Регуляторная дизорфография - распространенное нарушение формирования навыка письма, препятствующее не только овладению школьной программой по предмету «Русский язык», но и негативно влияющее на формирование речемыслительной деятельности в целом. Изучение механизмов и симптоматики данного расстройства является актуальным как с теоретической, так и с прикладной точки зрения, что и обусловило определение цели данной публикации. В статье подробно рассматриваются механизмы возникновения регуляторной дизорфографии, состоящие в несовершенстве всех компонентов учебной деятельности. Анализируются основные признаки этого расстройства, складывающиеся из двух групп симптомов: качественного своеобразия мотивации, целеполагания, планирования и контроля при решении орфографических задач и множественных неспецифических орфографических ошибок в разных видах письменных работ. Определяются пути преодоления регуляторной дизорфографии в системе логопедической коррекции.
Идентификаторы и классификаторы
Накопленные сведения, характеризующие механизмы и проявления регуляторной дизорфографии у школьников, позволили составить логопедическую программу «Я учусь учиться!», целью которой являлось формирование у школьников навыков целеполагания, организации, планирования и оценки действий, направленных на решение орфографических задач [15]. Апробация программы проходила на базе ЦППМСП Приморского района Санкт-Петербурга. Работа в рамках программы подразумевала формирование у школьников умения устанавливать цель и управлять поведением, направленным на ее достижение; обучение детей навыкам планирования, организации, инициирования деятельности; формирование умения организовывать свои действия во времени; формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов. Программа может быть реализована школьным логопедом и рассчитана на 16 занятий. Материалы, используемые в работе со школьниками, оформлены в виде рабочей тетради на печатной основе [16].
Список литературы
1. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: метод. материалы науч.-практ. конф. “Центральные механизмы речи”, посвященной памяти проф. Н. Н. Трауготт / под ред. М. Г. Храковской. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 195-218.
2. Ахутина Т. В., Величенкова О. А., Иншакова О. Б. Дисграфия: нейропсихологический и психолого-педагогический анализ // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: материалы междунар. конф. / отв. ред. Л. А. Пиотровская. 2004. С. 82-97. EDN: XHWVHW
3. Гущинская М. В., Екжанова Е. А. Экспериментальное изучение предикторов регуляторных и зрительно-пространственных дисграфических нарушений у младших школьников // Вестник ЧГУ 2016. № 1 (70). С. 83-87.
4. Качушкина О. А., Дубровина Т. И. Выявление регуляторной дисграфии у младших школьников // Проблемы и перспективы современного дошкольного, начального и специального образования и их профессионального обеспечения: материалы междунар. науч.-практ. конф. Калуга, 2023. С. 260-271. EDN: ZOLRFC
5. Носова Н. В., Криницына Г. М. Регуляторная дисграфия как педагогический феномен: модель выявления и диагностический инструментарий // Modern Humanities Success. 2023. № 8. С. 228-232. EDN: HTCYZN
6. Саблева А. С. Нейропсихологические механизмы расстройств чтения и письма у младших школьников // Русский журнал детской неврологии. 2021. Т. 16, № 3. С. 55-62. EDN: WOZLQF
7. Елецкая О. В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у учащихся пятых классов общеобразовательной школы: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2008. EDN: QEMMVT
8. Елецкая О. В. Методика диагностики дизорфографии у школьников: учеб.-метод. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. 208 с.
9. Елецкая О. В. Пути совершенствования учебной деятельности школьников с дизорфографией // Логопед: науч.-метод. журн. 2012. № 2. С. 64-75.
10. Апробация модели логопедической диагностики состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы / О. В. Елецкая, В. П. Смирнова, О. А. Хвостова, Н. С. Куликова // Науч.-метод. электрон. журн. “Концепт”. 2015. № S23. С. 11-15. EDN: TUFMBR
11. Состояние учебной мотивации, самооценки и уровня притязаний младших школьников с нарушениями письменной речевой компетенции / А. В. Щукин, О. В. Елецкая, В. П. Смирнова, Д. А. Щукина // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: материалы VIII междунар. теоретикометодологического семинара. 2016. С. 81-88. EDN: WIHKEX
12. Пути формирования целеобразования как первой фазы учебной деятельности у учащихся начальных классов с задержкой психического развития на уроках русского языка / О. В. Елецкая, Н. В. Паскина, А. В. Пионтек, Н. Н. Черевичная // Науч.-метод. электрон. журн. “Концепт”. 2015. № S23. С. 51-55. EDN: TUFMET
13. Елецкая О. В. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией: учеб.-метод. пособие. М.: НКЦ, 2016. 160 с.
14. Кузьменко А. С., Елецкая О. В. Причины и проявления регуляторной дизорфографии у учащихся третьих классов общеобразовательных школ // Специальное образование: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 75-78. EDN: YQCQJ
15. Елецкая О. В., Китикова А. В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников: Рабочая программа: Программно-методические материалы / под науч. ред. О. Н. Тверской. М.: Редкая птица, 2018. 72 с.
16. Елецкая О. В., Китикова А. В. Я учусь учиться! Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией: учеб. пособие / под науч. ред. О. Н. Тверской. М.: Редкая птица, 2018. 176 с.
17. Елецкая О. В., Паскина Н. В. Специфика мотивации к учебной деятельности у школьников с тяжелыми нарушениями речи и пути ее формирования в процессе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Непрерывное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере Ленинградской области): материалы Всерос. науч. конф. СПб., 2020. С. 37-43. EDN: PABLY
18. Елецкая О.В., Фролова В.К. Состояние мотивационного компонента учебной деятельности у школьников с дизорфографией // Специальное образование XXI века: материалы междунар. науч. форума. СПб., 2022. С. 117-123. EDN: VKOQQF
19. Фролова В. К. Совершенствование мотивационного компонента учебной деятельности у школьников с дизорфографией // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: материалы Всерос. с междунар. участием студенческой науч. конф.: в 2 ч. / отв. ред. О. В. Кублицкая. СПб., 2023. С. 405-407. EDN: FBZVDA
20. Елецкая О. В., Литвинцева А. В. Состояние учебной деятельности у школьников нахимовского военно-морского училища с дизорфографией // Особый ребенок: Обучение, воспитание, развитие: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Ярославль, 2021. С. 362-369. EDN: CWIWKW
21. Литвинцева А. В. Специфика учебной деятельности у обучающихся пятых классов нахимовского военно-морского училища с нарушением формирования орфографической компетенции // Психолого-педагогические проблемы социализации личности в условиях нормативного и нарушенного развития: сб. ст. участников Междунар. конкурса студенческих науч.-исслед. работ по педагогике, психологии и дефектологии. Киров, 2021. С. 200-205. EDN: DHHIDA
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья написана к семидесятилетию профессора Виктора Федоровича Чертова, доктора педагогических наук, заведующего кафедрой методики преподавания литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета, руководителя научной школы В. В. Голубкова «Теоретические основы преподавания литературы в средней и высшей школе», руководителя авторского коллектива и автора предметной линии учебников по литературе, главного редактора журнала «Литература в школе», директора Научно-методического центра сопровождения педагогических работников при МПГУ. Авторы анализируют научные труды, вышедшие преимущественно в последнее десятилетие, пишут о незаурядных качествах В. Ф. Чертова - ученого, педагога, руководителя. Значительное внимание уделено основному направлению научной деятельности В. Ф. Чертова - изучению проблем теории и методики обучения литературе на основе сравнительно-исторического подхода, а также становлению новой научной школы под его руководством - методической компаративистики. Особо отмечается значительный вклад ученого в разработку проблем современного урока литературы и школьного учебника. Учебно-методические комплекты по литературе под редакцией В. Ф. Чертова, в состав которых вошли учебники, методические пособия для учителя «Уроки литературы», рабочие тетради для учащихся 5-7 классов, фонохрестоматии и рекомендации к их использованию (5-9 классы), получили заслуженное признание профессионального сообщества. Отдельно сказано о деятельности В. Ф. Чертова как редактора и организатора научно-практической видеоконференции «Чтение и литературное образование в цифровую эпоху», которая впервые была проведена по инициативе ученого в 2020 г. и за четыре года приобрела международный статус. Акцентировано внимание на разработке ученым проблемы подготовки учителя-словесника в контексте идеи непрерывного педагогического образования, с позиций осмысления ценностных оснований профессиональной подготовки.
Статья посвящена проблеме освоения этнокультурного компонента в процессе изучения РКИ. Описывается опыт создания образовательного диалогового пространства, содержащего культурные образцы, этнолингвокультурные модели, формирующего метанавыки бесконфликтной совместной деятельности, эмпатии и толерантности по отношению к другой культуре. Потенциал метапознания русских и арабских пословиц создает основу стереоскопической картины мира, генерирующей поликультурный межнациональный диалог уважения и терпимости к религиозным и интеллектуальным ценностям, что носит актуальный характер в реализации федерального проекта «Экспорт образования». Целью статьи является описание образовательного диалогового пространства, которое включает несколько уровней: этнический, общенациональный и мировой. Определяя значения концептов «слово» и «сердце» в русском и арабском языках, мы обращаемся к мифопоэтической и религиозной традициям, лингвистическим исследовательским данным, философскому анализу и современным медицинским знаниям. Знакомство со словами-концептами для студентов-иностранцев - фактор развития метанавыков в процессе изучения страноведческого аспекта РКИ. Обладающие смысловой силой притяжения, концепты моделируют живую ситуацию «включенного» и «заинтересованного» общения как творчества. Развивая эмпатию, они инициируют познавательный интерес и наполняют тем самым коммуникативный и лингвострановедческий опыт иностранных обучающихся, активизируя системное мышление. В ходе проведенной работы мы пришли к следующему выводу: формируя метанавыки в условиях диалога, важно дать понять иностранным учащимся, что произведения художественной речи, языковое богатство значений, сохраненных в литературных традициях разных стран, - часть общечеловеческой культуры, а мы все, независимо от государственной и национальной принадлежности, - ее наследники. Слово как энергийный носитель смысла и мудрости способно объединять нас и открывать путь понимания друг друга, иной культуры и глубокого познания самого себя.
В статье обосновывается необходимость развития речи военнослужащих, обучения их навыкам военно-профессиональной коммуникации, что является важным направлением образовательной системы российских вузов Министерства обороны РФ. В данной работе представлена система заданий для иностранных военнослужащих, построенная с включением языковых средств непрямого воздействия на адресата (отглагольных существительных или инфинитивов в функции сказуемого, качественных имен прилагательных и слов со значением оценочности, определенно-личных предложений, глагольных конструкций со значением физического действия в форме изъявительного наклонения, предложений со значением совместного действия, грамматических и лексических повторов, парцеллированных предложений), используемых составителями текстов призывного плаката. Основное внимание уделяется роли средств языка в формировании эффекта непрямого коммуникативного воздействия на читателя с целью активизации значения службы в армии в современных условиях и ее популяризации в социуме. Результаты исследования актуальны в методике преподавания русского языка как иностранного либо русского языка и культуры речи в военных вузах России.
Статья имеет практико-ориентированный характер и посвящена вопросу развития предметных компетенций школьников-билингвов при изучении способов выражения сравнения в русском языке. В работе описаны методические условия использования соответствующих заданий в учебном процессе и определены критерии, позволяющие оценить уровень сформированности умений учащихся-билингвов определять способ выражения сравнения, использовать сравнительные конструкции в собственной речи, кроме того, представлены примеры упражнений для обучающихся 9-10-х классов, осваивающих сравнительные конструкции в процессе изучения синтаксиса и обобщения изученного. Авторами отмечено, что использование упражнений, требующих отработки знаний учащихся о разных способах выражения сравнения в русском языке, дает возможность развивать не только языковую и коммуникативную компетенции на уроках, но и культуроведческую, а также активизировать когнитивную деятельность учеников, помогает повысить интерес обучающихся в получении предметных знаний, позволяет осуществить организацию учебного процесса в ходе поиска новых фактов о выразительных возможностях русского языка.
Настоящая статья посвящена исследованию и применению кейс-метода как активного метода обучения в контексте разработки приложений с дополненной реальностью для подростков. В работе проводится анализ учебных пособий и научных статей, рассматриваются характерные признаки педагогической технологии и ее связь с технологическим подходом в образовании. Автором выделены две группы кейсов: учебные и методические, а также предложена типовая форма документа для составления кейса. Важной частью статьи является опыт использования кейс-метода и составления кейсов по разработке приложений с дополненной реальностью в детском технопарке «Кванториум». Для успешной интеграции кейсов в обучении автор обозначает важные моменты, такие как конкретизация требований, определение целевой аудитории и контрольных точек, а также оценка выполненных кейсов, предлагая гибкую систему оценивания с акцентом на обратную связь от наставника и партнера реального сектора экономики. Результаты апробации системы оценки в дополнительном образовании показывают ее успешность и применимость для развития навыков и компетенций подростков.
Привлечение иностранных студентов к обучению в российских вузах является актуальным вопросом развития международного сотрудничества в области науки и образования, способствует культурному обмену и повышает престиж высшего образования России на общемировой арене. Подготовка квалифицированных специалистов медицинской направленности при обучении иностранных граждан требует решения ряда специфических проблем, сопутствующих преподаванию специальных дисциплин вуза данной категории обучающихся. В представленном исследовании рассматриваются следующие основные проблемы: неоднородность уровня владения иностранными студентами английским и русским языками, различный исходный уровень знаний учащихся по химии, низкая мотивация студентов к изучению химии в медицинском университете и недостаточный уровень саморегуляции иностранных обучающихся в учении. Следствием описанных проблем является низкий уровень учебно-познавательной деятельности иностранных студентов медицинского вуза в билингвальном обучении химии. В исследовании авторами предлагаются методы для активизации учебно-познавательной деятельности иностранных студентов медицинского вуза в билингвальном обучении химии. Эффективность использования предложенных методов подтверждается представленными в динамике результатами успеваемости учащихся.
Приоритетность сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни являются одним из важных направлений политики государства, и в этой связи во всех принятых документах системы школьного химического образования, таких как ФГОС, примерные программы, в требованиях к результатам обучения отражена необходимость формирования культуры здоровья и применения методов здоровьесберегающего обучения. При этом ученик должен иметь представления о здоровом образе жизни как средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности, о ценностях здорового образа жизни, бережном, ответственном и компетентном отношении к физическому и психологическому здоровью. Республиканская балетная школа (колледж) имени им. А. и Н. Посельских (основана в 1995) - единственное на Северо-Востоке учебное заведение с интегрированной образовательной программой среднего профессионального образования в области искусств и основного общего образования, имеющая свои особенности. В учебных планах данного образовательного учреждения, наряду с профессиональными дисциплинами, обязательными компонентами, выступают дисциплины естественнонаучного цикла, такие как биология, химия, физика, содержание которых в последующем не связаны с профессиональными интересами обучающихся и не учитывают специфику профессиональной деятельности их в будущем. В силу этого возникает необходимость нахождения оптимальных методических путей и условий повышения познавательного интереса обучающихся к химии, направляя их действия на грамотную организацию своей профессиональной деятельности в здоровьесберегающем режиме и на приоритет здоровья. По существу, речь идет о практической направленности учебного предмета химии. Именно познавательные интересы обучающихся балетной школы (колледжа) к учебным предметам на этапе общеобразовательной подготовки могут стать основной мотивацией для их дальнейшего профессионального развития, самообразования и жизнедеятельности.
В современном образовании чтению отводится ведущая роль как первостепенному условию формирования читательской грамотности учащихся. Учебная литература, будучи одним из важнейших элементов в дидактической системе средств обучения, вмещает в себя большое количество разнообразных печатных и электронных изданий, среди которых ведущая роль принадлежит учебнику. Парадигмальное изменение представлений об учебнике, связанное с научными достижениями конца XX - начала XXI в., а также цифровизация образовательной среды привели к смещению заложенных в нем компонентов. В научных источниках и справочной литературе понятия «учебный текст», «учебник», «учебная книга», «учебное издание» переплетаются, составляя единый семантический кластер «учебный текст»: «учебник», «учебная книга», «учебное издание». Статья посвящена анализу этого терминокластера. На основе изучения научных источников, справочной литературы уточняется содержание перечисленных понятий, выявляются подходы к их трактовке с последующим обобщением.
В статье представлен обзор фундаментальных отечественных исследований, многосторонне рассматривающих применение культурологического подхода в школьном литературном образовании. В процессе анализа авторы выявляют основные направления реализации культурологического подхода, осуществленные в методике за три последних десятилетия. Обоснования в работе получают такие направления, как: целостная теория культурологического подхода в рамках методики преподавания литературы; диалог искусств в школьном литературном образовании; взаимосвязи русской и инонациональных литератур; школьник как субъект реализации культурологического подхода; учитель как главный проводник идеи культуроцентризма в процессе изучения литературы; аксиологические основания школьного литературного образования; художественный текст как категория культурологических смыслов. В результате обобщения целого ряда исследований в статье формулируется вывод: культурологический подход обеспечивает междисциплинарность и метапредметность процессу изучения литературы в школе на основе трех констант: культурологической субъектности учителя, ученика и культурологического потенциала художественного текста…
В статье рассматривается проблема организации взаимообучения детей дошкольного возраста в семье. Обосновывается необходимость методической поддержки родителей для эффективной реализации данного процесса. Автором представлены результаты анкетирования 202 родителей, направленного на выявление их мнений о взаимообучении детей, на оценку сформированности у детей умений, необходимых для принятия ролей обучающего и обучаемого, а также изучение запросов на содержание методической помощи. Установлен существующий потенциал для использования взаимообучения в семье при недостаточной осведомленности родителей о его сущности и условиях организации. Автором статьи предложена форма методической поддержки в виде Телеграм-канала «Взаимообучение: от А до Я», включающего подкасты, инфографику и игры для развития необходимых умений у детей и информирования родителей.
В статье представлена новая модель обучения китайских студентов русскому языку. В качестве иллюстрации приведены фрагменты уроков из курса «Практические занятия по русскому языку» на старших курсах Хэйлунцзянского университета (III и IV курсы). Автором рассматривается целесообразность применения новой модели обучения РКИ. С учетом достижений когнитивной психологии рассмотрен потенциал модели обучения O-AMAS, показан конкретный путь внедрения необходимых элементов этой модели на «Практических занятиях по русскому языку» на старших курсах вуза с целью эффективной реализации фундаментальной образовательной задачи «формирования нравственного воспитания» при передаче профессиональных знаний.
Статья посвящена такому социально-культурному феномену, как семейное чтение, и его значению в сохранении семейных и культурных традиций, в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения. В статье данная категория рассматривается в ретроинновационном аспекте. Интерпретированы позиции различных ученых по отношению к самому термину «ретроинновация» и приведено описание позитивных и негативных тенденций, которые могут влиять на формирование интереса к чтению у детей и молодежи. В данной статье предпринята попытка охарактеризовать различные подходы к исследованиям российских и зарубежных ученых по теме семейного чтения в контексте его социокультурного значения. Приведены примеры эффективного использования современных цифровых технологий для формирования устойчивого интереса к семейному чтению на основании участия в образовательном событии - международном конкурсе медиапроектов «Страна Читалия».
Вопросы реорганизации высшего образования, которые широко дискутируются в последнее время, требуют аналитического подхода к подготовке специалистов разных профилей обучения, в частности специалистов в сфере дефектологического и инклюзивного образования. Сокращение сроков обучения при системе бакалавриата негативно отражается на качестве освоения компетенций будущими дефектологами. В статье рассматривается значение медико-педагогического подхода к подготовке специалистов в сфере дефектологического образования. Совокупность медицинских и психолого-педагогических способов и приемов базируется на интегративном мышлении специалиста, направленном на изучение психофизического здоровья индивидуума и особенностей развивающейся личности в процессе получения образования, профессионального самоопределения и готовности к профессиональной деятельности. Переход к системе подготовки специалиста в сфере дефектологического образования поможет повысить эффективность освоения компетенций будущих дефектологов.
Статья посвящена актуальной проблеме оценки готовности студентов бакалавриата и магистратуры кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), приступивших к профессиональной деятельности, к использованию digital-инструментария в эпоху цифровой коммуникации. Авторы провели исследование и показали уровень осведомленности начинающих логопедов о разнообразии digital-технологий для осуществления цифровой коммуникации и о наличии прикладного логопедического digital-инструментария; охарактеризовали факторы, определяющие выбор профессионально ориентированного ресурса для интернет-поддержки в блогосфере. На примере сайта кафедры логопедии МПГУ показаны способы подготовки будущих логопедов к использованию цифрового инструментария.
В статье рассматривается проблема обучения пейзажной живописи в системе дополнительного образования с учетом применения комбинации классических и инновационных технологий. Социальная значимость и методическая актуальность проблемы вызвана необходимостью адаптации для современной молодежи классических методик обучения художественным дисциплинам. В статье проведен анализ классических методик обучения пейзажной живописи. Выявлены системные основы преподавания пейзажа на разных уровнях образования. Определены инновационные направления для модернизации классической методики пленэра. Авторами обозначается вектор исследовательской деятельности в области методики преподавания пейзажной живописи, целью которого является сохранение классических традиций на основе синтеза творческих методов художников и педагогических инновационных, информационно-коммуникационных и современных художественных технологий.
В статье представлен опыт разработки содержания курса обучения живописи акварелью и реализации его в учебном процессе художественно-графического факультета в период пандемии. Курс, согласно замыслу автора, построен на междисциплинарной основе и фокусирует внимание студентов на важных историко-теоретических и технико-практических аспектах акварельной живописи. В рамках этого курса осуществлялось выполнение студентами самостоятельной работы, направленной на достижение следующих целей: изучение ключевых вопросов истории развития техники акварели, практическое освоение классических методов многослойной акварельной живописи, исследование экспериментальных способов и приемов работы акварельными красками. Автором публикации представлены успешные результаты включения в процесс дистанционного обучения живописи практических заданий по копированию произведений мастеров акварели. При этом подчеркивается важная роль методических рекомендаций к этим заданиям, ставшим важной основой самостоятельной учебной практики студентов в период пандемии. Такие формы организации работы студентов, как проведение самостоятельных исследований и исполнение копий произведений известных художников, рассматриваются автором публикации в качестве ведущих в процессе дистанционного обучения живописи. Содержание учебного курса «Техника акварельной живописи», по замыслу автора, направлено на развитие и обогащение личного художественного опыта студентов через овладение ими техническими аспектами классической акварельной живописи, что в результате должно способствовать развитию умения создавать оригинальные авторские произведения в технике акварели на основе традиционных, а также экспериментальных и новаторских подходов.
В статье исследуется история развития ведомственных средств массовой информации в России. Они появились еще во времена Российской империи в 1802 г. В основном все издания издавались в Санкт-Петербурге и не пользовались большой популярностью, и там редко публиковались материалы о жизни ведомств. Все изменилось после Октябрьской революции. В то время практически каждое ведомство выпускало свою газету, где рассказывало о своей работе и достижениях. Ярким примером ведомственного СМИ стала газета «Гудок», которая была создана в 1917 г. В настоящее время газета продолжает свою работу, но постепенно ее тираж сокращается. На данный момент выходит 32 тыс. экземпляров бумажной газеты по всей стране. Постепенно бумажная газета становится «премиум-продуктом». Также стоит отметить, что в бумажном виде в основном выходят ведомственные и корпоративные издания.
В статье предлагается обзор трактовок термина «интерес» в разных сферах гуманитарного знания на протяжении истории развития человеческой мысли. Отталкиваясь от существующих толкований, автор выделяет и формулирует понятие творческого субъективного интереса в журналистике; указывает, под влиянием каких факторов он формируется. Творческий интерес осознанно или бессознательно может влиять на выбор и освещение тем в практике СМИ. В статье делается вывод, что творческий субъективный интерес создателей контента следует строго отделять от интереса аудитории, в раскрытии тем желательно ориентироваться именно на второй. В работе использованы методы анализа источников, анализа и синтеза.
Статья посвящена проблеме активизации комплексного медиаобразования в современной школе как части профориентационных классов. Медиаобразование и медийно-информационная грамотность постепенно становятся частью школьного образования, но процесс идет недостаточно быстро. Медиакласс - второе гуманитарное направление в школе после психолого-педагогического класса. На данный момент цели и задачи медиакласса представлены недостаточно широко и подробно, популяризация этого направления только началась и требует особого внимания, так как это востребованное направление обучения, позволяющее воспитывать поколения, обладающие навыками грамотного восприятия информации. Школьники, начиная с 7-го класса, учатся работать с информационным потоком, фильтровать его, а также знакомятся с принципами создания контента в мире медиа. В статье рассмотрены ключевые особенности медиаобразования в школе и возможности дальнейшего развития направления в качестве предпрофессиональной подготовки учеников в сфере журналистики и медиакоммуникаций.
В статье приводятся результаты анализа особенностей формирования образа России в зарубежной культуре на основании путевых заметок, травелогов европейских путешественников и дипломатов XVI-XVIII вв. Опираясь на материалы трудов С. Герберштейна, А. Олеария и Ф. Альгаротти, автор выделяет основные стереотипы о России того времени. Данная литература рассматривается как часть обширного культурного явления, позволяющего определить контексты, имевшие принципиальное влияние на формирование этнических стереотипов о нашей стране за рубежом. Автор экстраполирует полученные выводы на предметное поле журналистских исследований, применяя антропологический, социологический и имагологический инструментарий. Таким образом, представляется возможным провести параллели между зарождением в травелогах этнокультурных стереотипов о России, включающих в себя категории «медведь», «холод», «страна контрастов», и современными медиа.
По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 60% опрошенных периодически не доверяют новостной информации на телевидении. В то же время доля людей, получающих информацию из Интернета, выросла с 13% в 2010 г. до 42% в 2023 г. Исследования показывают, что молодежь все чаще обращается к Интернету для получения новостей и информации, чем к другим видам СМИ, и в частности к телевидению1. Современный мир стал свидетелем быстрого развития технологий, которые изменили саму сущность вещания и коммуникаций. Интернет-коммуникации имеют особое место в этом процессе, поскольку они стали основой для современного интернационального вещания. Интернет-коммуникации позволили преодолеть физические границы и создали новую возможность для международного телерадиовещания. Теперь информация может передаваться в режиме реального времени в любую точку мира, что упростило и ускорило международную коммуникацию. Вещательные компании теперь могут достичь аудитории в разных странах, привлекая новых потребителей и предоставляя им качественный контент. В данной статье рассматривается значимость интернет-коммуникаций в современном международном вещании и анализируются их преимущества, а в качестве примера рассматривается специфика работы телеканала RT.
Данная статья описывает феномен, сложившийся в конце 1990-х гг. в современной литературе. Писатели из разных стран, в первую очередь английские и американские, обращаются к живописным полотнам голландского «золотого века», превращая отдельные картины и их авторов в главных героев литературных произведений. Количество подобных текстов, исчисляемое десятками, образует тенденцию в современном англо-американском романе, развивающуюся в течение трех десятилетий. В статье приводится краткий список подобного рода произведений, обзорно рассматриваются отдельные тексты, в частности роман Деборы Моггак «Тюльпанная лихорадка» и Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой»; предлагаются классификации романов в зависимости от хронотопа и жанровой модификации, анализируются причины популярности нидерландского искусства XVII в. в современной культуре.
В статье рассматриваются явления художественного и внутрилитературного синтеза в стиле Р. И. Фраермана. Автор приходит к выводу, что в повести «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» многоаспектный синтез становится значимым смыслообразующим стержнем, позволяет писателю видеть разные плоскости жизни, изображать одни и те же предметы и явления одновременно с двух разных точек зрения: возвышенно-поэтической и реально-прозаической, давая им сразу и переносное, и прямое осмысление. Лиризации прозы Фраермана способствует обращение автора к возможностям художественного синтеза. Поэтический мир Фраермана характеризуется своеобразной взаимопроницаемостью разных жанровых структур, в ряду которых одно из существенных мест принадлежит сказочной модальности. Обращение к жанровому канону сказки вскрывает мифопоэтические основы его поэтического мышления, восприимчивость к архетипическим образам-символам. Писатель удачно и весьма продуктивно использует возможности синтеза, чему свидетельство ассоциативный строй, композиция, система персонажей, совокупность мотивов и тем.
В данной статье рассматривается художественное осмысление социально-нравственного кризиса на рубеже XX-XXI вв. в пьесах представителей русской новой драмы братьев Пресняковых («Паб», «Перед потопом», «Изображая жертву») и Я. А. Пулинович («Наташина мечта», «Учитель химии», «Я не вернусь»). Современная русская драматургия, развивающаяся в рамках стилевой контаминации методов реализма и постмодернизма, в экспериментальном ключе обращается к ситуации порога, возникшей в постсоветском обществе конца 1990-х - начала 2000-х гг. В пьесах братьев Пресняковых и Я. А. Пулинович преодоление социально-нравственного кризиса, во многом связанного с историко-культурным упадком, представляется недостижимым и выражается преимущественно на семантическом уровне жанровой структуры драматического произведения.
Цель данной статьи - анализ и обоснование такой малоизученной категории, как образ читателя в литературном произведении. Для этого автором выполнен ряд задач: теоретический экскурс в проблему читателя как заложенной в тексте программы восприятия и воздействия, выявление типологии читателя в ведущем литературном направлении второй половины ХХ в. (деревенской прозе), а также исследование образца прозы классика русской литературы В. Г. Распутина: рассказа «Уроки французского» о школе и помощи учительницы ученику. В результате анализа рассмотрены роль названия, первичные и последующие рецептивные установки прочтения, выявлены скрытые смыслы произведения, его ассоциативные и интертекстуальные связи с мировой культурой. В итоге автор статьи пришел к выводу о продуктивности прочтения литературного произведения с использованием данной методологии.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011