РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2024)
Статья посвящена проблеме развития субъектности у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в педагогическом университете. Авторы рассматривают понятие субъектности в научном контексте, представляют опыт развития субъектности у студентов-инвалидов в условиях вуза.
Идентификаторы и классификаторы
В социуме меняются требования к набору качеств и умений человека. В современном мире особую ценность приобретает навык целеполагания, такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение конструктивно разрешать проблемы, адаптироваться к новым ситуациям, трансформируя их. Следовательно, в современном мире востребованы субъекты жизнедеятельности. Подобная тенденция наблюдается и в системе образования. С учетом развития информационных технологий, переоценки роли человека в социуме, в общем изменении экономической и политической ситуации в России одной из целевых установок образования становится формирование субъектности.
Ряд исследователей, например, Е. Н. Волкова и И. А. Серегина, утверждают, что субъектность – свойство личности. А. К. Осницкий полагает, что это целостная характеристика активности человека, а В. И. Слободчиков рассматривает субъектность как социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человек.
Список литературы
1. | Акиншин В. А., Гасенко Д. А., Карман И. М. О положении выпускников педагогического вуза с инвалидностью на рынке труда // День дефектологии. - 2022. - № 1. - С. 26-32. EDN: TPCXQC | |
---|---|---|
2. | Большунова Н. Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис. … д-ра психол наук. - Новосибирск, 2007. - 48 с. EDN: NIQWUP | |
3. | Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. - 324 с. EDN: QXOMWR | |
4. | Большунова Н. Я. Социокультурные ориентиры современных студентов // Мотивация, активность личности: в 3 ч. Ч. 3. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. - С. 3-13. EDN: QILTMX | |
5. | Гасенко Д. А. Проблема развития субъектности личности в семейном и образовательном пространстве // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы всерос. науч.-практ. конференции: в 2 ч. Ч. 1 (Новосибирск, 17-18 апр. 2014 г.) / под ред. Г. С. Чесноковой; редкол.: Р. О. Агавелян, Н. А. Кузь, Л. В. Ковригина и др. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - С. 101-103. EDN: TOSFWB | |
6. | Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с. EDN: QXRUWL | |
7. | Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2000. - 492 с. | |
8. | Осницкий А. К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. - Нальчик: Эль-Фа, 1996. - 191 с. | |
9. | Пискун О. Ю. Практическая сурдопсихология: современный взгляд: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. | |
10. | Пискун О. Ю., Гасенко Д. А., Карман И. М., Акиншин В. А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях ресурсного центра педагогического университета // Стратегические направления развития науки, образования, технологий: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конференции: в 4 ч. Ч. IV (31 июля 2017 г.) / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. - С. 97-102. EDN: ZCLJFR | |
11. | Пискун О. Ю., Карман И. М. Значение русского жестового языка в развитии мотивации глухих обучающихся // Русский жестовый язык: законодательство, исследования, образование: I Межрегиональная науч.-практ. конференция (Красноярск, 27 октября 2017 г.) / отв. ред. О. Л. Беляева, А. И. Картавцева. - Красноярск, 2017. - С. 123-130. EDN: SZVKGO | |
12. | Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - М.: Сфера, 2001. - 656 с. | |
13. | Сапожникова Р. Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности: дис.. канд. психол. наук. - Новосибирск, 1998. - 166 c. EDN: NLMGCP | |
14. | Традиционный эвристический проект “День дефектологии” 15 лет: эмоционально-волевое развитие и творческая самоактуализация личности (независимо от возраста и наличия/отсутствия нарушений): сб. статей / сост. О. Ю. Пискун, Р. О. Агавелян. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. - 105 с. | |
15. | Халикова В. В. Психолого-педагогические условия развития субъектности детей дошкольного возраста в детско-родительских отношениях: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Барнаул, 2011. - 48 с. EDN: QHGLBX |
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен опыт создания стажировочной площадки в форме медиамастерской «Технологии эффективного взаимодействия с родительской общественностью». Стажировочная площадка функционирует на базе регионального ресурсного центра «Семья и дети» НГПУ и позволяет педагогам выстроить новое качество отношений в системе «воспитатель - ребенок - родитель» и создать на базе своей организации новую социально-педагогическую платформу для взаимодействия и партнерства всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Статья посвящена проблеме волонтерства как неотъемлемой части профессии дефектолога. Автор статьи - Лучший выпускник НГПУ 2020 года - анализирует роль волонтерской деятельности в профессиональном становлении студентов.
В статье представлены основные термины и понятия, раскрывающие современный подход в коррекционно-развивающей работе. Дан общий обзор средств и форм альтернативной дополнительной коммуникации. Описываются случаи и техники использования альтернативной коммуникации в отношении детей с особыми образовательными потребностями (расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития).
Статья посвящена проблеме современной школы, в частности тьюторскому сопровождению детей с расстройством аутистического спектра и развитию социальных навыков у обучающихся. Тьюторское сопровождение оказывает значительную поддержку как в индивидуализации, так и в социализации детей с РАС.
В статье описывается содержание коррекционной работы по развитию коммуникации и социальных навыков у детей с ментальными нарушениями. В рамках решения данных вопросов рассматриваются навыки самообслуживания, поведенческие подходы, работа с родителями.
В статье приведен обзор программы госпитального детского сада, апробированной как маршрутизатор по доступности получения психолого-педагогической абилитации детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые часто и длительно болеют, нуждаются в паллиативной медицинской помощи. Даны предложения по реализации маршруто-ориентированного подхода как методологии сенсорной и когнитивной доступности, направленные на повышение абилитационного потенциала детей с ЗПР в условиях вариативных форм дошкольного образования.
В статье представлен опыт работы по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством поэтического художественного слова. Авторами раскрыты основные механизмы воздействия, методы и приемы использования поэтических текстов разных жанров на формирование речевой функции у воспитанников с ОВЗ.
В статье освещается проблема взаимосвязи лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения дошкольного возраста на этапе плеопто-ортоптического лечения. Представлено методическое обеспечение как один из вариантов решения проблемы в качестве упражнений по поддержке результатов лечебно-восстановительной работы на данном этапе.
Система комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха, включает разные составляющие, в том числе социокультурную реабилитацию, которая осуществляется различными средствами, среди которых - музейная педагогика.
Представлены содержание и опыт реализации историко-педагогического проекта «Сурдопедагогика: великие имена». Проект разработан и реализован преподавателями и студентами кафедры сурдопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена. Веб-сайт - конечный продукт проектной деятельности, представляет систематизированный материал, отражающий биографию и научные труды отечественных ученых-сурдопедагогов.
В работе рассматривается проблема использования настольных игр в рамках внеучебной деятельности детей с нарушением слуха. Приводятся результаты отбора и адаптации правил настольных игр. Предлагается классификация настольных игр по цели их применения во внеучебной деятельности. Анализируются наблюдения, полученные в ходе проведения игротек в образовательных организациях для детей с нарушением слуха Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В статье эмоциональная сфера рассматривается как важнейший компонент коррекционно-педагогической работы. Ее развитие у детей с нарушением слуха способствует развитию умения понимать и проявлять эмоции. Драматизация способна участвовать в формировании у глухих и слабослышащих дошкольников этических представлений, предлагая эмоционально включиться в разные модели поведения героев, понять возможность разного обоснования того или иного поступка, мотивирует неслышащего зрителя на проживание вместе с героем нового эмоционально-событийного опыта.
В статье представлена проектная идея по использованию пальцевой азбуки для составления набора упражнений, активизирующих деятельность двух полушарий мозга. Упражнения собраны в комплекс по принципу «от простого к сложному», который может использоваться в работе с детьми с трех лет, а также со взрослыми.
В статье рассматривается актуальный и значимый вопрос современности - приобщение детей дошкольного возраста с ОВЗ к формированию основ инженерной и цифровой грамотности. Авторы обозначают проблемы настоящего времени: как в современном мире с высоким темпом развития технологий научить дошкольника использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), какие компетенции необходимо формировать, а также предлагают пути и условия решения этого вопроса благодаря деятельности в рамках Кружкового движения национальной технологической инициативы (НТИ), знакомят со своим опытом работы.
Большинству детей с ограниченными возможностями здоровья свойственны многочисленные отличительные свойства, трудности и нарушения в развитии психических процессов, познавательной сферы, личностных характеристик, в том числе становление предпосылок учебной деятельности. Представлены определения понятия «мотив», «мотивация», «предпосылки учебной деятельности»; описаны виды и структура мотивационной готовности.
В статья посвящена анализу возможности реализации академического менторинга в сфере высшего педагогического образования. Целью исследования является определение понятия академического менторинга и процесса организации менторинга в ходе обучения будущих дефектологов, условий эффективности взаимодействия в академическом менторинге. Проведен теоретический анализ научной литературы и актуальности внедрения академического менторинга в систему подготовки будущих педагогов. Организация академического менторинга в вузе может стать эффективным способом подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.
В статье раскрываются особенности разработки и реализации программы профессиональной пробы «Дефектолог» в рамках проекта «Билет в будущее» в условиях взаимодействия в системе «вуз - школа» в Пермском крае.
Авторами подчеркиваются актуальность, значение такого механизма, как взаимодействие образовательных организаций разного уровня в деле воспитания и профессиональной ориентации молодежи; описывается опыт разработки и реализации программы одной из профессиональных проб, реализуемых в рамках проекта «Билет в будущее».
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/