аналогов в мировой лингвистике базы данных ассоциаций, содержащей метаданные разных видов, процесс и результаты аннотирования ассоциативных данных по типам отношений «стимул - реакция» по разработанной авторами классификации, а также сведения о взаимосвязи различных типов метаданных.
Настоящая статья посвящена описанию лексики актуальной в настоящее время сферы модной индустрии, которая представляет собой совокупность словесных знаков, номинирующих модные объекты одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии, косметики и др., а также бизнес- и производственные процессы их создания и реализации. Комплексный анализ лексики модной индустрии, проведенный на материале статей модных журналов и данных интернет-источников, до настоящего времени не получил отражения в научной лингвистической литературе, что свидетельствует о новизне предмета исследования и, несомненно, имеет важное значение для понимания способов пополнения словарного состава русского языка и векторов его развития. К основным особенностям исследуемой лексической подсистемы можно отнести большой процент заимствований, графическую подвижность, проницаемость границ и открытость. Делается вывод о том, что данные особенности обусловлены как самой спецификой моды как явления международного, открытого, изменчивого, так и масштабными изменениями во всем мире, как-то: глобализацией, влиянием технического прогресса и социальных сетей и изменениями ритма жизни в целом.
В публикации рассматривается вопрос необходимости включать в учебный материал по русскому языку как иностранному языку, предназначенный для иностранных слушателей, в том числе довузовского этапа обучения, лексические единицы, представляющие собой слова и выражения, относящиеся к курсантскому жаргону. Впервые анализируются некоторые лексические особенности курсантского жаргона, используемого в системе МВД России, и определяются пути его пополнения. Излагаются принципы подготовки специальных учебных материалов, включающих жаргонные лексические единицы, для иностранных слушателей Воронежского института МВД. Новизна работы определяется самим предметом исследования, а ее актуальность - ориентированностью на решение дискуссионных методических проблем отбора лексического материала для обучения русскому языку иностранных слушателей специальных вузов.
Статья посвящена анализу особенностей представления в слоганах русскоязычной и немецкоязычной рекламы интернациональных и национальных черт. Актуальность исследования обусловлена особым подходом к рассмотрению способов репрезентации в слоганах, ориентированных на носителей разных языков, универсальных и национально-маркированных особенностей в структурном, ассоциативном, психолингвистическом и собственно языковом аспектах. Впервые в работе предложен комплексный подход к анализу семантико-грамматических и лексико-стилистических приемов, используемых в качестве маркетингового решения в российской и немецкой рекламе. В статье отмечается, что общими чертами современной рекламы (в том числе интернациональной) является ее личностно-ориентированный характер, диалогичность, яркость и необычность, реализуемая типовыми способами создания экспрессивности. В то же время реклама России и Германии демонстрирует национальное своеобразие, обусловленное стереотипами поведения и восприятия двух народов и находящее отражение в использовании национально-маркированных элементов разных уровней.
Восточно-Карпатская наступательная операция войск 1-го и 4-го Украинского фронтов была проведена с 8 сентября по 28 октября 1944 г. в целях разгрома германских войск в Восточных Карпатах и оказания помощи Словацкому национальному восстанию. Учитывая сложный характер местности и сильную оборону противника, крайне затруднявшие маневр силами и средствами, командование фронтов и армий самое пристальное внимание уделяло подготовке войск к действиям в специфических условиях, их всестороннему обеспечению.
В статье предпринята попытка формирования на основе выборки из 372 наградных листов военнослужащих социально-психологического портрета бойца Красной армии, защищавшего Родину в первые дни войны с фашистской Германией и проявившего героизм и отвагу. Дана краткая характеристика советской наградной системы в 1941 г., а также наградного листа как исторического источника. Обозначены основные проявления воинского героизма, отмечавшегося орденами и медалями, социальный состав награжденных солдат и офицеров.
Работа посвящена исследованию объектов, субъектов и форм хищения государственного имущества на территории Центрального Черноземья. В работе выясняются причины, характер и объёмы совершавшихся хищений. Авторы исходят из необходимости рассмотрения хищений государственного имущества во взаимосвязи с другими экономическими преступлениями, а также определения реакции государства на совершавшиеся преступления. При подготовке исследования были использованы архивные материалы, находящиеся на хранении в государственных архивах Воронежа, Липецка и Тамбова. Имущественные преступления, включая хищения государственного имущества, с усилением государственного контроля за экономикой обрели свою специфику, связанную со значительным усилением роли государственных служащих в сфере распределения различных продуктов. Деструктивное влияние на организацию контроля за сохранностью государственного имущества и законностью его распределения оказала слабость правоохранительных органов, объективно не справлявшихся с большим объёмом работ. Объекты преступных посягательств зависели от особенностей экономической ситуации в регионе.
В статье на примере Юго-Восточной железной дороги освещен опыт организации специализированного снабжения сотрудников предметами первой необходимости. На основе впервые вводимых в научных оборот документов, выявленных автором в Российском государственном архиве экономики и Государственном архиве Воронежской области, в статье рассмотрена административно-распорядительная деятельность Управления рабочего снабжения Юго-Восточной железной дороги по руководству и контролю за работой подведомственных учреждений, а также определена роль этих органов в своевременном обеспечении железнодорожников продовольственными и промышленными товарами. Дается оценка значимости своевременного обеспечения железнодорожников качественной хлебобулочной продукцией. Проанализирована актуальная для советской торговли проблема сохранности товароматериальных ценностей. Освещены проблемы кадрового обеспечения в отделах рабочего снабжения отделений железной дороги. В работе отмечается неподготовленность многих торговых предприятий к работе в зимних условиях.
В статье анализируется деятельность С.И. Елагина по созданию из собранных архивных материалов научных трудов по истории российского военно-морского флота. Рассматриваются возникшие проблемы при написании учёным монографии по истории Азовского флота, существовавшего в правление Петра I. Приводится изучение исследователем документов по Балтийскому периоду истории русского флота (1702-1725) и создания на их основе сборников материалов. Впервые в исторической науке используются архивные рукописи С.И. Елагина для неизданной монографии по истории Балтийского флота. Изучается вопрос финансирования научной деятельности С.И. Елагина и его помощников по созданию трудов по военно-морской истории из государственной казны и покровительство историку со стороны великого князя Константина Николаевича. Наконец, рассматривается деятельность исследователя, связанная с анализом истории Гвардейского морского экипажа, созданием краткого курса по военно-морской истории для Морского училища и составлением надписей к картинам с военно-морскими сражениями в Императорских резиденциях.
В статье рассматриваются отношения и действия властей и крестьянства в период объявления отмены крепостного права. Опасаясь социального взрыва в ответ на предложенные условия аграрной реформы, власти предприняли ряд предупредительных мер, направленных на минимизацию недовольства крестьян и скорейшее подавление их возможных выступлений. Преобладающей реакцией со стороны крестьян стало доминирование чувства обманутых надежд, разочарование, ожидание скорого получения «настоящей» воли. На этом фоне в различных местах Центрального Черноземья вспыхивали протестные выступления, потребовавшие от правительства и местных властей проведения не только разъяснительных и пропагандистских мероприятий, но и использования жесткого силового подавления.
В статье рассматриваются семейно-брачные отношения рядовых и унтер-офицеров русской регулярной армии в период «дворцовых переворотов». На основе анализа широкого круга источников выявлены трудности нижних чинов русской регулярной армии в деле создания полноценной семьи или поддержания контактов с ней после призыва на военную службу. Установлено, что большинство нижних чинов армии не вступало в брак во время службы, а жены и дети призванных на военную службу не имели о них никаких сведений. Отмечается отношение к солдатским детям как к гарантированному резерву для пополнения армии, вследствие чего сыновья большинства солдат подлежали первоочередному призыву. Авторами делается вывод о негативном влиянии реалий семейной жизни военнослужащих не только на их морально-психологическое состояние, но и на престиж военной службы в целом.
В статье дан анализ историографии, посвященной противостоянию Шейх-Ахмеда и Менгли-Гирея на Тихой Сосне в 1501 г. Представлены памятники дипломатических сношений России с иностранными державами, труды современных, советских и дореволюционных исследователей, которые рассматривали данное событие. При подготовке работы был применен метод сравнительного анализа мнений историков, касающихся «Стояния на Тихой Сосне».
В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с разделением Русской православной церкви на московскую и киевскую митрополии. Акцент делается на влиянии автокефалии Русской православной церкви на взаимоотношения с Московским государством в XV в. Особое внимание уделяется роли выдающихся священнослужителей этого периода в процессах централизации власти великих князей и объединении русских земель вокруг Москвы.
Топонимика, а в ее рамках гидронимия, являются важнейшим инструментом познания исторического прошлого посредством расшифровки топонимов (гидронимов), дающих информацию об этносах, населявших край в древности. На этом пути существует немало трудностей, преодоление которых должно осуществляться при помощи комплексного подхода - использования достижений истории, географии и лингвистики. В последнее время усилился интерес к гидронимам Воронежского края. Он связан с пересмотром устоявшихся взглядов на этимологию ряда гидронимов в сторону поиска славяно-русских этимологий вместо устоявшихся ираноязычных, финно-угорских, тюркских соответствий. Действительно, ряд типично русских слов в названиях гидронимов неоправданно относился исследователями к иноязычным основам (Воронеж, Усмань, Тишанка и др.), и такой пересмотр оправдан и необходим. Вместе с тем, эта работа не должна приводить к излишне категоричным суждениям в сторону непременно славяно-русского соотнесения этимологии гидронима, в особенности там, где этимология гидронима является спорной и славяно-русские соответствия вовсе не очевидны. В качестве примера рассмотрены гидронимы Воронежского края - Хава, Хопер, Карачан.
В статье проанализировано развитие ситуации в воронежской археологии на протяжении 1960-х гг. Показано, что в это время формировались основные направления исследовательского поиска ведущих воронежских археологов из числа учеников А.Н. Москаленко - А.Д. Пряхина, А.Т. Синюка, А.З. Винникова. Тогда же начинает формироваться целостное представление о древнейших исторических этапах в развитии донского региона. Признание возросшего научного потенциала представителей воронежской археологии выразилось в организации совместной экспедиции Института археологии АН СССР и ВГУ на рубеже 1960-1970-х гг. В последующие годы воронежские ученые вышли на лидерские позиции в исследовании Центрально-Черноземного края, сочетая новостроечные работы с изысканиями в русле уже сформировавшихся научных интересов, охватывающих широкий спектр проблем от эпохи неолита до средневековья. Доказано, что в 1960-е гг. в рамках советской исторической науки были заложены основы региональной археологии, организующим началом которой выступает воронежская.
Работа посвящена анализу одной из важнейших отраслей хозяйства среднедонского населения скифского времени - черной металлургии. В лесостепном Подонье известны производственные комплексы и орудия труда, задействованные в металлургическом цикле и металлообработке. Имеются находки бракованных изделий, отходов производства и заготовок различных вещей, что красноречиво свидетельствует о наличии местного металлургического и металлообрабатывающего производства. В результате проведенных исследований девяти железных предметов удалось выяснить, что изготавливались они из таких минералов, как гематит, магнетит и гётит. Плавка осуществлялась в сыродутных горнах. Полученное железо было низкоуглеродистым. Формирование изделий происходило при помощи кузнечной ковки. Вероятно, местные мастера были знакомы с такими приемами, как цементация и кузнечная сварка, но, в целом, технологии, применявшиеся в процессе производства, были несовершенны, что приводило к поломке железных изделий.
Статья посвящена актуальным вопросам гуманизации музыкального воспитания баяниста в высшем учебном заведении. Выявлены основные проблемы, формы реализации гуманизации музыкального воспитания в вузе, а также подходы к реализации гуманизации музыкального воспитания баяниста в процессе обучения в вузе. Подведены итоги в области достижений гуманизации музыкального воспитания баянистов в процессе обучения в вузе, выявлены некоторые перспективы.
В статье исследуются некоторые аспекты развития актуального для современного общества феномена креативного стиля мышления. Уточняется понятие «развитие креативного стиля мышления студента-музыканта», подчеркивается значимость выбора как общепедагогических, так и специальных методов достижения готовности обучающегося к творческой деятельности. В результате исследования научных работ ряда учёных (Э.Б. Абдуллин, Ю.К. Бабанский, Л.В. Горюнова, А.С. Петелин, Е.А. Петелина и др.) сформулировался вывод о том, что внедрение в образовательный процесс вуза таких методов, как: словесные, наглядные, практические, проблемного обучения, примера, создания художественного контекста, определения взаимообусловленности художественного и технического на интонационно-образной основе и др., во многом способствует активизации дивергентного и конвергентного видов мышления студента-музыканта, улучшает его волевые, эстетические, этические, коммуникативные и другие качества и способности и, как следствие, обеспечивает расширение креативных возможностей субъекта творчества.
Формирование навыков работы с различными текстами - важная составляющая обучения русскому как иностранному. В статье рассматриваются исследовательские подходы к такому понятию как текст-инструкция, описывается его интерпретация в рамках различных лингвистических направлений, доказывается актуальность изучения текстов инструктивного типа в военных вузах. Обосновываются преимущества дидактического подхода к инструкции как к функционально-смысловому типу речи. Предлагается методическая разработка практического занятия, подготовленная для иностранных военнослужащих, владеющих русским языком на уровне, близком к В2. Разработанная система заданий позволяет дать общее представление об инструкциях и их жанровом многообразии, а также сформировать ряд профессионально ориентированных собственно речевых и коммуникативных навыков у обучаемого контингента с опорой на речевые компетенции, полученные в ходе изучения остальных функционально-семантических типов.
В настоящее время большую актуальность приобрело формирование исследовательских умений у будущих учителей начальных классов. Развитие у студентов исследовательских умений позволяет им эффективно собирать и анализировать информацию и научные данные, принимать обоснованные решения и приобретать новые знания. Исследовательские умения включают в себя разбиение сложных проблем на более мелкие компоненты, анализ данных и формулирование значимых идей. Аналитическое мышление помогает студентам подходить к исследовательским проблемам систематически и новаторски. Развитие исследовательских умений у студентов имеет решающее значение для их академических и профессиональных успехов. Эти умения включают управление временем, выбор надежных и ценных источников, правильную идентификацию, диагностику, планирование исследования, критическое, аналитическое мышление, информационную грамотность. Формирование исследовательских умений у будущих учителей, в том числе учителей начальных классов (в современной научной литературе чаще используются понятия компетенции и компетентность), прежде всего, требует ответа на вопрос, в чем содержание и сущность рассматриваемой концепции. Умения и компетенции - это два связанных, но разных понятия, которые используются взаимозаменяемо. И умения, и компетенции относятся к способности человека выполнять задачи или достигать результатов в определенном контексте или обстановке. Оба приобретаются посредством обучения, усвоения, применения и опыта. Успех будущих учителей начальных классов на педагогическом поприще зависит от уровня их умений и компетенций. Целенаправленные умения также являются измеримыми способностями. Компетенция - это качественно иной уровень знаний и умений. Компетентность является характерной особенностью каждого человека. Эффективность и продуктивность труда людей связаны с их компетентностью. Таким образом, термин «компетенция» означает характеристики человека, а термин «компетентность» означает то, чем должен обладать человек (способности, умения, полномочия и т.д.). Компетентность - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях и умениях, приобретенных посредством обучения. В данной статье проблему компетентности рассматривают также как способность найти и обнаружить соответствующую процедуру (знание и действие).
В статье представлен обзор особенностей и проблем преподавания русской литературы иностранным студентам. Преподавание иностранным студентам в целом осложняется тем, что они не владеют русским языком. Освоение любого языка не огранивается знанием слов, правил построения предложений. Язык познается через культуру, историю, философию и, конечно, через литературу. В русской литературе отображается все многообразие и богатство русского языка. Но преподавание русской литературы имеет ряд сложностей, которые проанализированы в рамках данного теоретического исследования. Русская литература очень обширна и охватывает литературные произведения, начиная с образования Древнерусского государства и до современного этапа развития литературы. Во многом сложности и связаны именно с большим объемом материала, который необходимо освоит в условиях ограничения времени. Преподаватель русской литературы находится в очень сложных условиях, и именно преподаватель должен заниматься поиском новых механизмов и методов преподавания русской литературы иностранным студентам на таком уровне, чтобы они усвоили материал, язык и понимали суть литературных произведений. Существует несколько факторов, оказывающих влияние на процесс преподавания русской литературы иностранным учащимся, которые необходимо анализировать и учитывать при построении педагогического процесса. Находясь в таких условиях, работа преподавателя должна быть многоаспектной, и он должен учитывать особенности иностранных студентов.
В данной статье рассматривается актуальность создания и использования электронного учебного курса для преподавания иностранного языка (английского) в неязыковом вузе. Сравниваются электронный учебник и электронный учебный курс. В статье рассказывается о разработанном на кафедре иностранных языков ВГУИТ электронном учебном курсе для студентов очной формы обучения, об этапах работы над курсом и его структуре. Электронный учебный курс размещен в электронной образовательной среде «Moodle», его можно использовать в качестве дополнительного учебного материала, а также для самоконтроля или в качестве формы контроля со стороны преподавателя. В статье детально представлено наполнение электронного курса, примеры заданий, а также распределение грамматического материала по тематическим блокам-модулям. Указываются перспективы использования электронного учебного курса.
В современный период развитие ИКТ является одним из важных показателей интеллектуального и научного потенциала каждой страны. Необходимость этого процесса еще больше ощущается в нынешнюю эпоху глобализации. Динамичное развитие и распространение технологий создает большие возможности для развития человечества. На сегодняшний день создание информационного общества и высокотехнологичной национальной экономики, способной конкурировать со странами мира, стало основным направлением государственной политики многих стран. В этих странах сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) выступает ведущим фактором развития. Данная сфера активно влияет на политическую, экономическую и социальную деятельность государств и обеспечивает формирование общественных отношений. Как построить систему образования в информационном обществе, какие технологии и как их использовать для развития образования - в настоящее время один из главных вопросов. Государственная стратегия по применению информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе направлена на обеспечение свободного доступа обучающихся к информационным технологиям в образовательных учреждениях (школах и вузах) и дома, а также достижение других целей, связанных с образованием. Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с реформированием системы образования, является совершенствование управления образованием с применением ИКТ. Вместе с тем, улучшение нормативной правовой базы, регулирующей деятельность органов местного самоуправления и государственных органов в сфере применения ИКТ в образовании, разработка и доработка системы электронных баз данных, необходимой для эффективного управления в сфере образования, и характеристика состояния этой области требуют особого внимания. Также одной из приоритетных задач на перспективу является обеспечение системы образования страны педагогическими и административными кадрами, обладающими высокими знаниями и умениями в сфере ИКТ.
В статье обсуждается проблема необходимости изучения обучающимися по программе магистратуры «Преподавание иностранных языков» в направлении «Педагогическое образование» аутентичных материалов в виде художественных литературных текстов и киноматериалов как части содержательной подготовки будущих учителей иностранных языков. Освоение представленного в статье жанрового разнообразия данных материалов, а также современных методик работы с ними в процессе осуществления профессиональной педагогической деятельности с различными категориями обучающихся позволит восполнить имеющийся пробел в подготовке студентов указанной магистратуры. Кроме того, некоторые из материалов дают студентам возможность еще более развить необходимые компетенции в части своего профессионального видения и кругозора и пополнить приобретаемый педагогический опыт.
В статье обоснована актуальность применения проектной деятельности в процессе профессионально-личностного становления будущего учителя, её влияние на проявление творческого потенциала личности. Представлены результаты опроса студентов второго курса психолого-педагогического факультета профиля «Начальное образование» о понимании сущности и предпочтениях применения проектной деятельности в ходе преподавания дисциплин педагогического цикла. Предлагается примерное содержание заданий, необходимых для обучения студентов основам проектной деятельности.
Статья посвящена проблеме профессионального воспитания будущего педагога. Представлены подходы к рассмотрению понятия «профессиональное воспитание». Содержание профессионального воспитания представлено в виде четырех компонентов: деятельностно-практического, рефлексивно-творческого, эмоционально-ценностного и регулирующего. Выявлены инструменты профессионального воспитания будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности.
В статье рассматривается термин «игра» применительно к процессу образования в рамках изучения иностранного языка. Акцент сделан на подвижные игры как, на наш взгляд, наиболее привлекательные для школьников. Представлены некоторые приёмы для проведения подвижных игр. Даны рекомендации организаторам игр и пример игры со школьниками, изучающими французский язык как иностранный.
В статье рассматриваются особенности коммуникативной сферы школьников, занимающихся музыкой. Коммуникация раскрывается как источник вхождения личности в социум, проявляющаяся в индивидуальном творчестве и в процессе взаимодействия с другими людьми. Поскольку музыка предоставляет уникальную возможность для пополнения литературных, культурных и исторических знаний детей и определяет способы социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков в музыкальной деятельности, помогает учащимся освоить умения общаться со сверстниками и взрослыми. При этом создаются условия для развития эмоциональной сферы личности, что позволяет активно включаться в творческий процесс; школьники учатся понимать друг друга, высказывать своё мнение и поддерживать друг друга, анализируя информацию и выслушивая всех. В процессе исследования была использована методика Т.Ю. Андрущенко «Мой круг общения» и результаты показали, что школьники, занимающиеся музыкой, владеют коммуникативными навыками и успешно адаптируются в разных социальных группах.
В статье рассматривается проблема формирования творческого воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автором ставится проблема использования произведений фольклора в формировании творческого воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. В статье рассматриваются ведущие методические пути и средства построения педагогического эксперимента, приводится анализ экспериментальных данных, описывается формирующий этап эксперимента, представлены данные сравнительного анализа, сформулирован вывод. Автор обосновывает выбор средств использования фольклора для формирования творческого воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и экспериментально доказывает их эффективность.
В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки студентов-переводчиков. Предлагаются виды деятельности на занятиях по иностранному языку, направленные на развитие предпереводческих компетенций и обеспечивающие формирование личности профессионального переводчика.
Статья посвящена одному из аспектов здоровьесберегающей педагогики - комфортной здоровьесберегающей среде. Автором определена сущность данного феномена и обоснованы организационно-педагогические условия, реализация которых будет способствовать преобразованию образовательной среды учебного учреждения в комфортную и здоровьесберегающую. В статье представлен анализ структуры организационно-педагогического условия и раскрыт его преобразовательный потенциал.
Статья посвящена проблеме использования мультимедиатехнологий в географическом образовании школьников. Предметом изучения являются мультимедийные путеводители. Основное внимание уделяется выявлению методических возможностей применения учителем подобных путеводителей в урочной и во внеурочной работе по географии и краеведению. Раскрыт опыт автора по проектированию и созданию мультимедийного путеводителя на примере одного из муниципальных районов Воронежской области.
Статья посвящена актуальности и значимости изучения региональной истории на примере Воронежской области в школьном курсе истории РФ. Рассматривается роль региональной истории в формировании исторического сознания учащихся, а также потенциальное влияние включения тем региональной истории в базовую школьную программу по истории. Обсуждается важность краеведения в школьном образовании, и предложены рекомендации по улучшению текущей ситуации с изучением региональной истории в школьном образовании России.
В статье рассматриваются вопросы просвещения родительского сообщества в области образовательного процесса в современных условиях в рамках реализации концепции помощи родителям на базе воронежского государственного педагогического университета. На основе созданного на базе ВГПУ «Центра родительской компетентности», оказывающего услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям детей), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, был проведен обзор и анализ запросов родителей, обращающихся с вопросами о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка; организации образовательного процесса; межличностной коммуникации; о трудностях во взаимоотношениях между родителями и детьми; компьютерной зависимости, оптимального времени взаимодействия ребенка с гаджетом и социальными сетями; сопровождении развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью; профессиональном самоопределении школьников; развитии, обучении и воспитании детей и подростков и т.д.
В статье поднимается проблема гражданского самоопределения будущих и начинающих педагогов, являющегося необходимым условием развития отечественных воспитательных практик, воспитания гражданственности. Сложность решения данной проблемы в современных социокультурных условиях обусловила необходимость определения концептуальных основ социально-педагогического сопровождения молодых людей, в числе которых: а) социально-гражданский контекст в понимании гражданского самоопределения; б) реализация идеи подчиненности гражданского становления личности целостному личностному развитию; в) выращивание гражданственности личности через преемственность реализации гражданской позиции в сменяющихся референтных группах; г) обеспечение полноценной гражданской вовлеченности и включенности будущих и начинающих педагогов в социально-значимые практики; д) направленность социально-педагогического сопровождения на решение задач содействия беспроблемному гражданскому самоопределению и поддержки в ситуациях затруднений в гражданском самоопределении.
Издательство
- Издательство
- ВГПУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394043, Воронежская область, город Воронеж, ул. Ленина, д.86
- Юр. адрес
- 394043, Воронежская область, город Воронеж, ул. Ленина, д.86
- ФИО
- Филоненко Сергей Иванович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (473) 2545643