Статья посвящена такому социально-культурному феномену, как семейное чтение, и его значению в сохранении семейных и культурных традиций, в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения. В статье данная категория рассматривается в ретроинновационном аспекте. Интерпретированы позиции различных ученых по отношению к самому термину «ретроинновация» и приведено описание позитивных и негативных тенденций, которые могут влиять на формирование интереса к чтению у детей и молодежи. В данной статье предпринята попытка охарактеризовать различные подходы к исследованиям российских и зарубежных ученых по теме семейного чтения в контексте его социокультурного значения. Приведены примеры эффективного использования современных цифровых технологий для формирования устойчивого интереса к семейному чтению на основании участия в образовательном событии - международном конкурсе медиапроектов «Страна Читалия».
Идентификаторы и классификаторы
В условиях современного общества возрождение этой традиции требует осознанных усилий со стороны родителей и педагогов. Поддержка со стороны государства и общественных организаций также играет ключевую роль в популяризации семейного чтения. Эволюция форматов чтения представляет собой сложный процесс, который претерпел значительные изменения на протяжении XX и в начале XXI в. В начале XX в. чтение книг и газет было основным способом получения информации и развлечения в семье. Важно отметить, что книги часто читались вслух, что способствовало семейной сплоченности и передаче культурных и нравственных ценностей. С появлением телевидения в середине XX в. начались значительные изменения. Телевидение стало новым популярным источником информации и развлечения. Это привело к снижению времени, проводимого за чтением. Исследования показывают, что телевизионные программы начали заменять вечерние семейные чтения, изменяя динамику семейного общения и взаимодействия.
Список литературы
1. Богуславский М. В. Инновационные и ретроинновационные волны в современной российской образовательной политике: потенциал и риски // Народное образование. 2018. № 6-7. С. 7-16. EDN: XWPGTZ ▼ Контекст
2. Куликова С. В., Селезнев А. В. Инновация и ретроинновация - два пути “очеловечивания” российского образования // Методологические ресурсы качества педагогических исследований: материалы междунар. сетевой науч. конф. РАО “Методология научного исследования в педагогике (посвящается 90летию со дня рождения академика РАО В. В. Краевского)” (Волгоград, 26-28 апреля 2016 г.) / под ред. В. В. Серикова и В. К. Пичугиной. М.: Планета, 2016. 244 с. С. 175-182. EDN: VXTTVB ▼ Контекст
3. Богуславский М. В. Консервативная стратегия модернизации российского образования (история и перспективы) // Изв. Рос. академии образования. 2014. № 1 (29). С. 39-45. EDN: SCXOYD ▼ Контекст
4. Прогноз перспектив российских исследований в области истории педагогики и образования / В. Г. Безрогов, Л. Н. Беленчук, М. В. Богуславский и др. // Я. А. Коменский и современность: сб. науч. тр. М.: ФГБНУ “Институт стратегии развития образования РАО”, 2018. С. 9-25. EDN: YSXTHQ ▼ Контекст
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 51 с. EDN: SGCNXR ▼ Контекст
6. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. ▼ Контекст
7. Чудинова В. П. Чтение детей как национальная ценность // Недетские проблемы детского чтения. Детское чтение в зеркале “библиотечной” социологии. [М., 2004]. URL: http://www.ru/sreadorg.ru/issues/chudinova/1.htm (дата обращения: 30.04.2024). ▼ Контекст
8. Библиотека. Семья. Чтение: опыт работы библиотек по формированию духовной культуры семьи, сохранению семейных традиций: [сб. ст. по итогам смотра-конкурса “Библиотека года 2014”] / сост.: Л. А. Бойко, Н. И. Поночевная; ред. Н. П. Носова; отв. за вып. С. А. Тарасова. Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2014. 91 с. ▼ Контекст
9. Литвинова С. Н. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вестник ПСТГУ Сер. IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 99-112. EDN: EDNISF ▼ Контекст
10. Лисицкая Л. Г. Влияние семьи на развитие лексической компетентности ребенка // Психология личностного взаимодействия в современном обществе: семейные традиции и инновации: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Армавир, 12 апреля 2024 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко. Чебоксары: Среда, 2024. С. 79-82. EDN: FJACSF ▼ Контекст
11. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство - СПБ, 2002. ▼ Контекст
12. Дети и книги - 2022. Читают ли россияне своим детям? // Аналитический центр НАФИ. 2024. URL: https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/deti-i-knigi-2022-chitayut-li-rossiyane-svoim-detyam (дата обращения: 30.05.2024). ▼ Контекст
13. Мачехина О. Н., Ковалёва Т. М. Образовательная событийность в условиях школы опытов и смыслов: тьюторский контекст // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 97-108. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-97-108 EDN: BMFNVG ▼ Контекст
14. Бурдье П. Формы капитала / пер. с англ. М. С. Добряковой. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formy-kapitala (дата обращения: 24.05.2024).
15. Горенинцева В. Н., Губайдуллина А. Н., Подкладова Т. Д. Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций. Томск: Изд. Дом ТГУ, 2019. 208 с. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/287383725.pdf (дата обращения: 24.05.2024). EDN: LTMZES
16. Боулби Дж., Эйнсворт М., Бенедек Т. Психология привязанности. М.: ERGO, 2005.
17. Зеткина И. А., Николаева Е. А. Семейное чтение в России: в поисках утраченных традиций // Вестн. Челябинской гос. академии культуры и искусств. 2011. № 3 (27). С. 6-10. EDN: OEDVAH
18. Коннова А. В. Влияние семьи на развитие лексической компетенции ребенка в дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2021. № 6 (348). С. 301-304. URL: https://moluch.ru/archive/348/78256/ (дата обращения: 28.03.2024).
19. Колосова Е. А. Практики семейного чтения как факторы ранней социализации современных российских детей // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. № 3. С. 296-303. EDN: MOTTVJ
20. Марчукова С. М. Ретроинновация как предмет историкопедагогического исследования // Педагогическое образование в государствах - участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч. ст. Междунар. науч.практ. конф. / под общ. ред. И. И. Соколовой. СПб.: ИПООВ РАО, 2012. С. 49-57. URL: http://psihdocs.ru/smmarchukova-retroinnovaciyakak-predmetistorikopedagogich.htm (дата обращения: 04.06.2024). EDN: SKBWFX
21. Мачехина О. Н. Использование технологии медиапроектирования для формирования событийного сообщества // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с “самостью” - развитие личности; становление субъектности; формирование self skills: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (XXV Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 октября 2020 г.) / науч. ред.: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров. М.: Ресурс, 2020. 384 с. EDN: EHYJPM
22. Стерн Д. Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития / пер. с англ. О. А. Лежиной. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. URL: https://www.psychol-ok.ru/lib/stern_d/mmr/mmr_01.html (дата обращения: 04.06.2024).
23. Платонова Е. Д., Федотова О. Д., Пивунов Е. В. Ретроинновации как новое направление исследования теории и истории образования в условиях трансформационных преобразований // Педагогическое наследие А. Е. Снесарева в свете современных тенденций развития образования. М.: АПКиППРО, 2008. 155 с.
24. Putnam R. D. Bowling alone: the collapse and revival of American community. New York, 2000. DOI: 10.1145/358916.361990
25. Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики: сб. ст. международной научно-практической конференции: в 2 ч. / ред.-сост.: Т. И. Полякова. СПб.: СПБ АППО, 2018. 279 с.
26. Patterns of Attachment: A Psychological Study of the Strange Situation / M. D. Ainsworth, M. Blehar, E. Waters, S. Wall. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1978.
27. Bernstain B. Pedagogy, symbolic control and identity. Theory, research and critique. Bristol; London, 1996. 216 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья написана к семидесятилетию профессора Виктора Федоровича Чертова, доктора педагогических наук, заведующего кафедрой методики преподавания литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета, руководителя научной школы В. В. Голубкова «Теоретические основы преподавания литературы в средней и высшей школе», руководителя авторского коллектива и автора предметной линии учебников по литературе, главного редактора журнала «Литература в школе», директора Научно-методического центра сопровождения педагогических работников при МПГУ. Авторы анализируют научные труды, вышедшие преимущественно в последнее десятилетие, пишут о незаурядных качествах В. Ф. Чертова - ученого, педагога, руководителя. Значительное внимание уделено основному направлению научной деятельности В. Ф. Чертова - изучению проблем теории и методики обучения литературе на основе сравнительно-исторического подхода, а также становлению новой научной школы под его руководством - методической компаративистики. Особо отмечается значительный вклад ученого в разработку проблем современного урока литературы и школьного учебника. Учебно-методические комплекты по литературе под редакцией В. Ф. Чертова, в состав которых вошли учебники, методические пособия для учителя «Уроки литературы», рабочие тетради для учащихся 5-7 классов, фонохрестоматии и рекомендации к их использованию (5-9 классы), получили заслуженное признание профессионального сообщества. Отдельно сказано о деятельности В. Ф. Чертова как редактора и организатора научно-практической видеоконференции «Чтение и литературное образование в цифровую эпоху», которая впервые была проведена по инициативе ученого в 2020 г. и за четыре года приобрела международный статус. Акцентировано внимание на разработке ученым проблемы подготовки учителя-словесника в контексте идеи непрерывного педагогического образования, с позиций осмысления ценностных оснований профессиональной подготовки.
Статья посвящена проблеме освоения этнокультурного компонента в процессе изучения РКИ. Описывается опыт создания образовательного диалогового пространства, содержащего культурные образцы, этнолингвокультурные модели, формирующего метанавыки бесконфликтной совместной деятельности, эмпатии и толерантности по отношению к другой культуре. Потенциал метапознания русских и арабских пословиц создает основу стереоскопической картины мира, генерирующей поликультурный межнациональный диалог уважения и терпимости к религиозным и интеллектуальным ценностям, что носит актуальный характер в реализации федерального проекта «Экспорт образования». Целью статьи является описание образовательного диалогового пространства, которое включает несколько уровней: этнический, общенациональный и мировой. Определяя значения концептов «слово» и «сердце» в русском и арабском языках, мы обращаемся к мифопоэтической и религиозной традициям, лингвистическим исследовательским данным, философскому анализу и современным медицинским знаниям. Знакомство со словами-концептами для студентов-иностранцев - фактор развития метанавыков в процессе изучения страноведческого аспекта РКИ. Обладающие смысловой силой притяжения, концепты моделируют живую ситуацию «включенного» и «заинтересованного» общения как творчества. Развивая эмпатию, они инициируют познавательный интерес и наполняют тем самым коммуникативный и лингвострановедческий опыт иностранных обучающихся, активизируя системное мышление. В ходе проведенной работы мы пришли к следующему выводу: формируя метанавыки в условиях диалога, важно дать понять иностранным учащимся, что произведения художественной речи, языковое богатство значений, сохраненных в литературных традициях разных стран, - часть общечеловеческой культуры, а мы все, независимо от государственной и национальной принадлежности, - ее наследники. Слово как энергийный носитель смысла и мудрости способно объединять нас и открывать путь понимания друг друга, иной культуры и глубокого познания самого себя.
В статье обосновывается необходимость развития речи военнослужащих, обучения их навыкам военно-профессиональной коммуникации, что является важным направлением образовательной системы российских вузов Министерства обороны РФ. В данной работе представлена система заданий для иностранных военнослужащих, построенная с включением языковых средств непрямого воздействия на адресата (отглагольных существительных или инфинитивов в функции сказуемого, качественных имен прилагательных и слов со значением оценочности, определенно-личных предложений, глагольных конструкций со значением физического действия в форме изъявительного наклонения, предложений со значением совместного действия, грамматических и лексических повторов, парцеллированных предложений), используемых составителями текстов призывного плаката. Основное внимание уделяется роли средств языка в формировании эффекта непрямого коммуникативного воздействия на читателя с целью активизации значения службы в армии в современных условиях и ее популяризации в социуме. Результаты исследования актуальны в методике преподавания русского языка как иностранного либо русского языка и культуры речи в военных вузах России.
Статья имеет практико-ориентированный характер и посвящена вопросу развития предметных компетенций школьников-билингвов при изучении способов выражения сравнения в русском языке. В работе описаны методические условия использования соответствующих заданий в учебном процессе и определены критерии, позволяющие оценить уровень сформированности умений учащихся-билингвов определять способ выражения сравнения, использовать сравнительные конструкции в собственной речи, кроме того, представлены примеры упражнений для обучающихся 9-10-х классов, осваивающих сравнительные конструкции в процессе изучения синтаксиса и обобщения изученного. Авторами отмечено, что использование упражнений, требующих отработки знаний учащихся о разных способах выражения сравнения в русском языке, дает возможность развивать не только языковую и коммуникативную компетенции на уроках, но и культуроведческую, а также активизировать когнитивную деятельность учеников, помогает повысить интерес обучающихся в получении предметных знаний, позволяет осуществить организацию учебного процесса в ходе поиска новых фактов о выразительных возможностях русского языка.
Настоящая статья посвящена исследованию и применению кейс-метода как активного метода обучения в контексте разработки приложений с дополненной реальностью для подростков. В работе проводится анализ учебных пособий и научных статей, рассматриваются характерные признаки педагогической технологии и ее связь с технологическим подходом в образовании. Автором выделены две группы кейсов: учебные и методические, а также предложена типовая форма документа для составления кейса. Важной частью статьи является опыт использования кейс-метода и составления кейсов по разработке приложений с дополненной реальностью в детском технопарке «Кванториум». Для успешной интеграции кейсов в обучении автор обозначает важные моменты, такие как конкретизация требований, определение целевой аудитории и контрольных точек, а также оценка выполненных кейсов, предлагая гибкую систему оценивания с акцентом на обратную связь от наставника и партнера реального сектора экономики. Результаты апробации системы оценки в дополнительном образовании показывают ее успешность и применимость для развития навыков и компетенций подростков.
Привлечение иностранных студентов к обучению в российских вузах является актуальным вопросом развития международного сотрудничества в области науки и образования, способствует культурному обмену и повышает престиж высшего образования России на общемировой арене. Подготовка квалифицированных специалистов медицинской направленности при обучении иностранных граждан требует решения ряда специфических проблем, сопутствующих преподаванию специальных дисциплин вуза данной категории обучающихся. В представленном исследовании рассматриваются следующие основные проблемы: неоднородность уровня владения иностранными студентами английским и русским языками, различный исходный уровень знаний учащихся по химии, низкая мотивация студентов к изучению химии в медицинском университете и недостаточный уровень саморегуляции иностранных обучающихся в учении. Следствием описанных проблем является низкий уровень учебно-познавательной деятельности иностранных студентов медицинского вуза в билингвальном обучении химии. В исследовании авторами предлагаются методы для активизации учебно-познавательной деятельности иностранных студентов медицинского вуза в билингвальном обучении химии. Эффективность использования предложенных методов подтверждается представленными в динамике результатами успеваемости учащихся.
Приоритетность сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни являются одним из важных направлений политики государства, и в этой связи во всех принятых документах системы школьного химического образования, таких как ФГОС, примерные программы, в требованиях к результатам обучения отражена необходимость формирования культуры здоровья и применения методов здоровьесберегающего обучения. При этом ученик должен иметь представления о здоровом образе жизни как средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности, о ценностях здорового образа жизни, бережном, ответственном и компетентном отношении к физическому и психологическому здоровью. Республиканская балетная школа (колледж) имени им. А. и Н. Посельских (основана в 1995) - единственное на Северо-Востоке учебное заведение с интегрированной образовательной программой среднего профессионального образования в области искусств и основного общего образования, имеющая свои особенности. В учебных планах данного образовательного учреждения, наряду с профессиональными дисциплинами, обязательными компонентами, выступают дисциплины естественнонаучного цикла, такие как биология, химия, физика, содержание которых в последующем не связаны с профессиональными интересами обучающихся и не учитывают специфику профессиональной деятельности их в будущем. В силу этого возникает необходимость нахождения оптимальных методических путей и условий повышения познавательного интереса обучающихся к химии, направляя их действия на грамотную организацию своей профессиональной деятельности в здоровьесберегающем режиме и на приоритет здоровья. По существу, речь идет о практической направленности учебного предмета химии. Именно познавательные интересы обучающихся балетной школы (колледжа) к учебным предметам на этапе общеобразовательной подготовки могут стать основной мотивацией для их дальнейшего профессионального развития, самообразования и жизнедеятельности.
В современном образовании чтению отводится ведущая роль как первостепенному условию формирования читательской грамотности учащихся. Учебная литература, будучи одним из важнейших элементов в дидактической системе средств обучения, вмещает в себя большое количество разнообразных печатных и электронных изданий, среди которых ведущая роль принадлежит учебнику. Парадигмальное изменение представлений об учебнике, связанное с научными достижениями конца XX - начала XXI в., а также цифровизация образовательной среды привели к смещению заложенных в нем компонентов. В научных источниках и справочной литературе понятия «учебный текст», «учебник», «учебная книга», «учебное издание» переплетаются, составляя единый семантический кластер «учебный текст»: «учебник», «учебная книга», «учебное издание». Статья посвящена анализу этого терминокластера. На основе изучения научных источников, справочной литературы уточняется содержание перечисленных понятий, выявляются подходы к их трактовке с последующим обобщением.
В статье представлен обзор фундаментальных отечественных исследований, многосторонне рассматривающих применение культурологического подхода в школьном литературном образовании. В процессе анализа авторы выявляют основные направления реализации культурологического подхода, осуществленные в методике за три последних десятилетия. Обоснования в работе получают такие направления, как: целостная теория культурологического подхода в рамках методики преподавания литературы; диалог искусств в школьном литературном образовании; взаимосвязи русской и инонациональных литератур; школьник как субъект реализации культурологического подхода; учитель как главный проводник идеи культуроцентризма в процессе изучения литературы; аксиологические основания школьного литературного образования; художественный текст как категория культурологических смыслов. В результате обобщения целого ряда исследований в статье формулируется вывод: культурологический подход обеспечивает междисциплинарность и метапредметность процессу изучения литературы в школе на основе трех констант: культурологической субъектности учителя, ученика и культурологического потенциала художественного текста…
В статье рассматривается проблема организации взаимообучения детей дошкольного возраста в семье. Обосновывается необходимость методической поддержки родителей для эффективной реализации данного процесса. Автором представлены результаты анкетирования 202 родителей, направленного на выявление их мнений о взаимообучении детей, на оценку сформированности у детей умений, необходимых для принятия ролей обучающего и обучаемого, а также изучение запросов на содержание методической помощи. Установлен существующий потенциал для использования взаимообучения в семье при недостаточной осведомленности родителей о его сущности и условиях организации. Автором статьи предложена форма методической поддержки в виде Телеграм-канала «Взаимообучение: от А до Я», включающего подкасты, инфографику и игры для развития необходимых умений у детей и информирования родителей.
Регуляторная дизорфография - распространенное нарушение формирования навыка письма, препятствующее не только овладению школьной программой по предмету «Русский язык», но и негативно влияющее на формирование речемыслительной деятельности в целом. Изучение механизмов и симптоматики данного расстройства является актуальным как с теоретической, так и с прикладной точки зрения, что и обусловило определение цели данной публикации. В статье подробно рассматриваются механизмы возникновения регуляторной дизорфографии, состоящие в несовершенстве всех компонентов учебной деятельности. Анализируются основные признаки этого расстройства, складывающиеся из двух групп симптомов: качественного своеобразия мотивации, целеполагания, планирования и контроля при решении орфографических задач и множественных неспецифических орфографических ошибок в разных видах письменных работ. Определяются пути преодоления регуляторной дизорфографии в системе логопедической коррекции.
В статье представлена новая модель обучения китайских студентов русскому языку. В качестве иллюстрации приведены фрагменты уроков из курса «Практические занятия по русскому языку» на старших курсах Хэйлунцзянского университета (III и IV курсы). Автором рассматривается целесообразность применения новой модели обучения РКИ. С учетом достижений когнитивной психологии рассмотрен потенциал модели обучения O-AMAS, показан конкретный путь внедрения необходимых элементов этой модели на «Практических занятиях по русскому языку» на старших курсах вуза с целью эффективной реализации фундаментальной образовательной задачи «формирования нравственного воспитания» при передаче профессиональных знаний.
Вопросы реорганизации высшего образования, которые широко дискутируются в последнее время, требуют аналитического подхода к подготовке специалистов разных профилей обучения, в частности специалистов в сфере дефектологического и инклюзивного образования. Сокращение сроков обучения при системе бакалавриата негативно отражается на качестве освоения компетенций будущими дефектологами. В статье рассматривается значение медико-педагогического подхода к подготовке специалистов в сфере дефектологического образования. Совокупность медицинских и психолого-педагогических способов и приемов базируется на интегративном мышлении специалиста, направленном на изучение психофизического здоровья индивидуума и особенностей развивающейся личности в процессе получения образования, профессионального самоопределения и готовности к профессиональной деятельности. Переход к системе подготовки специалиста в сфере дефектологического образования поможет повысить эффективность освоения компетенций будущих дефектологов.
Статья посвящена актуальной проблеме оценки готовности студентов бакалавриата и магистратуры кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), приступивших к профессиональной деятельности, к использованию digital-инструментария в эпоху цифровой коммуникации. Авторы провели исследование и показали уровень осведомленности начинающих логопедов о разнообразии digital-технологий для осуществления цифровой коммуникации и о наличии прикладного логопедического digital-инструментария; охарактеризовали факторы, определяющие выбор профессионально ориентированного ресурса для интернет-поддержки в блогосфере. На примере сайта кафедры логопедии МПГУ показаны способы подготовки будущих логопедов к использованию цифрового инструментария.
В статье рассматривается проблема обучения пейзажной живописи в системе дополнительного образования с учетом применения комбинации классических и инновационных технологий. Социальная значимость и методическая актуальность проблемы вызвана необходимостью адаптации для современной молодежи классических методик обучения художественным дисциплинам. В статье проведен анализ классических методик обучения пейзажной живописи. Выявлены системные основы преподавания пейзажа на разных уровнях образования. Определены инновационные направления для модернизации классической методики пленэра. Авторами обозначается вектор исследовательской деятельности в области методики преподавания пейзажной живописи, целью которого является сохранение классических традиций на основе синтеза творческих методов художников и педагогических инновационных, информационно-коммуникационных и современных художественных технологий.
В статье представлен опыт разработки содержания курса обучения живописи акварелью и реализации его в учебном процессе художественно-графического факультета в период пандемии. Курс, согласно замыслу автора, построен на междисциплинарной основе и фокусирует внимание студентов на важных историко-теоретических и технико-практических аспектах акварельной живописи. В рамках этого курса осуществлялось выполнение студентами самостоятельной работы, направленной на достижение следующих целей: изучение ключевых вопросов истории развития техники акварели, практическое освоение классических методов многослойной акварельной живописи, исследование экспериментальных способов и приемов работы акварельными красками. Автором публикации представлены успешные результаты включения в процесс дистанционного обучения живописи практических заданий по копированию произведений мастеров акварели. При этом подчеркивается важная роль методических рекомендаций к этим заданиям, ставшим важной основой самостоятельной учебной практики студентов в период пандемии. Такие формы организации работы студентов, как проведение самостоятельных исследований и исполнение копий произведений известных художников, рассматриваются автором публикации в качестве ведущих в процессе дистанционного обучения живописи. Содержание учебного курса «Техника акварельной живописи», по замыслу автора, направлено на развитие и обогащение личного художественного опыта студентов через овладение ими техническими аспектами классической акварельной живописи, что в результате должно способствовать развитию умения создавать оригинальные авторские произведения в технике акварели на основе традиционных, а также экспериментальных и новаторских подходов.
В статье исследуется история развития ведомственных средств массовой информации в России. Они появились еще во времена Российской империи в 1802 г. В основном все издания издавались в Санкт-Петербурге и не пользовались большой популярностью, и там редко публиковались материалы о жизни ведомств. Все изменилось после Октябрьской революции. В то время практически каждое ведомство выпускало свою газету, где рассказывало о своей работе и достижениях. Ярким примером ведомственного СМИ стала газета «Гудок», которая была создана в 1917 г. В настоящее время газета продолжает свою работу, но постепенно ее тираж сокращается. На данный момент выходит 32 тыс. экземпляров бумажной газеты по всей стране. Постепенно бумажная газета становится «премиум-продуктом». Также стоит отметить, что в бумажном виде в основном выходят ведомственные и корпоративные издания.
В статье предлагается обзор трактовок термина «интерес» в разных сферах гуманитарного знания на протяжении истории развития человеческой мысли. Отталкиваясь от существующих толкований, автор выделяет и формулирует понятие творческого субъективного интереса в журналистике; указывает, под влиянием каких факторов он формируется. Творческий интерес осознанно или бессознательно может влиять на выбор и освещение тем в практике СМИ. В статье делается вывод, что творческий субъективный интерес создателей контента следует строго отделять от интереса аудитории, в раскрытии тем желательно ориентироваться именно на второй. В работе использованы методы анализа источников, анализа и синтеза.
Статья посвящена проблеме активизации комплексного медиаобразования в современной школе как части профориентационных классов. Медиаобразование и медийно-информационная грамотность постепенно становятся частью школьного образования, но процесс идет недостаточно быстро. Медиакласс - второе гуманитарное направление в школе после психолого-педагогического класса. На данный момент цели и задачи медиакласса представлены недостаточно широко и подробно, популяризация этого направления только началась и требует особого внимания, так как это востребованное направление обучения, позволяющее воспитывать поколения, обладающие навыками грамотного восприятия информации. Школьники, начиная с 7-го класса, учатся работать с информационным потоком, фильтровать его, а также знакомятся с принципами создания контента в мире медиа. В статье рассмотрены ключевые особенности медиаобразования в школе и возможности дальнейшего развития направления в качестве предпрофессиональной подготовки учеников в сфере журналистики и медиакоммуникаций.
В статье приводятся результаты анализа особенностей формирования образа России в зарубежной культуре на основании путевых заметок, травелогов европейских путешественников и дипломатов XVI-XVIII вв. Опираясь на материалы трудов С. Герберштейна, А. Олеария и Ф. Альгаротти, автор выделяет основные стереотипы о России того времени. Данная литература рассматривается как часть обширного культурного явления, позволяющего определить контексты, имевшие принципиальное влияние на формирование этнических стереотипов о нашей стране за рубежом. Автор экстраполирует полученные выводы на предметное поле журналистских исследований, применяя антропологический, социологический и имагологический инструментарий. Таким образом, представляется возможным провести параллели между зарождением в травелогах этнокультурных стереотипов о России, включающих в себя категории «медведь», «холод», «страна контрастов», и современными медиа.
По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 60% опрошенных периодически не доверяют новостной информации на телевидении. В то же время доля людей, получающих информацию из Интернета, выросла с 13% в 2010 г. до 42% в 2023 г. Исследования показывают, что молодежь все чаще обращается к Интернету для получения новостей и информации, чем к другим видам СМИ, и в частности к телевидению1. Современный мир стал свидетелем быстрого развития технологий, которые изменили саму сущность вещания и коммуникаций. Интернет-коммуникации имеют особое место в этом процессе, поскольку они стали основой для современного интернационального вещания. Интернет-коммуникации позволили преодолеть физические границы и создали новую возможность для международного телерадиовещания. Теперь информация может передаваться в режиме реального времени в любую точку мира, что упростило и ускорило международную коммуникацию. Вещательные компании теперь могут достичь аудитории в разных странах, привлекая новых потребителей и предоставляя им качественный контент. В данной статье рассматривается значимость интернет-коммуникаций в современном международном вещании и анализируются их преимущества, а в качестве примера рассматривается специфика работы телеканала RT.
Данная статья описывает феномен, сложившийся в конце 1990-х гг. в современной литературе. Писатели из разных стран, в первую очередь английские и американские, обращаются к живописным полотнам голландского «золотого века», превращая отдельные картины и их авторов в главных героев литературных произведений. Количество подобных текстов, исчисляемое десятками, образует тенденцию в современном англо-американском романе, развивающуюся в течение трех десятилетий. В статье приводится краткий список подобного рода произведений, обзорно рассматриваются отдельные тексты, в частности роман Деборы Моггак «Тюльпанная лихорадка» и Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой»; предлагаются классификации романов в зависимости от хронотопа и жанровой модификации, анализируются причины популярности нидерландского искусства XVII в. в современной культуре.
В статье рассматриваются явления художественного и внутрилитературного синтеза в стиле Р. И. Фраермана. Автор приходит к выводу, что в повести «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» многоаспектный синтез становится значимым смыслообразующим стержнем, позволяет писателю видеть разные плоскости жизни, изображать одни и те же предметы и явления одновременно с двух разных точек зрения: возвышенно-поэтической и реально-прозаической, давая им сразу и переносное, и прямое осмысление. Лиризации прозы Фраермана способствует обращение автора к возможностям художественного синтеза. Поэтический мир Фраермана характеризуется своеобразной взаимопроницаемостью разных жанровых структур, в ряду которых одно из существенных мест принадлежит сказочной модальности. Обращение к жанровому канону сказки вскрывает мифопоэтические основы его поэтического мышления, восприимчивость к архетипическим образам-символам. Писатель удачно и весьма продуктивно использует возможности синтеза, чему свидетельство ассоциативный строй, композиция, система персонажей, совокупность мотивов и тем.
В данной статье рассматривается художественное осмысление социально-нравственного кризиса на рубеже XX-XXI вв. в пьесах представителей русской новой драмы братьев Пресняковых («Паб», «Перед потопом», «Изображая жертву») и Я. А. Пулинович («Наташина мечта», «Учитель химии», «Я не вернусь»). Современная русская драматургия, развивающаяся в рамках стилевой контаминации методов реализма и постмодернизма, в экспериментальном ключе обращается к ситуации порога, возникшей в постсоветском обществе конца 1990-х - начала 2000-х гг. В пьесах братьев Пресняковых и Я. А. Пулинович преодоление социально-нравственного кризиса, во многом связанного с историко-культурным упадком, представляется недостижимым и выражается преимущественно на семантическом уровне жанровой структуры драматического произведения.
Цель данной статьи - анализ и обоснование такой малоизученной категории, как образ читателя в литературном произведении. Для этого автором выполнен ряд задач: теоретический экскурс в проблему читателя как заложенной в тексте программы восприятия и воздействия, выявление типологии читателя в ведущем литературном направлении второй половины ХХ в. (деревенской прозе), а также исследование образца прозы классика русской литературы В. Г. Распутина: рассказа «Уроки французского» о школе и помощи учительницы ученику. В результате анализа рассмотрены роль названия, первичные и последующие рецептивные установки прочтения, выявлены скрытые смыслы произведения, его ассоциативные и интертекстуальные связи с мировой культурой. В итоге автор статьи пришел к выводу о продуктивности прочтения литературного произведения с использованием данной методологии.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011