В статье приведен обзор программы госпитального детского сада, апробированной как маршрутизатор по доступности получения психолого-педагогической абилитации детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые часто и длительно болеют, нуждаются в паллиативной медицинской помощи. Даны предложения по реализации маршруто-ориентированного подхода как методологии сенсорной и когнитивной доступности, направленные на повышение абилитационного потенциала детей с ЗПР в условиях вариативных форм дошкольного образования.
Идентификаторы и классификаторы
Программа госпитального детского сада разрабатывалась в 2018–2023 гг. и апробировалась в городах Санкт-Петербург и Псков как маршрутизатор по доступности получения дошкольного образования детей с ЗПР, которые часто и длительно болеют, нуждаются в паллиативной медицинской помощи.
Маршруто-ориентированный подход использовался нами в аспекте этапов маршрутизации взаимодействия мультидисциплинарной команды (учитель-дефектолог, учитель-логопед, медицинский логопед, клинический психолог, педагог-психолог в ДОУ, воспитатель, инструктор АФК) и родителей с целью психолого-педагогической абилитации детей с ЗПР, находящихся на длительном лечении дома, в детской больнице (кардио-, онко-, пульмонологические отделения), в хосписе. Важность психолого-педагогической абилитации и персонифицированного подхода отмечена многими исследователями [4–7].
Список литературы
1. | Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ограниченными возможностями // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: сборник научных статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Саратовский источник, 2017. - С. 7-16. | |
---|---|---|
2. | Вечканова И. Г. Разработка и особенности реализации абилитационной программы “Госпитальный детский сад” // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 7. - С. 66-78. EDN: XCRLPI | |
3. | Вечканова И. Г., Жукова А. Е., Юрченко Т. И. Кубики “Движение” - игровые технологии физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под общ. ред. Т. И. Юрченко. - СПб.: АЛЬМА, 2022. - 76 с. | |
4. | Лазуренко С. Б., Венгер А. Л. Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2020. - № 40. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/psychological-and-pedagogical-technologies-in-complex-rehabilitation-of-children-with-disabilities (дата обращения: 07.08.2022). EDN: WGADQD | |
5. | Соловьева Т. А. Проектирование индивидуальных учебных планов в специальном образовании: методические рекомендации. - М.: ИКП РАО, Доброшкола, 2020. - 66 с. | |
6. | Туманова Т. В., Филичева Т. Б. Алгоритмы и персонализация в диагностике и обучении детей с общим недоразвитием речи // Технологии работы с детьми, имеющими нарушения речи: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н. Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК профессора Л. Б. Баряевой, 2020. - С. 128-132. | |
7. | Шариков С. В. Инновации в обучении детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2021. - № 44. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-44/innovations-in-teaching-disabled-children-with-progressive-diseases-and-uncertain-life-prognosis (дата обращения: 08.08.2022). EDN: EATONW | |
8. | Страковская В. Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. - М.: Медицина, 1978. - 184 с. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен опыт создания стажировочной площадки в форме медиамастерской «Технологии эффективного взаимодействия с родительской общественностью». Стажировочная площадка функционирует на базе регионального ресурсного центра «Семья и дети» НГПУ и позволяет педагогам выстроить новое качество отношений в системе «воспитатель - ребенок - родитель» и создать на базе своей организации новую социально-педагогическую платформу для взаимодействия и партнерства всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Статья посвящена проблеме волонтерства как неотъемлемой части профессии дефектолога. Автор статьи - Лучший выпускник НГПУ 2020 года - анализирует роль волонтерской деятельности в профессиональном становлении студентов.
В статье представлены основные термины и понятия, раскрывающие современный подход в коррекционно-развивающей работе. Дан общий обзор средств и форм альтернативной дополнительной коммуникации. Описываются случаи и техники использования альтернативной коммуникации в отношении детей с особыми образовательными потребностями (расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития).
Статья посвящена проблеме современной школы, в частности тьюторскому сопровождению детей с расстройством аутистического спектра и развитию социальных навыков у обучающихся. Тьюторское сопровождение оказывает значительную поддержку как в индивидуализации, так и в социализации детей с РАС.
В статье описывается содержание коррекционной работы по развитию коммуникации и социальных навыков у детей с ментальными нарушениями. В рамках решения данных вопросов рассматриваются навыки самообслуживания, поведенческие подходы, работа с родителями.
В статье представлен опыт работы по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством поэтического художественного слова. Авторами раскрыты основные механизмы воздействия, методы и приемы использования поэтических текстов разных жанров на формирование речевой функции у воспитанников с ОВЗ.
В статье освещается проблема взаимосвязи лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения дошкольного возраста на этапе плеопто-ортоптического лечения. Представлено методическое обеспечение как один из вариантов решения проблемы в качестве упражнений по поддержке результатов лечебно-восстановительной работы на данном этапе.
Система комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха, включает разные составляющие, в том числе социокультурную реабилитацию, которая осуществляется различными средствами, среди которых - музейная педагогика.
Представлены содержание и опыт реализации историко-педагогического проекта «Сурдопедагогика: великие имена». Проект разработан и реализован преподавателями и студентами кафедры сурдопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена. Веб-сайт - конечный продукт проектной деятельности, представляет систематизированный материал, отражающий биографию и научные труды отечественных ученых-сурдопедагогов.
В работе рассматривается проблема использования настольных игр в рамках внеучебной деятельности детей с нарушением слуха. Приводятся результаты отбора и адаптации правил настольных игр. Предлагается классификация настольных игр по цели их применения во внеучебной деятельности. Анализируются наблюдения, полученные в ходе проведения игротек в образовательных организациях для детей с нарушением слуха Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В статье эмоциональная сфера рассматривается как важнейший компонент коррекционно-педагогической работы. Ее развитие у детей с нарушением слуха способствует развитию умения понимать и проявлять эмоции. Драматизация способна участвовать в формировании у глухих и слабослышащих дошкольников этических представлений, предлагая эмоционально включиться в разные модели поведения героев, понять возможность разного обоснования того или иного поступка, мотивирует неслышащего зрителя на проживание вместе с героем нового эмоционально-событийного опыта.
В статье представлена проектная идея по использованию пальцевой азбуки для составления набора упражнений, активизирующих деятельность двух полушарий мозга. Упражнения собраны в комплекс по принципу «от простого к сложному», который может использоваться в работе с детьми с трех лет, а также со взрослыми.
В статье рассматривается актуальный и значимый вопрос современности - приобщение детей дошкольного возраста с ОВЗ к формированию основ инженерной и цифровой грамотности. Авторы обозначают проблемы настоящего времени: как в современном мире с высоким темпом развития технологий научить дошкольника использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), какие компетенции необходимо формировать, а также предлагают пути и условия решения этого вопроса благодаря деятельности в рамках Кружкового движения национальной технологической инициативы (НТИ), знакомят со своим опытом работы.
Большинству детей с ограниченными возможностями здоровья свойственны многочисленные отличительные свойства, трудности и нарушения в развитии психических процессов, познавательной сферы, личностных характеристик, в том числе становление предпосылок учебной деятельности. Представлены определения понятия «мотив», «мотивация», «предпосылки учебной деятельности»; описаны виды и структура мотивационной готовности.
В статья посвящена анализу возможности реализации академического менторинга в сфере высшего педагогического образования. Целью исследования является определение понятия академического менторинга и процесса организации менторинга в ходе обучения будущих дефектологов, условий эффективности взаимодействия в академическом менторинге. Проведен теоретический анализ научной литературы и актуальности внедрения академического менторинга в систему подготовки будущих педагогов. Организация академического менторинга в вузе может стать эффективным способом подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.
Статья посвящена проблеме развития субъектности у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в педагогическом университете. Авторы рассматривают понятие субъектности в научном контексте, представляют опыт развития субъектности у студентов-инвалидов в условиях вуза.
В статье раскрываются особенности разработки и реализации программы профессиональной пробы «Дефектолог» в рамках проекта «Билет в будущее» в условиях взаимодействия в системе «вуз - школа» в Пермском крае.
Авторами подчеркиваются актуальность, значение такого механизма, как взаимодействие образовательных организаций разного уровня в деле воспитания и профессиональной ориентации молодежи; описывается опыт разработки и реализации программы одной из профессиональных проб, реализуемых в рамках проекта «Билет в будущее».
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/