ISSN 2073-1426
Языки: ru · en

ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Представлены теоретические и эмпирические материалы, раскрывающие и объясняющие влияние цифровизации на мотивационную сферу личности в учебной деятельности. Показано, что оно является комплексным и затрагивает основные мотивационные подсистемы. Дифференцирован состав этих подсистем. К ним относятся, в частности, подсистемы внешней и внутренней мотивации, а также мотивации достижения и мотивации безопасности. Доказано, что это влияние выступает подчеркнуто диверсифицированным, сочетая себе как позитивные, так и негативные тенденции. В результате оно приобретает сложный и внутренне противоречивый характер. Обосновано, что различные мотивационные подсистемы характеризуются разной степенью подверженности влиянию со стороны факторов цифровизации, то есть разной сензитивностью к ним. Установлено, что трансформационное влияние факторов цифровизации является различным на основных возрастных этапах, то есть, генетически относительным. Обосновано положение, согласно которому результативным эффектом этих трансформаций выступает синдром снижения когнитивности. Они в целом имеют подчеркнуто негативное влияние на формирование когнитивной сферы личности. Следовательно, раскрытие и последующий учет такого рода негативных тенденций является важнейшим условием для разработки профилактических и корректирующих мероприятий, направленных на оптимизацию мотивационного обеспечения учебной деятельности.

Theoretical and empirical materials are presented that reveal and explain the impact of digitalization on the motivational sphere of personality in educational activities. It is shown that it is complex and affects the main motivational subsystems. The composition of these subsystems is differentiated. These include, in particular, subsystems of external and internal motivation, as well as achievement motivation and safety motivation. It is proved that this influence is emphatically differentiated, combining both positive and negative trends. As a result, it acquires a complex and internally contradictory character. It is proved that various motivational subsystems are characterized by varying degrees of exposure to the influence of factors of digitalization, that is, different sensitivity to them. It has been established that the transformational influence of digitalization factors is different at the main age stages, that is, genetically relative. The assumption is substantiated, according to which the effective effect of these transformations is the syndrome of cognitive decline. They generally have a distinctly negative impact on the formation of the cognitive sphere of personality. Therefore, the disclosure and subsequent consideration of such negative trends is an essential condition for the development of preventive and corrective measures aimed at optimizing the motivation of educational activity.

Тип: Статья
Автор (ы): Карпова Елена Викторовна
Ключевые фразы: мотивация, МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, цифровизация, компьютерные технологии, СНИЖЕНИЕ КОГНИТИВНОСТИ, УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МОТИВАЦИОННЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Префикс DOI
10.34216/2073-1426-2024-30-1-23-28
eLIBRARY ID
67889525
Текстовый фрагмент статьи