ISSN 2309-7078
Язык: ru

ИЗВЕСТИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

ОТКРЫТАЯ МНОГОКОМПОНЕНТНАЯ БАЗА ВЕРБАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ, АННОТИРОВАННАЯ ПО ТИПАМ ОТНОШЕНИЙ "СТИМУЛ - АССОЦИАТ" И ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ: СВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК И МЕТАДАННЫХ (2024)
Выпуск: № 1 (302) (2024)
Авторы: Заварзина Виктория Александровна, Котлярова Елена Сергеевна, Любова Светлана Геннадьевна

Ассоциативный эксперимент является одним из наиболее эффективных психолингвистических методов моделирования значения слова в индивидуальном языковом сознании. В связи с трудоемкостью проведения ассоциативных экспериментов и важностью полученных эмпирических данных для решения различных лингвистических задач, а следовательно, для широкого круга исследователей особую значимость представляют общедоступные корпусы, содержащие результаты подобных экспериментов. Отечественными и зарубежными исследователями созданы и поддерживаются ряд подобных ресурсов, однако они, как правило, не содержат информации об индивидуальном ассоциативном поведении, а также результаты лингвистического аннотирования. В настоящей статье представлено описание созданной в ВГПУ при поддержке гранта РНФ и не имеющей аналогов в мировой лингвистике базы данных ассоциаций, содержащей метаданные разных видов, процесс и результаты аннотирования ассоциативных данных по типам отношений «стимул - реакция» по разработанной авторами классификации, а также сведения о взаимосвязи различных типов метаданных.

Сохранить в закладках
НА ПУТИ К ТЕРМИНУ (О ПРЕДТЕРМИНАХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ) (2024)
Выпуск: № 2 (303) (2024)
Авторы: Заварзина Виктория Александровна

Настоящая статья посвящена пилотному описанию системы предмерминов, формирующих в настоящее время сферу специальных номинаций российского образования. Актуальность темы исследования видится в нерешенности до настоящего времени проблем, связанных с выявлением пласта предтерминов современной терминосистемы российского образования и его системным описанием. Предтерминами именуются полилексемные единицы, недостаточно освоенные в семантическом и формальном отношении. В статье представлена типология современных предтерминов исследуемой подсистемы и описаны наиболее значимые единицы, чаще всего представляющие собой синонимические конструкции и обороты определительного или обстоятельственного значения. Анализ системно-структурных особенностей позволил определить перспективы развития предтерминов в направлении их превращения в собственно терминологические знаки. Отмечено, что при отсутствии удачной номинации явления или понятия, предтермин может становиться квази-термином. Сделан вывод о динамичности исследуемой терминологии и ее стремлении к выбору точного и однозначного понятия для обозначения недавно появившихся явлений.

Сохранить в закладках