№ 1 (2024)

Статьи в выпуске: 18

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ: ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ (2024)
Авторы: ИГНАТЕНКО О.Е

В статье представлен опыт создания стажировочной площадки в форме медиамастерской «Технологии эффективного взаимодействия с родительской общественностью». Стажировочная площадка функционирует на базе регионального ресурсного центра «Семья и дети» НГПУ и позволяет педагогам выстроить новое качество отношений в системе «воспитатель - ребенок - родитель» и создать на базе своей организации новую социально-педагогическую платформу для взаимодействия и партнерства всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Сохранить в закладках
ВОЛОНТЕРСТВО КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИИ ДЕФЕКТОЛОГА (2024)
Авторы: ЕЛАГИНА АННА

Статья посвящена проблеме волонтерства как неотъемлемой части профессии дефектолога. Автор статьи - Лучший выпускник НГПУ 2020 года - анализирует роль волонтерской деятельности в профессиональном становлении студентов.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (2024)
Авторы: ГОЛИК АННА, ПРИХОДЬКО МАРИНА, КОВАЛЕНКО ТАТЬЯНА

В статье представлены основные термины и понятия, раскрывающие современный подход в коррекционно-развивающей работе. Дан общий обзор средств и форм альтернативной дополнительной коммуникации. Описываются случаи и техники использования альтернативной коммуникации в отношении детей с особыми образовательными потребностями (расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития).

Сохранить в закладках
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (2024)
Авторы: ПИСКУН ОЛЬГА ЮРЬЕВНА, ВЕРЯСОВА Л.М.

Статья посвящена проблеме современной школы, в частности тьюторскому сопровождению детей с расстройством аутистического спектра и развитию социальных навыков у обучающихся. Тьюторское сопровождение оказывает значительную поддержку как в индивидуализации, так и в социализации детей с РАС.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (2024)
Авторы: ЛАДЫГИНА И.А.

В статье описывается содержание коррекционной работы по развитию коммуникации и социальных навыков у детей с ментальными нарушениями. В рамках решения данных вопросов рассматриваются навыки самообслуживания, поведенческие подходы, работа с родителями.


Сохранить в закладках
ГОСПИТАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР И ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АБИЛИТАЦИИ (2024)
Авторы: ВЕЧКАНОВА И.Г., НАЗАРКИНА С.И., ИВАНОВА С.И.

В статье приведен обзор программы госпитального детского сада, апробированной как маршрутизатор по доступности получения психолого-педагогической абилитации детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые часто и длительно болеют, нуждаются в паллиативной медицинской помощи. Даны предложения по реализации маршруто-ориентированного подхода как методологии сенсорной и когнитивной доступности, направленные на повышение абилитационного потенциала детей с ЗПР в условиях вариативных форм дошкольного образования.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ПОЭТИЧЕСКОМУ СЛОВУ (2024)
Авторы: ГАЛЕЕВА В. В., ШИЛОВА О.В.

В статье представлен опыт работы по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством поэтического художественного слова. Авторами раскрыты основные механизмы воздействия, методы и приемы использования поэтических текстов разных жанров на формирование речевой функции у воспитанников с ОВЗ.

Сохранить в закладках
СВЯЗЬ ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ЭТАПЕ ПЛЕОПТО-ОРТОПТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ИНКЛЮЗИИ (2024)
Авторы: ГАЙДУКЕВИЧ С.Е., ОГОРОДНИК К.А.

В статье освещается проблема взаимосвязи лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения дошкольного возраста на этапе плеопто-ортоптического лечения. Представлено методическое обеспечение как один из вариантов решения проблемы в качестве упражнений по поддержке результатов лечебно-восстановительной работы на данном этапе.

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА): МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (2024)
Авторы: РЕЧИЦКАЯ ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА

Система комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха, включает разные составляющие, в том числе социокультурную реабилитацию, которая осуществляется различными средствами, среди которых - музейная педагогика.

Сохранить в закладках
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СУРДОПЕДАГОГИКА: ВЕЛИКИЕ ИМЕНА» 7 (2024)
Авторы: ПЕНИН ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ, ЛЮКИНА АННА СЕРГЕЕВНА, КОРАБЛЕВА ЛЮБОВЬ ВИТАЛЬЕВНА, КОНДРАТЬЕВА С.С., ТУМАНОВА П.А.

Представлены содержание и опыт реализации историко-педагогического проекта «Сурдопедагогика: великие имена». Проект разработан и реализован преподавателями и студентами кафедры сурдопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена. Веб-сайт - конечный продукт проектной деятельности, представляет систематизированный материал, отражающий биографию и научные труды отечественных ученых-сурдопедагогов.

Сохранить в закладках
СОЗДАНИЕ ИНКЛЮЗИВНО-ИГРОВОГО СООБЩЕСТВА «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» (2024)
Авторы: КРАСИЛЬНИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА, КОРАБЛЕВА ЛЮБОВЬ ВИТАЛЬЕВНА, ПШЕНИЧНОВА ЕЛИЗАВЕТА ЭДУАРДОВНА, БАЗЫРИНА ОЛЬГА АНТОНОВНА, БАХТИНА И.А.

В работе рассматривается проблема использования настольных игр в рамках внеучебной деятельности детей с нарушением слуха. Приводятся результаты отбора и адаптации правил настольных игр. Предлагается классификация настольных игр по цели их применения во внеучебной деятельности. Анализируются наблюдения, полученные в ходе проведения игротек в образовательных организациях для детей с нарушением слуха Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Сохранить в закладках
ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (2024)
Авторы: КОРЖОВА А.А., ХАЛТУРИНСКАЯ Д.С., ДЗЮБИНСКАЯ К. О.

В статье эмоциональная сфера рассматривается как важнейший компонент коррекционно-педагогической работы. Ее развитие у детей с нарушением слуха способствует развитию умения понимать и проявлять эмоции. Драматизация способна участвовать в формировании у глухих и слабослышащих дошкольников этических представлений, предлагая эмоционально включиться в разные модели поведения героев, понять возможность разного обоснования того или иного поступка, мотивирует неслышащего зрителя на проживание вместе с героем нового эмоционально-событийного опыта.

Сохранить в закладках
ПРОЕКТ «АКТИВНЫ РУКИ - АКТИВЕН МОЗГ!» (2024)
Авторы: ДЕНИСОВА АННА, БЕЛЯЕВА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА

В статье представлена проектная идея по использованию пальцевой азбуки для составления набора упражнений, активизирующих деятельность двух полушарий мозга. Упражнения собраны в комплекс по принципу «от простого к сложному», который может использоваться в работе с детьми с трех лет, а также со взрослыми.

Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИНЖЕНЕРНОЙ И ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (2024)
Авторы: ПАНАСЮК Ю.В, МОШКИНА О.В., ВИТУХИНА И. В., СИЗИКОВА Н.В.

В статье рассматривается актуальный и значимый вопрос современности - приобщение детей дошкольного возраста с ОВЗ к формированию основ инженерной и цифровой грамотности. Авторы обозначают проблемы настоящего времени: как в современном мире с высоким темпом развития технологий научить дошкольника использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), какие компетенции необходимо формировать, а также предлагают пути и условия решения этого вопроса благодаря деятельности в рамках Кружкового движения национальной технологической инициативы (НТИ), знакомят со своим опытом работы.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ (2024)
Авторы: ОДИНОКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Большинству детей с ограниченными возможностями здоровья свойственны многочисленные отличительные свойства, трудности и нарушения в развитии психических процессов, познавательной сферы, личностных характеристик, в том числе становление предпосылок учебной деятельности. Представлены определения понятия «мотив», «мотивация», «предпосылки учебной деятельности»; описаны виды и структура мотивационной готовности.

Сохранить в закладках
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МЕНТОРИНГ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ В ВУЗЕ (2024)
Авторы: ГРИБУКОВА ОКСАНА ГЕННАДЬЕВНА

В статья посвящена анализу возможности реализации академического менторинга в сфере высшего педагогического образования. Целью исследования является определение понятия академического менторинга и процесса организации менторинга в ходе обучения будущих дефектологов, условий эффективности взаимодействия в академическом менторинге. Проведен теоретический анализ научной литературы и актуальности внедрения академического менторинга в систему подготовки будущих педагогов. Организация академического менторинга в вузе может стать эффективным способом подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2024)
Авторы: КАРМАН И.М., АКИНШИН В.А., ГАСЕНКО Д.А.

Статья посвящена проблеме развития субъектности у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в педагогическом университете. Авторы рассматривают понятие субъектности в научном контексте, представляют опыт развития субъектности у студентов-инвалидов в условиях вуза.

Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ «ДЕФЕКТОЛОГ» В РАМКАХ ПРОЕКТА «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ВУЗ - ШКОЛА» В ПЕРМСКОМ КРАЕ (2024)
Авторы: ВОРОШНИНА О. Р., ГАВРИЛОВА Е. В., ЛИПИНА Т. А., ГУБАНОВА Л. С., ЛОБАШЕВА Е. С., НОВИКОВА М. И., НОВИКОВА Е. А.

В статье раскрываются особенности разработки и реализации программы профессиональной пробы «Дефектолог» в рамках проекта «Билет в будущее» в условиях взаимодействия в системе «вуз - школа» в Пермском крае.

Авторами подчеркиваются актуальность, значение такого механизма, как взаимодействие образовательных организаций разного уровня в деле воспитания и профессиональной ориентации молодежи; описывается опыт разработки и реализации программы одной из профессиональных проб, реализуемых в рамках проекта «Билет в будущее».

Сохранить в закладках