ВОЛОНТЕРСТВО КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИИ ДЕФЕКТОЛОГА (2024)
Статья посвящена проблеме волонтерства как неотъемлемой части профессии дефектолога. Автор статьи - Лучший выпускник НГПУ 2020 года - анализирует роль волонтерской деятельности в профессиональном становлении студентов.
Идентификаторы и классификаторы
Волонтерство – неотъемлемая часть профессии дефектолога, его роль неоценима в воспитании и обучении особого ребенка. Это понимаешь, когда сам в течение всех лет обучения и в качестве выпускника включен в процесс волонтерской деятельности. Вспоминая все мероприятия, в которых участвовали не только студенты-волонтеры Института детства, но и преподаватели, для которых волонтерство является стилем жизни, осознаешь значимость профессии дефектолога, которая без волонтерства неосуществима.
С 2018 по 2020 г. под руководством наставников доцента кафедры логопедии и детской речи Одиноковой Натальи Александровны и кандидата психологических наук, доцента кафедры коррекционной педагогики и психологии, руководителя ресурсного центра сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Пискун Ольги Юрьевны автору посчастливилось участвовать в проекте «Наставники и ученики», организованном Благотворительным фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» (г. Москва). Этот проект наряду с волонтерскими проектами НГПУ позволил нам провести качественное исследование для организации дальнейшей помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья [1–5].
Список литературы
1. | Высоцкайте А. Д. Изучение проблем социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всерос. студенческой науч.-практ. конференции с междунар. участием (Новосибирск, 19-21 декабря 2018 г.): в 4 ч. Ч. 4 / под ред. Г. С. Чесноковой, Н. В. Якуниной. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. - С. 26-27. EDN: ZAPJAL | |
---|---|---|
2. | Высоцкайте А. Д. Развитие социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всерос. студенческой науч.-практ. конференции с междунар. участием (Новосибирск, 4-6 декабря 2019 г.): в 4 ч. Ч. 4 / под ред. Г. С. Чесноковой, Н. В. Якуниной. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. - С. 34-35. EDN: OGEBEK | |
3. | Высоцкайте А. Д. Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и зрения // Мир без границ: актуальные проблемы современного инклюзивного образования: материалы IX Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конференции студентов и молодых ученых, посвященной Всемирному дню инвалидов (Ставрополь, 10-12 декабря 2018 года) / под ред. С. В. Жуковой, А. Ю. Кабушко, Е. А. Шеховцовой. - Ставрополь: Дизайн-студия Б: Изд-во СГПИ, 2018. - С. 119-123. | |
4. | Высоцкайте А. Д., Пискун О. Ю. Дидактическая игра как средство развития социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и зрения // Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи: научно-практический сборник / под ред. Т. А. Басиловой. - М.: ИНФРА-М, 2020. - С. 49-72. | |
5. | Высоцкайте А. Д., Пискун О. Ю. Практическое руководство по созданию дидактических игр как средства развития социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и зрения: учеб.-метод. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. - 90 с. EDN: VIJIBM |
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен опыт создания стажировочной площадки в форме медиамастерской «Технологии эффективного взаимодействия с родительской общественностью». Стажировочная площадка функционирует на базе регионального ресурсного центра «Семья и дети» НГПУ и позволяет педагогам выстроить новое качество отношений в системе «воспитатель - ребенок - родитель» и создать на базе своей организации новую социально-педагогическую платформу для взаимодействия и партнерства всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
В статье представлены основные термины и понятия, раскрывающие современный подход в коррекционно-развивающей работе. Дан общий обзор средств и форм альтернативной дополнительной коммуникации. Описываются случаи и техники использования альтернативной коммуникации в отношении детей с особыми образовательными потребностями (расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития).
Статья посвящена проблеме современной школы, в частности тьюторскому сопровождению детей с расстройством аутистического спектра и развитию социальных навыков у обучающихся. Тьюторское сопровождение оказывает значительную поддержку как в индивидуализации, так и в социализации детей с РАС.
В статье описывается содержание коррекционной работы по развитию коммуникации и социальных навыков у детей с ментальными нарушениями. В рамках решения данных вопросов рассматриваются навыки самообслуживания, поведенческие подходы, работа с родителями.
В статье приведен обзор программы госпитального детского сада, апробированной как маршрутизатор по доступности получения психолого-педагогической абилитации детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые часто и длительно болеют, нуждаются в паллиативной медицинской помощи. Даны предложения по реализации маршруто-ориентированного подхода как методологии сенсорной и когнитивной доступности, направленные на повышение абилитационного потенциала детей с ЗПР в условиях вариативных форм дошкольного образования.
В статье представлен опыт работы по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством поэтического художественного слова. Авторами раскрыты основные механизмы воздействия, методы и приемы использования поэтических текстов разных жанров на формирование речевой функции у воспитанников с ОВЗ.
В статье освещается проблема взаимосвязи лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения дошкольного возраста на этапе плеопто-ортоптического лечения. Представлено методическое обеспечение как один из вариантов решения проблемы в качестве упражнений по поддержке результатов лечебно-восстановительной работы на данном этапе.
Система комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха, включает разные составляющие, в том числе социокультурную реабилитацию, которая осуществляется различными средствами, среди которых - музейная педагогика.
Представлены содержание и опыт реализации историко-педагогического проекта «Сурдопедагогика: великие имена». Проект разработан и реализован преподавателями и студентами кафедры сурдопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена. Веб-сайт - конечный продукт проектной деятельности, представляет систематизированный материал, отражающий биографию и научные труды отечественных ученых-сурдопедагогов.
В работе рассматривается проблема использования настольных игр в рамках внеучебной деятельности детей с нарушением слуха. Приводятся результаты отбора и адаптации правил настольных игр. Предлагается классификация настольных игр по цели их применения во внеучебной деятельности. Анализируются наблюдения, полученные в ходе проведения игротек в образовательных организациях для детей с нарушением слуха Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В статье эмоциональная сфера рассматривается как важнейший компонент коррекционно-педагогической работы. Ее развитие у детей с нарушением слуха способствует развитию умения понимать и проявлять эмоции. Драматизация способна участвовать в формировании у глухих и слабослышащих дошкольников этических представлений, предлагая эмоционально включиться в разные модели поведения героев, понять возможность разного обоснования того или иного поступка, мотивирует неслышащего зрителя на проживание вместе с героем нового эмоционально-событийного опыта.
В статье представлена проектная идея по использованию пальцевой азбуки для составления набора упражнений, активизирующих деятельность двух полушарий мозга. Упражнения собраны в комплекс по принципу «от простого к сложному», который может использоваться в работе с детьми с трех лет, а также со взрослыми.
В статье рассматривается актуальный и значимый вопрос современности - приобщение детей дошкольного возраста с ОВЗ к формированию основ инженерной и цифровой грамотности. Авторы обозначают проблемы настоящего времени: как в современном мире с высоким темпом развития технологий научить дошкольника использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), какие компетенции необходимо формировать, а также предлагают пути и условия решения этого вопроса благодаря деятельности в рамках Кружкового движения национальной технологической инициативы (НТИ), знакомят со своим опытом работы.
Большинству детей с ограниченными возможностями здоровья свойственны многочисленные отличительные свойства, трудности и нарушения в развитии психических процессов, познавательной сферы, личностных характеристик, в том числе становление предпосылок учебной деятельности. Представлены определения понятия «мотив», «мотивация», «предпосылки учебной деятельности»; описаны виды и структура мотивационной готовности.
В статья посвящена анализу возможности реализации академического менторинга в сфере высшего педагогического образования. Целью исследования является определение понятия академического менторинга и процесса организации менторинга в ходе обучения будущих дефектологов, условий эффективности взаимодействия в академическом менторинге. Проведен теоретический анализ научной литературы и актуальности внедрения академического менторинга в систему подготовки будущих педагогов. Организация академического менторинга в вузе может стать эффективным способом подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.
Статья посвящена проблеме развития субъектности у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в педагогическом университете. Авторы рассматривают понятие субъектности в научном контексте, представляют опыт развития субъектности у студентов-инвалидов в условиях вуза.
В статье раскрываются особенности разработки и реализации программы профессиональной пробы «Дефектолог» в рамках проекта «Билет в будущее» в условиях взаимодействия в системе «вуз - школа» в Пермском крае.
Авторами подчеркиваются актуальность, значение такого механизма, как взаимодействие образовательных организаций разного уровня в деле воспитания и профессиональной ориентации молодежи; описывается опыт разработки и реализации программы одной из профессиональных проб, реализуемых в рамках проекта «Билет в будущее».
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/