ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА
том 30 № 1 (2024)
Статьи в выпуске: 17
Рецензия на коллективную монографию “Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики”.
В настоящей работе самоповреждающее поведение людей и высших животных рассматривается со стороны этологического и психологического подходов. Анализ патопсихологических нарушений и расстройств с точки зрения этологической психиатрии (психологии) позволяет понимать природу, патогенез и механизмы поведенческих паттернов и пантомимики у пациентов с пограничными и психическими расстройствами. Самотравматизацию можно наблюдать при эпилепсии, аутизме, умственной отсталости, у акцентуированных и невротичных подростков. По мнению авторского коллектива, повреждение тела и кожи является проявлением инстинктивного реагирования. Физическая аутоагрессия удовлетворяет реализацию агрессивного инстинкта, подкрепляется опиоидным удовольствием от боли и реализуется при ограничении прямой реакции на отрицательный стимул. Авторами проведен сравнительный анализ пантомимики физической аутоагрессии (самоповреждения) 15 подростков с психологическими травмами, 15 детей с психическим дизонтогенезом и 12 экспериментальных обезьян (макак яванских и макак-резусов). Результаты исследования показали, что экспериментальные приматы переадресовывали агрессию на собственное тело и конечности в условиях препятствия мотивации нападения. Подростки в ответ на стрессовый фактор насекали кожу острыми и колющими предметами. Дети с психоречевыми нарушениями иллюстрировали приматологические формы самоповреждения в ответ на ограничение и отрицательный раздражитель. Выявленные пантомимические акты физической аутоагрессии у экспериментальных обезьян, детей с нарушением психического развития, подростков с психотравмирующим опытом показывают общность и видоспецифичность невербального рисунка самотравматизации. У людей и приматов в пантомимической продукции обнаружены гомологи аутоагрессивных паттернов в невербальной продукции.
Представлены результаты исследования жизнестойкости мужчин в аспекте их эмоциональной привязанности. Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема эмоциональной привязанности всё более актуализируется в психологических исследованиях в связи с признанием данного феномена в качестве имманентного источника эффективного функционирования человека, его жизнестойкости, способности успешно преодолевать неблагоприятные средовые условия. Современное общество с его информационной насыщенностью, неустойчивостью, ускорением ритма жизни требует от человека жизнестойкости, помогающей справляться с трудными жизненными ситуациями. В связи с этим важным становится выявление, изучение, осмысление тех личностных характеристик, которые ответственны за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями. Особенно важным изучение данного вопроса представляется на мужчинах периода средней взрослости - времени не только расцвета личных и профессиональных достижений, но и кризиса, снижения жизненной активности, крушения надежд. В исследовании приняли участие 50 человек мужского пола в возрасте от 26 до 35 лет (Мср. = 30,6), имеющих высшее образование, состоящих в браке. Для обработки результатов исследования применялся кластерный анализ (иерархический, K-means), критерий различий Манна - Уитни. Выявлено две группы мужчин с надежным и осторожно-тревожным типами привязанности, с учетом полученных данных исследованы особенности их жизнестойкости. Установлено, что у мужчин с надежным типом привязанности показатели жизнестойкости достоверно выше, чем у мужчин с осторожно-тревожным типом привязанности. В теоретическом аспекте обогащены знания по проблемам жизнестойкости и эмоциональной привязанности мужчин; в практическом плане результаты исследования могут быть использованы в деятельности психолога для профилактики кризисных состояний мужчин в период средней взрослости.
Статья посвящена исследованию проблемы личностно-профессионального саморазвития будущего педагога-музыканта в процессе его участия во внеучебной концертной практике. Анализируются потенциальные возможности различных форм организации данной практики с целью определения наиболее благоприятных с точки зрения личностно-профессионального роста студентов. Опираясь на средовой подход к пониманию профессиональной специфики музыкально-педагогической деятельности будущего учителя и принципы личностно развивающего высшего образования, на основе изучения трудов в области музыкальной психологии и педагогики, а также использования методов педагогического наблюдения было установлено, что для личностно-профессионального саморазвития студентов внеучебное образовательное пространство используется крайне недостаточно. В этой связи была предпринята попытка рассмотреть возможности личностно-профессионального саморазвития студентов в условиях внеучебной творческой образовательной среды: концерты классов, фестивали, конкурсы, просветительские проекты, мастер-классы, тематические мероприятия в содружестве с музейными и художественными организациями и др. По итогам анализа результатов педагогического наблюдения разработаны уровни, критерии и показатели личностно-профессионального саморазвития студентов в условиях внеучебной концертной практики. Определены ряд условий, наиболее оптимально способствующих личностному саморазвитию будущего педагога-музыканта в области профессиональной творческой деятельности.
В статье обсуждается роль социальной активности студентов колледжа, рассматриваются уровни социальной активности и их признаки. Приведены результаты исследования выявления процентного соотношения участия студентов разных курсов в различных внеурочных мероприятиях с целью отслеживания динамики уровней социальной активности. Это обусловлено тем, что современное общество в процессе своего непрерывного развития требует от образовательных учреждений подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельному принятию решений, готовых к положительным преобразованиям в социуме, инициативных. Выявлено, что решению данной задачи максимально способствует развитие у обучающихся социальной активности.
Среднее профессиональное образование (СПО) занимает значимое положение в системе образования Российской Федерации. В современном обществе существует потребность в разноуровневых системах образования, которые могут обеспечить компетентных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда. В результате этого получение качественного образования становится ясной и обоснованной целью как для молодого поколения, так и для взрослых. Качество образования остается одним из ключевых факторов для успешного развития страны. От него непосредственно зависят прогресс различных сфер, таких как технологии, экономика, информатизация, образование и общество в целом. СПО играет важную роль в подготовке квалифицированной рабочей силы, соответствующей потребностям различных отраслей экономики. В ней ставится задача не только обеспечения обучающихся профессиональными знаниями и навыками, но и формирования общекультурных компетенций. Важность СПО заключается в том, что оно обеспечивает социально-экономическую мобильность населения, способствует интеграции выпускников в общество и повышению их социального статуса. Однако реализация эффективной и качественной профессиональной подготовки студентов СПО сталкивается с рядом проблем. Некоторые из них включают необходимость обновления образовательных программ в соответствии с современными требованиями рынка труда, усиление практической составляющей обучения, повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива, внедрение информационно-образовательных технологий и развитие профориентационной работы. Решение этих проблем требует совместных усилий государства, общественности, работодателей и профессиональных образовательных учреждений. Таким образом, развитие качественного образования в СПО остается актуальной задачей, влияющей на национальное развитие в целом.
В статье обсуждаются проблемы обучения академическому письму в неязыковом вузе и возможности их решения. Представлен анализ исследований по данной тематике, показана актуальность темы для обучения студентов магистратуры в условиях необходимости осуществления международного научного взаимодействия. Приведены результаты исследования - анкетирования студентов-магистрантов по поводу их отношения к заданиям по академическому письму. Для интерпретирования результатов были использованы методы статистического анализа. Результаты анкетирования продемонстрировали противоречивое отношение к письменным заданиям при обучении английскому языку в магистратуре: подавляющее большинство студентов заявило о необходимости заданий по академическому письму, при этом магистранты в основном оценивают такие задания как неинтересные и неэффективные с точки зрения развития своих языковых компетенций. Одной из причин негативного отношения студентов к заданиям по академическому письму является дисбаланс в развитии языковых компетенций, при котором письменная компетенция развита хуже, чем чтение, говорение, аудирование. Обучающиеся не видят взаимосвязи в развитии всех видов речевой деятельности и имеют слабую мотивацию к изучению академического письма. Задача преподавателя - инкорпорировать задания по академическому письму в курс обучения английскому языку с учетом принципа взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности и особенностей потребностей обучаемых, актуализируя факторы самостоятельности и профессиональной ориентированности. Исследование показало нереализованный потенциал развития навыков, умений и мотивации в данной области.
Данная статья посвящена изучению и анализу использования возможностей декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании выявлено, что декоративно-прикладное искусство имеет свои эстетико-воспитательные возможности как в обучении детей изобразительному искусству, так и в развитии у них эстетической восприимчивости к окружающему миру. Предложены перспективные направления использования видов, подвидов, разновидностей, техник и технологий декоративно- прикладного искусства в художественно-творческой деятельности старших дошкольников. Автор делает выводы, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством - одно из основных средств формирования эстетического вкуса, развития умения видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве.
В данной статье в рамках многоэтапного математико-информационного задания указана методика изучения студентами множеств Мандельброта и обрамлений множеств Мандельброта семейства полиномов третьей степени. Описаны алгоритмы построения данных множеств в различных средах. Изучаются связи обрамлений множества Мандельброта с замечательными кривыми: лемниската, эпициклоида и другими. Данная работа нацелена на развитие креативности и исследовательских компетенций студентов. При выполнении многоэтапного математико-информационного задания студент выступает в роли математика, программиста и компьютерного художника, что нацелено на развитие его креативности и повышения мотивации к математике и программированию.
В статье рассматривается такой феномен современных партнерских отношений как онлайн неверность. Описана проблематика и актуальность исследования онлайн неверности в зарубежной и отечественной литературе. Представлена попытка операционализации и разделения понятий микроизмены и онлайн неверности (кибер неверности). Приведены результаты пилотажного исследования при помощи неструктурированного интервью и опроса на тему онлайн неверности в партнерских отношениях у мужчин и женщин.
Статья посвящена исследованию ценностно-смысловой сферы личности студентов, склонных к употреблению психоактивных веществ. Отмечается важность своевременной организации коррекционной работы по преодолению аддиктивного поведения. В статье рассматриваются факторы, определяющие возникновение зависимого поведения, классификации мотивов формирования зависимых форм поведения личности в студенческом возрасте. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению возникновения аддиктивных форм поведения личности. В эмпирической части исследования описаны структура, методы и результаты исследования отношения личности студента к психоактивным веществам. Установлена взаимосвязь между ценностно-смысловыми характеристиками и отношением к психоактивным веществам.
Ключевым направлением государственной национальной политики Российской Федерации является успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество. В статье представлены результаты исследования ценностной сферы личности молодых мигрантов из стран Центральной Азии. Изучены как личностные, так и культурные ценности. Методологическими рамками работы выступили теоретический подход к исследованию ценностей Ш.Шварца и кросскультурный подход к изучению особенностей разных культур Г.Хофстеде. Проведен сравнительный анализ ценностных профилей российской молодежи и мигрантов из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана. В эмпирическом исследовании установлено, что доминирующими ценностями молодых мигрантов являются: доброта, безопасность, избегание неопределенности, долгосрочная ориентация. При сравнении значений ценностей личности установлено, что у молодых мигрантов все ценности более выражены, чем у молодежи из России. Сопоставляя культурные ценности, установлено, что избегание неопределенности и маскулинность у молодых мигрантов ниже, чем у молодежи из России. Учитывая данные особенности ценностной сферы центральноазиатских мигрантов, а также их связь со стратегиями психологической аккультурации, авторы приходят к выводу о необходимости учета специфики ценностного профиля мигрантов как фактора психологической адаптации при оказании социально-психологической помощи.
Стремление к когнитивной закрытости - естественный психический процесс, направленный на получение максимально однозначной информации и отсечению неверных, двойственных, дискуссионных, неопределенных данных. В исследовании ставится вопрос, может ли стремление к максимально определенной информации быть связано с локусом контроля как субъективном представлении человека о причинах происходящих с ним ситуаций. Для проверки предположения использованы: тест-опросник «Диагностика парциальных позиций интернальности - экстернальности личности», разработанный Е.Ф. Бажиным и коллегами на основе шкалы «Исследование субъективного контроля» Дж. Роттера и полная версия теста-опросника «Стремление к когнитивной закрытости» А.Круглянски в русскоязычной адаптации (русскоязычная адаптация М.И. Ясина, О.Е. Хухлаева). Выборку составили 80 испытуемых в возрасте от 19 до 26 лет, студентов вуза. Установлено, что шкала «Решительность» опросника когнитивной закрытости позитивно связана с «Интернальностью» со значениями r = 0,266 при p < 0,018 и при средней степени достоверности (1-β) = 0,514. Однако решительность считают отдельным конструктом, не вносящим вклад в когнитивную закрытость как таковую. Остальные четыре шкалы теста когнитивной закрытости («Стремление к порядку», «Стремление к предсказуемости», «Избегание двойственности» и «Стремление к закрытости мышления» не показали значимых связей с локусом контроля (интернальности), то есть когнитивная закрытость не связана с локусом контроля.
Актуальность статьи обусловлена существующими демографическими проблемами, тесно связанными с трансформацией традиционных стереотипов репродуктивного поведения среди современной молодежи, сменой моделей традиционных семейных отношений и девальвацией в обществе ценности материнства. Это актуализирует проблему формирования готовности к материнству у девушек и молодых женщин, используя образовательно-воспитательный потенциал высшей образовательной организации. Автором рассматривается готовность к материнству как психолого-педагогический феномен, имеющий сложную природу и требующий от женщины соответствующего комплекса специальных умений и навыков в сфере материнства и детства, твердой гражданской и социальной позиции, сформировавшейся системы ценностей, установок и личных качеств, что требует системного и педагогически обоснованного воздействия. В этой связи сделан акцент на необходимости разработки и внедрения во внеучебный процесс дополнительной образовательной программы, нацеленной на формирование у студенток системы представлений о сущности материнства и материнских функций, получение первичных навыков воспитания, развития и ухода за ребенком, решения, возникающих при этом социально-экономических и правовых проблем. Использование различных видов и форм организации внеучебной деятельности студенток, методов активного и интерактивного обучения, специально разработанного комплекса заданий, а также привлечение к реализации программы специалистов профильных организаций и педагогов организации высшего образования позволило сформировать каждый из компонентов готовности студенток к материнству и феномен в целом.
Представлены теоретические и эмпирические материалы, раскрывающие и объясняющие влияние цифровизации на мотивационную сферу личности в учебной деятельности. Показано, что оно является комплексным и затрагивает основные мотивационные подсистемы. Дифференцирован состав этих подсистем. К ним относятся, в частности, подсистемы внешней и внутренней мотивации, а также мотивации достижения и мотивации безопасности. Доказано, что это влияние выступает подчеркнуто диверсифицированным, сочетая себе как позитивные, так и негативные тенденции. В результате оно приобретает сложный и внутренне противоречивый характер. Обосновано, что различные мотивационные подсистемы характеризуются разной степенью подверженности влиянию со стороны факторов цифровизации, то есть разной сензитивностью к ним. Установлено, что трансформационное влияние факторов цифровизации является различным на основных возрастных этапах, то есть, генетически относительным. Обосновано положение, согласно которому результативным эффектом этих трансформаций выступает синдром снижения когнитивности. Они в целом имеют подчеркнуто негативное влияние на формирование когнитивной сферы личности. Следовательно, раскрытие и последующий учет такого рода негативных тенденций является важнейшим условием для разработки профилактических и корректирующих мероприятий, направленных на оптимизацию мотивационного обеспечения учебной деятельности.
В статье рассматриваются проблемы современного российского образования, связанные с формированием этнокультурной идентичности обучающихся, определяется модель формирования этнокультурной идентичности обучающихся сельских школ в процессе проектной деятельности. Производится теоретический анализ понятия этнокультурной идентичности, сравнительная характеристика таких категорий, как национальная идентичность, социальная идентичности, этническая идентичность, социокультурная идентичность и этнокультурная идентичность. Определяется структура феномена этнокультурной идентичности, в которой выделяются ценностно-ориентировочный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Анализируется массовый опыт формирования этнокультурной идентичности у детей и молодёжи, который на данном этапе развития педагогической практики характеризуется отсутствием системной деятельности, направленной на формирование этнокультурной идентичности обучающихся в учреждениях основного и дополнительного образования, а также фрагментарностью. Предлагается модель формирования этнокультурной идентичности обучающихся сельских школ в процессе проектной деятельности и определяются основные содержательные этапы её реализации.
Автором статьи представлены результаты апробации разработанной им методики «Методика определения особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования». Обоснование авторской методики проводилось на выборке студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Методика разрабатывалась с целью выявления особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования. Основаниями для методики стали перечисленные в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года традиционные ценности, также список универсальных компетенций, представленный в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата ФГОС ВО, и результаты предварительного эмпирического исследования автора по выявлению значимых ценностей и ценностных установок у студентов в период обучения в педагогическом вузе. Представленные в статье результаты апробации методики автора доказали ее валидность и надежность. Описание результатов апробации показало высокую степень согласованности шкал методик (апробированной методики «Методика определения особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования» и методики «Диагностика реальной структуры ценностной ориентации личности» С.С. Бубновой). При этом выявленная содержательная согласованность в ответах студентов даже выше, чем по выборке преподавателей, то есть студенты уже сейчас учатся по программам, которые ориентированы на профессиональные педагогические ценности, они у студентов более четко представлены в ценностно-мотивационной структуре профессиональной деятельности по сравнению с преподавателями.