ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (2024)
Подготовка специалистов среднего звена предполагает соответствие их умений и навыков новым профессиональным стандартам. Авторы дают обобщенную характеристику демонстрационному экзамену как инструменту оценки качества подготовки специалистов. В статье представлены вопросы проектирования и содержания программы обучения по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) при подготовке студентов к демонстрационному экзамену. Новые подходы к разработке образовательных программ, механизмам оценки и мониторинга качества подготовки рабочих кадров, с учетом актуальных международных стандартов, предполагают кардинальное изменение форм итоговых испытаний. Одной из таких становится демонстрационный экзамен. В статье представлен положительный опыт подготовки к данному испытанию на протяжении всей траектории обучения студентов. Описана работа педагогического коллектива по введению элементов демонстрационного экзамена в содержание программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.47438/2309-7078_2024_2_21
- eLIBRARY ID
- 68436176
Повышение эффективности и качества обучения является одним из ключевых векторов государственной политики в сфере образования, служащих фундаментом для системных преобразований при решении вопросов социально-экономического развития. Негативные демографические тенденции, перемены социально-экономического характера и отсутствие гибкости образовательных программ привели к дефициту квалифицированных специалистов, появлению дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Моральное устаревание оборудования образовательных организаций и разрыв имевшихся традиционных связей с предприятиями также усугубили уровень подготовки выпускников.
В последнее десятилетие в регионах предпринят ряд шагов по повышению качества профессионального образования и, в первую очередь, благодаря реализации государственной подпрограммы “Рабочие кадры для передовых технологий” [8]. Так, в Воронежской области по результатам мониторинга 2020 года показательны следующие данные:
-
численность трудоустроившихся выпускников непосредственно после окончания обучения по полученной специальности (профессии) составила 58%;
-
30% оборудования материально-технической базы колледжей и техникумов находится в эксплуатации не более 5 лет (правда обновление в основном коснулось только центров проведения демонстрационного экзамена и специализированных центров компетенций) [2; 6].
Список литературы
- Алешин Б.С. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills как фактор повышения качества подготовки выпускников колледжей // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 2 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demonstratsionnyy-ekzamen-po-standartam-world-skills-kak-faktorpovysheniya-kachestva-podgotovki-vypusknikov-kolledzhey (дата обращения: 22.03.2024).
- Государственная программа Воронежской области “Развитие образования”: [утверждена постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2013]. N 1102. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=106113482&page=1&rdk=0&fulltext=1&scrolltop=56403#I0 (дата обращения: 22.03.2024).
- Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” до 2030 года (в ред. постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/download/4444/(дата обращения: 22.03.2024).
- Диденко Л.П. Организационно-педагогические условия подготовки студентов педагогического колледжа к демонстрационному экзамену по стандартам WorldskillsRussia // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskieusloviya-podgotovki-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-k-demonstratsionnomu-ekzamenu-po (дата обращения: 22.03.2024).
- Методические рекомендации о проведении государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по образовательным программам среднего профессионального образования в рамках федерального проекта “Профессионалитет” // ФГБОУ ДПО “ИРПО”, Москва, 2022 г. URL: https://firpo.ru/netcat_files/25/58/h_407d8ba29893d096264fd55801ea7fb3 (дата обращения: 22.03.2024).
- Отчет о реализации государственной программы Воронежской области “Развитие образования” за 2020 год: [программа утверждена постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2013]. URL: https://obrvrn.ru/doc/RSOKO1307/(дата обращения: 22.03.2024).
- Паспорт национального проекта “Образование” до 2024 (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf (дата обращения: 22.03.2024).
- Паспорт приоритетного проекта “Образование” по направлению “Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий” (“Рабочие кадры для передовых технологий”) (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9). URL: http://static.government.ru/media/files/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViodyObukhty.pdf (дата обращения: 22.03.2024).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования” (зарегистрирован 07.12.2021 № 66211). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070030 (дата обращения: 22.03.2024).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1386). URL: https://base.garant.ru/70812454/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения: 22.03.2024).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2023 г. № 674). URL: https://base.garant.ru/70812454/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения: 22.03.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена лингвистическому анализу когезии в диалоге художественного текста на французском языке. На основе анализа диалогов романа Ж. Сименона “Coup de Lune’’ выявляются частотные особенности составляющих когезии, определяются ее типичные модели, и описывается функциональная нагрузка реплик диалога в художественном тексте. Делаются выводы о том, что сверхфразовое единство смешанного типа без глагола говорения первой модели раскрывает манеру действия персонажа. Реплика-стимул в форме интеррогативного речевого акта доминирует с локуцией вопрошания. Реплика-стимул с информативным речевым актом выступает в функции сообщения факта и желания услышать реакцию на данный факт. В художественном произведении реализуется функция продвижения сюжета. Реплика-реакция с информативным речевым актом осуществляет динамику диалогического текста по классической программе «интервью». Во второй модели сверхфразовое единство без глагола говорения имеет целью описание обстановки сюжета. Импликационный тип связи между репликами внутри диалогического единства свидетельствует о разном целеполагании коммуникантов. Прагматический тип когезии говорит о классической модели диалога-интервью, которая развивается по программе реплики-стимула. Читатель посредством данной динамики диалога узнает множество фактов по сюжету. Развертывание, как типичный вид когезии между диалогическими единствами, указывает на сохранение единой темы диалога. Включение, в качестве частотного вида когезии между двумя диалогическими единствами, свидетельствует об изменении тем в диалоге. Новизна исследования определяется аспектом рассмотрения диалогической когезии в художественном тексте.
Cтатья посвящена проблемам современной русской методической терминологии. Предметом рассмотрения являются специальные номинации сферы методики преподавания русского языка в школе, которые впервые анализируются с точки зрения их структурно-грамматических особенностей. Предлагается классификация исследуемых терминологических единиц в соответствии с их структурно-грамматическими характеристиками. Делаются выводы о специфических особенностях терминов методики преподавания русского языка в русской лингвокультуре XXI века по сравнению с терминологией сферы современного российского образования в целом. Утверждается, что большинство таких особенностей объясняется включенностью в состав единиц рассматриваемой терминосистемы модификатора «русский язык», представляющего собой двухкомпонентное устойчивое словосочетание.
Статья посвящена исследованию процессов заимствования в языке государственного управления досоветского периода, которые оказали большое влияние на качественно-количественные характеристики лексического словаря русского языка и до настоящего время не являлись предметом тщательного изучения в новейшей научной лингвистической литературе. Основное внимание в работе уделяется характеристике заимствованной лексики, рассматриваемой с точки зрения языка-источника и способа вхождения в систему принимающего языка. Было установлено, что большая часть словесных знаков входит в обиход русского человека из западноевропейских языков через переводы политической литературы и представлена словами разных частей речи. Многие сугубо национальные термины стремительно адаптируются к системе принимающего языка и нередко становятся интернациональными. Актуализация устаревших иностранных слов и их употребление в официальной печати в переносных значениях и стремительное превращение неологизмов в архаизмы и историзмы рассматриваются как отличительные особенности функционирования заимствованной лексики государственного управления исследуемого периода. Делается вывод о том, что процессы лексического заимствования обусловливают изменение синонимических отношений и стилистических характеристик лексических единиц, а также расширение и усложнение значений словесных знаков.
Настоящая статья посвящена пилотному описанию системы предмерминов, формирующих в настоящее время сферу специальных номинаций российского образования. Актуальность темы исследования видится в нерешенности до настоящего времени проблем, связанных с выявлением пласта предтерминов современной терминосистемы российского образования и его системным описанием. Предтерминами именуются полилексемные единицы, недостаточно освоенные в семантическом и формальном отношении. В статье представлена типология современных предтерминов исследуемой подсистемы и описаны наиболее значимые единицы, чаще всего представляющие собой синонимические конструкции и обороты определительного или обстоятельственного значения. Анализ системно-структурных особенностей позволил определить перспективы развития предтерминов в направлении их превращения в собственно терминологические знаки. Отмечено, что при отсутствии удачной номинации явления или понятия, предтермин может становиться квази-термином. Сделан вывод о динамичности исследуемой терминологии и ее стремлении к выбору точного и однозначного понятия для обозначения недавно появившихся явлений.
В статье изучается вклад Воронежской епархии в повышение грамотности и образовательного уровня населения губернии в подзнеимперский период. Показана взаимосвязь процессов, происходивших в политической и экономической сферах, и значимых социально-культурных изменений. Низкий уровень грамотности населения рассматривался в это время в качестве сдерживающего фактора развития. Государственные, общественные структуры, частные лица прикладывали усилия в деле просвещения народа. Воронежская епархия, как и другие религиозные организации, стремилась адаптироваться к новым условиям и оказывать влияние на образовательный процесс.
В статье рассматриваются история и современное состояние восточного вектора внешней политики Российского государства, проблемы национальной безопасности России в связи с переменой стратегии внешней политики в XXI веке.
В статье рассматривается процесс изучения современными российскими исследователями вопроса об участии Нидерландов на стороне нацистской Германии в войне против Советского Союза. Отмечается, что сведения о голландском коллаборационизме в целом в российской историографии носят фрагментарный характер, а вопрос участия голландских солдат в структурах вермахта и СС в боевых действиях на советско-германском фронте до сих пор не был отдельной темой исследования.
Изучение исторических аспектов становления органов государственного контроля, работа которого была встроена в политику правительственного управления, является актуальным ввиду минимального развертывания региональных исследований по данной теме. В статье рассматриваются особенности деятельности органов контроля Курской губернии в области восстановления промышленности, после их объединения с руководящими партийными органами региона. Отмечаются изменения, затронувшие внутреннюю структуру и методы работы Курского губернского отделения рабоче-крестьянской инспекции по итогам перестроения государственного аппарата. Анализируются результаты влияния органов контроля на состояние промышленности губернии: оздоровление аппарата управления промышленностью, устранение грубых нарушений в хозяйственной и финансовой дисциплине, проведение режима экономии посредством сокращения административно-управленческих расходов, развертывание производственной демократии, а также подъем инициативы трудящихся и укрепление трудовой дисциплины на предприятиях.
В статье анализируются исторические реалии жизни и быта России начала ХХ века через призму микроистории и пространства повседневности. Отмечается, что перемены в политической сфере Российской империи начала ХХ века отразились и на повседневной жизни населения. Обращено внимание на то, что в результате протекавших процессов в историческом развитии российского государства происходило размывание сословных перегородок и создавалась новая общественная среда. На основе анализа личных источников памяти, выделены особенности практик быта, моды, питания и вкусовых предпочтений представителей различных сословий России исследуемой эпохи.
В статье дается анализ подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 г., положившей начало «великим реформам» Александра II. Особое внимание уделено решению вопроса о крестьянском земельном наделе. Подчеркивается непоследовательность и противоречивость реформы.
Статья посвящена анализу воспоминаний, представленных современниками, о личности и деятельности российского императора Павла I. Автор указывает на существование в источниках личного происхождения различных подходов и противоречий в характеристике периода царствования Павла I. Данные материалы оказали большое влияние на формирование в историографии основных концепций государственной деятельности Павла Петровича. Все сохранившиеся воспоминания о Павле I заслуживают внимания исследователей, требуют взвешенного изучения и объяснения, учета, в комплексе с другими источниками, при выработке объективных оценок его правления.
В статье содержится характеристика основных этапов изучения палеолитических жилых комплексов территории Русской равнины. Рассматриваются изменения представлений о функциональном назначении жилищ в контексте развития методики изучения палеолитических памятников в целом. Главным объектом исследования являются не отдельные находки, залегающие в культурном слое, а вся их совокупность в комплексе. Начинается изучение назначения костей мамонта, определение хозяйственной и сезонной принадлежности исследуемых объектов.
Статья посвящена проблемам типологии памятников каменного века лесостепного Дона. На примере стоянки Каменка 2 в лесостепном Подонье рассматриваются критерии разделения разновременных материалов, выясняются сложности хронологической идентификации небольших коллекций и специализированных стоянок.
В статье рассматривается роль исполнительских конкурсов в обучении студентов-музыкантов. Музыкально-исполнительские конкурсы составляют один из важнейших этапов развития и профессиональной подготовки студентов. Исследователи имеют два категоричных мнения по данному вопросу. С одной стороны, участие в таких конкурсах позитивно влияет на становление личностных характеристик, карьерных ориентация и расширение кругозора. С другой - выступает препятствием осуществления общей подготовки студентов, согласно учебному плану. В статье предпринята попытка изучения влияния музыкально-исполнительских конкурсов на студентов, которые проходят в период учебного года. В основу публикации легли труды педагогов-музыкантов, психологов и теоретиков в области педагогики, которые позволяют проанализировать данный вопрос. Результатом исследования является определение роли и влияния конкурсов на общую подготовку студентов, выявление их ценностных ориентаций, которые мотивируют к профессиональному развитию. Также предложен план участия студентов в музыкально-исполнительских конкурсах по календарному плану обучения и рекомендации для саморазвития, что будет позитивно влиять на общую успеваемость и снижать риск возникновения трудностей в обучении.
В статье представлен анализ применения метода проектов при обучении иностранных студентов русскому языку. Использование метода проектирования является актуальным в связи с изменением требований к профессиональным компетенциям специалистов. Изучение русского языка у иностранных студентов вызывает сложности, которые являются причиной неглубокого понимания данного предмета. В системе высшего образования метод проектирования применяется при преподавании всех дисциплин, особенности каждой их них определяют специфику метода проектирования. Выполнение проектов по русскому языку как иностранному направлено на повышение мотивации и интереса студентов к изучению языка, формированию практических навыков и умений, повышению коммуникативной деятельности и развитию творческого потенциала. Однако, преподавание русского языка как иностранного с применением метода проектов имеет свои особенности, так студентам сложнее их выполнять, не владея русским языком. Решение данной задачи находится в зоне компетенции преподавателя. В современной системе образования применение проектного метода связано с развитием информационных технологий, которые расширяют возможности студентов при выполнении проектных работ. Виды проектов, реализуемых в рамках изучения русского языка, во многом определяются возможностями и интересами студентов. Процесс их выполнения сложный и многоэтапный, ключевую координирующую роль в этой системе играет преподаватель, который определяет цели и задачи конкретного проекта.
В данной статье рассматривается образовательная технология скаффолдинга и опыт ее применения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза. Описываются приемы и стратегии скаффолдинга, которые делают данную технологию эффективной для развития коммуникативных умений и навыков обучающихся средствами иностранного языка. Представлен комплекс учебно-речевых заданий по всем видам речевой деятельности на примере учебного модуля «Employment. Business Communication». Обосновывается перспективность применения технологии скаффолдинга для стимулирования самостоятельной иноязычной речевой деятельности обучающихся и повышения их мотивации к иноязычной коммуникации и изучению иностранного языка в целом.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования критического мышления у студентов в условиях современных изменений на рынке труда. Авторы предлагают технологию, включающую целевой, методологический, содержательный и диагностический блоки. В рамках исследования были разработаны интерактивные стратегии обучения, проведены тренинги и мастер-классы, направленные на совершенствование аналитических навыков и умения аргументированно выражать свою точку зрения. Определены эффективные методы развития критического мышления и предложены рекомендации по включению интерактивных стратегий в учебный процесс, что способствует подготовке студентов к успешной профессиональной деятельности в современном мире.
В данной статье рассматривается роль воспитательной работы в формировании личности будущего выпускника инженерного вуза на примере ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий». Обозначаются цель и задачи воспитательной работы в университете, ее основные направления, а также перечисляются основные внутренние документы, регламентирующие воспитательную деятельность в вузе. Подробно описывается блок мероприятий, направленный на гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи: мероприятия в рамках ежегодной акции «Победный май»; митинги, посвященные значимым датам истории своей страны и родного края; уникальный курс «О смыслах и ценностях»; деятельность музея истории университета, патриотического клуба «Я горжусь. ВГУИТ», «Дискуссионного клуба» и «Киноклуба ВГУИТ»; онлайн-акции; конкурсы фото- и видеоработ. В заключении приводятся результаты ежегодного опроса (студентов) на платформе «Неравнодушный человек».
В статье рассматривается одна из важных проблем российского общества постперестроечного периода - девиантное поведение индивидов. Методом анонимного анкетирования студентов среднего специального учебного заведения (ИНО) разных отделений были выявлены у них трудности в обучении, касающиеся организационно-методических вопросов, интереса к будущей профессии, межличностных отношений и др. Анализ полученных данных позволил расценить их как факторы, способствующие развитию девиантного поведения у студенческой молодежи.
В статье рассматривается вопрос коммуникации преподавателей творческих дисциплин с обучающимися посредством трансляции обучающего контента в режиме реального времени при очном и дистанционном формате обучения, анализируются возможности интеграции опыта стримеров в современный образовательный процесс творческих вузов. Выдвигается предположение о том, что использование стрим-технологий в образовательном процессе расширит возможности коммуникативного взаимодействия в условиях современной цифровой образовательной среды творческого вуза, выявляется целесообразность применения стрим-технологий.
В статье рассматриваются особенности применения элементов индивидуального обучения при дистанционном формате учебного процесса в вузе. Использование дистанционных технологий в образовании является необходимой формой реализации образовательного процесса в современных условиях. Применение дистанционных технологий становится все более актуальным, особенно после вынужденного перехода всей системы образования на дистанционный формат в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Применение дистанционного формата обучения имело как свои позитивные, так и негативные тенденции. Система дистанционного обучения также должна соответствовать всем принципам обучения, которые характерны для традиционного формата обучения. Одним из таких принципов является индивидуализация. Так как именно применение индивидуального подхода направлено на подготовку специалистов, обладающих интересом к реализации своих профессиональных функций. К специалистам на современном рынке труда предъявляются высокие требования, а формирование этих компетенцией является задачей подготовки кадров в учреждениях высшего образования. Использование компонентов индивидуальной работы со студентами при дистанционном взаимодействии позволяет соблюдать требования государственных стандартов и следовать сложившимся принципам обучения. Но формы индивидуализации при дистанционной форме образования отличаются от традиционных методов индивидуальной работы. В связи с чем индивидуальные методы работы преподавателей и студентов имеют свои особенности при дистанционной форме обучения.
В данной статье исследуются некоторые аспекты повышения уровня креативных проявлений обучающегося-музыканта. Анализируются понятия «концерт», «концертная деятельность»; раскрывается значение интенсификации концертной деятельности студента-музыканта для развития его креативного стиля мышления. На основеизучения научных работ А.М. Агарковой, Б.В. Асафьева, И.И. Бортниковой, Е.А. Бурдюжа, Г.Г. Нейгауза, А.М. Сычугова, Ю.А. Цагареллии других исследователей,был сформулирован вывод о том, что вовлечение студента в такие формы концертно-исполнительской практики, какразножанровые концерты, концерты-лекции, концерты-беседы, конкурсы и фестивали разных уровней, мастер-классы и др., во многом содействует приобретению обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков; формирует эмоционально-волевые, художественно-эстетические, этические, коммуникативные и другие качества и способности музыканта; активизирует его мышление и воображение; повышает мотивацию исполнителя на совершенствование окружающего мира и своей личности посредством творческой деятельности, что, в совокупности, влияет на расширение креативных возможностей субъекта творчества.
В настоящее время актуальными являются вопросы, связанные с цифровизацией образования и профессиональной подготовкой будущих педагогов, в соответствии с требованиями данного процесса. Одним из требований, предъявляемых к педагогу, является моделирование и внедрение им электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс. Автор указывает на необходимость формирования цифровой культуры будущего педагога для успешного моделирования и внедрения им электронных образовательных ресурсов. Структура цифровой культуры может быть представлена совокупностью следующих компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного. Для определения сформированности каждого, автор выделяет их уровни. Устанавливание ступени сформированности цифровой культуры педагога позволяет понять, какие пробелы имеются в его знаниях, на каких аспектах стоит сделать акцент в ходе его профессиональной подготовки.
Излагаются результаты педагогического эксперимента по развитию пространственного и образного мышления студентов технического университета на занятиях по инженерной и компьютерной графике. Эксперимент построен на основе ментальной карты Mindmap, разработанной в соответствии с принципами системного подхода в области ментальных операций. Результаты эксперимента показали, что внедрение таких заданий в учебный процесс позволит сформировать у студентов устойчивые навыки по визуализации объектов и работе с пространственными образами, являющиеся важным элементом профессии будущих инженеров.
В рамках методической разработки дидактического аттрактора «Плутония», базирующегося на идее одноименного фантастического романа академика Обручева о путешествии внутрь полой Земли, исследуются свойства, которыми, в силу физических законов, должна обладать внутренняя атмосфера, испытывающая воздействие лишь собственного гравитационного поля. Показано, что эти свойства нетривиальны, порой даже неожиданны. На основе полученных точных результатов построена краткая метаподсказка для обучающихся, позволяющая доступными им средствами ставить и разрешать разнообразные физические вопросы об атмосфере Плутонии.
В статье изложены основы психологического подхода и педагогической акмеологии к проблеме проявления активной субъектной позиции студентов в процессе личностно-профессионального развития. Статья направлена на поиск и изучение специальных условий, применение психологических механизмов в ходе проявления активной субъектной позиции студента.
Научно-технический прогресс предопределяет переход к высокотехнологичному производству, инновационному развитию экономики, что формирует новые требования к подготовке мастеров производственного обучения с усилением технико-технологической составляющей профессиональной компетентности. В статье рассматриваются проблемы профессионально-педагогического образования, возможность формирования производственно-технологического и информационного компонентов деятельности будущих мастеров производственного обучения в рамках моделирования учебно-производственной среды в связи с изменениями федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) и сокращением обучения по программе среднего профессионального образования. Статья отражает этапы изменения содержания федерального государственного образовательного стандарта в последние десятилетия, в том числе по формированию технико-технологической компетентности у будущих мастеров производственного обучения в процессе профессиональной подготовки. Акцентировано внимание на обосновании и разработке условий формирования технико-технологической компетентности, необходимости сохранить квалификацию «техник» при подготовке мастеров производственного обучения.
В данной статье рассмотрен вопрос целесообразности взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних и классного руководителя в процессе формирования правосознания несовершеннолетних. Проанализированы основные понятия «правового сознания» в сфере юриспруденции, психологии и педагогики. Определены основные этапы (составление общей и индивидуальной характеристики ученического коллектива; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; определение уровня сформированности правового сознания обучающихся посредством анкетирования; составление плана совместных мероприятий, направленных на формирование правосознания несовершеннолетних; проведение мероприятий по формированию правомерных поведенческих моделей, разъяснение социальных правил и установок; повторное анкетирование обучающихся, с целью определения динамики формирования правосознания несовершеннолетних; выявление недостатков и внесение корректировок в реализуемый план мероприятий по формированию правосознания несовершеннолетних) и формы (лекции и беседы, интеллектуальные конкурсы правовой направленности; тематические стенды и видеоуроки; посещение музеев и выставок военно-патриотической направленности; тематические встречи с сотрудниками прокуратуры, суда, отдела опеки и попечительства и т.д.) совместной работы классного руководителя и инспектора по делам несовершеннолетних в ходе формирования правового сознания несовершеннолетних.
В статье обоснована актуальность становления готовности учителей к формированию финансовой грамотности школьников как элемента функциональной грамотности. Представлены результаты опроса практикующих педагогов общеобразовательных учреждений города Петрозаводска Республики Карелия и регионов Российской Федерации о состоянии готовности педагогов к формированию финансовой грамотности и финансовой культуры обучающихся. Показан опыт, предложены условия, способствующие повышению уровня готовности практикующих и будущих учителей к проведению занятий по формированию финансовой грамотности и финансовой культуры школьников.
Воронежский Михайловский кадетский корпус был открыт 8 (21) ноября 1845 г. Он являлся военно-учебным заведением закрытого типа, дававшим среднее образование в объеме реальной гимназии и начальную военную подготовку. Свое название корпус получил в честь великого князя Михаила Павловича, брата императора, который являлся главным начальником всех сухопутных кадетских корпусов. В 1865-1882 годах данное учебное заведение имело статус военной гимназии, с преобладанием общеобразовательных дисциплин. 11 ноября 1905 он был переименован в Воронежский кадетский корпус имени Великого Князя Михаила Павловича, а в 1918 г. был расформирован. В течение XIX века корпус развивался и укреплял свои позиции как одно из ведущих учебных заведений России. В нем преподавали высококвалифицированные педагоги, многие из которых были выдающимися учеными и методистами, в том числе А.П. Киселев и Н.Ф. Бунаков.
Актуальность данной статьи обусловлена широким применением метода иммерсии на занятиях по иностранному языку с целью развития и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции. С помощью компьютерных технологий создаются более естественные условия при обучении иностранному языку. В статье рассматриваются Интернет-платформы и приложения, которые возможно применять в обучении иностранному языку в рамках дополнительного образования. Дается анализ положительных и отрицательных сторон иммерсивного обучения. А также говорится о дальнейших перспективах использования данного метода.
Профессиональная направленность не только предметов методического цикла, но и математических курсов - необходимое условие, обеспечивающее качественную подготовку будущих учителей математики в педагогических вузах. В статье выделены трудности, с которыми сталкивается высшее педагогическое образование, намечены пути их преодоления. Приведены примеры реализации актуальных направлений модернизации профессиональной подготовки учителей математики на физико-математическом факультете ВГПУ.
Статья посвящена анализу заданий, использовавшихся при проведении XIV олимпиады школьников по географии Воронежского государственного педагогического университета в 2023-2024 учебном году. В ней приводятся примеры заданий, использовавшихся для обучающихся трех возрастных групп (5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы) и анализируются результаты их выполнения школьниками. В заочном этапе олимпиады этого года использовались задания на составление группировок географических терминов, географические кроссворды, творческие задания с расширенным ответом на выявление географических закономерностей и особенностей протекания различных природных процессов. В расчете на разный уровень подготовленности участников задания заметно отличались по уровню сложности. Также учитывалось то, что школьники имеют достаточный объем времени для выполнения заданий и могут использовать разнообразные источники информации.
В статье поднимается проблема интенсификации педагогических исследований лидерства и лидерских качеств личности. Социокультурный контекст рассматриваемой проблемы подчеркивает значение организации и управления совместными практиками жизнедеятельности детей и подростков, процессов образования групп и коллективов, связанных с самоуправлением, первенством, выделением формальных и неформальных лидеров. Междисциплинарный контекст определяется значительным опытом исследований указанной проблематики в различных отраслях научного знания, возможности и необходимости интерпретации и развития отдельных продуктивных идей с позиции педагогики. Амбивалентный контекст раскрывает для педагогики поляризацию современных выводов и рекомендаций, подчеркивает необходимость выработки медианных, синтезирующих решений. С учетом наложения контекстов, выделены отдельные направления актуальных педагогических исследований лидерства и лидерских качеств личности.
Издательство
- Издательство
- ВГПУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394043, Воронежская область, город Воронеж, ул. Ленина, д.86
- Юр. адрес
- 394043, Воронежская область, город Воронеж, ул. Ленина, д.86
- ФИО
- Филоненко Сергей Иванович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (473) 2545643