АКАДЕМИЧЕСКИЙ МЕНТОРИНГ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В ВУЗЕ (2024)
В статья посвящена анализу возможности реализации академического менторинга в сфере высшего педагогического образования. Целью исследования является определение понятия академического менторинга и процесса организации менторинга в ходе обучения будущих дефектологов, условий эффективности взаимодействия в академическом менторинге. Проведен теоретический анализ научной литературы и актуальности внедрения академического менторинга в систему подготовки будущих педагогов. Организация академического менторинга в вузе может стать эффективным способом подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
Современному специалисту в образовательной области постоянно приходится повышать свой уровень образования, приобретать новые навыки, оставаться конкурентоспособным специалистом. Требование, которое предъявляется к высшему образованию, по мнению Е. С. Васевой, – «это связь с современной наукой, производством и бизнесом, где и находят отражение идеи менторинга» [3].
Корни менторства уходят в греческую мифологию, но в России менторинг появился как высший уровень наставничества. Ментор в отличие от наставника информационно и эмоционально поддерживает студента, передает необходимые знания и демонстрирует особенности их применения на практике, знакомит с возможными траекториями развития в проблемах образования, перспективами, планами, идеями и способами их реализации.
Иначе говоря, сосредоточивает внимание будущего дефектолога на желании самосовершенствоваться в профессиональной сфере. При этом Е. С. Васева отмечала, что «ментор должен сам уметь генерировать новые идеи, оценивать ситуацию с разных точек зрения и быстро реагировать на изменения условий» [3]. При взаимодействии с ментором у студента появляется уверенность в собственных силах и повышается мотивация к дальнейшей профессиональной деятельности, формируется представление о своей миссии в сфере познании мира.
Список литературы
1. | Andrew J. Hobson, Patricia Ashby, Angi Malderez, Peter D. Tomlinson Corrigendum to “Mentoring beginning teachers: What we know and what we don’t” Teaching and Teacher Education. - April 2013. - Vol. 31. - P. 68. | |
---|---|---|
2. | Афанасиади О. В. Подготовка к реализации проекта менторского сопровождения в вузе с целью выявления и развития талантливой молодежи // Проблемы современной науки и образования. - 2022. - № 6 (175). - С. 63-71. EDN: KXUEHH | |
3. | Васева Е. С., Бужинская Н. В. Менторинг в системе подготовки будущего специалиста IT-сферы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - № 3 (39). - С. 127-131. EDN: OVSJQG | |
4. | Грибукова О. Г. Сущность психолого-педагогического сопровождения детей // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всерос. науч.-практ. конференции (Новосибирск, 23-24 мая 2013 г.) / под ред. Г. С. Чесноковой, А. Ю. Зверковой. Ч. 1. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - С. 89-92. EDN: TORYZP | |
5. | Игнатьева Е. В., Рябкова Ю. В. Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 102-104. EDN: YYJKJF | |
6. | Илюхина В. Менторство // Учительская газета. - 17 марта 2017 г. - № 10. - С. 3-4. | |
7. | Менторинг. Что это? [Электронный ресурс]. - URL: https://coachmentor.ru/mentoring-chto-jeto/?ysclid=lq2elf3fy4877274075 (дата обращения: 26.11.2022). | |
8. | Тлемисова А. Т. Менторинг как инструмент профессионального развития учителя [Электронный ресурс]. - URL: https://videouroki.net/razrabotki/material-na-temu-mentoring-kak-instrument-professionalnogo-razvitiya-uchitelya.html (дата обращения: 26.11.2022). | |
9. | Тлеукабылова Ж. Т. О преобразовании образовательного процесса школы // Ступень в педагогическую науку: материалы V Междунар. форума работников образования (Таганрог, 29 ноября 2014 г.). - Таганрог: Спутник+, 2014. - С. 115-117. EDN: TOIQBB | |
10. | Цибизова Т. Ю., Августан О. М., Сергеев Д. А., Марданов С. А. “Менторство” как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 141. EDN: YTHOPM |
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен опыт создания стажировочной площадки в форме медиамастерской «Технологии эффективного взаимодействия с родительской общественностью». Стажировочная площадка функционирует на базе регионального ресурсного центра «Семья и дети» НГПУ и позволяет педагогам выстроить новое качество отношений в системе «воспитатель - ребенок - родитель» и создать на базе своей организации новую социально-педагогическую платформу для взаимодействия и партнерства всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Статья посвящена проблеме волонтерства как неотъемлемой части профессии дефектолога. Автор статьи - Лучший выпускник НГПУ 2020 года - анализирует роль волонтерской деятельности в профессиональном становлении студентов.
В статье представлены основные термины и понятия, раскрывающие современный подход в коррекционно-развивающей работе. Дан общий обзор средств и форм альтернативной дополнительной коммуникации. Описываются случаи и техники использования альтернативной коммуникации в отношении детей с особыми образовательными потребностями (расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития).
Статья посвящена проблеме современной школы, в частности тьюторскому сопровождению детей с расстройством аутистического спектра и развитию социальных навыков у обучающихся. Тьюторское сопровождение оказывает значительную поддержку как в индивидуализации, так и в социализации детей с РАС.
В статье описывается содержание коррекционной работы по развитию коммуникации и социальных навыков у детей с ментальными нарушениями. В рамках решения данных вопросов рассматриваются навыки самообслуживания, поведенческие подходы, работа с родителями.
В статье приведен обзор программы госпитального детского сада, апробированной как маршрутизатор по доступности получения психолого-педагогической абилитации детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые часто и длительно болеют, нуждаются в паллиативной медицинской помощи. Даны предложения по реализации маршруто-ориентированного подхода как методологии сенсорной и когнитивной доступности, направленные на повышение абилитационного потенциала детей с ЗПР в условиях вариативных форм дошкольного образования.
В статье представлен опыт работы по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством поэтического художественного слова. Авторами раскрыты основные механизмы воздействия, методы и приемы использования поэтических текстов разных жанров на формирование речевой функции у воспитанников с ОВЗ.
В статье освещается проблема взаимосвязи лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения дошкольного возраста на этапе плеопто-ортоптического лечения. Представлено методическое обеспечение как один из вариантов решения проблемы в качестве упражнений по поддержке результатов лечебно-восстановительной работы на данном этапе.
Система комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха, включает разные составляющие, в том числе социокультурную реабилитацию, которая осуществляется различными средствами, среди которых - музейная педагогика.
Представлены содержание и опыт реализации историко-педагогического проекта «Сурдопедагогика: великие имена». Проект разработан и реализован преподавателями и студентами кафедры сурдопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена. Веб-сайт - конечный продукт проектной деятельности, представляет систематизированный материал, отражающий биографию и научные труды отечественных ученых-сурдопедагогов.
В работе рассматривается проблема использования настольных игр в рамках внеучебной деятельности детей с нарушением слуха. Приводятся результаты отбора и адаптации правил настольных игр. Предлагается классификация настольных игр по цели их применения во внеучебной деятельности. Анализируются наблюдения, полученные в ходе проведения игротек в образовательных организациях для детей с нарушением слуха Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В статье эмоциональная сфера рассматривается как важнейший компонент коррекционно-педагогической работы. Ее развитие у детей с нарушением слуха способствует развитию умения понимать и проявлять эмоции. Драматизация способна участвовать в формировании у глухих и слабослышащих дошкольников этических представлений, предлагая эмоционально включиться в разные модели поведения героев, понять возможность разного обоснования того или иного поступка, мотивирует неслышащего зрителя на проживание вместе с героем нового эмоционально-событийного опыта.
В статье представлена проектная идея по использованию пальцевой азбуки для составления набора упражнений, активизирующих деятельность двух полушарий мозга. Упражнения собраны в комплекс по принципу «от простого к сложному», который может использоваться в работе с детьми с трех лет, а также со взрослыми.
В статье рассматривается актуальный и значимый вопрос современности - приобщение детей дошкольного возраста с ОВЗ к формированию основ инженерной и цифровой грамотности. Авторы обозначают проблемы настоящего времени: как в современном мире с высоким темпом развития технологий научить дошкольника использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), какие компетенции необходимо формировать, а также предлагают пути и условия решения этого вопроса благодаря деятельности в рамках Кружкового движения национальной технологической инициативы (НТИ), знакомят со своим опытом работы.
Большинству детей с ограниченными возможностями здоровья свойственны многочисленные отличительные свойства, трудности и нарушения в развитии психических процессов, познавательной сферы, личностных характеристик, в том числе становление предпосылок учебной деятельности. Представлены определения понятия «мотив», «мотивация», «предпосылки учебной деятельности»; описаны виды и структура мотивационной готовности.
Статья посвящена проблеме развития субъектности у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в педагогическом университете. Авторы рассматривают понятие субъектности в научном контексте, представляют опыт развития субъектности у студентов-инвалидов в условиях вуза.
В статье раскрываются особенности разработки и реализации программы профессиональной пробы «Дефектолог» в рамках проекта «Билет в будущее» в условиях взаимодействия в системе «вуз - школа» в Пермском крае.
Авторами подчеркиваются актуальность, значение такого механизма, как взаимодействие образовательных организаций разного уровня в деле воспитания и профессиональной ориентации молодежи; описывается опыт разработки и реализации программы одной из профессиональных проб, реализуемых в рамках проекта «Билет в будущее».
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/