Архив статей журнала
В статье сделана попытка доказать необходимость преподавания иностранным слушателям довузовского этапа подготовки вузов системы МВД России, наряду с аспектом общего владения русским языком как иностранным языком и аспектом научного стиля речи, особого лексико-грамматического контента, без владения которым затруднительна качественная языковая подготовка будущих первокурсников-иностранцев. Цель публикации - проанализировать лексические единицы этого контента, имеющие наиболее высокую частотность в речи курсантов. На сегодняшний день работ, посвящённых обозначенной теме, нет.
Ассоциативный эксперимент является одним из наиболее эффективных психолингвистических методов моделирования значения слова в индивидуальном языковом сознании. В связи с трудоемкостью проведения ассоциативных экспериментов и важностью полученных эмпирических данных для решения различных лингвистических задач, а следовательно, для широкого круга исследователей особую значимость представляют общедоступные корпусы, содержащие результаты подобных экспериментов. Отечественными и зарубежными исследователями созданы и поддерживаются ряд подобных ресурсов, однако они, как правило, не содержат информации об индивидуальном ассоциативном поведении, а также результаты лингвистического аннотирования. В настоящей статье представлено описание созданной в ВГПУ при поддержке гранта РНФ и не имеющей аналогов в мировой лингвистике базы данных ассоциаций, содержащей метаданные разных видов, процесс и результаты аннотирования ассоциативных данных по типам отношений «стимул - реакция» по разработанной авторами классификации, а также сведения о взаимосвязи различных типов метаданных.
Настоящая статья посвящена описанию лексики актуальной в настоящее время сферы модной индустрии, которая представляет собой совокупность словесных знаков, номинирующих модные объекты одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии, косметики и др., а также бизнес- и производственные процессы их создания и реализации. Комплексный анализ лексики модной индустрии, проведенный на материале статей модных журналов и данных интернет-источников, до настоящего времени не получил отражения в научной лингвистической литературе, что свидетельствует о новизне предмета исследования и, несомненно, имеет важное значение для понимания способов пополнения словарного состава русского языка и векторов его развития. К основным особенностям исследуемой лексической подсистемы можно отнести большой процент заимствований, графическую подвижность, проницаемость границ и открытость. Делается вывод о том, что данные особенности обусловлены как самой спецификой моды как явления международного, открытого, изменчивого, так и масштабными изменениями во всем мире, как-то: глобализацией, влиянием технического прогресса и социальных сетей и изменениями ритма жизни в целом.
В публикации рассматривается вопрос необходимости включать в учебный материал по русскому языку как иностранному языку, предназначенный для иностранных слушателей, в том числе довузовского этапа обучения, лексические единицы, представляющие собой слова и выражения, относящиеся к курсантскому жаргону. Впервые анализируются некоторые лексические особенности курсантского жаргона, используемого в системе МВД России, и определяются пути его пополнения. Излагаются принципы подготовки специальных учебных материалов, включающих жаргонные лексические единицы, для иностранных слушателей Воронежского института МВД. Новизна работы определяется самим предметом исследования, а ее актуальность - ориентированностью на решение дискуссионных методических проблем отбора лексического материала для обучения русскому языку иностранных слушателей специальных вузов.
Статья посвящена анализу особенностей представления в слоганах русскоязычной и немецкоязычной рекламы интернациональных и национальных черт. Актуальность исследования обусловлена особым подходом к рассмотрению способов репрезентации в слоганах, ориентированных на носителей разных языков, универсальных и национально-маркированных особенностей в структурном, ассоциативном, психолингвистическом и собственно языковом аспектах. Впервые в работе предложен комплексный подход к анализу семантико-грамматических и лексико-стилистических приемов, используемых в качестве маркетингового решения в российской и немецкой рекламе. В статье отмечается, что общими чертами современной рекламы (в том числе интернациональной) является ее личностно-ориентированный характер, диалогичность, яркость и необычность, реализуемая типовыми способами создания экспрессивности. В то же время реклама России и Германии демонстрирует национальное своеобразие, обусловленное стереотипами поведения и восприятия двух народов и находящее отражение в использовании национально-маркированных элементов разных уровней.
Восточно-Карпатская наступательная операция войск 1-го и 4-го Украинского фронтов была проведена с 8 сентября по 28 октября 1944 г. в целях разгрома германских войск в Восточных Карпатах и оказания помощи Словацкому национальному восстанию. Учитывая сложный характер местности и сильную оборону противника, крайне затруднявшие маневр силами и средствами, командование фронтов и армий самое пристальное внимание уделяло подготовке войск к действиям в специфических условиях, их всестороннему обеспечению.
В статье рассматриваются изменения во взаимоотношениях Германии с Румынией и Японией после победы Красной армии под Сталинградом. 3-я и 4-я румынские армии были разбиты в ноябрьских боях 1942 г., что предопределило в дальнейшем переход Румынии на сторону стран антигитлеровской коалиции. Командование Квантунской армии реализацию плана нападения на советское Приморье с широким использованием химического и бактериологического оружия в связи с поражением Германии и ее союзников и сателлитов на Волге вновь было вынуждено отложить.
В статье предпринята попытка формирования на основе выборки из 372 наградных листов военнослужащих социально-психологического портрета бойца Красной армии, защищавшего Родину в первые дни войны с фашистской Германией и проявившего героизм и отвагу. Дана краткая характеристика советской наградной системы в 1941 г., а также наградного листа как исторического источника. Обозначены основные проявления воинского героизма, отмечавшегося орденами и медалями, социальный состав награжденных солдат и офицеров.
Работа посвящена исследованию объектов, субъектов и форм хищения государственного имущества на территории Центрального Черноземья. В работе выясняются причины, характер и объёмы совершавшихся хищений. Авторы исходят из необходимости рассмотрения хищений государственного имущества во взаимосвязи с другими экономическими преступлениями, а также определения реакции государства на совершавшиеся преступления. При подготовке исследования были использованы архивные материалы, находящиеся на хранении в государственных архивах Воронежа, Липецка и Тамбова. Имущественные преступления, включая хищения государственного имущества, с усилением государственного контроля за экономикой обрели свою специфику, связанную со значительным усилением роли государственных служащих в сфере распределения различных продуктов. Деструктивное влияние на организацию контроля за сохранностью государственного имущества и законностью его распределения оказала слабость правоохранительных органов, объективно не справлявшихся с большим объёмом работ. Объекты преступных посягательств зависели от особенностей экономической ситуации в регионе.
В статье на примере Юго-Восточной железной дороги освещен опыт организации специализированного снабжения сотрудников предметами первой необходимости. На основе впервые вводимых в научных оборот документов, выявленных автором в Российском государственном архиве экономики и Государственном архиве Воронежской области, в статье рассмотрена административно-распорядительная деятельность Управления рабочего снабжения Юго-Восточной железной дороги по руководству и контролю за работой подведомственных учреждений, а также определена роль этих органов в своевременном обеспечении железнодорожников продовольственными и промышленными товарами. Дается оценка значимости своевременного обеспечения железнодорожников качественной хлебобулочной продукцией. Проанализирована актуальная для советской торговли проблема сохранности товароматериальных ценностей. Освещены проблемы кадрового обеспечения в отделах рабочего снабжения отделений железной дороги. В работе отмечается неподготовленность многих торговых предприятий к работе в зимних условиях.
В статье анализируется деятельность С.И. Елагина по созданию из собранных архивных материалов научных трудов по истории российского военно-морского флота. Рассматриваются возникшие проблемы при написании учёным монографии по истории Азовского флота, существовавшего в правление Петра I. Приводится изучение исследователем документов по Балтийскому периоду истории русского флота (1702-1725) и создания на их основе сборников материалов. Впервые в исторической науке используются архивные рукописи С.И. Елагина для неизданной монографии по истории Балтийского флота. Изучается вопрос финансирования научной деятельности С.И. Елагина и его помощников по созданию трудов по военно-морской истории из государственной казны и покровительство историку со стороны великого князя Константина Николаевича. Наконец, рассматривается деятельность исследователя, связанная с анализом истории Гвардейского морского экипажа, созданием краткого курса по военно-морской истории для Морского училища и составлением надписей к картинам с военно-морскими сражениями в Императорских резиденциях.
В статье рассматриваются отношения и действия властей и крестьянства в период объявления отмены крепостного права. Опасаясь социального взрыва в ответ на предложенные условия аграрной реформы, власти предприняли ряд предупредительных мер, направленных на минимизацию недовольства крестьян и скорейшее подавление их возможных выступлений. Преобладающей реакцией со стороны крестьян стало доминирование чувства обманутых надежд, разочарование, ожидание скорого получения «настоящей» воли. На этом фоне в различных местах Центрального Черноземья вспыхивали протестные выступления, потребовавшие от правительства и местных властей проведения не только разъяснительных и пропагандистских мероприятий, но и использования жесткого силового подавления.